Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 01:55, курс лекций

Описание работы

Политология - наука и учебная дисциплина.
ТЕМА 1: Политология в системе общественных наук.
Политология – интегрированная наука о политике.
Объект, предмет, методы исследования политологии.
Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.
Политология – интегрированная наука о политике.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ В СЖАТОМ ВИДЕ.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

                Социально-политические аспекты международного сотрудничества в разрешении глобальных проблем.

     Основная  политическая предпосылка – решение  глобальных проблем – создание  нового более справедливого мирового  порядка, перестройка международных  отношений на подлинно-демократических  гуманных принципах. Вместе с  тем, в 1999г. Издана в России книга З. Бжезинского «Великая шахматная доска. Государство времени и его геостратегические императивы»

       Он  предлагает, что в течение ближайших  лет будет создана новая система  глобального сотрудничества, которая  возьмёт на себя ответственность  за международную безопасность. Во главе данной системы будет стоять сверхдержава США.

       По  вопросу о перспективах нового  мирового порядка в современной  гоеполитике вырисовываются 3 доминирующие  позиции:

1) оптимистическая позиция;  смысл заключается в том, что у мирного сообщества есть перспективы, глобализация ускоряет интернационализацию международных отношений, способствует преодолению неравномерности социально-экономического и политического развития стран и народов, в итоге это приведет к господству международных организаций, которые монополизируют  некоторые функции национальных прав и обеспечит стабильность на планете.

2)пессимистическая позиция;  приверженцы данной позиции рассматривают  глобализацию, внешнюю политику  США и некоторых Западных стран  как инструмент скрытой колонизации и эксплуатации слаборазвитых государств, что приведет к обострению глобальных проблем человечества, к острым конфликтам, локальным войнам и противоборству.

3) реалистически-антропологическая  позиция; корни всех мировых  проблем в природе человека, неразумности его поведения, отсутствием иммунитете против насилия и несправедливости в мировой политике.

Контуры нового мирового порядка в «Делийской декларации о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира» (1986г.):

  • разоружение, мирное сосуществование государств и народов как норма международных отношений;
  • признание человеческой жизни высшей ценностью;
  • признание и уважение прав каждого государства на политическую и экономическую независимость;
  • использование ресурсов, расходуемых на вооружение для установленного социально-экономического развития;
  • подчинение материального и интеллектуального потенциала человечества для решения глобальных проблем.

«Парижская хартия для  новой Европы»(1990г.), а так же Заседание  стран ОБСЕ в Стамбуле (2000г.) и принятие программы «Мир и стабильность в XXI веке » предусматривают реализацию основных принципов международных отношений, включающих:

  • демилитаризацию международных отношений;
  • создание глобальных систем безопасности на основе баланса интересов всех стран;
  • строгое соблюдение  и совершенствования международных правовых норм, регулирование отношений между субъектами мировой политики;
  • конструктивное взаимодействие государств и народов в обеспечении прав человека.

ТЕМА 22: Геополитика в начале XXI века.

Геополитика – одно из ключевых понятий политологии. Под  ним подразумевается область  научного знания, раскрывающая зависимость  внешней политики государств от их географического (пространственного) положения.

Первым употребил термин «геополитика» шведский профессор истории и политических наук Р.Челлен. Он обозначил термином «геополитика» область исследований государства как «географического организма или феномена пространства». В конце XIX – начале XXвв. геополитика сложилась как самостоятельное направление в теории международных отношений.

Появились научные школы, изучающие и по-разному трактующие геополитические проблемы:

  • Англо – американская  (А. Мэхен, Ф. Коломб, Х.Маккиндер, Н. Спайкман, С.Коэн);
  • Немецкая (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер);
  • Российская (П.Н.Савицкий, Л.И.Мечников, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, В.П. Семенов-Тян-Шанский).

Немецкий географ Ф. Ратцель, обосновал тезис об естественной необходимости расширения жизненного пространства государства посредством территориальной экспансии. Геополитические идеи немецких ученых Ф. Ратцеля и К. Хаусхофера  послужили теоретическим обоснованием и оправданием экспансионизма фашистской Германии. Гитлер предпринял попытку завоевание мирового государства посредством территориальной экспансии  Германии, расширение ее «жизненного пространства» за счет «поглощения» других государств.

Американский адмирал  А. Мэхен показал влияние морской  мощи и геополитического положения  В Великобритании на мировую колониальную политику ХVIII-ХIХ вв.

Английский ученый Х.Маккиндер обосновал геополитические преимущества сухопутных государств Евразии перед морскими.

После второй мировой  войны американский политолог Н. Спайкман выдвинул новый тезис: «кто контролирует побережье, тот контролирует Евразию и занимает доминирующее положение в мире». Он имел целью обоснование лидирующей роли США в послевоенном мире.

С. Хантингтон в 1993г. в  своей работе «Становление цивилизаций» показал, что Первая Мировая война (1914-1918гг.) – война за передел мира, а Вторая Мировая война (1939-1945гг.) – война идеологии фашизма и коммунизма. В XXI веке войны будут носить цивилизационный характер.

В течении последних 55веков  человечество жило в согласии всего 300лет. Произошло 14,5тыс. войн (в том  числе, две мировые). За последние 50 лет мировое сообщество ввергалось в локальные войны более 250 раз, в этих военных конфликтах  участвовало 90 государств, а их потери составили более 35 млн. человек.

