- Формирование партийной системы с двумя - тремя доминирующими партиями.
- Не исключается возможность создания и установления монополии «партии власти».
РАЗДЕЛ III
Политические процессы.
ТЕМА
10: Содержание политического процесса.
1. Структура, содержание, режимы политического
процесса.
2. Типы и признаки политического процесса.
Структура, содержание, режимы политического
процесса.
Политический
процесс – политическая жизнь
общества в его динамике взаимодействия
субъектов политики, обеспечение достижения
общественных целей с помощью механизмов
и ресурсов государственной власти.
Структура политического
процесса:
- Субъекты политики
- Объекты политики
- Политические интересы
- Политические отношения
- Средства и метода политической деятельности
- Власть
Содержание политического
процесса:
- Изучение общественных проблем и определение политических приоритетов.
- Выявление, согласование и представление властными институтами интересов социальных групп.
- Принятие политических решений, организация и контроль их исполнения.
- Урегулирование политических конфликтов.
- Совершенствование избирательной системы и проведение выборов.
- Создание или реорганизация органов государственного управления, корректировка их полномочий.
- Политический маркетинг.
- Проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций.
- Оценка субъектами политики эффективности своих действий.
Режимы политического
процесса:
- Функционирования
- Развития
- Упадка.
Режим функционирования политической системы воспроизводит
сложившиеся, повторяющиеся отношения
между гражданами и государством, элитой
и массами. Политическая система самосохраняется,
но не выходит за рамки сложившихся в прошлом
взаимоотношений граждан и институтов
власти. Используются преимущественно
традиционные консервативные механизмы
господства, воспроизводящие политическую
систему, но не обновляющие ее структурные
элементы на основании нововведений адекватных
запросу времени. Властные структуры больше
придерживаются традиций, используют
устоявшиеся привычки, механизмы господства,
связанные с преемственностью в развитии
политической системы (СССР, 1964-1982гг. Л.И.
Брежнев, эпоха «застоя»).
Режим развития различается непрерывностью и устойчивостью
качественных изменений в политической
сфере общества. Политическая система
гибко приспосабливается к требованиям
общественной среды, конструктивно на
них реагирует. Целенаправленно внедряемые
инновации, социально-эффективные действия
властных институтов выводят систему
на качественно новый более цивилизованный
уровень существования. Используются
средства и методы политического управления,
отвечающие запросам времени и общества,
демократическим нормам и принципам (современное
политическое развитие Республики Беларусь).
Режим упадка характеризуется застоем в политической
жизни, нестабильностью общества, недовольствием
граждан, неспособностью государственных
органов к преодолению социальных противоречий.
Это выражается в конфликтах, столкновениях,
массовых демонстрациях, что в результате
приводит к революции или недовольствию
масс.
Политический процесс
можно подразделить на 5 основных стадий:
- Определение политических приоритетов на основе анализа субъектами политики социальных проблем, выявление и согласование интересов граждан, прогнозирование ситуации в обществе.
- Включение политических проблем в повестку дня практической политики и властных институтов.
- Изыскание ресурсов для удовлетворения насущных и перспективных интересов общества.
- Разработка и принятие законов, программ, стратегии и тактики действия властных структур, политических решений.
- Действия субъектов политики по реализации политической воли государства, интересов общества, их социальной эффективности.
Типы
и признаки политического процесса.
- Эволюционный процесс – политическая трансформация, характеризующаяся постепенностью, непрерывностью и продуктивностью нововведений. Граждане удовлетворены происходящими переменами, доверяют властным структурам.
- Признаки революционного процесса – радикальные коренные изменения в обществе отличаются решительностью действий политических субъектов, используются преимущественно насильственных средств и методов.
- Признаки открытого политического процесса – политический курс государства, его проблемы и приоритеты заинтересованно и свободно обсуждаются общностью. Властные структуры учитывают общественное мнение в своей деятельности.
- Признаки скрытого процесса – субъекты политики скрывают от общества объективную информацию и своих истинных целях, процессах в стране и мире, а также своих негативных действиях.
- Признаки стабильного процесса – преобразования в обществе осуществляются последовательно, комплексно и эффективно. Политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью, граждане доверяют институтам власти. Преобладают позитивные тенденции в социально-экономическом развитии, обеспечиваются права и свободы граждан.
- Признаки нестабильного политического процесса – неустойчивость политической ситуации в обществе, массовое недовольствие граждан уровнем и качеством жизни, характером реформ и политического режима.
Для Республики Беларусь характерен
стабильный эволюционный открытый
политический процесс.
ТЕМА
11: Деятельность субъектов политического
процесса.
Политические технологии
в политическом процессе.
Участники политического
процесса реализуют свои цели и задачи,
применяя разнообразные методы, приемы,
процедуры, знания и умения, т.е. политические
технологии.
Процесс формирования и
использования политических технологий
условно можно выразить формулой:
Сбор информации –
диагностика ситуации – оценка проблем
– прогнозно-проектные операции
– выработка целей – определение
последовательности действий – обоснование
рекомендаций – практическое применение
технологий.
Процесс формирования
технологий включает:
- Анализ политической ситуации в обществе.
- Обоснование стратегии и тактики методов действий в конкретной ситуации.
- Политическое прогнозирование.
- Разработка технологий подготовки, принятия и реализации политических решений.
