Курс лекций по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 16:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

 В реальных политических  системах переплетаются признаки всех типов лидерства, при преобладании одного из них.

По стилю взаимодействия со средой выделяются 2 типа лидеров:

Авторитарный – стремящийся к монопольной власти. Он единолично определяет цели и способы их достижения, повышает активность своих последователей административными методами, применением силы.

Демократический – стимулирует активность своих последователей путём пробуждения у них чувства собственного достоинства, создания атмосферы сотрудничества. Он всегда учитывает мнение членов группы, тактичен, уважителен, объективен.

           По типу политического сознания  лидеров классифицирует американский  политолог Р.Такер: лидер – реформатор  – верит в принятую большинством  идеальную модель общества, определяет  отклонение от этой модели в поведении людей. Главную задачу видит в преодолении имеющихся отклонений путём изменения этих привычек;

лидер – революционер – видит и определяет существующие социальные порядки как непоправимо неправильные. Он видит одно возможное решение – фундаментальное переустройство общества в соответствии с иными социальными идеалами;

лидер – консерватор - не желает социальных изменений, противодействует им и имеет в качестве своих союзников существующие общественные установления, нормы и принципы.

Функции политических лидеров (по Р.Такеру):

                Диагностическая - люди ожидают от лидеров авторитетной, своевременной и точной оценки ситуации в группе, обществе.

Предписывающая (директивная) – это выработка линии поведения, определение политической стратегии, т. е. направление действия в интересах группы или сообщества, которое будет разрешать проблемную ситуацию.

Мобилизующая – лидеры добиваются поддержки группой данной ими оценки ситуации и предписанного плана действий.

 

3.3Понятие и функции политической элиты

  Образование  и функционирование государства, политический режим, социально-экономический  уклад во многом зависит от  типа элиты: национальной и политической.

  «Элита» от  лат. слова «eligere» и фр. «elite»  - лучший, избранный

  Национальная элита – более широкое понятие, чем политическая элита. Она включает и духовно-интелектуальную,  хозяйственную, военную,  политическую и другие типы элит. Политическая элита – общественный слой, который обеспечивает власть, сохранение и воспроизведение политических ценностей и политической системы в целом, действует с целью удовлетворения потребностей и интересов отдельных социальных групп или всего народа, пользуется определёнными преимуществами своего общественного положения.

Это относительно замкнутая общность с ограниченной численностью, которая имеет решающее влияние на разработку, принятие и внедрение политических решений. Та часть элиты, которая в данный период осуществляет власть, называется правящей политической элитой. Ей противостоит оппозиция или контрэлита, которая хочет изменить направление общественного развития, представляя другие классы, социальные слои, другую идеологию, чем правящая. Если оппозиция поддерживает те же ценности и ориентации, что и правящая элита, только имеет свой взгляд на методы руководства, тогда это системная или лояльная оппозиция. И наоборот. (Диссиденты - контрэлита в коммунистических режимах, коммунистические партии -  в западных демократиях).

 Правящая  элита делится на элиту власти  и элиту влияния.

Элита власти – это та часть элиты, которая осуществляет власть с помощью государственных институтов. Элита влияния – та часть элиты, которая обеспечивает выработку и проведение политических курсов финансово, интеллектуально, с помощью налаживания связей с массами, формирует общественное мнение. К ней относятся: бизнесмены, финансовые фонды, компании, политологи, специалисты в области внутренней и внешней политики, исследователи общественного мнения, редакторы, обозреватели СМИ, режиссеры, писатели и др.

     Политическая элита пополняется за счёт субэлиты – промежуточного звена между большинством населения и элитой. Она поддерживает элиту, пополняет её ряды и принимает тех, кто из неё выпадает.

    Классификация  политических элит по стадиям  исторического развития общества:

- традиционное (доиндустриальное  общество) – аристократическая элита  или элита крови;

- индустриальное общество  периода капитализма – элита  богатства и успеха;

- индустриальное общество  тоталитарного социализма – бюрократическая  элита;

- постиндустриальное общество – элита знаний (меритократия).

    Функции политической  элиты:

- стратегическая – определение  политической программы действий  путём выработки новых идей, отражающих  интересы общества;

- организаторская –  осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь;

- интегративная – укрепление  стабильности и единства общества, устойчивости его политических  и экономических систем, недопущение  и разрешение конфликтных ситуаций

 

Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами

1. Какова природа политического  лидерства?

2. Какие функции выполняет  политический лидер в обществе?

3. Какие вам известны  типы политического лидерства  и чем обусловлено возникновение  культа личности в политике?

4. Определите составляющие  имиджа политического лидера  и проанализируйте основные методы  его формирования.

5. В альтернативном социологическом  словаре Е.Головаха отмечает, что  лидер – это член общества, первым бегущий к яме и последний  в ней оказывающийся. (Социология: теории, методы, маркетинг. – 1999, № 2, с.205). Ваше мнение. Аргументируйте его.

6. Охарактеризуйте политических  лидеров современной Украины. Какого  типа лидеры нужны сегодня  Украине? Каковы причины слабой  популярности нынешних политиков?

7. Каково место политической элиты в социальной структуре общества?

8. Неизбежна ли элитарность  общества и насколько она совместима  с демократическими идеалами?

9. Обоснуйте необходимость  и сущность политической элиты  общества. Является ли элита социально-политическим или духовным феноменом общества?

10. Необходима ли бюрократия  в механизме политической власти?

11. Возможны ли реальные способы контроля над деятельностью бюрократии?

