Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 01:55, курс лекций

Описание работы

Политология - наука и учебная дисциплина.
ТЕМА 1: Политология в системе общественных наук.
Политология – интегрированная наука о политике.
Объект, предмет, методы исследования политологии.
Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.
Политология – интегрированная наука о политике.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ В СЖАТОМ ВИДЕ.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

Политическая  модернизация, как свидетельствует  опыт Беларуси, России и других стран СНГ, включает следующие стадии:

  • критическая оценка обществом своих традиционных политических ценностей;
  • определение путей, средств и методов преодоления кризисных тенденций, конфликтности и напряженности в обществе;
  • изменение ценностных ориентации граждан, приобщение их к демократической политической культуре;
  • демонтаж старой политической системы, ликвидация ее несоответствия запросам общества и времени;
  • проведение комплексных реформ в политической, экономической, социальной и духовной сферах.

  Исторические уроки политической  модернизации.

1. Термин «модернизация» применительно к политической 
сфере означает и состояние политического развития, и процесс перехода к «политическому модерну» — современны м демократическим обществам, качественно новому уровню политической культуры и политических отношений.

2. Модернизация не есть «копирование» западных политических ценностей. Ее ошибочно рассматривать как процесс «догоняющего» развития индустриальных (постиндустриальных) стран.

3. Модернизация — это глобальный процесс непрерывного движения обществ и государств к новому качеству политического бытия. Переход к «политическому модерну», к реальной демократии — актуальная задача для каждой страны.

4. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации. Ее содержание, темпы и результаты определяются национальными особенностями, историко-культурными традициями, менталитетом граждан, уровнем социально-экономического развития и политической культуры конкретного общества, иными факторами. Главное противоречие со временной модернизации — закономерный конфликт между 
утвердившимися «нормами политической культуры» в западном мире и национальными ценностями и традициям «переходных», менее развитых, традиционных государств.

5. Модернизация в каждой конкретной стране — длительный исторический этап последовательных преобразований в области политических отношений, политической культуры и политической деятельности.

Модернизацию  нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику, не творчески применяя опыт других стран. Нарушение этого правила оборачивается противодействием реформационной политике со стороны граждан, массовым недовольством, дестабилизацией политико-властных отношений Французский ученый и общественный деятель Алексис де Токвиль сформулировал важный вывод об опасности «форсирования» политического развития. Он отмечал, что «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Исторические факты. Переход от традиционных (абсолютистско-олигархических) систем к демократии занял в Великобритании, странах Северной Европы несколько столетий. Переход Франции к демократической политической системе начатый революцией 1789 г., продолжался до 80-х гг. XX в. За эти два столетия Франция пережила революции, диктатуры, охлократии, смену монархических форм правления республиканскими и наоборот. Эти годы ушли на то, чтобы подготовить к демократии социально-классовую структуру, национальный характер, преобразовать обычаи и традиции, сформировать демократическую политическую культуру.


6. Политическая модернизация  далеко не всегда приводит к бесповоротному утверждению демократических норм и принципов власти. Она характеризуется повышенной конфликтностью социально-политических процессов. Противоборство субъектов политики может повлечь острые кризисы, попятное политическое развитие общества и облегчить узурпацию власти реакционными силами.

Исторические  факты. Муссолини, лидер фашистского движения в Италии, получив пост премьер-министра в 1922 г., прервал процесс либеральных реформ. В стране на многие годы утвердилась фашистская диктатура. Был взят курс на итальянское господство в районе Средиземного моря и экспансию в Африке. Правительство подписало соглашение о политическом сотрудничестве с гитлеровским режимом. Италия вместе с Германией вступила в войну против СССР и других стран.

В условиях мирового экономического кризиса 1929-33 гг. резко активизировалась Национал-социалистическая партия Германии, щедро финансируемая противниками демократии. В стране установилась фашистская диктатура - власть наиболее реакционных, шовинистических субъектов монополистического капитала. В арсенале этой власти ключевую роль играли такие средства, как террор, шпионаж, провокации, милитаризация экономики, вооруженная борьба за мировое господство.

