Миграционная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:09, реферат

Описание работы

Миграционные процессы вплетаются в один из нервных узлов российского общества. В нем сосредоточены внешнеполитические, экономические, региональные и этнонациональные интересы разных групп. Не случайно в дискуссии по вопросам миграции втянулись представители партий, СМИ и медийная часть экспертного сообщества. Высказываются замечания не только к миграционной политике в целом, но и к миграционному законодательству, рассматриваются его изменения за последние годы, а также плюсы и минусы международных конвенций, которые подписаны Российской Федерацией, и которые она обязалась соблюдать.

Файлы: 1 файл

соц полтика россии.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Также не всегда конкретно  сформулированы в Концепции задачи государственной миграционной политики. Например, «разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы» должна носить краткосрочный характер, но не ставиться как задача Концепции, рассчитанной до 2025 года, хотя очевидно, что за 13 лет не раз возникнет необходимость ее корректировки. Задача - «содействие развитию внутренней миграции» могла бы приобрести более ясный смысл, если сформулировать ее, убрав слово «содействие». Такого же рода замечания можно высказать и к таким задачам, как содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности; содействие адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом; противодействие незаконной миграции.

Одним из важнейших в Концепции  является раздел «Основные направления  государственной миграционной политики в области содействия развитию внутренней миграции населения Российской Федерации». Развитие внутренней миграции может  и должно становиться альтернативой привлечения иностранных работников, где это возможно. Среди задач государственной миграционной политики заявлено «содействие развитию внутренней миграции». Для этого предполагается:

упрощение процедур регистрационного учета граждан Российской Федерации в целях снятия административных барьеров, препятствующих изменению места пребывания или жительства;

обеспечение доступа граждан  к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания;

информирование населения  о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;

развитие разных форм временной  пространственной мобильности с  целью осуществления трудовой деятельности;

поддержка учебной миграции российских граждан, в том числе  в целях получения образования  и переквалификации по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда;

содействие местной внутренней миграции, прежде всего между региональными  центрами, малыми городами и сельскими  поселениями;

создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства;

поддержка регионов и территорий, проводящих активные меры по привлечению  мигрантов, в рамках федеральных  программ;

содействие преодолению  транспортной оторванности населения, проживающего в восточных регионах страны, от остальной территории России.

Перечисленные меры не полностью  отражают специфику миграционных проблем  нашей страны: отток населения  из дальневосточных и сибирских  регионов, наличие в стране значительного  количества моногородов, требующих расселения, наличие территорий с избыточным трудоспособным населением12.

Еще важнее - что, как признается в Концепции, «действующее миграционное законодательство… ориентировано на приток временных иностранных работников». Очевидно, что без изменения ситуации в законодательной сфере, без принятия законов, стимулирующих миграцию, снижающих риски переезда в другие регионы, потенциал внутренней миграции останется невостребованным, а напряженность на рынке труда и раздражение россиян в отношении иностранцев, «отбирающих работу», будет лишь возрастать и выливаться в межнациональные конфликты. Серьезную опасность в этой сфере представляет нелегальная трудовая миграция и миграция преимущественно низкоквалифицированных рабочих. Слияние социальных и этнических границ – когда представители определенной нации являются носителями низкого социального статуса и воспринимаются как «низшие» - неизбежно приведет к конфликтам. Необходимо предусмотреть препятствующие такому развитию событий механизмы отбора кадров и их интеграции. Объектом особого внимания могли бы стать дети мигрантов (в том числе нелегальных), которые за время реализации положений Концепции миграционной политики станут уже взрослыми людьми. Не имея доступа к образованию, к получению профессии, к системе социальной защиты, они неизбежно будут маргинализироваться и пополнять ряды преступности, в том числе этнической.

Мало внимания в данной Концепции уделяется эмиграции  из России, которая также является важной частью миграционной политики. Полезно было бы внимательно проработать  этот вопрос, тем более в столь  далекой перспективе, как 2025 год. Нужны  меры, стимулирующие возвращение в Россию, максимально простые правила для тех, кто хочет вернуться. В идеале этому могут способствовать электронные услуги, которые можно получить, проживая в любой точке планеты13. Нередко именно воспоминания о бюрократической волоките и преобладании запретительных мер служат препятствием для поездки в Россию. А она может стать первым шагом к возвращению.