- Консультирование субъектов политических действий.
Социально-полезное использование
политических технологий предполагает:
- Мотивирование общественными интересами действия субъектов политики, направленное на достижение поставленной цели и победу над соперником.
- Последовательность и принципиальность в реализации социальных потребностей и ценностей цивилизованного взаимоотношения с конкурентами.
- Компетентное и гибкое использование методов, приемов и ресурсов процедур в политически изменяющейся ситуации.
- Соблюдение и уважение законов государства, демократических норм и принципов, регулирующих общественную жизнь.
- Взаимный контроль государственных и общественных институтов за социальной продуктивностью политики.
Политическое
решение есть сознательный выбор стратегии и
тактики политического поведения достижения
цели в сфере государственной власти.
Правильный выбор
стратегии и тактики предполагает:
- Анализ ситуации в обществе.
- Разработку стратегии и тактики действий, соответствующих политической ситуации в стране и общественным запросам.
- Сравнение альтернативных вариантов политического поведения и экспертную оценку его последствий.
- Принятие научно-обоснованных политических решений и определение механизмов их реализации.
- Применение демократических, нравственных средств и методов достижения политической цели.
ТЕМА
12: Представительство и выборы.
1. Функции выборов в политической системе
общества. Типы избирательных систем.
2. Выборы и избирательные технологии.
3. Избирательная система Республики Беларусь.
Функции выборов
в политической системе общества.
Типы избирательных систем.
Выборы – способ формирования
высших и местных органов государственной
власти.
Выборы могут быть:
Президентские
Парламентские
Общегосударственные и местные
Очередные и внеочередные
Альтернативные и безальтернативные.
Выборы являются процедурой, с помощью которой
обеспечивается участие граждан в формировании
представительных законодательных органов
власти.
Функции выборов:
- инструмент легитимации и совершенствования политической системы общества.
- Способ смены политических элит волеизъявлением граждан.
- Форма коммуникации граждан с властью, общественный контроль за деятельностью политических институтов.
- Демократическим путем волеизъявлением народа формируются представительные законодательные органы.
- Средство политической социализации личности и рекрутирования (новое представительство) элиты.
Порядок формирования органов
государственной власти посредством
выборов регламентируется избирательной
системой страны, Конституцией, законами
государства. Вместе с тем существуют общепринятые демократические принципы выборов:
- Свободное волеизъявление избирателей
- Всеобщее избирательное право
- Равенство голосов избирателей
- Прямое избирательное право
- Тайное голосование
- Открытость и гласность.
Избирательное
право – совокупность юридических норм,
регулирующих участие граждан в выборах
представительных органов власти, организацию
и проведение выборов, взаимоотношения
между избирателями и представительными
учреждениями, порядок отзыва депутатов.
Типы избирательных
систем:
Пропорциональная
Мажоритарная
Пропорционально-мажоритарная
Пропорциональная
избирательная система – регулированный правовыми нормами
порядок выбора органов государства, предусматривающий
пропорциональное распределение депутатских
мандатов между политическими партиями
в соответствии с числом поданных за них
голосов.
Особенности пропорциональной
системы:
- Выборы проводятся в многомандатных избирательных округах.
- Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список.
- Каждая политическая партия получает в Парламенте число мандатов пропорциональных числу поданных голосов.
- Государство устанавливает «избирательный барьер» для политических партий, которые желают участвовать в работе Парламента.
Пропорциональная система
характерна для стран Западной Европы, где присутствует многопартийность.
Достоинства пропорциональной системы:
- Стимулирует многопартийность.
- Более адекватно, чем мажоритарная система отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране.
Недостатки данной системы:
- Система выгодна партийной верхушке, а не рядовым членам партии.
- Депутаты зависимы от своих политических партий, а не от избирателей.
- Практически невозможно установить для каждого округа количество мандатов, которые определили бы действительную пропорциональность.
- В Парламент избираются представители многих политических партий, что затрудняет формирование Правительства.
Мажоритарная
избирательная система – такой правовой порядок, при котором
победителем на выборах считается кандидат,
получивший установленное (абсолютное
или относительное) число голосов в избирательном
округе.
Особенности мажоритарной
системы:
- Выборы проводятся по одномандатным округам. В Республике Беларусь создано 110 избирательных округов.
- Избиратели голосуют за конкретного кандидата, а не за партийный список.
- Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов (50% + 1 голос избирателей) в первом туре или относительное большинство голосов во втором туре.
Достоинства данной системы:
- Универсальность – можно применять как для выборов Парламента, так и Президента.
- Позволяет избирателю лично оценить качества кандидата в депутаты.
- Гарантирует устойчивую взаимосвязь депутатов с избирателями.
- Обеспечивает большую стабильность деятельности Парламента и Правительства.
Недостатки:
- Значительная часть избирателей (до 50% и более) остаются непредставленными в органы власти.
- Сужает возможность небольших общественных объединений провести своих представителей в государственные органы.
- Не исключает опасность манипулирования волей избирателей.
Смешанная избирательная система – сочетание элементов пропорциональной
и мажоритарной системы с целью уменьшения
их недостатков.
Каждый избиратель имеет
2 голоса. Подсчет ведется раздельно
по партийным спискам и мажоритарным
округам.
Выборы и избирательные технологии.