Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:57, курс лекций

Описание работы

Политология как наука имеет свою систему понятий. Это язык науки. Основные понятия политологии: «политика», «политическая власть», «политическая система», «политический институт», «элита», «политический процесс», «политическое развитие», «политическое сознание», «политическая социализация» и т. д.
Методы исследования представляют собой способы изучения, средства анализа предмета политологии. Наиболее общие политологические методы называются исследовательскими подходами. Трудности в познании политической жизни заключаются в том, что познающий субъект находится под влиянием политической среды.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 119.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Демократия при этом выступает  как форма общественного самоуправления. Ж.Ж. Руссо понимал демократию как  форму выражения власти суверенного  народа, отрицал значение индивидуальных прав личности и признавал только прямые формы народного волеизъявления (плебисцитарная демократия). Сторонники либерализма Д. Локк, Т. Гоббс, Т. Джеферсон в основу демократии положили не ценности коллектива, а идеи защиты прав человека.  Цель демократии – защита индивидуальных прав и свобод. Сторонники «рационального подхода» рассматривают демократию как порядок, при котором у власти чередуются различные социальные группы, так как ни одна не в состоянии властвовать единолично. К этому направлению относится плебисцитарно- демократическая теория демократии М. Вебера.

 

 

 

Он считал, что любое представительство  интересов граждан в сложных  системах связано с вытеснением их из политики и установлением контроля над властью со стороны бюрократии. Для защиты своих интересов граждане должны передать право контроля над бюрократическим аппаратом всенародно избранному (харизматическому) лидеру.

 

Современные теории демократии.

 

1.Партиципаторная  ( от англ. участвовать) демократия основана на обязательном исполнении всеми гражданами функций по управлению делами общества и государства на всех уровнях политической системы ( на отдельных территориях, общинах).

2. Теория эгалитарного элитизма, разработанная Й. Шумпетером, рассматривает демократию как политический институт, обеспечивающий соревнование элит за голоса избирателей. Граждане лишь избирают промежуточный институт, затем полностью устраняются от управления. Демократия – форма правления при посредстве народа, форма осуществления власти профессиональными политиками.

 

3.Элитистские теории демократии (Дж.Сартори, П. Барах) связывают сущность демократии только с деятельностью управляющих.

 

4. Плюралистические концепции  демократии (Г. Ласки, Д. Трумэн, Р. Даль) рассматривают демократию как тип организации власти в условиях ее распыления между различными силами. Демократия – соревнование различных групп как движущей силы политики. Демократия создает порядок, позволяющий группам конкурировать за власть.

5.  Консоциальная демократия (А. Лейпхарт) сущность демократии видит в установлении порядка, обеспечивающего представительство интересов меньшинства, не способного получить доступ к государственному управлению.  Это создание коалиционного правительства, обеспечение культурной автономии, пропорционального представительства в органах власти, право вето.

 

6. Теории рыночной демократии представляют ее организацию как аналог экономической системы, в которой происходит постоянный обмен товарами, в котором носители власти меняют свои ресурсы на поддержку избирателей.

7. Теории теледемократии предполагают осуществление демократических процедур при помощи интерактивного взаимодействия через телекоммуникации.

8.Теория рефлексирующей демократии (Этциони) основана на идее восприимчивости власти к сигналы из общества.

 

  1. Тоталитарный политический режим имеет следующие признаки:

Сверхцентрализованная государственная власть, силовые методы управления, однопартийная система, одна идеология, тотальный контроль над обществом, действие принципа «позволено только то, что разрешено законом», отсутствие гражданского общества, государственная (монопольная) собственность.

  1. Авторитарный политический режим имеет следующие признаки:

Власть находится в  руках одного человека или партии; государство контролирует законодательную и исполнительную власть; формальная система выборности в органы государственной власти; формальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; отсутствует реальная многопартийность; не обеспечиваются права и свободы граждан;  преобладание командно-административных методов в системе управления; разрешается то, что не имеет отношения к политике.

 

Лекция 7. Политические институты.

  1. Понятие «политический институт».

 

     Термин «политический  институт» в политологии используется  для обозначения различных упорядоченных политических отношений. Политические институты обеспечивают организацию совместной политической деятельности людей.

    Институализм, возник в Западной Европе в конце Х1Х в. как одно из направлений экономической, социологической и политической науки. Институционалисты (Т. Веблен, М. Ориу, Ж. Ренар) под политическими институтами понимают группы людей, объединенных какой-либо идеей для выполнения  определенных функций. Т.Парсонс и П.Хортон трактуют политические институты как систему ролей, поведения и политических отношений. Р. Кениг под политическими институтами понимает систему норм, регулирующих поведение человека в политической сфере.

 

 

     «Политический институт» – (от лат. Institutum – установление) – совокупность формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих политическую деятельность.

     Понятие «политический  институт» употребляется в двух  значениях. 1. Политические учреждения с организованной структурой и аппаратом управления. Например, институты власти – правительство, законодательное собрание. 2. Формы политических функций, отношений, типов управления. Например, институт президентства, институт представительства, т.е. избрания в представительные органы власти.

    Институализация – превращение политического явления в организованное учреждение, процесс формализации политических явлений.

 

  1. Структура, функции  и виды политических институтов.

