Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 01:55, курс лекций

Описание работы

Политология - наука и учебная дисциплина.
ТЕМА 1: Политология в системе общественных наук.
Политология – интегрированная наука о политике.
Объект, предмет, методы исследования политологии.
Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.
Политология – интегрированная наука о политике.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ В СЖАТОМ ВИДЕ.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

Политическое лидерство  – это приоритетное постоянное и легитивное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

Лидерство представляет собой исторически сложившуюся  потребность людей в организации  своей деятельности. Лидерство –  важнейший механизм объединения правовой деятельности людей. Тот, кто выполняет роль лидера, сплачивает, организует, руководит работой группы, которая принимает, поддерживает его действия и следует его руководству.

В лидерстве принято  выделять 2 аспекта: формальное и неформальное

Формальное  лидерство – это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность представляет лидеру ряд административных прав, с помощью которых он может активно воздействовать на поведение подчиненных.

Неформальное  лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его умении исполнять роль лидера, на добровольном признании за ним прав на руководство со стороны членов группы или общества.

Лидерство – это реализация решений и воздействия на умы и энергию тех людей, которым предстоит сыграть главную роль в реализации действий.

Основные подходы к  определению лидерства:

  • лидерство – это разновидность власти, носителем которой является один человек или группа лиц, обладающим возможностью изменять нужным для себя образом поведение других людей;
  • лидерство – это управляющий статус, социальная позиция, которая связана с принятием решений, руководящая должность;
  • лидерство – это влияние на других людей, которое должно быть постоянным приоритетным, опираться на реальный авторитет и распространяться на всю группу, организацию или общество;
  • лидерство – это особого рода предпринимательство, при котором политические предприниматели в условиях конкуренции обменивают свои программы на руководящие должности.

         Американский политолог Р. Такер  выделил 3 основные функции, которые  выполняет лидер.

 Функции политического  лидерства:

1. диагностическая функция  – определение ситуации, её оценка, выделение главных проблем, выработка  решений;

2. директивная функция – определение направлений действий для решения проблем;

3. мобилизационная функция  – сплочение вокруг лидера  группы социальных слоев, общества  в целом.

Политический лидер  – авторитетный субъект политического  процесса, личное влияние которого позволяет ему консолидировать и повести за собой различные социальные группы для решения проблем общественного развития.

Лидер (от англ. leader – ведущий, руководящий ) – это наиболее авторитетный член группы, за которым группа признает право на осуществление функций управления и принятия ответственных решений в значимых ситуациях.

В современных политических науках принято разграничивать понятия  «руководитель» и «лидер».

Руководитель – это  лицо, как правило, назначается или  избирается, то есть получает властные функции в результате целенаправленных действий, которые происходят под контролем соответствующих организационных структур.  Руководитель обладает правами и обязанностями, а так же располагает системой различных административных санкций.

Лидером становятся благодаря заслуженному авторитету, личностному влиянию, позволяющего играть определенную роль в принятии политических решений. Лидер не имеет законом прав и обязанностей, санкциями не располагает.

Таким образом, занятие  поста руководителя является следствием сознательного отбора, лидером – естественного.

          Теории политического лидерства.

В 1940 г. Американский психолог К. Бэрд составил список из 79 черт, которые  различные исследования выделили в  типологии лидерства.

Американский ученый Р. Строгдим, обобщив данные 120-ти исследователей «теории черт», расширил список характерных для лидера, добавив такие качества как высокий уровень интеллекта, бдительность, популярность, красноречие. В настоящее время социологами выделяется 80-250 качеств лидера.

Как реакция на одностороннюю  «теория черт», концентрирующая  внимание на лидере и его характерах, но упускающая из виду взаимоотношение  лидеров т последователей, возникает  новая концепция лидерства –  «теория определяющей роли последователей». Для представителей этой теории А. Бентли и Дж. Пейдж характерно представление о лидере как своего рода марионетки, получающем власть и прямые указания от своих последователей.

Тайна лидера состоит  не в его действиях, а в психологии и запросах го последователей, принимающих или отвергающих лидера. Лидером становится индивид, наиболее успешно осуществивший ориентацию на другие наиболее влиятельные политические силы.

 Ситуационная теория  лидерства разработана исследователями  Р. Строгдим, Т. Химтон, А. Голдиер,  которые считают, что появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, то есть сложившиеся обстоятельства определяют отбор политического лидера, который обладает качествами необходимыми для данной ситуации.

Э. Фромм считает, что  в современных условиях лидером становится ловкий приспособленец, карьерист, формирующий у себя качества соответствующей конъектуры.

На рубеже XIX  нач.XXвв. повышенный интерес возник к взаимоотношению лидера и масс, так как в активную политическую борьбу включились широкие слои трудящихся.

Французские ученые Г. Тард, Г. Лебон обратили внимание на особую роль лидера в массовых движениях  и на психологические качества лидера. Политический лидер должен быть хорошим  психологом, понимающим душу толпы, уметь  воздействовать на ее инстинкты.

Лебон считал, что нередко  лидером толпы оказывается нервно-возбужденные люди, но одаренные силой воли.

Русский социолог Н. К. Михайловский в работе «Герой и толпа» отмечал  необходимую для лидерства способность  уметь быть гипнотизером, чтобы повести  за собой массы куда угодно.

