Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:57, курс лекций
Политология как наука имеет свою систему понятий. Это язык науки. Основные понятия политологии: «политика», «политическая власть», «политическая система», «политический институт», «элита», «политический процесс», «политическое развитие», «политическое сознание», «политическая социализация» и т. д.
Методы исследования представляют собой способы изучения, средства анализа предмета политологии. Наиболее общие политологические методы называются исследовательскими подходами. Трудности в познании политической жизни заключаются в том, что познающий субъект находится под влиянием политической среды.
Окончательное становление
политологии как
Современная политическая
наука представлена многими школами
и направлениями. Они классифицируются
по разным основаниям, поэтому существует
несколько классификаций. Наиболее представительными
являются:
1. Англо-американская школа разрабатывает
проблемы политической модернизации,
стабильности, политических конфликтов,
внешней политики, прикладной политологии
( Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Г. Моргентау,
А Бентли, Д. Истон, Г. Алмонд,
Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский, П. Поппер,
С. Хантингтон, Дж. Сартари, Р. Даль,
С. Липсет, С. Верба.)
2. Французская исследует типологии политических режимов, партийную структуру (М. Ориу, Р. Арон, М. Дюверже, М. Крозье, Г. Маркузе, Г. Тард,)
3.Немецкая школа занимается
сравнительным анализом
(Ф. Ратцель, Р. Михельс, Г. Майер, и. Флетчер).
4. Польская (Е. Вятр, А. Боднар) исследует политическую жизнь общества, демократизацию политической системы.
Политическую мысль 20 века можно также классифицировать по другим направлениям: академическое, социально-философское, идеологическое.
Академическое направление возникло в США в начале 20 века, исследовало закономерности политического процесса, формирование политических институтов, политические системы, политические конфликты.
Социально-философское направление предлагало умозрительные модели происхождения современного общества. К нему относятся теории индустриального, постиндустриального, информационного общества.
Идеологическое направление представлено либеральными, консервативными, социалистическими теориями. Использует теоретические знания для применения в реальной политике.
Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан киевским митрополитом Илларионом еще в 11 веке. Сущность государства для него – в божественной воле, князь – наместник Бога, власть которого должна основываться на законе. Высшая цель государства – благо всех подданных, а главная задача государства – обеспечение мира, наилучшая организация управления. В «Повести временных лет» (начало 12 в.) и в «Слове о полку Игореве» (конец 12 в.) содержится призыв к преодолению междоусобной борьбы, достижению единства.
В период формирования централизованного Российского государства (14-16 вв.) политическая мысль России сосредоточилась на таких проблемах, как происхождение и роль Российского государства и взаимодействие духовной и светской власти. Это нашло отражение в концепции «Москва – Третий Рим», изложенной в посланиях монаха Филофея (конец 15 – начало 16 в.). Согласно этой теории Москва после Рима и Византии становится мировым центром православия (истинной веры), которое Русское государство призвано защитить. Во власти царя, наместника Бога, Филофей совмещает духовную и светскую власть. В 17-18 вв. в политической мысли России обосновывалась необходимость абсолютной монархии. Феофан Прокопович (1681-1736) и Василий Татищев (1686-1750) говорили о необходимости просвещенной монархии.
С позиций радикальной критики крепостничества и самодержавия впервые в России выступил Александр Радищев (1749–1802), он был сторонником республиканской формы правления. Для политической мысли России 19 в. была характерна проблема преодоления отставания России от Европы.
Представителем политического либерализма был Михаил Сперанский (1772-1839). Он выступал против крепостного права, выдвинул предложение о создании Государственной Думы, был сторонником реформ. Политические идеи декабристов Павла Пестеля (1793-1826) и Николая Муравьева (1795-1843) нашли свое отражение в проектах преобразования общественно-политической жизни России. Общим для них было решительное отрицание феодализма, сословности, крепостничества и царского самодержавия, отстаивание гражданского равноправия. Большой вклад в историю российской политической мысли внесли в 30-40-е гг. 19 в. западники и славянофилы.
Западники считали, что Россия развивается по тому же пути, что и Запад. Славянофилы были сторонниками сохранения самодержавия в сочетании с крестьянской общиной, считали, что у России свой путь развития. Политическая идеология русских революционных демократов была представлена Виссарионом Белинским (1811- 1848), Александром Герценом (1812-1870), Николаем Чернышевским (1828-1889), Николаем Добролюбовым (1836-1861).
К течению революционных
Либеральные идеи во второй половине 19 – начале 20 вв. в России развивали Максим Ковалевский (1851-1916), Борис Чичерин (1828-1904), Лев Петражицкий (1867-1931), Павел Новгородцев (1886-1824). Чичерину принадлежит большая заслуга в разработке проблем естественного права, принципов правового государства, он является автором нескольких фундаментальных работ: «История политических учений» (1877), «Очерки философии права» (1901), «О народном представительстве» (1857) и др. Дальнейшую разработку эта проблематика получила в работах И. Михайловского, Л. Петражицкого.
Глава московской школы философии
права П. Новгородцев принял активное
участие в основании
Ковалевский внес значительный вклад в разработку проблем политической философии, в обоснование принципов конституционализма и в сравнительно-исторический анализ представительных учреждений и форм демократии. Процесс формирования политической науки в России в результате революций оказался прерванным.
Политологии как самостоятельной науки в СССР не существовало, она рассматривалась как буржуазная лженаука. Политические проблемы обсуждались в рамках исторического материализма, научного коммунизма. За рубежом, в среде эмигрантов, появилась в 20-30-е годы концепция евразийства.
