Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 01:55, курс лекций

Описание работы

Политология - наука и учебная дисциплина.
ТЕМА 1: Политология в системе общественных наук.
Политология – интегрированная наука о политике.
Объект, предмет, методы исследования политологии.
Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.
Политология – интегрированная наука о политике.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ В СЖАТОМ ВИДЕ.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

Местное (территориальное) управление – управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.

Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы.

Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах – секретарь), члены исполнительного комитета.

Председатели облисполкомов  назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома.

Председатель райисполкома и горисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным (городским) Советом депутатов.

Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.

Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.

В статье 121 Конституции  страны закреплены вопросы, относящиеся  к исключительной компетенции местных Советов депутатов:

  • утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • установление в соответствии  с законом местных налогов и сборов;
  • определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
  • назначение местных референдумов.

Местные Советы депутатов, как и исполнительно-распорядительные органы, на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей  территории. Разумеется, если эти решения не противоречат действующему законодательству. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.

Задачи демократической  трансформации в Республике Беларусь могут быть решены институтами государственной власти при условии компетентно управления обществом. Страна сделала свой выбор в пользу демократического, правового, социально эффективного, динамично развивающегося государства.

ТЕМА 9: Политические партии. Общественные организации и движения.

1. Понятие общественных объединений. Их роль в политической жизни общества.

2. Политические партии. Структура, признаки, функции, типы партийных систем. 

3. Общественные объединения и политические партии Беларуси.

Понятие общественных объединений. Их роль в  политической жизни общества.

Под общественным объединением понимают добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединяющихся на основе общих интересов.

Общественные объединения входят в государственную подсистему общества. Они выражают властно-значимые интересы социальных, национальных, религиозных и иных общностей, оказывают влияние на государственные институты с целью реализации интересов.

Типы общественных объединений: политические и неполитические.

Политические  организации претендуют на власть, активно и целенаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную структуру и профессиональный кадровый аппарат. Периодически проводят политические акции, поддерживают конкретных политиков в правительственных и других структурах, предлагают свои кандидатуры на государственные должности, оказывают влияние на выработку  и принятие политических решений.

Неполитические  организации не ставят целей завоевания государственной власти. Они в основном выражают и превращают требования граждан в альтернативы государственной социальной политики.

Формы общественных объединений:

Политические партии

Профсоюзы

Общественно-политические движения

Спортивные общества

Женские, молодежные, студенческие организации

Творческие союзы

Ассоциации предпринимателей

Союзы фермеров

Научные общества

Религиозные объединения.

Особым типом общественных объединений являются группы давления (термин впервые введен в научный оборот американскими исследователями в 20-е гг. ХХв.) – относительно немногочисленные общественные объединения, добивающиеся удовлетворения своих интересов посредством давления на институты государственной власти, их называют lobby (кулуары).

Эти группы располагают  ресурсами и связями с политиками, заключают сделки с бюрократией, оказывают давление на центры власти с целью принятия выгодных решений.

Группы давления оказывают  негативные последствия для общества и государства:

  1. препятствуют удовлетворению общественно-целостных интересов;
  2. порождают коррумпированность государственных чиновников;
  3. содействуют укоренению теневых криминальных форм правления;
  4. дестабилизируют государственную политику, блокируют нужные обществу решения.

  Политические партии. Структура, признаки, функции, типы партийных систем.

Политическая  партия – основанное на общности идей и ценностей добровольное объединение  людей, представляющих интересы определенных общественных классов, групп и слоев  и стремящихся к их реализации путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Американский политолог  Дж. Паломбарой определил специфические  для партии признаки:

  • партия есть носитель идеологии или общих ценностных интересов.
  • Партия есть организация, т.е. достаточно устойчивое и длительное объединение людей со своей структурой, включающее местные организации, поддерживающее связи с центральными органами.
  • Цель партии – завоевание, осуществление власти или участие в ней, что характеризует партию как политическую организацию и отличает от групп давления.
  • Партия стремится обеспечить себе поддержку со стороны народа, в том числе в таких основных формах как активное членство и голосование избирателей на выборах.

Политическая партия – сплоченное на основе идеологии  и программы организационно упорядоченное общественное объединение, стремящееся к завоеванию и использованию государственной власти для реализации политических интересов поддерживающих социальных групп.

