Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 01:55, курс лекций

Описание работы

Политология - наука и учебная дисциплина.
ТЕМА 1: Политология в системе общественных наук.
Политология – интегрированная наука о политике.
Объект, предмет, методы исследования политологии.
Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.
Политология – интегрированная наука о политике.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ В СЖАТОМ ВИДЕ.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

Внешнеэкономические связи  Республики Беларусь – это важный фактор экономической стабилизации и развития страны.

Стратегически важной целью  для республики является определение  её внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечения плавности вхождения в мирохозяйственные связи.

Внешнеторговый потенциал  представляет собой комплексную  характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности  участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами.

Наращивание экспорта –  один из приоритетов внешнеэкономической политики Беларуси. Руководство страны нацеливает отечественных производителей на более активную работу на международных рынках, на государственном уровне создаются благоприятные условия для роста внешних поставок. С большинством стран - торговых партнеров Беларуси сформирована необходимая договорно-правовая база. В республике создана законодательная система, отвечающая требованиям ВТО. Постоянно совершенствуются системы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Немаловажно и то, что наши экспортеры накопили достаточный опыт самостоятельной работы на рынках зарубежных стран.

Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность (66% валового общественного продукта), в том числе на долю машиностроения, химию и нефтехимию приходится более 40% валовой продукции. Среди стран СНГ республике принадлежит значительная доля в производстве химических волокон и нитей — 40%, фотоаппаратов — 30%, тракторов — 20%, минеральных удобрений — 20% и т.д.

Беларусь получает из различных стран примерно 13,7% необходимых ей чёрных и цветных металлов, 24,6% — машин, оборудования, транспортных средств, 28,2% —минеральных продуктов, 13,3% - продукции химической промышленности и т.д. Из республики вывозится около 23,2% — продукции машиностроения, 6,5% — продукции лёгкой промышленности и т.д.

В наиболее жесткой зависимости  экономика Беларуси находится от Российской Федерации. Россия обеспечивает потребности производственного потенциала Беларуси в сырьё, материалах и полуфабрикатах более чем на 60%, потребляя более 70% промышленного производства республики

Включению республики в  систему международного разделения труда способствует благоприятное геополитическое положение. По её территории проходят коммуникации, связывающие Россию с европейскими странами, Украину с государствами Балтии, страны Азии с Европой.

Внешнеэкономические связи  становятся все более важным фактором экономической стабилизации республики.

В 2004 году товарооборот со странами СНГ составил 19,1 млрд. долларов или 63,5 процента общего товарооборота  республики, с остальными странами - 11 млрд. долларов или 36,5 процента общего товарооборота.

Стоимостной объем внешней  торговли с государствами Содружества  увеличился на 41,7 процента, с государствами  вне СНГ - увеличился на 37,1 процента.

 Экспорт - это продажа товара в другой стране, отличающаяся от его реализации на собственном внутреннем рынке условиями сбыта традициями и обычаями, языком и т.п.

Экспортировано Республикой Беларусь товаров на 13,8 млрд. долларов, в том числе в страны СНГ - на 7,3 млрд. долларов, из них в Россию - на 6,5 млрд. долларов; в государства вне СНГ - на 6,4 млрд. долларов. В целом по республике в фактических ценах экспорт увеличился на 38,3 процента. В страны Содружества экспорт увеличился на 34,2 процента, в том числе в Россию - на 32,4 процента. В страны вне СНГ белорусский экспорт увеличился на 43,1 процента. На страны СНГ приходилось 53,1 процента белорусского экспорта, в том числе на Российскую Федерацию - 46,6 процента его общего объема.

Импорт – это ввоз товаров или капиталов в страну из-за границы.

Общий объем импорта составил 16,3 млрд. долларов, в том числе из стран СНГ - 11,8 млрд. долларов, из них из России - 11,1 млрд. долларов. Из государств вне СНГ импортировано товаров на 3958,3 млн. долларов. Общий объем импорта Республики Беларусь увеличился на 41,4 процента. При этом ввоз товаров из стран СНГ увеличился на 46,7 процента, в том числе из России - на 46,6 процента. Импорт из стран вне СНГ увеличился на 29,4 процента. Доля стран СНГ в общем объеме белорусского импорта составила 72,2 процента, на российские товары приходилось 81 процент импортных закупок.

