Н. Макиавелли характеризовал политику как совокупность
средств, необходимых для того, чтобы овладевать
государственной властью и и полезно использовать
ее для укрепления государственности
и выполнения обязанностей перед обществом.
В политологии существует многообразие
трактовок политики как общественного
явления:
- Экономическая: политика рассматривается с позиции экономического детерминизма как надстройка над экономическим базисом.
- Стратификационная: политика – соперничество социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов с помощью государственной власти.
- Правовая: политика – производное от права.
- Этическая: в основу положен нормативный, ценностный подход к политике как средству достижения общего благополучия.
- Институциональная: политика определяется как деятельность государственных и общественных институтов.
- Антропологическая: источник и сущность политики усматривается в природе человека как социального существа в естественном стремлении людей к цивилизованному общению и коллективному взаимодействию.
- Конфликтно-консенсуальная: объясняет политику как совокупность социальных противодействий и конфликтов, требующих целенаправленных усилий по их разрешению, примирению субъектов политического процесса.
Предназначение
политики:
- Выражение и реализация индивидуальных, групповых и общих интересов членов общества.
- Интеграция различных категорий населения в единое сообщество, поддержание целостности общественной системы, обеспечение ее стабильности и развития.
- Управление общественными процессами, взаимодействие сообщества с внешней средой.
Политика – сфера
отношений:
- Индивидов, социальных групп и институтов по поводу использования государственной власти для удовлетворения общественных интересов.
- Государств, союзов государств, международных организаций по поводу урегулирования мировых противоречий и конфликтов, взаимовыгодного сотрудничества.
Виды политики:
- Внутренняя – основные направления деятельности государства по регулированию отношений людей внутри данного сообщества.
- Внешняя – вопросы, связанные с регулированием отношений данного государства с другими государствами и народами.
- Международная – деятельность мирового сообщества по разрешению стоящих перед ним проблем.
Функции политики:
- Интеграция общества, сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов.
- Управление общественными процессами по средствам принятия, выполнения политических решений, использования ресурсов государственной власти, создание и применение механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения.
- Политическая социализация личности – усвоение человеком политических ценностей, приобщение к управлению делами государства и общества.
- Выражение и реализация социальных интересов.
- Проектирование социально-политического развития.
- Регулирование отношений и поведение субъектов политики, выработка норм поведения и контроль их соблюдения, распределение политических функций и ролей, обеспечение политической коммуникации.
Структура политики:
- Субъекты политики – индивиды, социальные общности и группы, общественные и государственные институты.
- Объекты политик – общество, государство и их институты, социальные группы, проблемы и процессы.
- Политические организации общества выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными законом государства.
- Политические интересы.
- Политические отношения, регулирующиеся правовыми, политическими и нравственными нормами.
- Политическое сознание, отраженное в сознании людей, социально-политической реальности, их мысли, ценностные установки, убеждения, психология.
Взаимопонимание политики с
экономикой, моралью, правом.
Общество –
целостная система, составляющими
элементами которой являются сложноорганизованные
подсистемы или сферы общественной
жизни (экономическая, политическая, социальная).
Экономическая
сфера общества – область деятельности, связанная с производством,
распределением материальных благ и услуг,
включает в себя соответствующие структуры
и процессы.
Политическая
сфера общества – область деятельности, связанная с
регулированием реальных потребностей
и интересов людей, включает в себя государственные
и общественные институты, нормы ценности,
процессы.
Социальная
сфера общества – совокупность различных групп и общностей
людей, их связь и взаимодействие друг
с другом и обществом в целом, включает
в себя ряд институтов, организаций, учреждений.
Духовная сфера
общества связана с воспроизводством и развитием
общественного сознания в его различных
формах (искусство, философии, науки, религии).
Политика и
экономика.
Влияние политики демократического
государства на экономическую жизнь общества проявляется:
- В разработке и реализации экономических стратегий, отвечающих потребностям общества.
- В принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и стимулирующих экономические отношения.
- В создании благоприятных условий для научно-технического и технологического процесса, привлечение инвестиций для обновления и укрепления экономического потенциала страны.
- В постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширении свободы действий субъектов хозяйствования.
- В целенаправленном формировании социальной структуры общества, развитие предпринимательства, фермерства и индивидуальных хозяйств как базиса демократических преобразований.
Политика и
право.
Политическое управление
обществом невозможно без регулирования его нормами права. Политика
и право – явления взаимообусловленные.