Австрийский психоаналитик  З. Фрейд разрабатывает психологическую  теорию лидерства, он рассматривал лидерство  как определенный вид помешательства, невроза. Фрейд и его последователи  делили общество на психически нормальных людей, не способных к творчеству, и психически ненормальных, способных к творчеству, у данных людей доминирует стремление к власти, лидерству, господству.

 По свидетельству  биографов и историков ряд  политических лидеров страдали  теми или иными отклонениями: Линкольн, Гитлер, Сталин, Наполеон.

Согласно Фрейду исторический процесс развивается по определяющим влияниям великих лидеров. Массы  следуют за лидером, повинуются ему, они нуждаются в авторитете лидера, аналогично авторитета отца в семействе.

Значительный вклад в развитие теории психоанализа внесли ученые Франкфуртской школы Э. Фромм, Т. Адорн, обозначившие авторитетный тип лидерства, который постоянно стремится к власти.

        ТЕМА 15: Средства массовой информации.

1. Понятие средств массовой информации и коммуникации.

2. Средства массовой информации Республики Беларусь в политическом процессе.

  Понятие средств массовой информации  и коммуникации.

Взаимодействие (отношение) политических субъектов на основе непрерывного обмена информации и духовного общения  принято называть массовой коммуникацией.

Выделим основные функции политической коммуникации:

  • распространение знаний о ценностях политики и образцах политической культуры;
  • интеграция общества и регулирование политических отношений;
  • политическое формирование общества;
  • формирование общественного мнения о политических процессах.

          Структура политической коммуникации:

  • институты-коммуникаторы производят информацию, кодируют и передают ее потребителю, изучают общественное мнение о воздействии и качестве информации;
  • средства коммуникации – средства массовой коммуникации (СМИ), информационные агентства, пресс-центры;
  • типы, методы и формы коммуникации – общение граждан с представителями политических институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов, референдумов и других политических акций;
  • содержание коммуникации оказывает воздействие на мотивацию субъектов политики, формирование общественного мнения, его социально-политические последствия могут быть как позитивными, так и негативными.

Сущность политической коммуникации заключается в целенаправленных контактах между людьми по средствам обмена информацией и духовного общения в политическом процессе. В системе современных технологий, обеспечивающих развитие общества в XI в., особое место занимают информационные технологии, в том числе к ним относятся средства массовой информации и коммуникации.

Средства массовой информации (СМИ) – это социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

В 1840г. Онре де Бальзак  впервые назвал прессу четвертой властью, предвидя будущее политическое влияние СМИ.

Социально-политические функции СМИ:

  • производство и распространение политической информации;
  • формирование общественного мнения по отношению к властным структурам, политическим институтам, политическим лидерам и элитам;
  • политическое образование и воспитание граждан, социализация личности;
  • интеграция субъектов политики на основе плюрализма, цивилизованного общения граждан с властью;
  • мобилизация граждан к политическим действиям;
  • управление социально-политическими процессами и влияние на мировоззрение граждан.

      Роль  и ответственность национальных  СМИ стремительно возрастает  в условиях глобализации мирового  информационного пространства. Национальные  СМИ призваны защищать политическую независимость и суверенитет, духовное здоровье личности и общества, ценности развития демократической культуры, формирование гражданского общества и правового государства.

Средства  массовой информации Республики Беларусь в политическом процессе.

На 1 января 2005г. В информационном пространстве Республики Беларусь функционировало более 1300 печатных периодических изданий, 9 информационных агентств, 54 программы телевидения, 130 программ радиовещания.

Источником массовой информации является телевидение. На территории Республики Беларусь осуществляют вещание программы Белорусской государственной телерадиокомпании, Второй национальный канал, который открыт в 2003 г., Столичное телевидение, региональное телевидение, расширилась сфера информационного влияния кабельного телевидения. Функционируют телекомпании России: НТВ, РТР культура, РТР планета, ОРТ.

Сбором и распространением информации занимаются редакционные коллективы радиовещания. На сознание граждан  оказывает идеологическое влияние  более 100 государственных и более 20 независимых радиопрограмм.

Государственное регулирование  информационного пространства возложено  на Министерство информации Республики Беларусь, оно призвано реализовывать  государственную информационную политику. Государство заботится о развитии и техническом обновлении СМИ, особое внимание уделяет развитию современных компьютерных технологий и подготовки кадров массмедиа.

СМИ играют значительную роль в формировании политической культуры, сознания и мировоззрения граждан, реализации идеологических взглядов государства, направленных на формирование гражданственности, патриотизма, демократических ценностей граждан.

ТЕМА 16: Политические конфликты и кризисы.

        1. Политические конфликты как закономерное социальное явление. Типы и этапы разрешения.
        2. Политический кризис. Типы и пути преодоления кризиса.

  Политические конфликты как закономерное  социальное явление. Типы и  этапы разрешения.

Политический  конфликт – одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством за распределение властных полномочий.

Немецкий политолог  Ральф Дариндорф сделал выводы: социальные конфликты, то есть систематически врастающие из социальной структуры противоречия принципиально нельзя «разрешить»  в смысле окончательного устранения.

Признаки политического  конфликта:

              • наличие не менее двух противоборствующих субъектов;
              • несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов;
              • агрессивное непредсказуемое поведение конкурирующих субъектов.

Информация о работе Лекции по "Политологии"