Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 01:55, курс лекций

Описание работы

Политология - наука и учебная дисциплина.
ТЕМА 1: Политология в системе общественных наук.
Политология – интегрированная наука о политике.
Объект, предмет, методы исследования политологии.
Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.
Политология – интегрированная наука о политике.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ В СЖАТОМ ВИДЕ.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

Принцип разделения властей возник в XVI-XVII вв. – Дж. Локк, Ш. Монтескье , который лаконично выразил свою мысль: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.».

Статья 6 Конституции  Республики Беларусь: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

Демократический централизм проявляется в единстве системы государственных органов, обязательности решений вышестоящих властных институтов для нижестоящих, в единстве правовой основы их построения и функционирования.

Демократизм проявляется  в деятельности тех государственных  органов, которые избираются гражданами и подотчетны избирателям.

Принцип демократического централизма предполагает последовательное осуществление политического курса  государства, согласованность в  действиях властных структур, гармонизацию общегосударственных, групповых и  местных интересов, развитие творческой активности граждан, ответственность каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело. Демократия без централизма в управлении обществом чревата стихийности и хаосом в социальном развитии.

В систему органов  государственной власти нашей страны входят:

  • Президент Республики Беларусь – глава государства (президентская власть);
  • Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь (законодательная (представительная) власть);
  • Правительство – Совет Министров Республики Беларусь (исполнительная власть (исполнительно-распорядительные органы));
  • Конституционный суд Республики Беларусь; (судебная
  • Общие и хозяйственные суды;                                            власть)
  • Органы прокуратуры;                              контрольно-надзорные)
  • Комитет государственного контроля;                               органы)
  • Органы местного управления и самоуправления.

Эти институты олицетворяют единую государственную власть Республики Беларусь. В законах страны закреплен  их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.

  Президент Республики Беларусь. Его конституционные права и  полномочия.

Статья 79 Конституции  Республики Беларусь: «Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и  внешний политики, представляет Республики Беларусь в отношениях с другими  государствами и территориальной  целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом».

Президентом может быть гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет, проживающий на территории РБ не менее 10 лет непосредственно  перед выборами.

Порядок избирания и  компетенция Президента, его освобождения и смещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь (ст.79-89).

Полномочия  Президента:

  • Назначает республиканский референдум, выборы в палату Представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
  • С согласия Палаты Представителей назначает на должность премьер-министра;
  • Назначает 6 судий Конституционного суда;
  • Обращается с посланиями к народу о положении в государстве, основных направлениях внутренней и внешней политики;
  • Возглавляет Совет безопасности Республики;
  • Является главнокомандующим военных сил Республики Беларусь;
  • В случае стихийного бедствия или военной угрозы вводит чрезвычайное положение и объявляет мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения Совета Республики.

В области законодательства:

Президент в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории РБ, избирательные декреты, имеющие силу закона.

Законодательная власть. Структура и функции.

Законодательная власть – это система полномочий и  представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:

  • Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь;
  • Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов  Палаты представителей по одномандатным округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может  быть одновременно членом правительства.

Основные полномочия Палаты представителей:

  • Рассмотрение по предложению Президента или по инициативе 150000 граждан изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь;
  • Рассмотрение проектов законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов и сборов;
  • Назначение выборов Президента РБ;
  • Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра.

Любой законопроект, если иное не предусматривается Конституцией, в начале рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики и в пятидневный срок подписывается Президентом.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов  и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10т дней после опубликования, если в самом законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

  Понятие и сущность исполнительной власти.

Исполнительная  власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.

 Исполнительную власть  в государстве осуществляет Правительство  – Совет министров Республики  Беларусь. Это центральный орган  государственного управления. Правительство  в своей деятельности подотчетно  Президенту и ответственно перед  Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры. Председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.

Премьер-министр назначается  Президентом с согласия Палаты представителей.

Основные функции  Правительства:

  1. Руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
  2. разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
  3. разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;
  4. обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;
  5. принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  6. выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
  7. обеспечивает выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряжений Президента.

         Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие общую силу на всей территории  Республики Беларусь.

 

 Структура судебных органов, их задачи. Основные принципы правосудия.

Судебная власть – система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативно-правовых актов.

Структура судебных органов:

Конституционный Суд  Республики Беларусь;

Общие суды (Верховный  Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды);

Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные  суды);

Хозяйственный суд города Минска.

Задачи судебных органов:

  • защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;
  • правовое, гражданское воспитание граждан.

Основные принципы правосудия:

  • независимость судей и  их подчинение только закону;
  • коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;
  • гласность судебного разбирательства;
  • обеспечение обвиняемому права на защиту;
  • обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;
  • неприкосновенность судей.

Статья 116 Конституции  Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов  в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь».

Конституционный суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей  из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как  правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов конституционного Суда – 70 лет.

Нормативные акты или их отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению  Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента конституции Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок  деятельности конституционного Суда определяются законом.

  Контрольно-надзорные органы в  политической системе.

К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.

Надзор за точным и  единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов  Правительства осуществляет Генеральная  Прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные и специализированные (транспортная, военная) прокуратуры.

Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной  собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных  органов осуществляет Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.

 Структура органов местного (территориального) управления и самоуправления.

Информация о работе Лекции по "Политологии"