Структура:

  1. статус людей в политической сфере деятельности и политических отношений.
  2. Совокупность ролей, которые выполняют люди, объединенные в политическом институте.
  3. Политические нормы в виде обычаев, традиций, законов.

Функции:

  1. Главная функция политических институтов – регулирование общественно-политических процессов с целью поддержания их стабильности.
  2. Воспроизводство политических отношений.
  3. Включение людей в политическую деятельность, политическая социализация.

 

Виды политических институтов.

К основным политическим институтам относятся: государство, институт президентства, институт парламентаризма, избирательная система, правовая система, партийная система.   

        Институт президентства.

Термин «президент» в  переводе с латыни означает «сидящий впереди». Институт президентства  зародился в США, где должность  президента объединила в одном лице главу государства и главу правительства. В Европе должность президента, как главы государства, была впервые введена в 1848 году во Франции и Швейцарии. В России президентский пост был введен в 1992 году. В 1993 году из 183 стран, входивших в ООН, более 130 имеют в государственном устройстве пост президента.

    Полномочия президента  в политической системе определяются  Конституцией страны. Статус президента  различается в президентской,  парламентской и полупрезидентской республике.

 Лекция 8. Государство:  происхождение, признаки, формы.

План

1.   Происхождение  и признаки  государства. 

2.   Формы государственного  правления и устройства.

3.   Правовое государство  и гражданское общество.

 

1.  Происхождение, признаки  и формы государства.

      Античная мысль не разделяла государственную и общественную жизнь. Государство рассматривалось в широком значении как общность людей, расположенная на определенной территории и управляемая органами высшей власти. Древние греки использовали название «полис», римляне – «республика». Заслуга введения понятия «государство» принадлежит Н. Макиавелли, использовавшего термин «stato» (от латинского status – статус, положение), разделившим государственную власть и гражданское общество. Термин «государство» распространяется в Европе: в Испании (estado), во Франции (etat), в Германии (Staat). С 18 века формируется современное понятие «государства».

 

     Государство – это исторически сложившаяся организация, образуемая национальной или многонациональной общностью, обладающая верховной властью и осуществляющая управление обществом на данной территории.

Признаки государства

Отделение публичной власти от общества, появление слоя профессиональных управленцев.

Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.

Территория, ограничивающая государство.

Монополия на легальное применение силы.

Исключительное право на издание  законов.

Право на сбор налогов.

 

Основные теории происхождения  государства.

1. Социально-экономические теории связывают появление государства с процессом общественного разделения труда и выделением управленческого труда. Марксизм объяснял государственность появлением частной собственности и расслоением общества на классы.

2. Теория завоевания рассматривает государство как результат внешних завоеваний.

3. Теократическая концепция рассматривает государство как результат божественного установления.

4. Патриархальная теория рассматривает государство как большую семью.

5. Договорные теории выводят государство из соглашения между правителями и подданными об условиях подчинения.

 

2. Формы государственного  правления и устройства.

Формы государственного правления

(организация власти, порядок  взаимодействия власти и граждан)

1. Монархия – форма  правления, при которой власть  полностью сосредоточена в руках  главы государства. Виды: абсолютная, конституционная и дуалистическая (двойственная) монархия (когда монарх  обладает частично исполнительной  и судебной властью).

2. Республика форма правления,  при которой глава государства  является выборным и сменяемым. Виды: президентская, парламентская и смешанная республики. Отличаются ролью главы государства, определяемой контролем над правительством.

Формы государственного устройства

(административная и национально-территориальная  структура государства)

1. Унитарное государство,  характеризующееся единством территорри.

2. Федерация – союз  государств, самостоятельных в пределах  отведенных им центром полномочий.

3. Конфедерация – союз  независимых государств, имеющих  свои высшие органы власти.

 

3. Правовое государство  и гражданское общество.

Правовое государство формировалось  на основе идей, которые возникли еще  в древности. О соотношении естественных прав человека и законов государства, одинаковых для всех граждан писали Аристотель и Цицерон. Концепция правового государства сложилась в 18-19 вв. в работах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсона. Само понятие «правовое государство» появилось в 19 веке в трудах К. Велькера и Р. фон Моля.

       Правовое государство – это государство, где обеспечена высшая власть закона, власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

         Принципы  правового государства.

Верховенство правового закона.

Защищенность государством свободы  личности, ее прав и интересов.

Взаимная ответственность и  доверие государства и личности.

Разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную.

  1. Контроль над осуществлением закона.

Отличительные черты правового  государства.

  1. Наличие развитого гражданского общества.
  2. Ограничение сферы деятельности государства соблюдением прав и свобод личности.
  3. Индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие.
  4. Правовое равенство всех граждан.
  5. Всеобщность права, распространение и на граждан и на государство.
  6. Суверенитет народа. Народ – источник власти, государственный суверенитет носит представительный характер.
  7. Принцип «разрешено все, что не запрещено законом».

 

     Правовое государство  возможно лишь при наличии  развитого гражданского общества, так как предназначено для  защиты прав и свобод граждан.  Концепция гражданского общества  сложилась  в конце 18- начале 19 века на базе  идей либерализма Дж. Локка, философии Г. Гегеля.

Информация о работе Лекции по "Политологии"