Евразийцы считали, что Россия – страна особой культуры, отличной от европейской, поэтому она не должна в организации политической жизни слепо заимствовать политические идеи, институты Запада, а искать свой особый путь. В ходе реформирования общества в 90-е годы ХХ века сформировалась современная российская политология. Стали издаваться специализированные журналы: «Политические исследования (Полис)», «Власть», «Полития», «Свободная мысль», «Политический журнал» и др.
Лекция 3. Политика: происхождение, структура и функции.
1. Основные парадигмы
Парадигма – наиболее общая логическая модель постановки и решения познавательной задачи. (Т.Кун американский историк). Наиболее значимыми для политической науки являются парадигмы, которые объясняют природу и сущность политики, источники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные свойства.
1. Теологическая парадигма объясняет природу политики как божественную, в которой бог определяет порядок устройства общества и власти. Господствовала в период Античности до появления трудов средневекового мыслителя Фомы Аквинского, который утверждал, что власть исходит от бога, способ осуществления определяется человеком.
2. Натуралистическая парадигма объясняет происхождение политики, исходя из природных источников. Географическая парадигма основными факторами, влияющими на политику, считает географические, территориальные, климатические (Ж.Боден (16 в.), Ш. Монтескье (17 в.), К.Риттер, Ф.Ратцель, Р.Челлен (19 – 20 в.в.). Биополитическая парадигма (70 г.г. 20 в.) объясняет политическое поведение через физиологические, чувственные, инстинктивные факторы (П. Майер, В.Рудал, Е. Михан, А.Руш). Психологическая парадигма (18-19 в.) объясняет политическое поведение психологическими качествами человека или социальной группы, скрытыми мотивами, чувствами, эмоциями. (Г. Лебон, Г. Тард, Л.Гумплович, А.Дильтей, Э.Дюркгейм). Наибольшее влияние на формирование данного подхода оказал психоанализ.
3. Социоцентристская парадигма признает общественную природу политики и рассматривает политику как форму социальной организации жизни человека. Данная парадигма сложилась в период Античности, когда политика рассматривалась как особая форма управления и объединения общества. М.Вебер (19 в-20 в.) сущность политики определял через отношения власти, видел в ней способ обеспечения господства определенных социальных групп. Ряд теорий определяют политику через другие различные сферы жизни общества: через мораль (Платон), через производственные отношения ( К. Маркс), через право (Дж. Локк), через государство ( К. Шмитт). Культурологическая парадигма рассматривает политику как смыслополагающую деятельность людей, как область свободного самовыражения человека ( М. Шелер, Ф. Боас, Э. Канетти, Х. Арендт).
Данный подход отрицает линейное развитие общества, признает многовариантность и альтернативность развития, основанное на особенностях менталитета общества, его культурных норм и традиций. Рационально-критическая парадигма объясняет природу политики ее внутренними факторами: межгрупповых отношений (А. Бентли), деятельности элит (Г. Моска), конфликтов (М. Крозье), консенсуса (Э. Дюркгейм). Сторонники парадигмы конфликта считают конфликты сущностью политической жизни, так как они являются источником саморазвития общества. Сторонники парадигмы консенсуса конфликтам отводят вторичную роль, а консенсус рассматривают как объединяющее начало в политике.
2. Понятие политики.
Следует обратить внимание на многообразие определений политики, что связано со сложностью этого социального явления. Можно выделить несколько наиболее распространенных определений понятия политики:
Политика – сфера общественной жизни, выполняющая функции согласования общих и частных интересов, властвования, поддержания социального порядка, достижения общих целей, управления.
Политика – совокупность социально активного поведения людей.
Политика – тип социальных отношений между индивидами, социальными группами, система взаимодействий и коммуникаций людей.
Политика – политический курс, политическая стратегия, включающая определение целей, способов их достижения и направлений деятельности.
Критериями выделения определений политики служат различные исследовательские подходы: социологический, субстанциональный, системный. Социологические трактовки политики характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, мораль, стратификацию общества, право. Экономические определения рассматривают политику как надстройку над экономическим базисом; социальные – как соперничество определенных социальных групп, классов, наций; правовые концепции – как деятельность по защите естественных прав человека. Этические - как деятельность по достижению общего блага. Субстанциональные трактовки политики стремятся раскрыть ее сущность, первооснову. Властные определения рассматривают политику как деятельность, направленную на достижение власти; институциональные характеризуют политику через политические институты; конфликтно-консенсусные – через деятельность по разрешению конфликтов.
Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного.
Деятельностные трактовки определяют политику как процесс подготовки, принятия и реализации политических решений. Системные определения рассматривают политику как самостоятельную систему, сложный социальный организм.
3. Содержание, структура и функции политики.
Содержание политики выражается в ее целях, ценностях, мотивах, механизмах принятия политических решений. Кроме содержания в политологии выделяют еще политический процесс и форму политики, т.е. ее организационную структуру, политические институты, правовые и политические нормы, позволяющие регулировать политическое поведение людей.
Политика представляет собой особую сферу социальной жизни. Структурными элементами политики как части социальной системы являются политические организации – государственные институты, партии, средства массовой информации, политические движения; политическое сознание - политические программы, цели, идеологии и механизмы их реализации; политические отношения, т.е. отношения, направленные на достижение и удержание власти в обществе.
Социальная значимость политики определяется теми функциями, которые она выполняет в обществе: поддержание целостности общества как социальной системы; выражение и реализация политических интересов социальных групп; распределение и перераспределение социальных благ; управление общественными процессами; предотвращение и регулирование социальных конфликтов; социализация личности; обеспечение коммуникации.
В политологии
существует проблема
Лекция 4. Политическая система общества.