Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:09, реферат
Миграционные процессы вплетаются в один из нервных узлов российского общества. В нем сосредоточены внешнеполитические, экономические, региональные и этнонациональные интересы разных групп. Не случайно в дискуссии по вопросам миграции втянулись представители партий, СМИ и медийная часть экспертного сообщества. Высказываются замечания не только к миграционной политике в целом, но и к миграционному законодательству, рассматриваются его изменения за последние годы, а также плюсы и минусы международных конвенций, которые подписаны Российской Федерацией, и которые она обязалась соблюдать.
I. Миграционная политика России
К повышению качества государственной миграционной политики
Некоторые приоритеты миграционной политики
Современная миграционная политика России в контексте ее национальных интересов
Замечания и предложения к проекту Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации
Стационарные миграции как фактор формирования трудоспособного населения России
К повышению качества государственной миграционной политики
Рязанский В.В., председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике
Миграционные процессы вплетаются в один из нервных узлов российского общества. В нем сосредоточены внешнеполитические, экономические, региональные и этнонациональные интересы разных групп. Не случайно в дискуссии по вопросам миграции втянулись представители партий, СМИ и медийная часть экспертного сообщества. Высказываются замечания не только к миграционной политике в целом, но и к миграционному законодательству, рассматриваются его изменения за последние годы, а также плюсы и минусы международных конвенций, которые подписаны Российской Федерацией, и которые она обязалась соблюдать.
Дополнительный импульс дискуссии придали публикация и идущее обсуждение проекта Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации.
26 января 2012 года
Председатель Правительства
Фактически миграционная политика должна подвергнуться серьезной коррекции. Это требуется не только потому, что есть немало недовольных ее результатами, но и потому, что образуется единое экономическое пространство, формируется Евразийский союз. А это требует серьезной унификации и миграционного законодательства. Крайне важно, чтобы новая ситуация, новые миграционные риски своевременно диагностировались, прогнозировались, чтобы принимались упреждающие меры, в том числе и в сфере законодательства.
Задачи коррекции государственной миграционной политики в свете новых запросов и требований не могут быть уделом работников какого-то одного ведомства. Представители государства, бизнес- объединений, профсоюзов, партий, общественности, СМИ, экспертного сообщества, национальных диаспор могли бы внести немалый вклад в формирование миграционной политики, отвечающей требованиям времени.
Для нас, законодателей, главная задача - готовить законодательные акты в соответствие с текущими потребностями и требованиями стратегического развития России. А проведение «правительственного часа» дает возможность увидеть, какие новшества готовит Федеральная миграционная служба, насколько они отвечают нашим представлениям, готовности и возможностям регионов активно участвовать в осуществлении миграционной политики. Государственная миграционная политика требует высокой степени синхронизации действий разных органов власти. Поэтому уверен, что обсуждение этих вопросов на заседании Совета Федерации будет этому способствовать, может указать на существующие «перекосы»4, способствовать тому, что миграционная политика станет более современной и гибкой.
Некоторые приоритеты миграционной политики
Джабаров В.М., первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам
В последние годы миграция населения приобретает поистине глобальные масштабы, становясь важнейшим фактором экономического, социального, политического и культурного развития населения отдельных стран и регионов. И Россия здесь – не исключение.
Сегодня труд мигрантов является важным фактором экономического развития России, пополнения трудовыми ресурсами малого и среднего бизнеса. Благодаря их труду в стране создается 3-5% ВВП.
Наибольшее количество иностранных граждан на территорию Российской Федерации прибывает из стран СНГ, которые фактически занимают всю первую десятку лидеров – это граждане Украины (более 20%), Узбекистана (около 14%), Казахстана (около 11%), Таджикистана и Азербайджана (свыше 6%), Молдовы (около 5%), Киргизии и Армении (свыше 3%).
В российских регионах, особенно в крупных мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, мигранты заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.
О масштабах и сложностях регулирования миграционного процесса можно судить по количеству иностранцев, находящихся на территории нашей страны. Их сейчас в России, по данным ФМС, находится 9,2 млн. человек, из которых, по оценкам, порядка 4 млн. человек, встали на миграционный учет, но работают нелегально.
Трудовая миграция породила массу проблем, точнее ее нелегальная компонента. Такое положение порождает почву для злоупотреблений, коррупции, преступности и конфликтов. Это вызывает обоснованные претензии граждан, накопившиеся проблемы и риски волнуют общество.
В современных условиях миграционная политика становится одним из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности нашего государства, поэтому от законодательной и исполнительной власти требуются взвешенные и обоснованные решения в сфере миграции, способные позитивно повлиять на миграционную ситуацию и содействовать развитию территорий. Сложность и многоаспектность миграционных проблем диктует необходимость создания четких правовых и организационных механизмов регулирования миграционных потоков. Умение наладить управление этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти.
Эффективное использование такого важного ресурса развития как миграция возможно при условии повышения качества законодательной и правоприменительной практики, скоординированности и слаженности в работе миграционной службы, правоохранительных органов, представителей регионов и бизнеса.