В 1939 г. потерпели  поражение республиканцы в Испании. Утвердилась диктатура генерала Франко. Франкисты объявили недействительными все законодательные акты республики, выступили на стороне Германии и Италии в захватнической войне.

Автократические тенденции  сегодня проявляются и в политическом развитии бывших советских республик. Главное противоречие модернизации в них - между демократическими целями преобразований и традиционализмом, реальным и должным уровнем политической культуры, доверием граждан властным структурам и низкой эффективностью социального управления.

В политологической литературе выделяют три типа модернизации: «первичную», «вторичную», «глобальную».

«Первичная  модернизация» (Западная Европа, США, Канада) охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав.

«Вторичная  модернизация» — демократические преобразования «вдогонку» (Россия, Беларусь, Турция, Бразилия и другие страны мира). Она обусловлена неравномерностью экономического и политического развития стран, их культурно-национальными особенностями. Эта модернизация осуществляется болезненно, противоречиво, носит циклический, непоследовательный характер и недостаточно эффективна по своим результатам.

«Глобальная модернизация» — процесс качественного совершенствования всех современных обществ, их политических систем. Надо полагать, что в будущем человечество придет к единой, универсальной для всех стран модели постиндустриализма и гуманного политического бытия. Это будет принципиально новый культурно-исторический тип организации политической жизни.

Будем надеяться, что  политические отношения в каждой стране и мировом сообществе в целом приобретут более гармоничный и цивилизованный характер. Размышляя о конце истории с ее войнами, непримиримыми идеологическими, политическими и экономическими противоречиями, американский политолог Ф. Фукояма имел в виду и благотворные последствия «глобальной модеонизации».

РАЗДЕЛ IV

Политическая  культура и идеология.

ТЕМА 18: Политическая культура и  политическая социализация.

   1. Понятие политической культуры. Структура и функции.

   2. Политическая социализация.

   Понятие политической культуры. Структура и функции.

Это понятие ввел немецкий философ-просветитель И. Гердер.

Теория политической культуры была сформирована в 50-60-е  гг. ХХв. (Г. Алмонд, Л. Пай, С. Верба, М. Дюверже).

Политическая  культура – исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовного побуждения ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.

Функции политической культуры:

  • политическая социализация.
  • Нормативно-ценностная функция.
  • Интеграцивно-мобилизационная функция.
  • Коммуникативная функция.

Типы политических культур (Г. Алмонд, С. Верба):

  • Демократическая
  • Авторитарная
  • Тоталитарная
  • Патриархальная
  • Подданническая
  • Западная
  • Восточная.

Политическая  культура Республики Беларусь.

Политическая культура нашей страны имеет свои особенности, обусловленные историческим опытом, национальными традициями, противоречиями переходного общества.

Для нее характерно:

  1. Патернализм – «отеческая» опека государства над своими подданными.
  2. Политическая лояльность большинства граждан к власти, в первую очередь президентской. Реальный итог – Референдум 17 октября 2004г.
  3. Слабо развиты институты гражданского общества, сильное проявление нигилизма в политической жизни.
  4. Недостаточный для функционирования демократии уровень политического опыта, политических знаний и навыков у большинства граждан.
  5. Отсутствие политической элиты, способной профессионально и последовательно воплощать в жизни ценности правового государства и гражданского общества с учетом национальных приоритетов.

Современное состояние  политической культуры Республики Беларусь требует совершенствования принципов  демократии, развития элементов гражданского общества, политического воспитания и идеологического влияния основных институтов государства, формирование белорусской национальной идеи.

  Политическая социализация.

Термин «социализация  личности» ввел в научный оборот Ф. Гиддингсом и Г. Тардом.