Сальдо внешней торговли сложилось  отрицательным в размере -2,6 млрд. долларов и увеличилось по сравнению  с 2003 годом на 981,4 млн. долларов. Со странами Содружества сальдо отрицательное  в размере -4,5 млрд. долларов, в том  числе с Российской Федерацией - -4,7 млрд. долларов. Со странами вне СНГ сальдо положительное в размере 1,9 млн. долларов. По сравнению с 2003 годом положительное сальдо с этой группой стран увеличилось на 914,7 млн. долларов.

Беларусь сможет достичь  положительного сальдо во внешней торговле к 2009-2010 годам. Такое мнения высказали экономисты Беларуси.  

По их словам, преодолеть характерную для Беларуси несбалансированность внешней торговли можно будет  только после полной реструктуризации местной промышленности и привлечения  неиспользуемого потенциала экспорта услуг, в частности, в сфере туризма, экспорта деловых услуг, дополнительного развития транзита.

 Они считают, что  ликвидация отрицательного сальдо  необходима из-за его давления  на валютный рынок и валютные  резервы страны. В этой ситуации привлечение иностранных инвестиций должно стать одним из основных инструментов для сбалансирования платежного баланса страны.

В то же время приток инвестиций необходим  и непосредственно в процесс  внешнеэкономической деятельности. В большинстве стран СНГ существует высокий спрос на белорусскую продукцию, но в ряде случаев экспорт не может развиваться из-за недостаточной финансовой составляющей, отсутствие гарантий по оплате.

Внешняя торговля в 2004 году характеризуется: опережающими темпами роста импорта над темпами роста экспорта в целом по республике и в торговле со странами СНГ; значительно опережающими темпами роста экспорта (143,1 процента) по сравнению с темпами роста импорта (129,4 процента) в торговле со странами вне СНГ; увеличением положительного сальдо в торговле со странами вне СНГ на 930,5 млн. долларов.

Республика Беларусь имеет экспортно-импортные  связи более чем со 150 странами мира. Основные внешнеторговые партнёры республики — Россия, Германия, Великобритания, США, Польша и др.

Наибольшая доля в общем объеме экспорта принадлежит калийным удобрениям, тракторам, грузовым автомобилям, в  импорте — нефти, природному газу, машинам и оборудованию, зерновым культурам, сахару.

Расширение участия Беларуси в  международных экономических связях возможно в различных отраслях, в частности, по мнению специалистов Научно-исследовательского экономического института республики, в:

  • машиностроении (увеличение экспорта тракторов, дорожностроительных машин, холодильников, металло- и деревообрабатывающих станков и т.д.), при условии совершенствования выпускаемых образцов и организации сервисного обслуживания;
  • химическом комплексе (азотные и калийные удобрения, полиэтилен, автомобильные шины), при условии повышения качества продукции;
  • строительной промышленности (цемент, стекло, кровельные материалы), расширение экспорта которых сдерживается из-за недостатка собственных ресурсов по отдельным компонентам);
  • деревообрабатывающей промышленности (ДСП, клееная фанера, мебель).

Следует принять во внимание, что Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей льноволокна и картофеля (в отдельные годы 16% и 4% соответственно от мирового производства). В республике имеются благоприятные возможности для развития молочно-мясного скотоводства, для поставки на мировой ранок высококачественной продукции из льна, керамики, стекла, хрусталя, а также национальной продукции из местного сырья, не имеющей аналогов на мировых рынках (изделия из глины, льна, соломки).

Важной составной частью внешнеторговой политики Беларуси должно стать развитие туризма, сферы услуг; создание наукоёмких и нематериалоёмких производств; формирование благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций.

Республика Беларусь является членом ряда международных  финансовых, валютно-кредитных учреждений.

В 1992г. Республика Беларусь стала членом Международного валютного  фонда (МВФ), Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР), Международного банка  реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации и др.

