Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:57, курс лекций

Описание работы

Политология как наука имеет свою систему понятий. Это язык науки. Основные понятия политологии: «политика», «политическая власть», «политическая система», «политический институт», «элита», «политический процесс», «политическое развитие», «политическое сознание», «политическая социализация» и т. д.
Методы исследования представляют собой способы изучения, средства анализа предмета политологии. Наиболее общие политологические методы называются исследовательскими подходами. Трудности в познании политической жизни заключаются в том, что познающий субъект находится под влиянием политической среды.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 119.85 Кб (Скачать файл)

     Вопрос о сущности  и характерных чертах мировой  политики  является дискуссионным. Можно выделить несколько школ и направлений, определяющих направленность этой дискуссии. Реалисты и идеалисты в 20-30 годы ХХ века, традиционалисты и модернисты в 50-60 годы, государственники и глобалисты в 70-80 годы.

     Реалисты  (Дж. Кеннан, Г. Моргентау, У.Ростоу, З.Бжезинский)  рассматривали мировую политику как борьбу суверенных государств за свои интересы.  Каждое государство, конкурируя с другими, стремится к превосходству, которое гарантирует ему безопасность. Международные отношения строится на балансе сил.

    Идеалисты (Д. Перкинс, В. Дин, Т. Мюррей, Т.Кук) рассматривали мировую политику с помощью правовых и этических категорий, стремились к созданию нормативных моделей мировых отношений, призывали к отказу  от силовых и военных средств как регуляторов международных отношений. Международные отношения строятся на институтах международного права, системе коллективной безопасности.

     Традиционалисты (Р. Мейер) акцентировали внимание на традициях, обычаях, действующих на мировую политику.

     Модернисты (Р. Норт, Р. Снайдер, Г. Алиссон) рассматривали национальные государства в качестве самостоятельных властных систем, испытывающих влияние со стороны других субъектов политики. Особое внимание уделялось моделированию системы международных отношений, прогнозированию взаимодействия государств, изучению механизмов принятия решений, поведения правящих элит.

     Государственники ( К. Дойч) считают основными субъектами мировой политики государства. Мировую политику составляют внешнеполитическая деятельность государств на основе принципов реализма, баланса сил и силового сдерживания. Взаимозависимость различных стран считали преувеличенной.

     Глобалисты (Э. Хаас,  Л. Линдберг) считают, что роль национальных государств в мировой политике снижается, в международных отношениях идут процессы интеграции, сближения, что ведет к созданию управляемого мирового порядка.

2.  Международные  отношения.

     Мировая  политика является основой международных  отношений. Международные отношения – это совокупность экономических, политических, дипломатических, правовых, идеологических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между государствами, союзами государств и другими субъектами, действующими на мировой арене.

  1. Геополитика: понятие и теория.

Существенный  вклад в развитие теории международных  отношений внесли авторы геополитических  теорий, раскрывающих зависимость внешней  политики государств от географических факторов. В истории политической мысли идеи влияния географической среды на Общество высказывались еще Аристотелем и Платоном. Концепции географического детерминизма рассматривали человеческую деятельность как обусловленную естественной средой (Ш.Л. Монтескье,  А. Тюрго).  В  19  веке К. Риттер, Г.Т. Бокль,     И.А. Тэн исследовали роль географической среды в формировании ранних форм цивилизации. Среди естественных факторов они выделяли речные коммуникации, наличие выхода к морю, островное положение государства, протяженность границ, народонаселение, особенности климата, почвы, наличие полезных ископаемых.    

     Однако как самостоятельное  направление теории международных  отношений геополитика сложилась  лишь в конце 19 –начале 20 века, когда шведский ученый Р. Челлен сформулировал сам термин «Геополитика», который рассматривал государство как особый географический организм или феномен пространства.

     Английский  ученый Х. Макиндер в работах «Физические основы политической географии» и «Географическая ось истории» сформулировал концепцию «Хартленда», оказавшую сильное влияние на теорию геополитики. По его мнению, часть суши, разделенная на Азию, Африку и Европу, представляет собой «мировой остров». Его середину составляла Российская империя с частью прилегающих территорий Казахстана, Узбекистана, которые были отделены от стран «внутреннего полумесяца», куда входили государства Евразийского континента, и «внешнего полумесяца» (Австралия, Америка). Эта «серединная земля» или Хартленд (Евразия), не досягаемая для влияния морских империй,  и представляла собой «ось мировой политики», тот, кто контролировал Хартленд, контролировал и весь мир. Макиндер сформулировал также положение о том, что в будущем расстановку политических сил в мире может изменить развитие технологий, которые изменят физическую среду.

      Одним из  первых попытался связать политику  и географию государств основатель политической географии Ф. Ратцель на рубеже 19 и 20 века. Он рассматривал государство как действующий по биологическим законам организм, считал, что условием сохранения государства является наращивание его политической мощи, суть которой состоит в территориальной экспансии и расширении «жизненного пространства».

     К середине 20 века в условиях территориально  поделенного мира акценты в  геополитических теориях сместились  на обеспечение безопасности  в мире. Американский ученый Н. Спайкман развил концепцию доминирования на мировой арене «океанических держав» в условиях необходимости создания системы глобальной безопасности. После окончания второй мировой войны геополитическая ситуация в мире изменилась. С развитием информационных технологий и транспортных коммуникаций стала проявляться регионализация сотрудничества различных государств, геополитические процессы стали рассматриваться как многослойные.

     С. Коэн выделил  в послевоенном мире «геостратегические регионы» мирового масштаба, представленные морскими державами и странами евразийско-континентального мира, «зыбкие пояса» (Ближний Восток и Юго-Восточная Азия) и более мелкие геополитические районы. К глобальным политическим системам он относил США, Европу, СССР и Китай.

