Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:57, курс лекций

Описание работы

Политология как наука имеет свою систему понятий. Это язык науки. Основные понятия политологии: «политика», «политическая власть», «политическая система», «политический институт», «элита», «политический процесс», «политическое развитие», «политическое сознание», «политическая социализация» и т. д.
Методы исследования представляют собой способы изучения, средства анализа предмета политологии. Наиболее общие политологические методы называются исследовательскими подходами. Трудности в познании политической жизни заключаются в том, что познающий субъект находится под влиянием политической среды.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 119.85 Кб (Скачать файл)

 

     Гражданское общество – негосударственная сфера общественной жизни, совокупность отношений свободных, равноправных граждан, не охватываемых государством.

Структура гражданского общества.

В экономической сфере – частные  предприятия, акционерные общества.

В социальной сфере – семья, органы самоуправления по месту жительства, работы, учебы, политические партии, общественные организации.

В духовной сфере – церковь, негосударственные  средства массовой информации, научные и творческие объединения.

 

 

Лекция 9. Политический процесс.

 

План

1.     Понятие  политического процесса.

2.    Типология политических  процессов.

3.    Специфика политического процесса в России

 

1.    Понятие политического  процесса.

       Политические явления находятся в постоянном движении, развитии. Политический процесс представляет собой совокупность всех изменений в поведении и отношениях субъектов политики, в функционировании институтов; раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, изменение их состояний во времени и пространстве. Основной характеристикой политического процесса выступает изменение. Изменение – это трансформация структуры, функций, институтов, форм, темпов развития и других параметров политических явлений. Политическое развитие – один из типов политических изменений, который характеризуется изменением базовых параметров политических явлений с их дальнейшей позитивной эволюцией. Упадок как тип политических изменений предполагает негативную перспективу эволюции политического явления, означает распад политической системы. Функционирование политических явлений не нарушает их базовых параметров, хотя и является одним из типов изменений.

     Политический  процесс может быть рассмотрен  в аспекте деятельности политических субъектов. В этом случае он предстает в виде многочисленных действий политических факторов, преследующих свои цели и реализующих свои интересы. В политическом процессе можно выделить  следующие статусы политических субъектов: избиратели, активисты, политические элиты, политические партии и объединения, группы интересов. Эффективность деятельности политического субъекта в политике во многом зависит от степени его организованности, ресурсов влияния (материальных, силовых, информационных, социальных).

 

  1.  Типология политических процессов.

     Типологии политических процессов различны, их многообразие определяется различными критериями, основаниями по которым проводится типологизация. В зависимости от типа цивилизации выделяются политические процессы западного и незападного типов. С содержательной точки зрения выделяются внутриполитические и внешнеполитические процессы. С точки зрения социальной значимости различают базовые процессы, касающиеся основных, системных свойств, например, государственного управления, и периферийные, менее значимые процессы, например, формирование отдельных политических партий. По социокультурным характеристикам выделяют технократические, идеократические , харизматические политические процессы. Политические процессы отличаются друг от друга по форме протекания – явной или скрытой, открытой и закрытой. Стабильные политические процессы воспроизводят политические отношения, переходные политические процессы нестабильны, не обладают четкими базовыми признаками. По масштабу политические процессы можно разделить на глобальные и локальные.

 

3.   Специфика  политического процесса в России

      В современной России число активных участников политического процесса ограничено. В силу неразвитости гражданского общества доминирующую роль играют государственные институты, политическая активность граждан очень низка. Традиционные роли и функции основных участников политического процесса в России по сравнению со странами Запада сильно деформированы под влиянием усиления роли исполнительной власти. Политико-административная элита современной России, прежде всего региональная,  формировалась в основном из советской партийной номенклатуры. Политические лидеры в России до сих пор воспринимаются как вожди, что отражает зависимость населения от власти. Политические лидеры России не выполняют своих основных функций: выработку стратегии развития, объединение граждан вокруг общих целей и ценностей, инициирование реформ, обеспечение взаимодействия власти и общества, они, как правило, решают наиболее острые назревшие проблемы. Политические партии не имеют значительного влияния, не выполняют свою основную функцию – связи гражданского общества и власти, так как выражают групповые интересы, представляют собой объединения сторонников вокруг политического лидера. В «партиях власти» вначале складывается руководство партии, а затем рекрутируются рядовые члены партии, что ведет к бюрократизации партийного строительства, подчиненности исполнительной власти. Группы интересов оказывают прямое влияние на власть через лоббирование, политическое давление, подкуп чиновников. Демократическая перспектива развития России определяется формированием гражданского общества, появлением профессиональных элит, конкурентной партийной системы, сокращением роли государства в осуществлении преобразований.