Основными законами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность в Республике Беларусь, являются: Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1998 г.), Таможенный кодекс Республики Беларусь (1998г.), Закон «О таможенном тарифе» (1997 г.). Принципы внешнеторговой политики по отношению к странам-членам ЕС сформулированы в “Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Сообществом и его государствами -  членами и Республикой Беларусь”, подписанном 06.03.1995 и ратифицированном парламентами восьми стран-членов ЕС. Торговая политика Республики Беларусь с другими странами строится с учетом потребностей интегрирования экономики страны в мировую торговую систему, вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), приоритетного развития экспортного сектора. С декабря 1992 г. Республика Беларусь имеет статус наблюдателя при Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ; с 1 января 1995 г. Всемирная торговая организация – ВТО).

ТЕМА 24: Государственные символы Республики Беларусь.

1. Государственные символы Республики Беларусь в формировании гражданственности и патриотизма граждан.

2. Общая характеристика государственных символов: Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь.

      Государственные символы Республики Беларусь в формировании гражданственности и патриотизма граждан.

      Каждый  народ издревле защищал и оберегал  Родину - территорию своего развития  и проживания, национальную культуру, свой уклад жизни, сформированные  опытом поколений нравы, обычаи, воззрения. Каждый народ гордился и гордится своей историей, славил и славит героических, трудолюбивых предков. Единению народа служили многочисленные общепринятые символы в одежде, украшениях, утвари, жилищных постройках. Эти символы, носители сущностной информации, использовались в повседневной жизни простого народа, при дворах правителей, в отношениях с иностранцами, во время военных походов.

В эпоху феодализма уже считалось нормой, что каждому  вольному городу, каждому государству положено иметь герб и флаг. Ныне государственные герб и флаг являются общепринятыми атрибутами государственности, широко используются как в повседневной гражданской жизни общества, так и в дипломатических и других отношениях между государствами. Они - важный элемент патриотического единения граждан

В современных  демократических государствах граждане вправе высказывать любые точки  зрения по тем или иным проблемам  национальной жизни

Однако они, как правило, с почтением относятся  к символам своего государства, и  это считается нормой. Не принято порочить государственную символику Действия, оскорбляющие Государственный герб или Государственный флаг, воспринимаются в обществе с презрением и квалифицируются законами обычно как преступление.

14 мая 1995 г в Республике  Беларусь состоялся первый в ее истории референдум, инициированный Президентом. На одобрение граждан выносились четыре вопроса, среди которых был и следующий: "Поддерживаете ли Вы предложение о введении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?",

На этот вопрос положительно ответили 75,1% граждан, принявших участие в референдуме, поддержав таким образом новую символику. По результатам референдума Президент Республики Беларусь 7 июня 1995 г. подписал два указа: № 213 "Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь" и № 214 - "Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь". Так наша страна приобрела свои ныне действующие Государственный герб и Государственный флаг, которые наряду с Государственным гимном являются основными атрибутами государственности, символами суверенитета Республики Беларусь.

Государственные герб и флаг нашей Родины воплощают  ее общественный и политический строй (демократический), нацеленный на развитие и процветание страны, обеспечение достойных условий жизни для каждого гражданина. Государственные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан Республики независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Герб и флаг Республики наделены яркими чертами, которые сразу  напоминают о нашей родной стране. Они легко узнаваемы среди  всех государственных символов мирового сообщества. С помощью простых  и понятных средств отражают славную  историю народа Беларуси и его многовековые традиции. В наших государственных символах прослеживается преемственность от герба и флага Белорусской Советской Социалистической Республики.

  Общая характеристика государственных  символов: Государственного герба  и Государственного флага Республики Беларусь.

■ Государственный герб.

Государственный герб Республики Беларусь - представляет собой зеленый контур нашей страны, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Выше контура помещена пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых ржаных колосьев, переплетенных справа цветами клевера, слева - льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой внизу помещена надпись золотом; "Рэспублiка Беларусь".

Информация о работе Лекции по "Политологии"