     В 60-80 годы 20 века геополитические теории  практически не использовались  для обоснования расширения сфер  влияния. Только с середины 80 годов  в американской науке вновь стали появляться геополитические обоснования внешнеполитических действий. С. Хантингтон рассматривает в качестве источника геополитических конфликтов спор цивилизаций. Концепция «Золотого миллиарда» прогнозирует обострение межгосударственных конфликтов из-за нехватки ресурсов, территории. Наряду с конфронтационными прогнозами ряд теоретиков предлагает «бесполярную трактовку» мира, основанную на сотрудничестве, создании системы коллективной безопасности.

    Изменились и  трактовки геополитических принципов,  сегодня они применяются для анализа внутриполитических процессов, для изучения взаимоотношения Центра и регионов и т. д.

 

 

Лекция 16.  Мировой политический процесс.

План.

1. Понятие мирового политического  процесса.

2. Современные тенденции  развития мирового политического  процесса.

3. Место России в мировом  политическом процессе.

 

  1. Понятие мирового политического процесса.

 Мировой политический процесс – совокупность различных видов политической деятельности субъектов мировой политики, их взаимоотношений, реализующихся в многообразии конкретных изменений международной политической жизни.

     2. Современные  тенденции развития мирового  политического процесса.

К основным тенденциям развития мирового политического процесса можно отнести следующие:

- Стремление США и НАТО закрепить  систему однополярного мира, стать  единственным центром власти  в мире.

- Процесс формирования многополюсного, многополярного мира, признание  нескольких центров влияния в мире.

- Процесс глобализации: универсализация  и целостность мира, открытость  национальных границ. Некоторые рассматривают глобализацию как распространение западных ценностей на весь мир.

3. Место России  в мировом политическом процессе.

      После окончания  «холодной войны» и распада  системы двухполюсного мира, обеспечивавшейся  равновесием сил  двух военных блоков – стран Варшавского Договора и НАТО,  в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Россия должна определить свое место в новых условиях. В 90-е годы 20 века Россия утратила статус «сверхдержавы», снизился экономический и военный потенциал государства, ее международный авторитет во многом держится за счет наличия ядерного оружия. Стремясь найти свое место в мировом политическом процессе, Россия исходит из представления о том, что формируется новая, многополюсная система мира, предполагающая существование нескольких центров влияния в мировой политике. Одним из таких центров влияния в мире Россия видит себя. Все конфликты должны решаться исключительно в рамках международного права. Этот принцип идет вразрез со стремлением США навязать миру свое абсолютное господство в международных отношениях.

     Национальные интересы России во внешней политике. Национальный интерес  означает стремление нации к существованию в качестве свободного, независимого государства, к обеспечению роста экономики и национального благосостояния, к предотвращению военной угрозы или ущемления суверенитета, к достижению выгодного положения на международной арене. Период реформ в России в 90-е годы 20 века был связан с уступками во внешней политике странам Запада в обмен на экономическую помощь и политическую поддержку курса демократизации политической системы. Такой внешнеполитический курс нанес урон  национальным интересам России, привел к расширению влияния блока НАТО на восток.

     Большое влияние на  формирование национально-государственных  интересов в настоящее время  оказывает геополитический фактор. Россия по-прежнему, в силу своего  серединного положения, должна  быть объединяющим и стабилизирующим  началом для Европы и Азии, развивать интеграцию и с Западом  и с Востоком.  Россия претендует на роль энергетической сверхдержавы, оказывающей влияние на мировой политический процесс. Задачами России во внешней политике являются: включение страны в мировую экономику и политику, обеспечение суверенитета государства, защита национальной безопасности, борьба с терроризмом как внутри страны, так и за ее пределами, защита прав и свобод граждан, повышение жизненного уровня граждан.  

 

 

Лекция 17. Политическая аналитика и прогностика.

План.

  1. Политический анализ: сущность и роль в исследовании.
  2. Политическое прогнозирование.

 

  1. Политический анализ: сущность и роль в исследовании.

 

  Современной политологии  существует два основных уровня  исследований: теоретический и прикладной. Теоретическая политология стремится выявить сущностные черты, закономерности, основные тенденции развития политических явлений. Прикладная политология направлена на изучение реального политического процесса, поведения субъектов политики, их действий и взаимоотношений. Прикладные исследования охватывают процессы урегулирования конфликтов, принятия решений, ведения переговоров, организации избирательных и информационных кампаний. Политический анализ  является особой прикладной дисциплиной и описывает способы и процедуры исследования конкретных политических проблем.

     Разработкой  политического анализа занимается  особая группа специалистов: политтехнологи, аналитики, эксперты, консультанты, пиармены (специалисты в области налаживания информационных связей политических структур с общественностью), работники партийных аппаратов, помощники политиков. Результатом деятельности прикладных специалистов являются различные советы и рекомендации, прогнозы, планы и программы деятельности государственных и партийных органов, аналитические справки и другие материалы, направленные на решение конкретных политических проблем.

      Особенностью  политического анализа как прикладной  дисциплины является то, что он, прежде всего, ориентируется на  описание  и изучение конкретной  ситуации или проблемы в конкретное время. Оценка политической проблемы в силу конкурентного характера политики задается не только экспертом, но и «заказчиком» исследования, поэтому носит субъективный характер и ставит экспертное знание в зависимость от социального заказа. Ввиду многоплановости и сложности политических явлений применяемые методы изучения имеют междисциплинарный характер, т.е. политическая оценка дополняется психологическим, социологическим, культурологическим анализом.

    В политическом  анализе как исследовательском  процессе можно выделить несколько  этапов: 1. постановка проблемы, 2. моде


Информация о работе Лекции по "Политологии"