Правовая политика воплощается в Конституции
государства, его законах и иных нормативно-правовых
актах. Она является средством легитимации
(признание другими государствами) социального
строя, юридического закрепления и реализации
политической стратегии и тактики государства,
защиты и укрепления государственности.
Главная задача правовой
политики – правовое обеспечение
деятельности субъектов политики и
демократизации общества, поддержание стабильности и совершенствования
политической системы. Гармоническое
взаимодействие политики и законов возможно
только в правовом государстве.
Политика и
мораль.
Два относительно самостоятельных
способа регуляции поведения
людей. В истории политической мысли прослеживается различные
представления о взаимоотношениях политики
и морали:
- Морализаторские – нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями. Решающий фактор прогрессивного преобразования в обществе – нравственное совершенствование его граждан. В политике недопустимы безнравственные цели, методы и средства.
- Ценностно-негативные – допускается, оправдывается нарушение нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. «Цель оправдывает средства» Н. Макиавелли.
- Компромиссный – признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики. Без союза с моралью политика лишается гуманных ценностей, превращается в инструмент власти с целью достижения определенного результат.
Политика и
наука.
Политика – область взаимодействия науки и искусства.
Научный подход к политике означает всесторонний
диалектический анализ общественных отношений,
социальных проблем и противоречий. Политический
авантюризм, игнорирование выводов науки
опасны для общества.
ТЕМА 4:Политическая власть
1. Происхождение политики. Характеристика
власти, структура, функции, формы.
2. Легитимность политической власти.
Происхождение
политики. Характеристика власти, структура,
функции, формы.
Т. Гоббс: «Власть –
средство достичь блага в будущем
и сама жизнь есть вечное и неустанное
стремление к власти».
М Вебер: «Власть –
возможность осуществлять свою волю
вопреки сопротивлению других».
Х. Арендт: «Власть не
принадлежит одному человеку, а только группе лиц,
действующих совместно».
А. Гиденс: «Обладать властью
означает способность изменить порядок
вещей».
Власть – система
социальных отношений «господства
– подчинения», форма организации
индивида и общественной жизни.
Структура власти:
- субъекты власти. Непосредственные носители, агенты власти: индивид, социальная группа, организация, учреждение, мировое сообщество;
- объекты власти: человек, социальные группы, этнические общности, государственные органы, общественные организации, учреждения;
- источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;
- ресурсы власти, её средства и методы: экономические, социальные, нормативно-правовые, административно-принудительные, организационные, культурно-информационные, демографические.
Функции власти:
- господство;
- руководство;
- контроль;
- регуляция;
- координация;
- организация;
- мобилизация.
Признаки власти:
- власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение.
- власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле.
- власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.
- власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.
- высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики. Верховенство государственной власти проявляется в следующем:
а) единственный источник
власти – народ;
б) действует единая система
органов государственной власти,
наделенных всеми необходимыми полномочиями
для управления обществом;
в) государственная власть суверенна в отношении с другими
формами власти;
г) только государственная
власть в праве обеспечить конституционный
правопорядок, используя насильственные
средства и методы.
Политическую власть
можно охарактеризовать как систему
политического господства в обществе, способность её субъектов
реализовывать свою властную волю, используя
полномочия и ресурсы государства.
Формы политической
власти:
- государственная;
- партийная;
- власть общественно-политических организаций и движений.
Социальное
предназначение власти:
- удовлетворение общественных интересов и потребностей;
- управление обществом, активное содействие его стабильности и прогрессу, реализация прав и свобод личности;
- совершенствование общественных отношений на основании принципов гуманизма и норм демократии;
- обеспечение гарантий демократического формирования и функционирования властных институтов, общественного контроля за их деятельностью;
- защита, укрепление и развитие государства.
Концепции власти:
- системная. Рассматривает власть как свойство политической системы. Т. Парсонс, Г. Алмонд.
- правовая (власть – производная от права). Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, И. Кант.
- поведенческая. Возникла в 20-30 г.г. ХХ в., Чикагская школа. Характеризует власть как межличностные отношения, позволяющие одному индивиду влиять на поведение другого.
Органы государственной
власти Республики Беларусь в соответствии
с Конституцией:
- Президент – глава государства;
- Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь, законодательный, представительный орган власти;
- Правительство – Совет министров Республики Беларусь, исполнительная власть;
- Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;
- Прокуратура, Комитет государственного контроля, контрольно-надзорные органы власти.
Легитимность политической
власти.