Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 01:55, курс лекций

Описание работы

Политология - наука и учебная дисциплина.
ТЕМА 1: Политология в системе общественных наук.
Политология – интегрированная наука о политике.
Объект, предмет, методы исследования политологии.
Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.
Политология – интегрированная наука о политике.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ В СЖАТОМ ВИДЕ.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

Политические конфликты могут быть межличностными, групповыми, региональными, международными, долговременными и кратковременными.

Причины политических конфликтов:

  • несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти;
  • противоречие между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества;
  • несовместимость политических целей, интересов и ценностей;
  • ошибки и некомпетентность правящей элиты.

Типы политических конфликтов:

  • конфликт интересов. Уменьшение или неадекватное удовлетворение потребностей субъектов политики, ошибочное понимание собственных интересов и интересов соперников;
  • конфликт ценности. Расхождение между субъектами политики относительно политических идеалов, стратегии и тактики общественного развития, устройство государства, преодоление кризисных процессов в стране;
  • конфликт идентификации. Неудовлетворенность ролевыми функциями в политической  системе, характером взаимоотношения с государственной властью.

Чтобы урегулировать  политический конфликт им необходимо грамотно управлять, что предполагает:

  • выяснение причин конфликта, мотивов и характеров поведения его участников;
  • изучение влияния конфликта на политическую ситуацию в обществе, прогнозирование его масштабных последствий;
  • поиск альтернативных вариантов урегулирования конфликта;
  • установление и согласование норм и процедур разрешения конфликта;
  • организация переговорного процесса при посредничестве полномочных социальных институтов;
  • предложение политическим соперникам взаимно приемлемых решений, правил игры, модели поведения.

Управление конфликтом – это целенаправленное влияние  на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранение разногласий между ними.

Технологии  урегулирования конфликтов:

  • скрытие и публичная оценка истинных причин конфликтов, замыслов и намерений субъектов;
  • общественный государственный контроль конфликтов;
  • обязательное создание специальных институтов по управлению конфликтов, состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, способных организовать диалог и переговорный процесс;
  • изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликта, их учет, стратегии и тактики управления конфликтами;
  • налаживание коммуникаций переговорного процесса, побуждение к добровольному соглашению и примирению.

  Политический кризис. Типы и пути  преодоления кризиса.

Политический  кризис – высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства деятельностью политико-властных структур. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, общественных отношений, недовольствие масс правящих элит страны.

Типы политических кризисов:

  • правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом;
  • парламентский кризис – кризис представительных и законодательных органов власти, который проявился в Республике Беларусь в 19994-1996гг., когда парламент пытался сохранить монополию власти, хотя реально в стане был избран Президент;
  • конституциональный кризис отражает несовершенство конституциональных норм государства. Референдум 24 ноября 1996г. По инициативе Президента Республики Беларусь разрешил конституциональный кризис путем четкого разделения властей и полномочий;
  • общенациональный кризис обозначает массовое недовольствие властью и стремление общества к революционным преобразованиям, что 25 октября 1917г. Привело к социалистической революции в России;
  • внешнеполитический кризис характеризуется противоречием между государствами или группой государств. Примером международного политического кризиса может служить политический кризис 1962г., где главными субъектами были США и СССР, который получил название Карибский кризис. Кубинское правительство обратилось с просьбой к правительству СССР оказать помощь в укреплении обороны, разместить на территории Кубы стратегическое ядерное оружие. К берегам Кубы США направили 180 военных кораблей, 85 тыс. матросов, в воздухе постоянно находилось 20% стратегической авиации США с атомными и водородными бомбами.

Примером внешнеполитического  кризиса может служить война  США против Ирана в 2003г., которая вызвала массовый протест мировой общественности.

Пути преодоления  политических кризисов:

  • корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления;
  • совершенствование системы представительства социальных интересов, вовлечение большого числа граждан в управление государством;
  • разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая способствует модернизации;
  • обеспечение социальной направленности реформ, развитие социально-ориентированной рыночной экономики;
  • реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.

ТЕМА 17: Политическая модернизация.

1. Понятие и основные направления политической модернизации.

2. Сущность и критерии развития политической модернизации.

3. Исторические уроки политической модернизации.

 

  Понятие и основные направления  политической модернизации.

В западной политической науке теория модернизации первоначально возникла в США, новые стимулы для своего развития получила в 1950-1960 гг. в связи с освобождением целого ряда государств «третьего мира» от колониального государства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития. О модернизации писали Ш. Эйзенштейн, Д. Аптер, Э.Шилс, Л. Пай. и другие исследователи.

Обычно термин «модернизация  »расшифровывается как движение, переход от традиционного, аграрного  общества к современному, индустриальному.

В качестве синонимов  понятия «модернизация» в политической, социальной, экономической теории можно встретить такие термины как осовременивание, инновационные преобразования, переходное развитие.

Выделим ряд критериев  модернизации в различных сферах общественной жизни:

- в социальной области;

- в экономике;

- в политической области;

- в культурной сфере.

Изучая и  исследуя многочисленные попытки модернизации различных стран и режимов, а так же обобщая и анализируя предпосылки стартовых и текущих условий, оказавших серьёзное влияние на характер преобразований обществ, стремящихся к более высокому уровню развития, многие учёные стали настаивать на необходимости определённой последовательности преобразований, соблюдения известных правил при их осуществлении.

