Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:57, курс лекций

Описание работы

Политология как наука имеет свою систему понятий. Это язык науки. Основные понятия политологии: «политика», «политическая власть», «политическая система», «политический институт», «элита», «политический процесс», «политическое развитие», «политическое сознание», «политическая социализация» и т. д.
Методы исследования представляют собой способы изучения, средства анализа предмета политологии. Наиболее общие политологические методы называются исследовательскими подходами. Трудности в познании политической жизни заключаются в том, что познающий субъект находится под влиянием политической среды.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 119.85 Кб (Скачать файл)

 

 Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В первом значении политическая система – это реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий в единую целостность политические институты и политические объединения, систему отношений и социальных ролей, политические нормы, политическое сознание, культуру. Во втором, методологическом значении, это метод системного анализа общества, который позволяет выделить политическую жизнь из социальной жизни, изучить связи и взаимодействия между политической системой и другими системами: экономической, правовой, культурной.

  

  Основоположником  системного подхода является  Аристотель, использовавший понятие «государственное устройство». Впервые применил системный анализ американский социолог Т. Парсонс. Талкотт Парсонс (1902-1979) создал общую теорию действия и теорию социальной системы, универсальную схему структурно-функционального анализа, описывающую социальные системы любого уровня. Роберт Мертон (1910-2003), представитель структурно – функционалистского направления в социологии, создал модель аномии (ситуация рассогласования социальных норм) и обосновал девиантное поведение (отклоняющееся от социальных норм).

     Преимущества системного подхода  заключаются в том, что политическая  система рассматривается как  определенная целостность элементов,  внутренние связи между которыми оказываются сильнее действия внешних факторов. Политическая система имеет свою структуру, каждый из элементов которой выполняет определенные функции.

Место политической подсистемы в социальной системе  общества определяется выполняемыми ею общественными функциями. Частью системного анализа политики является изучение взаимодействия политической системы с внешней средой, включающей социальные и природные явления и процессы.

 

  1. Теории политических систем.

Теории политических систем начали разрабатываться в середине ХХ века. Наиболее известны теории американских политологов. Дэвида Истона, Г. Алмонда и К. Дойча. Д. Истон (1902-1979) в работах «Политическая система» (1953), «Модель для политического исследования» (1960), «Системный анализ политической жизни» (1965)  предложил модель политической системы, выделив наиболее общие принципы ее функционирования. Д. Истон рассматривал политическую систему как совокупность различных видов деятельности, которые влияют на принятие и исполнение решений.

 

Задача политической системы, как аналога биологической системы  заключается в самосохранении. Процесс  функционирования системы представляет взаимодействие трех элементов: «входа», «конверсии» и «выхода». Через  «вход» поступают требования, поддержка или протест из окружающей среды. Система перерабатывает требования в решения в соответствии с определенными ценностями. «Выход» осуществляется в виде реализации решений и соответствующих действий.

       Главную  задачу политической системы  Г. Алмонд (сторонник структурно-функционального подхода) видел в обеспечении легитимности принуждения с целью стабилизации власти в обществе, особую роль в этом он отводил не политическим институтам как Д. Истон, а неформальным, неинституциональным образованиям.

 

 

 

В своей модели Г. Алмонд учитывает действие различных интересов внутри самой системы, психологические особенности политических взаимодействий. Г. Алмонд считал, что политическая система состоит из взаимодействующих между собой ролей, структур, подсистем и лежащей в их основе культуры. В политическую систему он включал элементы, действующие на основе правовых норм (парламенты, бюрократию), статусы граждан и групп, роли (виды деятельности). Г. Алмонд выделил следующие функции политической системы: 1. функции системы (социализация граждан), 2. функции процесса (артикуляция, агрегирование, выработка решений и контроль за применением норм), 3. функции политики (регулирование политических отношений, распределение ресурсов).

     К. Дойч предложил информационно-кибернетическую модель политической системы. В книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963) он рассмотрел политическую систему как совокупность информационных потоков и коммуникативных связей, направленных на управление и регулирование объектов политики. Информационно-коммуникативный процесс он разделил на 4 этапа: Получение информации – оценка и отбор информации – принятие решений – реализация решений.

Постсистемные трактовки политики.

     В 80-90 годы  ХХ века системный подход к  описанию политики начал утрачивать свою актуальность. В рамках исследования процесса модернизации появляются новые подходы ( «девелопменталистский» от англ. «развитие»), описывающие политические системы в переходном состоянии.

В таких системах устойчивость власти зависит от способности к  адаптации к изменяющимся требованиям  среды, к мобилизации граждан  для реализации поставленных целей, к самосохранению в борьбе с оппозицией.

     Д. Марч и Д. Олсен выдвинули концепцию «нового институционализма», в которой значительная роль отводится не институтам власти, а неформальным отношениям, нормам, взаимодействиям  в политике, а также негосударственным центрам власти: корпорациям, группам давления.

     А. Гидденс предложил концепцию «структурации», согласно которой превращению политики в систему способствуют два процесса: «структурации», т.е. воспроизводство сложившихся норм и правил политического взаимодействия; и «институализации», т.е. закрепление новых форм деятельности политическими нормами.

 

  3. Структура  и функции политической системы.

Структура политической системы.