В целях более эффективного регулирования внешней трудовой миграции и реализации поставленных руководством Российской Федерации задач по модернизации экономики и привлечению высококвалифицированной рабочей силы, представляется целесообразным осуществить следующий комплекс мер:
1. Важнейшим приоритетом миграционной политики является дальнейшее совершенствование законодательства в сфере трудовой миграции, которое должно развиваться по пути разработки четких правил постановки на миграционный учет, выдачи разрешений на проживание и работу, с учетом постепенного перехода на электронный формат предоставления таких услуг. Особенно нуждается в совершенствовании система регистрации, так как в этом деле имеются нестыковки и правовые пробелы.
Необходимы реформы и в сфере трудовых отношений, направленных против демпингования заработной платы мигрантов и в интересах обеспечения их социальными гарантиями.
На законодательном уровне необходимо также урегулировать вопросы, связанные с въездом на территорию Российской Федерации инфицированных опасными заболеваниями иностранных граждан и их медицинской реабилитации, в том числе в стране исхода.
Совершенствование законодательства касается и необходимости усиления мер борьбы с миграционным «подпольем». Здесь можно согласиться с предложениями В.В. Путина об ужесточении миграционной политики в части закрытия въезда в Россию на пять-десять лет иностранцам, ранее уже высланным из страны за нелегальную работу, введение уголовной ответственности для хозяев подпольных общежитий для мигрантов, владельцев «резиновых квартир», в которых массово регистрируются гастарбайтеры, а также посредников, торгующих разрешениями на работу. Назрела необходимость привести все законодательные акты о миграции в единую систему. Этого можно достичь путем разработки миграционного кодекса Российской Федерации.
2. Необходимо серьезно
улучшить работу по
Сегодня квоты не отвечают действительным нуждам отраслей экономики, не учитывают реальные потребности рынка труда. Нужно четко определять сколько людей и каких профессий требуется в каждом субъекте Российской Федерации. Необходимо прогнозировать привлечение на рынок труда иностранных граждан и учитывать не только численность трудовых мигрантов, их специальность и квалификацию, но и увязывать их с программами регионального и муниципального развития. Этот процесс должен быть планируемым, целенаправленным и системным. Учитывая международный опыт, следует избегать образования замкнутых этнических анклавов.
3. Политика содействия инвестициям в новые производства, новые технологии должна обеспечить создание рабочих мест нового качества с достойными условиями труда и уровнем заработной платы. Поэтому основной задачей сегодня является адаптация миграционного законодательства к задачам стимулирования привлечения высококвалифицированных специалистов, необходимых для модернизации российской экономики и усиления инвестиционной привлекательности России. Однако приток таких специалистов пока еще незначительный. Сегодня на российском рынке труда преобладает малоквалифицированная рабочая сила. В связи с этим должна быть предельно четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции – как постоянной, так и временной, - что, в свою очередь, предполагает очевидные приоритеты и режимы благоприятствования в миграционной политике в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости.
4. Особое значение для
интеграции трудовых мигрантов
в российскую жизнь имеет
Здесь потребуется внести поправки в действующее законодательство, которое предусматривало бы обязательное изучение и сдачу экзамена на знание русского языка. Это требование должно быть обязательным для всех трудовых мигрантов независимо от сферы их будущей деятельности. Важно сотрудничать с национальными диаспорами, представителями бизнеса, а также с теми странами, откуда поступают мигранты, в деле создания центров домиграционной подготовки, совместного правового регулирования миграционными процессами.
5. Российская Федерация, объективно став центром интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве, в том числе в сфере миграции, может совместно с другими государствами Содружества использовать миграцию как мощный фактор экономического развития. Достижение этой цели можно обеспечить в рамках интеграционного сотрудничества стран СНГ, позволяющего им использовать взаимодополняющие возможности экономик, включая участие в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Тесная интеграция предполагает унификацию трудового и миграционного законодательства, а на пути к созданию Евразийского союза России, Белоруссии и Казахстана можно надеяться и на выработку единой визовой и миграционной политики.
6. Наконец, следует сказать
и о такой важной задаче
как разработка Концепции
В заключение уместно привести слова В.В. Путина, произнесенные на заседании коллегии ФМС 26 января 2012 года: «Россия не должна … быть страной, куда может въехать кто угодно, как угодно и когда угодно». Этот емкий тезис стимулирует нас как законодателей к более ответственной работе в этом направлении. Частью этой работы будет и предстоящий «правительственный час».
Современная миграционная политика России в контексте ее национальных интересов
Рыбаковский Л.Л., главный научный сотрудник ИСПИ РАН, д.э.н., профессор
Миграция в демографическом развитии любого государства может играть различные роли: она в случае отрицательного сальдо ведет к сокращению численности населения страны, при положительном сальдо миграция либо служит, наряду с естественным приростом, источником восходящей демографической динамики, либо выступает фактором компенсации естественной убыли. В России в послевоенные годы имели место все эти варианты демографического развития, причем третий сценарий пришелся на последнее двадцатилетие.
В девяностые годы ХХ и первое
десятилетие ХХI веков в результате
наступившей депопуляции