Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:57, курс лекций

Описание работы

Политология как наука имеет свою систему понятий. Это язык науки. Основные понятия политологии: «политика», «политическая власть», «политическая система», «политический институт», «элита», «политический процесс», «политическое развитие», «политическое сознание», «политическая социализация» и т. д.
Методы исследования представляют собой способы изучения, средства анализа предмета политологии. Наиболее общие политологические методы называются исследовательскими подходами. Трудности в познании политической жизни заключаются в том, что познающий субъект находится под влиянием политической среды.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 119.85 Кб (Скачать файл)

 

Лекция 1. Предмет и метод  политической науки.

 

    1. Объект и предмет политологии.

 Термин «политология» происходит от древнегреческих слов politika – политика и logos учение. Объектом политологии является политическая сфера жизни общества. Предмет политологии: Политология – это наука о государственно организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов, политического сознания.

    Политология как  наука имеет свою систему понятий.  Это язык науки. Основные понятия политологии: «политика», «политическая власть», «политическая система», «политический институт», «элита», «политический процесс», «политическое развитие», «политическое сознание», «политическая социализация» и т. д.

  1. Методы  политической науки.

      Методы исследования  представляют собой способы изучения, средства анализа предмета  политологии. Наиболее общие политологические методы называются исследовательскими подходами.  Трудности в познании политической жизни заключаются в том, что познающий субъект находится под влиянием политической среды.

Общие методы исследования

    Исторический метод предполагает точное отражение истории изучаемого политического явления.

     Метод сравнения ориентируется на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов, эпох и их специфики.

     Социологический метод предполагает выяснение социальной обусловленности политических явлений.

      Институциональный метод  рассматривает политическую деятельность через политические институты.

      Бихевиористский метод  (от англ. «поведение») в качестве объекта исследования рассматривает политическое поведение индивидов с целью построения системной эмпирической модели.

     Системный метод применяется при исследовании сложных самоорганизующихся объектов (политических систем, институтов). Объект рассматривается как целостность множества взаимосвязанных элементов.

      Структурно-функциональный анализ позволяет раскрыть структуру политической системы и описать функции каждого элемента.

     Антропологический метод учитывает обусловленность политики природой человека.

      Ценностный (аксиологический), предполагает  выяснение значимости тех или иных политических явлений для личности, группы, общества, всего человечества.

      Психологический метод  ориентирует на изучение субъективных мотивов политического поведения.

      Метод политической коммуникации рассматривает процесс передачи смысла с помощью символов (музыки, жестов, символов).

      Теория игр и метод принятия решений через игровые модели помогает исследовать политические явления.

Эмпирические  методы

Опрос – сбор фактов. Интервью, анкетирование. Вопросы открытые, закрытые, полузакрытые.

Составление когнитивных  карт – фиксирование типичных реакций  людей на кризисные ситуации.

Наблюдение – непосредственное восприятие .

Статистические  методы

Корреляционный анализ: изменение  статистической  взаимозависимости  между двумя и более переменными.

Дисперсионный анализ служит для проверки гипотезы о статистической значимости различий между средними величинами в нескольких группах наблюдений.

Кластер-анализ – группа многомерной классификации объектов, упорядочение в наглядные структуры  или группы сходства/различия объектов.

Методы анализа  документов

Традиционный  – смысловая интерпретация источника.

Контент-анализ – количественный анализ.

Инвент-анализ – анализ событий.

Экспертные методы

«Метод Дельфи», «Мозговой штурм»- групповая экспертная оценка.

Индивидуальные  экспертные оценки – аналитические, докладные записки, сценарии, интервью.

Общелогические методы

Аналогия, абстрагирование, анализ, синтез, индукция (вывод общего на основе частного), дедукция (вывод  частного из общих посылок), моделирование (изучение объекта путем создания его модели ),  классификация, восхождение от абстрактного к конкретному, логический, идеализация.

Метод герменевтики – анализ текстов.

Метод формализации – построение логической структуры.

Дескриптивный метод – описание

  1. Функции политологии.
  2. Познавательная или гносеологическая. - Политология позволяет получать новые знания, раскрывает закономерности функционирования политических систем.
  3. Аксиологическая. - Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
  4. Теоретико-методологическая. - Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
  5. Социализирующая.- Вовлекает людей в политику.
  6. Прикладная. - Экспертиза и анализ политических проектов.
  7. Прогностическая.- Политология прогнозирует политические процессы.

Лекция 2. Формирование политической науки.

 

  1. Этапы развития политической мысли.

 

      Первые представления о политике возникли за несколько тысячелетий до нашей эры, когда возникли древние цивилизации с государственной властью.

Этапы развития политической мысли:

1. Политические идеи в  период Античности (8 в. до н.э. – 5 в. н. э.), 
         2. Политическая мысль Средневековья (5 в. -16 в.), 
         3. Политическая  мысль Возрождения (15-16 вв.)  Просвещения.

    (17-18 вв.)  и   Нового времени  (16-19 вв.).

 
Античность. Научные представления о политике сложились в эпоху Античности, в рамках социальной философии научное знание было отделено от религиозно-мифологической мысли. Сократ (468-399 гг. до н.э.) пришёл к выводу о том, что в основе политической жизни лежит закон,  полагал, что если в обществе власть основана на воле народа и законе, то это царство, если на произволе правителя – тирания. Власть богатства он называл плутократией, полагал, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам,  подвергал критике недостатки современной ему афинской демократии.  
Платон (427-347 гг. до н.э.) написал труды «Государство», «Политика», «Законы». Платон дал классификацию форм государственного правления. Он выделил правильные формы – монархию и аристократию и неправильные  – тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих богатых), демократию, тиранию.