  1. Политическое сообщество людей – большие социальные группы.
  2. Политические институты и организации – государство, партии.
  3. Нормы – политические, правовые, традиции, обычаи.
  4. Политическая деятельность.
  5. Политическая культура и коммуникация.

Функции политической системы.

  1. Регулирование общественных процессов.
  2. Обеспечение взаимодействия между социальными субъектами и процессами.
  3. Политическая социализация – вовлечение граждан в политическую жизнь.
  4. Обеспечение политического порядка.

 

 

   4.Типология  политических систем.  Типология политических систем многообразна, что отражает сложность политической жизни общества. Отличие определяется критериями, или основаниями, типологизации.

      1. Г. Алмонд в основу своей типологизации положил комплексный критерий, который учитывает не только форму власти, но и политическую культуру. Он выделил политические системы англо-американского (США, Великобритания, Канада) и континентально-европейского типов (Франция, Германия, Италия), доиндустриальных и частично индустриальных стран (Мексика, Бразилия) и тоталитарные политические системы.

      2. С. Хантингтон в основу своей типологии положил цивилизационный критерий и выделил западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую цивилизации.

     3. По основанию  политических режимов политические  системы делятся на тоталитарную, авторитарную и демократическую.

     4. Сторонники  геополитического подхода разделяют  политические системы на «островные»  и «континентальные».

     5. На основе  исторического подхода (Д. Коулмен) выделяют традиционные, патриархальные, смешанные и современные политические системы.

 

 

 

Лекция 5. Политическая власть.

 

  Проблема политической власти  является одной из основных  в политологии, многие видят  в борьбе за власть сущность  политики, а  сущность политической  власти  в отношениях господства и подчинения.

   Власть – это способность, право или возможность одних людей оказывать воздействие на поведение или деятельность других людей.

   Политическая власть – форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социальных субъектов (индивидов, социальных групп, общностей) подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных ресурсов.

   В политологии в связи  сложностью, многозначностью феномена  политической власти нет единого  мнения о ее природе. В зависимости  от выбранного подхода можно  выделить следующие определения  природы власти:

1. Телеологические определения (от «телеос» - цель) характеризуют власть как способность достижения поставленных целей.

2. Бихевиористские определения рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, другие подчиняются.

3. Психологические определения раскрывают субъективную мотивацию поведения людей. Основное направление данного подхода – психоанализ (З. Фрейд, Г. Юнг), который рассматривает волевую природу власти как естественное состояние человека.

4. Социологический подход определяет власть как социальное отношение, проявляющееся в навязывании одними людьми другим своей воли.

 

5. Системный подход рассматривает власть как производное не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Характеризует власть как способность системы обеспечивать ее элементами достижение коллективных целей.

6. Структурно-функциональный подход рассматривает власть как свойство социальной организации, основанное на разделении функций управления и исполнения.

Элементы политической власти

  1. Субъект власти – тот, кто управляет (индивиды, группы, элиты)
  2. Объект власти – тот, кто подчиняется.
  3. Ресурсы – средства, при помощи которых субъект влияет на объект.

 

 

 

 

Виды ресурсов

  1. Организационные – организационные структуры управления.
  2. Нормативные – нормы, законы, влияющие на ценностные ориентации.
  3. Экономические – материальные ценности, деньги.
  4. Социальные – способность повышения или понижения социального статуса: должность, образование, престиж, социальное обеспечение.
  5. Принудительные – силовые институты: армия, милиция.
  6. Информационные – информация и средства ее получения и распространения (СМИ, образование, наука).

 

 

  1. Понятие легитимности политической власти.

              Легитимность власти – общественное признание законности и справедливости власти. Легитимность обеспечивает повиновение граждан, поддержку власти,  их политическое участие без принуждения.

Понятие легитимности в политологии  было обосновано М.Вебером. Вебер выделил три главных типа легитимности власти в зависимости от мотивов подчинения.

  1. Харизматический тип легитимности основан на авторитете лидера, вере в исключительные качества, харизму вождя. Характерен для периодов революций, кризисов.
  2. Рационально-правовой тип легитимности, или легальный основан на признании законности, формальных правил формирования политических институтов. Наиболее развитая форма данного типа - конституционное государство.
  3. Традиционный тип легитимности – основан на традициях, обычаях, привычке повиноваться власти, наиболее характерен для монархий.

 

 

Лекция 6. Политические режимы.

 

Термин «Политический  режим» в переводе с латинского означает «порядок управления». Под политическим режимом в политологии понимается:

  1. Совокупность средств и методов осуществления политической власти.
  2. Механизм соединения власти, общества и личности (с точки зрения социологического подхода).

Для политических систем разных стран характерны различные политические режимы, основными являются: демократический, авторитарный и тоталитарный.

 

 

 

 

2. Типы политических  режимов.

  1. Демократический политический режим имеет следующие признаки:

Признание народа источником власти, участие граждан в формировании власти, приоритет прав человека и  свобод граждан над правами государства, политическое равенство граждан, верховенство закона, реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, политический плюрализм  и многопартийность, демократический контроль над властью со стороны граждан, действие принципа «все, что не запрещено - разрешено».

Основные трактовки демократии.

Сторонники ценностного подхода рассматривают демократию как систему народовластия (демос – народ, кратос – власть).

Информация о работе Лекции по "Политологии"