Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 01:55, курс лекций

Описание работы

Политология - наука и учебная дисциплина.
ТЕМА 1: Политология в системе общественных наук.
Политология – интегрированная наука о политике.
Объект, предмет, методы исследования политологии.
Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.
Политология – интегрированная наука о политике.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ В СЖАТОМ ВИДЕ.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

РАЗДЕЛ I

Политология  - наука  и учебная дисциплина.

ТЕМА 1: Политология в системе общественных наук.

  1. Политология –  интегрированная наука о политике.
  2. Объект, предмет, методы исследования политологии.
  3. Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.

 Политология –  интегрированная наука о политике.

Политология – это  наука и учебная дисциплина, отрасль  социально-гуманитарного знания о  политике в формах е проявления и  взаимодействия с личностью и  обществом. Состоит из двух греческих  слов politike – общее дело, искусство правления (Аристотель), logos – учение, норма (Гераклит).

Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство» «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика».  Н.Макиавелли  в работе «Государь» XVI в. разделил понятие государство и политика. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Конфуций (V в. до н.э.), Т. Гоббс, Дж.Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И.Кант, К.Маркс.

1857г. – колумбийский колледж США, возникает первая кафедра истории.

1871г. -  во Франции  создается свободная школа политических  наук при Парижском университете.

1895г. – Лондонская  школа экономических и политических  наук.

1903 – американская  ассоциация политических наук.

Значительный вклад  в становление современной политологии  внесли М.Вебер, Р.Михельс, В.Парето, Г.Моска.

В 1948г. при ЮНЕСКО создаётся  международная ассоциация политических наук. Английский философ Ф. Беккон отмечал изучение права доступно только людям сведущим в политике, знающим природу, нормы права, изъяны человеческого общества. Дж. Кейне видел в политике и экономике факторы в неразрывном единстве, составляли идеи неолиберализма. Политология как учебная дисциплина введена в ВУЗах РБ по рекомендации ЮНЕСКО в 90-е годы XX-го века.

Структура политологии:

- политическая философия  формирует методологические, ценностные, мировоззренческие аспекты политико-властных  отношений;

- политическая история  исследует политическую жизнь  общества в исторической ретроспективе;

- история политических  учений изучает процесс становления  и развития политической науки;

- политическая социология- социальные основы политики и  власти, влияние политических явлений  и процессов на общественное  развитие;

- политическая психология  исследует психологические механизмы политического поведения людей, их интересы, потребности, чувства, мотивы, ожидания;

- геополитика – влияние  географических факторов на стратегический  потенциал внешней политики и  геополитические изменения в  мире;

- политическая антропология – природные свойства и естественные права человека как субъекта политического творчества, влияние этнических факторов на политическое поведение людей;

- политическая этика,  моральные нормы политических  отношений, поведение субъектов  политики.

Объект, предмет, методы исследования политологии.

Объект политологии  – политическая сфера общества, политическая действительность во всех его проявлениях.

Предмет политологии  – политическая власть, закономерности её становления и развития.

Политическая власть – ядро политики, главное средство обеспечения жизнедеятельности политической системы.

Политология как наука  исследует явления, процессы и отношения  в политической сфере, их диалектической взаимосвязи взаимообусловленности.

Политология как наука  представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований.

Политическая теория включает в себя научный анализ:

  • политику – как общественное явление и накопление человечеством политического опыта;
  • теорию политического управления обществом;
  • теорию управления социально-политическими процессами;
  • политическую культуру личности и общества;
  • международные политические отношения;

Прикладная политология  исследует политические явления, обосновывает конкретные рекомендации и прогнозы субъектов политики. Объектом её внимания является политическая ситуация в обществе, нормативно-правовые акты государства, политические интересы и ценностные ориентации социальных групп, характер политических отношений в обществе и возникновение конфликтов, эффективность деятельности политических институтов и принимаемых решений, избирательные компании, политическое поведение граждан, его мотивы и последствия.

Цель политологии как  учебной дисциплины – политическое образование и воспитание граждан. В соответствии с государственным стандартом образования политология включает следующие разделы:

- политология наука  и учебная дисциплина;

- политика и политическая  власть;

- политическая система;

- политические процессы;

- политическая культура  и идеология;

- международные политические процессы.

Методы исследования в политологии:

  • институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение;
  • исторический – политические отношения институтов и процессов  в контексте прошлого, настоящего и будущего;
  • социологический – социальную обусловленность политики и её влияние  на общественную жизнь;
  • поведенческий (бихевиористский) – непосредственное наблюдение политического поведения конкретного лица;
  • системный – политика как целостное общественное явление;
  • психологический – исследует психологический механизм политического поведения людей;
  • нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека;
  • сравнительный – однотипных политических систем, режимов, политических явлений.

Функции политологии:

- познавательная –  исследует и объясняет политические  процессы;

- инструменталистская  вырабатывает рекомендации для  властных структур и др. субъектов  в политике, политические технологии;

- прогностическая –  прогнозирует политические процессы  и явления, предвидит перспективы  развития политической системы  и общества;

- воспитательно-мировоззренческая  – способствует к приобщению  личности и общества к демократической,  политической культуре.