Платон создал модель идеального государства, где правящим сословием должны быть философы, подчиненными – воины и ремесленники. Благо государства он ставил выше блага отдельного индивида.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считается отцом политической науки. Им проведен анализ существующих форм правления на основе законов городов-полисов в трудах «Политика», «Афинская полития». Он выделял правильные и неправильные формы правления. Правильные: монархия (правление одного в интересах общего блага), аристократия (правление немногих лучших ради блага всех), полития (правление лучшего большинства – лучших представителей бедных и богатых – ради общего блага). Неправильные – тирания, олигархия (правление немногих богатых в собственных интересах), демократия (неограниченное правление неимущего большинства в своих интересах). Демократия отождествляется им по существу с охлократией (властью толпы). Наилучшей формой правления он считал политию.

Среди древнеримских мыслителей, оказавших наиболее сильное влияние  на развитие политической науки, следует назвать Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.). Он обобщил и развил положения своих древнегреческих предшественников в речах и трудах, в частности  «О республике».

      Средневековье. Политическая мысль в этот период приобретает религиозный характер, происхождение политики объясняется проявлением божественной воли. Аврелий Августин (354-430) создал учение, изложенное в книге «О граде божием», о разделении власти на духовную и светскую и их взаимодействии. «Град божий» представлен на земле церковью, «град земной» – это созданное людьми государство. Августин отстаивал идею верховенства церковной власти, но признавал самостоятельность и земной власти. Он призывал к взаимодействию двух видов властей. Земное государство, согласно Августину, призвано служить церкви и приближать мир земной к небесному, поддерживая в нем порядок. Фома Аквинский (1225-1274) считал власть государя обусловленной божественной волей. Светской власти, по его мнению, подчиняется только тело людей, а не их дух. Поэтому верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский считал возможным сопротивление государственной власти вплоть до восстания, если она носит богопротивный характер. Рассматривая формы правления, лучшей считал монархию («О правлении государей»).

      Возрождение. Основателем новой науки о политике явился итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). В своем труде «Государь» он рассматривает государственную власть. Он полагает, что сфера политического развивается по своим законам, не совпадающим с законами других сфер – экономики и нравственности. Макиавелли обосновывал принцип: «цель оправдывает средства». Французский ученый и юрист Жан Бодэн (1530-1596) в трактате «Шесть книг о государстве»  разрабатывает концепцию государственного суверенитета. Суверенитет – это постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над подданными.

   Просвещение. Достижением эпохи Просвещения явилась концепция «общественного договора», согласно которой происхождение государства связано не с божественной волей, а является следствием свободного волеизъявления людей, стремящихся упорядочить свои взаимоотношения. Ее родоначальником считается голландский ученый и государственный деятель Гуго Гроций (1583-1645). Французский мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778), исходя из концепции общественного договора, обосновал принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Французский мыслитель Шарль  Луи Монтескье (1689-1755) в труде «О духе законов» говорил о необходимости разделения власти, имея ввиду три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти должны быть независимыми  и удерживать друг друга от произвола и злоупотреблений. Содействовали развитию политической мысли французские философы-просветители  Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри.

Представитель немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 – 1804) считается одним из главных основателей идеологии либерализма. Он отстаивал идею автономии личности и равенства всех граждан перед законом. Кант дал философское обоснование правового государства. Георг Гегель (1770 – 1831) в своей работе «Философия права» показал роль государства в общественной жизни, его взаимодействие с гражданским обществом. Гражданское общество, по его мнению, это совокупность формально равных индивидов, реализующих свои личные интересы и разделенных на сословия.

      Новое время. Концепцию общественного договора также разрабатывали английские философы Т. Гоббс и  Д. Локк. Так, Томас Гоббс (1588-1674) в своей книге «Левиафан» (Левиафан – библейское чудовище, с которым Гоббс отождествляет государство) видит в государстве результат общественного согласия, передачи отдельными людьми части личных прав и свобод единому органу ради обеспечения собственной безопасности.

Джон Локк (1632-1701) высказал идею о естественных правах человека – праве на жизнь, свободу, собственность. Он считал политическую свободу гарантией свободы экономической. Локк предложил принцип разделения государственной власти на законодательную и исполнительную, включающую судебную власть.

     До 19 века можно  говорить о существовании политических  идей лишь в рамках философских, юридических теорий, исторических описаний, публицистических работ.

  1. Современные политологические школы.

     Становление  политологии как самостоятельной науки занимает период с середины 19 до середины 20 века. Сам термин «политическая наука» появился в середине 19 века в США, когда Фрэнсис Лейбер  в 1857 году начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории. Там же Джон Берджес создал в 1880 году школу политической науки.

С 1886 г. начал выходить ежеквартально специализированный политологический журнал. В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук. Сеть политических научных и учебных центров возникает и в Западной Европе. В 1871 г. во Франции создается свободная школа политической науки, сегодня – Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. основана Лондонская школа экономической и политической науки. Невозможно представить политическую науку без идей, внесенных европейскими исследователями – М. Вебером, В.Парето и др. Макс Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, социальный философ, политолог разработал теорию политической власти и ее легитимности, теорию господства рациональной бюрократии в современном обществе, теорию «плебисцитарной демократии». Г. Моска (1858-1941), В. Парето (1848-1923), Р. Михельс (1876-1936) разработали теории политических элит – теории о разделении людей в любом обществе на элиты и массы.

Информация о работе Лекции по "Политологии"