Функции политической партии:

  1. Коммуникативная обеспечивает взаимосвязь общества с властью.
  2. Выражение и представительство интересов.
  3. Разработка программ, политических доктрин, которые становятся не только основой деятельности партии, но в случае прихода ее к власти превращает ее в правящую, определяет принципиальное содержание и основные направления деятельности органов государства.
  4. Формирование политической элиты, кадрового состава государственного управления из числа лидеров.
  5. Участие в выборах и деятельность органов государственной власти.
  6. Политическая социализация граждан, формирование общественного мнения.

О политическом влиянии  партии в обществе принято судить по трем критериям:

  • Прочность социальной базы партии, количество поддерживающих ее программу и действия граждан (избирателей).
  • Число депутатских мандатов в Парламенте.
  • Численность организации в ее политических инициативах и влиянии на преобразование в обществе.

Типы политических партий.

Классификацию типов  политических партий провел французский  политолог М. Дюверже.

  • Кадровые партии – большинство европейских партий. Их структура, организация внутренней жизни и деятельности нацелена на победу на выборах в органы государственной власти. В партиях нет фиксированного членства. Их основное звено – комитеты партий, состоящие из активистов. Они подбирают кандидатов, изучают общественное мнение, помогают кандидатам в составлении предвыборных программ
  • Массовые партии имеют первичные территориально-производственные организации, профессиональный аппарат управления, стремятся увеличить численный состав. Отношения в партиях. Строятся на основе партийной дисциплины (КПСС 20млн. человек).

Итальянский политолог  Дж. Сартори дополнил классификацию  М. Дюверже новым типом политических партий:

  • Партия избирателей функционирует только в период избирательной кампании, претендует на выражение общенациональных интересов, и стремятся привлечь на свою сторону большее число избирателей независимо от политико-идеологических взглядов.

По отношению к  правящему режиму партии подразделяются на правящие и оппозиционные.

Правящая партия – партия власти, победившая на выборах и сформировавшая Правительство.

Оппозиционная партия выражает интересы, ценности, которые не совпадают с целями правящего режима.

Их ключевые функции:

  • Систематическая критика действия Правительства с указанием ошибок и недостатков.
  • Предложение альтернативных вариантов решения социальных проблем.
  • Контроль действия властей, соизмерение их с Конституцией, законами, предвыборными обещаниями.
  • Подготовка условий для смены Правительства на очередных выборах.

По характеру политико-идеологических доктрин различаются партии: революционные, реформаторские, либеральные, консервативные.

Революционные партии нацелены на радикальное преобразование в обществе.

Радикализм – решительное  и бескомпромиссное осуществление  политических намерений и проектов, стремление к коренному преобразованию общественных отношений

Реформаторские  партии акцентируют внимание на общественных изменениях путем реформ, парламентских форм и методов деятельности. Они стремятся к преобразованию общества, не разрушая основ утвердившегося социально-экономического и политического строя.

Либеральные партии считают приоритетом своей деятельности обеспечение социальных условий реализации прав и свобод личности, равенства граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством, народовластие, плюрализм, конституционализм, разделение властей.

Консервативные  партии ориентируются на сохранение традиционных исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни.

Типы партийных  систем – определенная конфигурация, совокупность партий и их взаимосвязь в процессе конкуренции, борьбы за власть и ее осуществление.

Типы партийных систем выделили М. Дюверже, Е. Вятр, Дж. Сартори.

Выделяют следующие  типы партийных систем:

Монопартийные (КПСС)

Двухпартийные (США, Великобритания).

Многопартийные (Италия (14), Нидерланды (12), Швеция, Норвегия и  Дания (по 5).

  Общественные объединения и политические  партии Беларуси.

Процесс образования  широкой сети общественных объединений  в начале 1990-х годов связан с  распадом СССР и КПСС, монополии «партии власти».

В 1991г. республика Беларусь приобрела государственный суверенитет  и независимость.

В октябре 1994г. начал действовать  закон «Об общественных объединениях».

В 1999г. был принят декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых  мерах по упорядочению действий политических партий, профессиональных союзов, иных общественных организаций».

Перерегистрацию прошли 1 января 2000г. 1326 общественных объединений, в том числе 18 политических партий, 40 профсоюзов, 35 ветеранских, 37 молодежных, 18 женских общественных объединений.

Политическое влияние  партий и общественных объединений  в Республике Беларусь минимально, что свидетельствует о недостаточном  уровне развития гражданского общества.

Абсолютное большинство  граждан РБ не симпатизируют ни одной политической партии.

Варианты развития партийной системы Республики Беларусь:

Информация о работе Лекции по "Политологии"