Актуальные проблемы государственной миграционной политики в сфере внешней трудовой миграции

Юсуповский  А.М., советник ситуационного отдела Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Современное состояние ключевых проблем трудовой миграции

Текущая миграционная политика нередко ориентирована на узкоэкономическое рассмотрение трудовой миграции в качестве источника рабочей силы, либо в демографическом плане – как замещающей естественную убыль населения. Недостаточная ориентированность на баланс интересов государства, общества, бизнеса и мигрантов, недостаточная проработанность предлагаемых правовых и институциональных механизмов способны усугубить имеющиеся проблемы.

Ключевыми проблемами, характеризующими ситуацию в области трудовой миграции в Российской Федерации, являются следующие:

- Растущая напряженность  на рынке труда, конкуренция  за рабочие места из-за наметившейся  тенденции преобладания трудовых  мигрантов в определенных сферах занятости.

- Высокая доля  незаконных мигрантов.

Обычно взвешенные экспертные оценки незаконной трудовой миграции указывают 4-6 млн. трудящихся нелегалов, хотя называются и более  крупные цифры14. В этой связи важно отметить необходимость смещения акцентов в борьбе с нелегальной миграцией15. Приоритетной целью противодействия должны стать не сами мигранты16, а организаторы, вербовщики, теневики, пользующиеся их услугами, покрывающие их представители государственных структур. Смысл государственной миграционной политики заключается в переходе от стихийного набора рабочей силы к целевому оргнабору иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями развития страны, отраслей, регионов.

Сегодня руководители Федеральной миграционной службы вынуждены  констатировать неэффективность предусмотренных  законодательством санкций, особенно на уровне правоприменения17. Существующая система миграционного контроля над въездом, выездом, транзитным проездом и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, недостаточное оборудование отдельных участков государственной границы России не позволяют эффективно контролировать миграционные потоки18.

Существующие  способы притока через каналы землячеств, этнических диаспор, родственные  связи делают миграцию крайне непрозрачной, трудно регулируемой со стороны официальных государственных служб, связывают ее с теневой экономикой19, криминалом20, торговлей людьми и коррупцией. Организация труда и проживание на основе этнической солидарности нередко делают напряженными межнациональные отношения в местах проживания, стимулируют развитие этнической преступности. Индикатором растущего осознания этих проблем является создание в ряде регионов специальных структур по борьбе с этнической преступностью.

- Несоответствие  миграционных потоков реальным  потребностям рынка труда.

Государство заинтересовано в приезде мигрантов в регионы, где ощущается дефицит рабочих  рук. Но на практике основная масса  мигрантов едет в Центральный  федеральный округ (50% общего миграционного  потока, в том числе в Москву и Московскую область - более 30%).

Вызывают опасение надежды на то, что эти диспропорции могут быть преодолены с помощью  замещающей коренное население миграции. Подобные надежды уже не оправдались  в отношении государственной  программы помощи добровольному  переселению соотечественников. Принятая в 2006 году программа была рассчитана на приезд примерно 300 тыс. человек в год. В рамках этой программы в Россию переехало более 61 тыс. человек, 29 тыс. из них — в 2011 году. Примерно такое же количество выезжает из страны на постоянное место жительства за рубеж21.

- Неадекватность  потребностям рынка труда созданных  механизмов регуляции миграции.

Пока не удается  обеспечить ни заинтересованности, ни общности взглядов государства и  бизнеса на миграционные проблемы. В итоге в страну въезжают не те специалисты, в которых ощущается  наиболее острая необходимость22.

- Сложности  межведомственного взаимодействия  и координации. 

Далеко не все  миграционные вопросы отнесены к  компетенции Федеральной миграционной службы, например, состояние здоровье въезжающих мигрантов. Регулированием внутренней миграции, подготовкой специальных программ, закреплением переехавших трудовых ресурсов и проблемами регулирования рынка труда занимается Министерство здравоохранения и социального развития. «Выдворение возложено на плечи Министерства внутренних дел, а ФМС занимается только депортацией. Мы работаем до суда. Мы доставляем человека в суд, суд принимает решение, человек помещается в специально созданное учреждение, и после этого уже наступает этап работы органов внутренних дел», - отмечал директор ФМС России К.О. Ромодановский23.