Характерные черты геополитической ситуации в начале XXI в:

  1. Старые механизмы, обеспечивающие баланс сил на мировой арене, разрушены, а новые  не созданы. Новый,  справедливый мировой порядок как самый надежный гарант международной безопасности – идеал отдаленного будущего.
  2. США не отказались от претензий на господство и доминирование в мире.
  3. Геополитические планы и усиление контроля США над Евразией противоречат интересам России и всего мирового сообщества.
  4. Значительные средства тратятся на вооружение (только в США более 300млрд. долларов в год). Мир остается взрывоопасным, поскольку базируется на американской гегемонии и могуществе НАТО.
  5. Международная безопасность не может быть прочной в условиях мира, разделенного на две части, - зону стабильности, благосостояния и  демократии (Западная Европа, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия – в этих странах проживает 15 % населения земного шара) и зону бедности, анархии, тирании или незрелой демократии (страны Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока).
  6. Реализация концепции многополюсного мира во многом будет зависеть от результативности реформ в России, Украине, Беларуси и других странах СНГ, их интеграции в лоно общечеловеческой цивилизации.

ТЕМА 23:Республика Беларусь в мировой  политике.

1. Республика Беларусь в мировой политике.

        2.  Республика Беларусь на международной торговой арене.

Республика  Беларусь в мировой политике.

Приоритеты внешней  политики Республики Беларусь Президент  Республики Беларусь А.Г. Лукашенко  определил в докладе на II  Всебелорусском собрании 18 мая 2001 года «За сильную и процветающую Беларусь»:

  • обеспечение благоприятных международных условий для укрепления молодой национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны;
  • развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической,  политической и духовной сферах общества;
  • непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формирование нового, более гуманного мирового порядка.

Реализуя указанные  стратегические цели, Беларусь заявила  мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного орудия, а государство будет последовательно проводить политику нейтралитета.

Принципы внешней  политики Республики Беларусь:

  • равенство государств.
  • Неприменение силы и угрозы силой.
  • Нерушимость границ.
  • Мирное урегулирование споров.
  • Невмешательство во внутренние дела других государств.

Данные принципы изложены в Статье 16 Конституции Республики Беларусь.

Основные направления  внешней политики РБ:

  1. Выполнение обязательств по международным договорам  в области разоружения и контроля над вооружениями.

В ноябре 1996г осуществлен  досрочный вывод стратегических ядерных вооружений с территории Беларуси.

  1. Сотрудничество с европейскими странами.

В феврале 1992г суверенная Беларусь присоединилась к деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она приняла на себя обязательства следовать идеям и принципам, закрепленным в Хельсинском заключительном акте, Парижской Хартии для новой Европы и других документах ОБСЕ. Беларусь выступила с рядом инициатив, направленных на укрепление роли и авторитета ОБСЕ в сфере предотвращения кризисов, урегулирование конфликтов, создание в Европе зон, свободных от ядерного оружия. Ведет активный диалог с Европейским Союзом (ЕС) и НАТО

  1. Обеспечение территориальной целостности государства, защита его от потенциальных и реальных угроз.

С этой целью утверждена в 1998г Концепция совместной оборонной  политики Беларуси и России. Осуществляются мероприятия по модернизации (материально-техническому оснащению, повышению мобильности) Вооруженных Сил Республики Беларусь. Важнейший приоритет для Беларуси активное участие в международных и региональных системах безопасности.

  1. Интеграция Беларуси с Россией.

26января 2000г вступил  в силу Договор о создании  Союзного государства Беларуси  и России. В настоящее время  идет подготовка конституционного акта.

  1. Республика Беларусь готова к диалогу а США на условиях соблюдения суверенитета и уважения друг к другу.
  2. Республика Беларусь тесно сотрудничает с мировой сверхдержавой Китаем.

Слабо используются возможности  сотрудничества с европейскими странами, США, государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Сказываются и причины политического характера, и недостаточный экспортный потенциал Беларуси, и слабая адаптация внешнеторгового режима страны к правам Всемирной торговой организации (она регулирует сегодня 90% всей мировой торговли).

          Беларусь на международной торговой арене

Современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое  сообщество с международными рынками. Торговать с внешним миром  стало также естественно, как иметь дело с покупателями в нашем городе или деревне. Международная торговля стала определяющим фактором в создании и поддержании процветающих экономик различных стран.

Республика Беларусь представляет собой независимое  суверенное государство, самостоятельный субъект мирового сообщества, что является воплощением неотъемлемого права белорусского народа на самоопределение. И в силу этого для белорусов пора строже судить о том, как государство богатеет и чем живёт.

Беларусь является малой  открытой экономикой с высокой степенью зависимости от внешнеторговой конъюнктуры. Объем внешней торговли составляет до 130% ВВП. Выгодное географическое положение создает предпосылки для развития торговли товарами и услуги.

Республика Беларусь основана не на добыче и продаже  полезных ископаемых, а на переработке сырья и производстве готовой продукции. Беларусь даёт 30 процентов мирового выпуска большегрузных автомобилей, 6 процентов тракторов, значительную долю определенного типа микропроцессоров.

Однако существуют во внешней торговле назревшие проблемы к решению которых необходимо искать новые подходы. Одной из основных проблем является  повышение конкурентоспособности белорусской продукции как по цене, так и по качеству. Решить ее можно, лишь проведя технологическое перевооружение наших предприятий. Для этого второй год подряд устанавливаются  нулевые ставки таможенных пошлин на ввозимое оборудование, ведутся работы по привлечению в республику иностранных инвестиций, кредитов. Кроме этого, разработана Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности отечественной экономики, правительством утвержден комплекс мер по ее реализации.

Другая проблема, которую  также необходимо решать, - диверсификация поставок в отдельные страны. Это наглядно видно на примере экспорта нефтепродуктов в Украину. Когда туда поставлялись большие объемы такой продукции, торговый оборот с этой страны был весьма значительный. Но стала набирать темпы нефтеперерабатывающая отрасль Украины, и показатели сразу упали. Чтобы избежать таких перепадов, необходимо сделать наш экспорт более разнообразным.

Информация о работе Лекции по "Политологии"