Так, У. Мур, А. Экштэйн и некоторые другие считали  необходимым начинать модернизацию с индустриализации, которая должна повлечь за собой изменения в общественных структурах и менталитете людей; К. Гриффин привлёк внимание к проблеме развития сельского хозяйства; Б. Джонсон и П. Килби сделали акцент на проблемах аграрной технологии; С. Эйзенштадт - на развитии институтов, которые могли бы учитывать социальные перемены; Б. Хиггинс - основу модернизации видел в урбанизации поселений и т. д.

Если попытаться обобщить всё многообразие существующих проектов преобразований, то, по мнению ведущих политологов данного направления, в наиболее общем виде большинство предлагаемых вариантов и путей модернизации можно подчинить устоявшейся классификации, которая включает в себя консервативное и либеральное направление.

Консервативная теория. Одними из наиболее известных представителей консервативного направления являются американские политологи С. Хантингтон, Дж. Нельсон.

С. Хантингтон, рассматривая проблему модернизации в своей книге «Политический порядок в меняющемся обществе» - подчёркивал автономность политического развития и утверждал, что в экономическом, социальном и культурном развитии критерием является рост, то для политического развития главное - обеспечение стабильности.

В современном  мире равенство политического участия  растёт намного быстрее, чем организованность, умение объединяться: уровень мобилизации и участия является высоким, а уровень организации и институализации - низким. Отсюда возникает конфликт между мобилизацией и институализацией, что проявляется в неподготовленности масс к управлению, неумении использовать институты власти, неполучении ожидаемых результатов от включения в политику,   что   является   основной   причиной   политической   нестабильности, дестабилизации режима управления в развивающихся странах. В результате, по мнению С. Хантингтона ускоренная модернизация, подрывая политические институты, вызывает не политическое развитие, а политический упадок. Таким образом, по мнению консерваторов, для модернизируемых государств необходим "жёсткий авторитарный режим, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальное единство и высокоцентрализованные политические институты", способных, как доказывал С. Хантингтон, "к проведению политики инноваций и поглощающие (абсорбирующие) политическое участие". Именно эти средства приспособления переходного политического режима к изменяющейся обстановке могут привести к позитивным результатам модернизации.

Либеральная теория. Так же как и политологи консервативной ориентации, либералы (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай, К. Дейч) подчёркивают, что формирование способностей политической системы имеет дело с постоянными изменениями в социальных и политических требованиях населения и давать адекватный ответ на них - является важнейшей задачей политической модернизации.   

Представители либерального направления в качестве основного критерия политической модернизации выделяют "степень вовлечённости населения в систему представительной демократии". Так К. Дейч определяет политическую модернизацию категориями участия и мобилизации. Он полагает, что модернизация зависит от массового участия, которое принимает форму растущей политической децентрализации. "Расширение политического участия является ключом к политическому развитию", - утверждал К. Дейч.

Политическая  модернизация, по мысли представителей либеральной концепции, предполагает увеличение числа групп и индивидов, имеющих не только право, но и реальную возможность быть услышанным при принятии политических решений.

Сущность  и критерии развития политической модернизации.

В середине XX в. в политической науке получили «прописку» новые категории: «политическое развитие», «политическая трансформация» и «политическая модернизация». Они прочно вошли в научный и обыденный лексикон, активно используются сегодня при обсуждении и оценке изменений в общественно-политической жизни стран Центральной и Восточной Европы после распада социалистической системы и крушения Советского Союза.

Какова сущность этих понятий? Ее необходимо уяснить, чтобы  увидеть общее и особенное  в этих категориях.

Политическое развитие — это гибкая адаптация политической системы к общественной среде, ее качественное совершенствование и «переход» на новый уровень реализации своих функций, удовлетворения социальных интересов.

Политическая  трансформация — категория, обозначающая эволюционные процессы в политической сфере и их влияние

на общество.

Политическая  модернизация — демократическое преобразование политической системы, венчающее переход от традиционных форм политического бытия к новым, более прогрессивным.

Указанные категории органично связаны между собой, но не тождественны.

Рассматривая  стадии политического процесса, мы уяснили, что политическое развитие означает позитивную динамику политической системы — ее устойчивое движение к качественно новому состоянию.

Политологи выделяют три главных критерия политического развития, отражающие способность политической системы:

• к изменениям структур (институтов, норм, коммуникации) общества и власти;

• к нововведениям (инновациям) — гибкому реагированию на новые социальные проблемы, общественное мнение, требования и интересы граждан;

• к обеспечению равноправного участия граждан в политической жизни общества (независимо от их негативного или позитивного отношения к институтам политической системы).

Исходя из этих критериев, можно сформулировать основные условия позитивной динамики политической системы:

  • повышение «адаптивности» системы к новым проблемам и запросам общества (посредством частичных нововведений, например, совершенствования законодательства, органов управления, повышения компетентности правящей 
    элиты);
  • проведение комплексных реформ, ориентированных на длительную историческую перспективу, демократическое преобразование (модернизацию) всех звеньев политической системы;
  • целенаправленное формирование демократической политической культуры общества.

Информация о работе Лекции по "Политологии"