Для лучшей координации  усилий различных ведомств была создана Правительственная комиссия по миграционной политике24, призванная быть «координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной миграционной политики». Однако ситуация с трудовой миграцией существенно не улучшилась25.

- Низкая квалификация  трудовых мигрантов.

Эксперты нередко  отмечают, что причинами аварий, пожаров становится миграционный фактор - неадекватность квалификации, нарушение норм, правил техники безопасности, переутомление в силу сверхэксплуатации.

- Отсутствие  системы адаптации, интеграции  иноязычных мигрантов.

Институты адаптации, интеграции иноязычных мигрантов практически отсутствуют в большинстве регионов и населенных пунктов26. Лишь недавно были созданы соответствующие структуры в ФМС России. Косвенным подтверждением роста напряженности является достаточно высокий уровень неприятия и враждебности в отношении иностранных мигрантов.

В европейских  странах интеграция иностранных  трудовых мигрантов тесно связана с предоставлением гражданства, зависящим от успешной сдачи тестов. Например, курсы языковой и гражданской интеграции обязательны и достигают 30-40 часов по гражданской и 600 часов по языковой интеграции. Такая практика существует в Австрии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Люксембурге, Нидерландах, Франции. Существуют тесты для супругов в случае воссоединения семей27. В России в конце 2011 года был принят в первом чтение законопроект об обязательном изучении русского языка для мигрантов, работающих в сферах ЖКХ, торговли и бытового обслуживания28. Однако стоимость обучения возложена на самих мигрантов, значительная часть которых относится к наиболее низкооплачиваемым категориям работников, для которых эта сумма может оказаться слишком значительной. Многие эксперты считают принятую меру фактором, который будет лишь загонять трудовую миграцию в тень.

Интеграционные процессы как стратегическое направление решения проблем трудовой миграции

В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» отмечал, что в перспективе решение миграционных проблем должно быть тесно увязано с интеграционными процессами в Евразийском Союзе, а тесная интеграция на постсоветском пространстве выступает как «реальная альтернатива неконтролируемым миграционным потокам».

В России льготы для привлечения и оформления въезда высококвалифицированных специалистов были основаны исключительно на критериях  высокой заработной платы. Во многих странах в качестве критерия для  облегчения въезда принят иной принцип – содержательно анализируется потребность в конкретных специалистах, представителях конкретных профессий.

Стоит отметить проблему растущего дефицита квалифицированных  специалистов в странах-экспортерах  рабочей силы29: в ситуации кризиса трудовая миграция может выступать как экспорт безработицы и социальных проблем в принимающую страну. Следует отметить, что эмиграция специалистов уже начинает ощущаться в ряде стран СНГ.

Руководство ФМС  неоднократно заявляло, что предусматривает  создание благоприятных условий  для квалифицированных специалистов из стран СНГ по аналогии с системой «синих» карт, действующих в странах Евросоюза, и американских «зеленых» карт. В рамках этих механизмов подразумевалось, что работники будут въезжать к заранее известному работодателю, который обязан решать вопросы их жилищного, медицинского и страхового обеспечения.

В рамках Совета руководителей миграционных органов  государств–участников СНГ была подготовлена концепция организованного  привлечения специалистов. Однако в  настоящее время проблема остается нерешенной, и доля организованного  привлечения мала.

Концепция дальнейшего развития СНГ была одобрена решением Совета глав государств СНГ 5 октября 2007 года. В миграционном разделе Концепции заявлено, что в вопросах миграции требуется повышение уровня взаимодействия компетентных в этой области органов государств – участников СНГ и координации в рамках Содружества. Особого внимания требует совершенствование договорно-правовой базы СНГ. В Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года, отмечалось, что основные усилия в области рынка труда и миграционных процессов будут направлены на формирование общего рынка труда, создание условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы на пространстве СНГ. Предусматриваются также обеспечение интеграции иммигрантов в общество, противодействие незаконной миграции30.

Информация о работе Миграционная политика России