  Характер политического образования  и воспитания в Республике  Беларусь.

Политология формирует  знания о политике, форме закономерностей, которые подразделяют на четыре группы:

   -  закономерности  политико-властных отношений;

   -  закономерности взаимодействия политики с экономикой, социальной и духовной сферами общества;

-  закономерности  возникновения, развития политических  систем;

-  закономерности  политического развития.

За время изучения курса студент должен знать и  понимать около 260 категорий и понятий.

Государственный образовательный  стандарт по циклу социально-гуманитарных дисциплин регламентирует основные нормы, правила и требования предоставляемее  студентам:

*студент должен знать:

- основные положения  политических теорий;

- ключевые понятия категорий политики;

- роль политики в  жизни человека и общества;

- прикладные аспекты  политической науки.

* студент должен уметь анализировать:

-  политические системы  стран мира;

- государственное устройство  Республики Беларусь;

- политические процессы в Республике Беларусь и других стран.

*студент должен приобрести навыки и качества:

- гражданственности;

- политического участия;

- политической толерантности.

ТЕМА 2: Становление и развитие политической науки.

  1. Политическая мысль Древнего Востока.
  2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
  3. Политическое учение Средневековья.
  4. Политическая мысль эпохи Возрождения XIV-XVI в.в.
  5. Политическая мысль Нового времени.
  6. Политическая мысль России X-XIX в.в.
  7. Политическая мысль Беларуси X-XIX в.в.
  8. Основные направления современной политологии.

Политическая  мысль Древнего Востока.

Египет. Во главе государства – фараон – наместник Бога, он и властелин, и духовный правитель, главный жрец.

Индия. (II тыс. до н.э.) Книги «Веды»: государство – творение высших космических сил божественного закона, его предназначение, установить порядок на Земле, упорядочить совместную жизнь для социально-политического устройства характерна кастовая система. В VI в. До н.э. возникла философия буддизма, которая составит главную цель гармонии человека и природы, ликвидации кастовой системы, создание социального равенства через благородные поступки.

Вавилон (около 1750г. до н.э.) Законы Хаммурапи – первые правовые и политические памятники культуры человечества.

Китай (V в.до н.э. )Конфуций. Государство – творение воли неба, большая семья, его жизнь должна регулироваться высшими нравственными принципами. Основная добродетель – подданный государству, преданность и подчинение правительству, послушание и почтительность к старшим. Основной принцип государственного устройства – патриархальность (pater - отец), которая выражена в словах Конфуция: «Император должен быть императором, отец – отцом, сын - сыном». Принцип социальной справедливости выражен в словах: «Стыдись быть бедным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути».

Политические  учения Древней Греции и Древнего Рима.

Характерные черты:

- постепенное освобождение  знаний о политике от мифологии;

- возникновение классической  философии и выделение основных направлений науки как части философии;

- анализ устройства  государства, классификация его  форм, поиск наилучшей формы правления.

Древняя Греция (V в. до н.э.) Сократ: «власть, основывающаяся на воле народа и закона – демократия, а правление антинародное игнорирующее законы - тирания».

Платон (V-IV в до н.э.) разрабатывает концепцию идеального государства в работах «Государство», «Законы».

Идеальное государство  – правление лучших и благородных, аристократов духа, мудрецов-философов. Государство сильно мудростью своих правителей. В идеальном государстве первое сословие – философы и второе – стражи (воины) должны отказаться от частной собственности и семьи, и служить во благо отечества.

Аристотель (IV в. до н.э.) «Политика» - в государстве, как в семье, кто-то должен управлять, кто-то подчиняться». Платон формирует патриархальную концепцию: семья – полис – государство. Государство отличается формами организации правления, характером отношений, «господством подчинения. Определяется три правильные формы государства: - аристократия;

            - монархия;

            - полития (сочетание аристократии  и демократии)

и три неправильные формы  правления: - олигархия;

                                                                    - тирания;

                                                                  - демократия, которая в условиях отсутствия управления в государстве может перерасти в охлократию (власть толпы).

Древний Рим (IV в. до н.э. – II в.)  Развивается римское частное и публичное право. Савелий, Юлиан, Гай создают юриспруденцию как самостоятельную науку. Юридически обосновывается концепция мирного государства и политики с принципом «разделяй и властвуй».

Цицерон (103 – 44 г. до н.э.): «обязанности человека перед обществом и государством имеют приоритетные значения. Права свободного гражданина римского государства недопустимо оскорблять и ущемлять». Наилучшая форма правления – демократия. Цицерон впервые ставит вопрос о правовом государстве и о принципе разделения властей. Является основателем ораторского искусства и красноречия. До настоящего времени сохранились 50 речей Цицерона.     

 

Политическое  учение Средневековья.

Средневековье – эпоха  господства и упадка феодальной, общественно-экономической  формами.

Информация о работе Лекции по "Политологии"