  1. В чем заключаются негативные для общества последствия существования номенклатурной системы?

 

ТЕМА 11

ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА

План

11.1. .Личность  как объект и субъект политики.

11.2.Политическая  социализация личности.

11.3.Политическое  участие, его формы и факторы.

 

Основные термины: личность, политическое воспитание, политическая социализация, политическое отчуждение, абсентеизм

 

          11.1.Личность как объект и субъект политики.

          Человека изучают многие науки, но в разных аспектах. Политология  выясняет его место в системе  политических отношений.

Этой темой начинается основополагающий раздел политологии “Субъекты и объекты политики”. Субъекты – это участники политического процесса. Таковыми являются: личности, политические лидеры, политическая элита, социальные общности, национальные общности, общественные объединения, политические партии, государство. Объект - это лицо или группа общества, на которых воздействуют субъекты политики. Субъекты одновременно являются и объектами потому, что они не могут действовать как совершенно независимая сила. Принимая политические решения, выходя на политическую практику, они испытывают воздействие других политических сил, становясь объектами политики.

Что такое личность? Это понятие многозначно. С одной стороны, она представляет конкретного индивида как субъекта деятельности, с другой, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт. Именно этот аспект важен в политологии, т.к. ее не интересует человек сам по себе, а как член определенного общества, социальной группы, характеризующийся некоторыми социально-значимыми чертами.

Личностное  в человеке – это постоянная озабоченность проблемами близких, коллектива, страны, человечества. Человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию.

Личность, как субъект политики, должна ориентироваться в правилах и механизмах политической жизни, (потребностях различных социальных групп, противоречиях между ними и методы их удовлетворения), знать, какое место она хочет в ней занять. Только тогда личность становится полноценным субъектом политики.

Личность может какое-то время жить вне политики, но такая изоляция искусственна. Когда результаты реальной политики угрожают интересам не только социальной группы, но личным интересам, личность всегда включается в политическую деятельность.

 

             11.2.Политическая социализация личности

Для того чтобы личность включилась в политику, она должна иметь определенные знания. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя  определенную политическую роль, называется политической социализацией личности.

 Этапы политической  социализации:

1. Детский, отроческий и  ранний юношеский период. Происходит  формирование первоначальных политических  взглядов и образцов политического поведения. Политические ориентиры позитивны, критического восприятия нет.

2. Период интенсивного  обучения в различных учебных  заведениях. На этом этапе формируется  информационная сторона мировоззрения  личности. Политическое “я” неустойчивое. Эмоциональное восприятие дополняется знанием должностных лиц, политических институтов. Существующая система социальных норм и ценностей  трансформируется во внутренний мир, закладываются основы политической культуры.

3. Активная социальная  деятельность. Работа в государственных институтах, общественно-политических организациях. Результатом этого этапа является превращение человека в гражданина, т.е. человека, сознающего себя членом данного государства, пользующегося всеми правами, обеспеченными законами этого государства, исполняющего установленные законами обязанности. Человек начинает действовать как полноценный субъект политических отношений.

         Различают еще вторичную социализацию, когда под влиянием коренных  перемен в жизни общества, у человека происходит переоценка ценностей, меняются идеалы и жизненные установки личности.

         На процесс политической социализации  влияют: семья, школа, подростковая  группа, армия, трудовой коллектив, общественное движение, СМИ, процесс  самовоспитания.

         Включение личности в политику  требует определенных условий. К  ним можно отнести:

- материальные предпосылки  - это в первую очередь элементарное  удовлетворение бытовых потребностей. Однако включенность в политику  не имеет обязательной связи с наличием бытовых условий.

- социально-культурные  предпосылки  – это, прежде всего, образование, которое позволяет  человеку участвовать в политических  дискуссиях, дает возможность осознать  свое место в обществе, использовать  легитимные, демократические формы политической борьбы. Однако и без образования люди могут участвовать в политике, но обычно спонтанно, экстремальными формами.

- политико-правовые предпосылки. К ним относятся: доминирующая  в обществе политическая культура, определенный политический режим, демократические процедуры формирования власти, гарантированность политических прав личности. Эти предпосылки должны найти отражение, прежде всего, в конституции государства, а также подзаконных актах. Если они отсутствуют, политическая деятельность ограничивается, сворачивается или разворачивается во взрывоопасных формах.

     Кроме предпосылок  большое значение имеют мотивы, побуждающие людей включаться  в политическую жизнь. Это могут  быть:

- корыстные мотивы, которые  имеют наибольшее распространение  среди тех, кто через политику, занятие определенного поста, хочет получить материальную выгоду и пр.

- бескорыстное служение  делу. Человек отстаивает свои  идеалы, несмотря ни на какие  угрозы и лишения.

- психологические мотивы, как, например, компенсационная теория. Суть ее заключается в том, что активность человека в политике, его стремление повысить авторитет или иметь власть, есть отражение низкой самооценки. Через власть такие люди пытаются поднять свой престиж (Г.Лассуел). 

     На включение  в политическую жизнь влияют: усвоение системы политических  знаний, благодаря которым человек  получает  представление о власти, о государстве, об основах демократии; текущее информирование (СМИ) – дает  ориентировку в событиях, помогает  определить позицию, позволяет осуществлять практические шаги; эмоционально-волевые качества - политика воспринимается не только умом, но и чувствами, отказ от пассивного стереотипа, приобретение навыков деловитости, что заключается в умении анализировать ситуацию и определять наиболее целесообразную линию поведения, выработка самостоятельной позиции, устойчивость поведения.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Политология"