Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 01:55, курс лекций

Описание работы

Политология - наука и учебная дисциплина.
ТЕМА 1: Политология в системе общественных наук.
Политология – интегрированная наука о политике.
Объект, предмет, методы исследования политологии.
Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.
Политология – интегрированная наука о политике.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ В СЖАТОМ ВИДЕ.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 7: Государство в политической системе.

1. Государство как основной институт политической системы, его функции.

2. Формы государственного устройства и правления.

3. Тенденция развития современных государств: правовое государство и гражданское общество.

  Государство как основной институт  политической системы, его функции.

Государство – основной институт политической системы, организующий повторную и контролирующую деятельность и отношение граждан, общественных групп, классов, ассоциаций с помощью государственного аппарата.

Концепции происхождения  государства:

  • Патриархальная (Конфуций, Аристотель).
  • Теократическая (А. Августин, Ф. Аквинский).
  • Теория общественного договора (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк).
  • Тория насилия (М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, Л. Гумплович).
  • Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).

Государство – основной институт политической системы, обладающий верховной властью, суверенитетом на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма (системы органов и учреждений).

Государство обладает следующими качественными признаками:

  1. Государство – единая территориальная организация политической власти.
  2. Государство – общность людей, объединенных правовым союзом граждан (гражданством). Институт гражданства выражает сущность государства для каждого его гражданина.
  3. Государство обладает специальным механизмом управления обществом, органами и учреждениями, наделенными властными полномочиями.
  4. Государство – суверенная организация власти.
  5. Государство обладает монополией на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.

Функции государства:

  1. Внутренние функции:
  1. Политическая функция – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.
  1. Организаторская функция – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы.
  2. Экономическая функция – стимулирование и регулирование экономической деятельности.
  3. Правовая функция – установление правовых норм, поддержание правопорядка и законности в обществе.
  4. Социальная функция – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды.
  5. Культурно-воспитательная функция – охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности.
  1. Внешние функции:
  1. Обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства.
  2. Развитие взаимовыгодного международного политического и экономического сотрудничества.
  3. Участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.

 Формы государственного устройства и правления.

Термин «устройство  государства» подразумевает форму  административно-территориального устройства и государственного направления.

Формы административно-территориального устройства:

  • Унитарное государство

  • Федерация
  • Конфедерация

  • Империя

Унитарное государство не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом. В таком государстве единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти.

Унитарными государствами  являются Франция, Швеция, Турция, Дания, Республика Беларусь (Статья 1).

Федерация – устойчивый союз суверенных субъектов, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, исполнительные и судебные органы власти. Члены федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская.

Федерациями в настоящее  время являются 20 стран: Российская Федерация, США, Бразилия, ФРГ, Канада, Австралия, Аргентина, Индия, Австрия. Федерация строится по территориальному признаку (США), национальному (Индия) или смешанному (РФ).

Конфедерация – временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, отвечающих национальным интересам и целям.

Члены конфедерации сохраняют государственный суверенитет, самостоятельность, гражданство, независимость, передавая в компетенции союза вопросы обороны, внешней политики, транспорта и связи.

Швейцария (1291-1848гг.), Германия (1815-1871гг.), СНГ (1991г.).

Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Империями были Римская, Британская, Российская.

Формы правления  – формы организации государственной  власти.

Различают две основные формы правления:

Монархия. Республика.

Монархия (греч. monarhia – единовластие) – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха).

Выделяют виды монархии:

  • Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Саудовская Аравия, Ката, Оман).
  • Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).
  • Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко, Ирак).

Республика (лат. respubliku – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Различают 3 вида республики:

  • Президентская – значительная роль президента в системе органов государственной власти. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика).

Президент избирается либо прямыми выборами, либо коллегией  выборщиков. Присутствует четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимодействуют  между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).

  • Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Парламент может выразить вотум недоверия Правительством. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции.
  • Полупрезидентская (смешанная)  - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность перед Президентом и Парламентом.

 Тенденция развития современных государств: правовое государство и гражданское общество.

Теорию правового государства  разработали Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон,

И. Кант.

Термин «правовое государство» утвердился в трудах немецких юристов  К. Велькера и 

Р. Молля.

Существенный вклад  внесли русские ученые Б. Чичерин, С. Котляровский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский.

Значительным шагом  к построению правового государства  стали конституции США 1787г. и Франции 1791г.

Правовое государство  – тип государства, последовательно  воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем.

Признаки правового  государства:

  1. Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством.
  2. Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» (Ш. Монтескье). Верховенство гуманных законов.
  3. Сфера отношений между государством, общностью и личностью регулируется не только законами, но и демократическими нормами самоуправления, свободной инициативой граждан.
  4. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием.
  5. Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.

Гражданское общество (проблема разграничения государства и гражданского общества изложена в трудах Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Характерные признаки гражданского общества:

  • Гуманизм и стабильность социальных отношений.
  • Правовая защищенность каждого гражданина.
  • Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности.
  • Политический плюрализм (множество мнений), развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан.
  • Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти.

Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством.

Основные принципы жизнедеятельности:

  • Верховенство закона.
  • Реальное обеспечение прав и свобод граждан.
  • Равная ответственность государства, общества, личности.

При демократическом  политическом режиме государство и  гражданское общество выступают  как равноправные партнеры, как самостоятельные  субъекты общественной жизни. Решение  общественных проблем осуществляется путем компромисса между гражданским обществом и государством.

Социальное  государство – демократическое общество, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующее достойные условия для жизнедеятельности и свободного развития личности.

Западные страны в ХХ в. сделали значительный шаг в формировании социального государства. В Швеции 30% ВВП при прогрессивном налоге направляется на социальные нужды: среднегодовая пенсия 7000$, пенсия работника со стажем 30 лет – 60% от заработной платы.

Социальные гарантии Республики Беларусь закреплены в Статьях 41-49 Конституции Республики Беларусь. Политика РБ направлена на формирование социального правового государства с максимальным уровнем защиты граждан. Развитию современных государств присуще ряд тенденций:

1. демократическое ограничение  суверенитета государств, что обусловлено  взаимозависимостью стран;

2. превращение значительной  части государств в демократические  правовые;

3. активизация гражданского  общества и усиление его контроля  над государством;

4. создание экономических, политических, военных объединений и союзов.

Таким образом, государство  выступает главным субъектом  политической системы общества.

ТЕМА 8: Институты государственной власти Республики Беларусь.

  1. Принципы организации и деятельности институтов государственной власти.

  2. Президент Республики Беларусь, его конституционные права и полномочия.

  3. Законодательная власть Республики Беларусь. Структура и функции.

  4. Понятие и сущность исполнительной власти.

  5. Структура судебных органов, их задачи. Основные принципы правосудия.

  6. Контрольно-надзорные органы в политической системе.

7. Структура органов местного (территориального) управления и самоуправления.

 Принципы их организации и деятельности.

Государство располагает  системой специальных органов, которые наделены широкими государственно-властными полномочиями и управляют обществом.

Эти органы образуются в  установленном государством порядке. Они уполномочены выполнять конкретные задачи и функции. Каждый орган является неотъемлемой частью «механизма» государственной власти.

Основные принципы организации  и деятельности государственных  органов:

  • разделение властей;
  • демократический централизм;
  • законность;
  • принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения;
  • отчетность перед гражданами, гласность управленческой деятельности;
  • невмешательство государственных органов в деятельность общественных организаций.

Информация о работе Лекции по "Политологии"