Политическая  социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, ценностей, традиций, образцов и норм поведения, необходимых для  сознательного и эффективного участия в управлении обществом.

Факторы политической социализации:

  • Макросреда – социально-политическая деятельность.
  • Микросреда – социальное положение личности.
  • Образование и воспитание – индивидуальные особенности личности.

Типы политической социализации:

  • Гармоничный
  • Гегемонистический
  • Плюралистический
  • Конфликтный.

ТЕМА 19: Политические идеологии.

  1. Политическая идеология. Функции современной политической идеологии.

  2. Политическая идеология либерализма и неолиберализма.

  3. Политическая идеология консерватизма и неоконсерватизма.

  4. Политическая идеология социализма и социал-демократизма.

5. Концептуальные основы идеологии белорусского государства в докладе белорусского Президента А. Г. Лукашенко: «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент».

    Политическая идеология. Функции  современной политической идеологии.

Понятие «идеология»  ввел в научный оборот во время  Французской революции (1789-1794гг.) А. де Трасси.

Политическая  идеология – система взглядов, идей, ценностей, выражающих отношение государства, общественных объединений, социальных групп, политической действительности к проблемам, средствам и методам преобразования общества.

Политическая идеология – концепции и учения, теоретически обоснованные идеалы, цели, ценности.

Уровни функционирования политической идеологии:

  • Теоретико-концептуальный (политическая философия).
  • Программно-политический.
  • Актуализированный.

Функции политической идеологии:

  1. Познавательно-воспитательная.
  2. Интегрирующая.
  3. Нормативно-ценностная.
  4. Мобилизационная.

        Политическая идеология либерализма  и неолиберализма.

               Либерализм возник в XVII-XVIII вв. во время буржуазных революций (Дж. Локк, А. Смит, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант).

Основные идеи либерализма:

  • Признание самоценности личности, уважение ее прав и свобод.
  • Равенство граждан перед законом, ответственность перед обществом и государством.
  • Народовластие и политический плюрализм.
  • Конституционализм и разделение властей.
  • Свобода предпринимательства и конкуренция в экономической сфере.

 Экономический кризис 1929-1933 гг. привел к появлению идей неолиберализма. Дж. Кейнс

 предложил государственное  вмешательство в основные отрасли  экономики.

  1. Главным условием самореализации индивида является зрелое гражданское общество и правовое государство.
  2. Государственное вмешательство в экономику – гарантия каждому члену общества прожиточного минимума.
  3. Консенсус (согласие) управляющих и управляемых, развитие промышленной демократии.

   В 1947г. 32 партии  объединились в Либеральный Интернационал.

         Политическая идеология консерватизма  и неоконсерватизма.

       Консерватизм – ответ на Французскую буржуазную революцию.

Представители: Э.Берг, Л.Брнальд, Ж.Местра.

Основные идеи:

  1. Традиционные нормы жизни общества – главная сила прогресса.
  2. Исходные ценности – порядок в обществе, стабильность в государстве.
  3. Власть в обществе принадлежит политической элите.
  4. Частная собственность, рыночные отношения, свободный обмен предпринимательства – гарантия личной свободы и социальной защиты граждан.

В 70-80-е г. ХХ в. сформировались идеи неоконсерватизма (Ф. Белл, М. Новок, С. Хантингтон, Р. Арон , З.Бжезинский).

  1. Усиление государственного регулирования экономической жизнью и социальной сферой.
  2. Укрепление духовных и моральных основ общества. Приоритет в семье и религии.
  3. Развитие институтов гражданского общества.
  4. Уважительное отношение граждан к закону.

         Политическая идеология социализма  и социал-демократизма.

            Социалистическая (коммунистическая) идеология.

50-е гг. XIX в. – К. Маркс, Ф. Энгельс.

Начало ХХ в. – В. Ленин.

Политические идеи идеологии:

Информация о работе Лекции по "Политологии"