 

 

 

 

 

Лекция 10. Политическая модернизация.

 

План.

  1. Понятие «политическая модернизация»
  2. Теории политической модернизации.
  3. Особенности модернизации современного российского общества.

 

  1. Понятие «политическая модернизация»

 

       В широком значении  понятие модернизации (от фр. modern - современный) означает приведение общественной системы в соответствие с требованиями современности. Политическая модернизация хотя и относится лишь к совершенствованию политической системы общества, но является механизмом реформирования других социальных систем через реализацию целей, задач, концепций.

      В процессе политической  модернизации начинает перестраиваться  государственная власть и управление, формируются политические институты современного типа,  возрастает роль права, действует тенденция к централизации политической власти и тенденция совершенствования местного самоуправления, деятельность государственного аппарата перестраивается на принципах рациональной бюрократии. 

 

  1.   Теории политической модернизации.

    Теория модернизации  сформировалась в 50-60-е годы  ХХ века. В тот период  термин  «модернизация» означал  преобразование  отсталых стран в индустриальные. Страны, достигшие высокого уровня развития естественным путем , рассматривались как государства «естественной модернизации», а те, которым предстояло пройти этот путь как государства «догоняющей модернизации». Модернизация понималась как  копирование западных образцов во всех  областях жизни. Предполагалось, что достижение определенного уровня дохода у населения вызовет такие же как на Западе изменения в политической системе общества.

     Результатами  усвоения  либеральных ценностей, установления  разделения властей и парламентских  систем в африканских и латиноамериканских  странах стала не демократизация и повышение эффективности управления государством, а коррупция, произвол бюрократии, социальное расслоение общества.  Это продемонстрировало невозможность применения искусственных схем модернизации в политическом процессе.

     В 70-80-е годы начался  второй этап развития теорий  модернизации. Переходные процессы стали рассматриваться  как самостоятельный этап развития с неоднозначными результатами. В рамках модернизации стали признаваться любые позитивные социальные, экономические и политические изменения независимо от западной демократической модели. Традиционные ценности и институты не рассматривались уже как препятствие модернизации. При сохранении  приоритета универсальных ценностей  особое значение уделялось национальной форме их реализации. Кроме «догоняющей» появились и другие формы модернизации: «частичная», «форсированная», «тупиковая».  Главным фактором, определяющим характер, темпы переходных преобразований,  степень восприятия универсальных норм, стал социокультурный фактор, т. е. тип личности, национальный характер,  политическая культура. 

    Проблема выбора вариантов  путей модернизации решалась  в споре либерального и консервативного направлений. Либералы (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай) полагали, что появление среднего класса и рост образованности способствую модернизации. Характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и от степени вовлеченности  в политику рядовых граждан.

     Консерваторы ( С. Хантингтон) главным источником модернизации является конфликт между «мобилизацией» населения (включающегося в политическую жизнь в результате противоречий) и «институализацией» (наличием структур и механизмов для выражения интересов граждан). Поскольку население не готово использовать демократические институты власти, то это ведет к дестабилизации режима.  Главным показателем развития  является стабильность, поэтому для модернизирующихся государств необходим  авторитарный политический режим с легитимной правящей партией, сильной государственной бюрократией,  что обеспечит организованность, порядок, условия для реформ. Утверждение авторитарных режимов имеет положительные результаты (Южная Корея, Тайвань, Чили),  но сохраняет опасность перехода в диктатуру.

    К универсальным нормам  модернизации в настоящее время  относят:

формирование рыночных отношений, увеличение затрат на образование и  науку, социальная мобильность населения, плюрализм власти, соблюдение прав человека.

     Темпы, способы и  результаты модернизации зависят  от внутренних факторов, национальных и исторических особенностей страны. Модернизация имеет альтернативный характер, сопровождается конфликтами.

    В 80-90-е годы стали  выявляться новые тенденции в  переходных процессах, начался  период «поздней модернизации».  Теории модернизации создали  основу для транзитологии – науки о «переходах» (транзитах) к современному государству.

    В 21 веке модернизация  признается самостоятельным, длительным  процессом со своими закономерностями, институциональными особенностями  и ценностями.

 

 

  1. Особенности модернизации современного российского общества.

 

    Начало «инновационной  модернизации» в 21 веке было  обусловлено незавершенностью реформирования современной политической и экономической системы общества. Влияние политической модернизации на реформирование экономической и социальной сфер в России было всегда велико, так как все реформы инициировались элитами и носили мобилизационный характер. Во все времена преобразования в России начинались с институтов государственной власти, носили характер формального заимствования западных образцов, а аппарат управления являлся инструментом реализации реформ  в связи с их слабой социальной базой.

 

      В российском обществе  сложился режим «нелиберальной  (делегативной) демократии», в котором не соблюдаются права человека, слаба роль норм права и представительных органов власти, не учитываются интересы широких социальных слоев, коррумпирована власть. Результаты модернизации, осуществляемые российским обществом, зависят от решения ее основных конфликтов и противоречий.  Высокая конфликтность социальных и политических процессов в условиях модернизации требует постепенного проведения реформ, формирования демократической политической культуры, взаимодействия правящей и оппозиционной элит.

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 11. Политическая элита и лидерство.

 

План.

  1. Понятие и теории элит.
  2. Происхождение, структура и функции элиты.
  3. Политическое лидерство.

 

    1. Понятие и теории элит.

 

     Идеи политического элитизма выдвигались еще в трудах Конфуция, Платона, Макиавелли, понятие элитизма получило распространение на рубеже 19-20 веков. Термин "элита"  происходит от франц. elite - лучший, отборный, избранный. В широком смысле он обозначает высший, относительно замкнутый слой общества. Следует различать понятия «властвующая элита» и «политическая элита». "Властвующая элита" - это все группы, которые реально оказывают влияние на власть, например, экономическая, военная.  «Политическая элита – составляющая меньшинство общества, относительно целостная группа лиц, занимающая руководящие посты в обществе и (или) непосредственно влияющая на принятие властных решений». 
      Элитарный подход к рассмотрению общества был обоснован в теориях Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Роберта Михельса на рубеже 19-20 веков. Общим для них является признание существования элит в любом обществе, деление общества на «управляющих» и «управляемых».  Г. Моска вводит сначала понятие "политического класса", а затем более широкое - "правящего класса" для обозначения группы управляющих. Важнейшим критерием вхождения в элиту он считал способности к управлению, моральное, материальное и интеллектуальное превосходство. Правящий класс развивается в двух тенденциях: аристократической и демократической. Первая тенденция проявляется в стремлении элиты стать закрытой, передать свои привилегии по наследству. Демократическая тенденция проявляется в обновлении правящего класса за счет активных представителей нижних слоев. Сочетание этих двух тенденций позволяет обществу сохранить стабильность в управлении и его качественное обновление. 
     В. Парето ввел в научный оборот термин "элита". Наряду с элитой, существует "контрэлита" (потенциальная элита) - лица, которые по своим психологическим качествам могли бы войти в элиту, но не вошли в нее в силу своего  социального положения. Самый  нижний  слой  общества  составляет  неэлита - те, кто не располагает возможностями войти в элиту. Когда контрэлита достигает определенных показателей в своем развитии, она занимает место правящей элиты, а бывшая правящая элита, потеряв свои лучшие качества, переходит в неэлиту, это процесс он назвал "закон циркуляции элит". Смена элит позволяет сохранить социальное равновесие, так как обеспечивает приход к власти элит, обладающих качествами, востребованными общественной ситуацией. В зависимости от методов властвования В. Парето выделил два типа элит: «Лисы» - «мягкие, гибкие руководители» и «Львы» - «жесткие, решительные  руководители, опирающиеся на силу».

Информация о работе Лекции по "Политологии"