Миграционная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:09, реферат

Описание работы

Миграционные процессы вплетаются в один из нервных узлов российского общества. В нем сосредоточены внешнеполитические, экономические, региональные и этнонациональные интересы разных групп. Не случайно в дискуссии по вопросам миграции втянулись представители партий, СМИ и медийная часть экспертного сообщества. Высказываются замечания не только к миграционной политике в целом, но и к миграционному законодательству, рассматриваются его изменения за последние годы, а также плюсы и минусы международных конвенций, которые подписаны Российской Федерацией, и которые она обязалась соблюдать.

Файлы: 1 файл

соц полтика россии.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1


Из данных Таблицы 1 следуют два основных вывода.

Во-первых, внешней миграции в последние 20 лет принадлежит огромное значение в демографическом развитии России, она в период 1991-2010 гг. компенсировала свыше трети естественной убыли населения, которое в результате сократилось к началу 2011 г. не на 13,1 млн. человек, а лишь на 8,4 млн. (с учетом поправок, внесенных в динамику населения переписями 2002 и 2010 гг., его численность сократилась лишь на 5,5 млн.). Тем не менее, не будь миграции, нынешняя численность населения России составляла бы меньше 140 млн. человек.

Во-вторых, либерализация миграционной политики России, усиление в ней элементов разумного государственного регулирования, происходившее в последние годы в условиях существенного сокращения масштабов естественной убыли населения (с 959 тыс. - в 2000 г. до 847 тыс. - в 2005 г. и до 241 тыс. - в 2010 г.), привели после 2005 г. к повышению компенсационной роли миграции в демографической динамике. В 2009 г. миграция компенсировала всю естественную убыль населения, и впервые с 1993 г. численность населения не сократилась, в 2010 г. миграция возместила 2/3 естественной убыли. За 11 месяцев 2011 г. масштабы миграционного прироста более чем вдвое превысили сократившуюся до уровня 1992 г. естественную убыль населения страны.

За прошедшие два десятилетия  не только существенно изменилась значимость компонент демографической динамики (в ней возросла роль иммиграции населения, прибывающего на постоянное жительство в Россию), но и произошла смена приоритетов и остроты различных миграционных проблем.

Прежде всего, перестала быть актуальной «утечка умов», т.е. эмиграция лиц с высоким уровнем образования, включая кандидатов и докторов наук, в страны старого зарубежья. В 1987-1991 гг. объем эмиграции составил 270 тыс. человек, т.е. ежегодно свыше 50 тыс. Из них в Германию, Израиль и США мигрировало почти 90%. В новом ХХI столетии проблемы эмиграции в страны старого зарубежья потеряли свою остроту. Так, в 2008 г. миграционное сальдо со странами старого зарубежья составило всего 2,7 тыс., т.е. стало в 20-25 раз меньше, чем было в начале 90-х годов. Причин этому много, одна из которых состоит в том, что к выпускникам российских вузов уже десяток лет как потерян интерес зарубежных компаний, причем в первую очередь из-за их низкого уровня подготовки.

Подобное положение и  с проблемами вынужденной миграции. Такое явление, забытое по окончании гражданской войны, как вынужденная миграция, с распадом Советского Союза вновь обрело чудовищный характер. В середине 90-х годов в стране было до одного миллиона беженцев и вынужденных мигрантов, т.е. примерно в десять раз больше, чем было в годы гражданской войны. К концу первого десятилетия ХХI века их число сократилось в сотни раз. Так, уже в 2008 г. в России насчитывалось беженцев и вынужденных мигрантов всего 4,6 тыс. человек.

Вместо утративших свою остроту и актуальность проблем эмиграции и вынужденных миграций в российской действительности прочное место стала занимать временная, в основном трудовая, миграция. Причем в ближайшие 10-15 лет значимость этого вида миграции, дающего «заемную» рабочую силу для экономики страны, наряду с переселениями, пополняющими постоянное население России, существенно возрастет.

Это обусловлено рядом  обстоятельств, прежде всего, негативным воздействием на демографическое развитие России созданной в восьмидесятые  - девяностые годы демографической волны.  В 1983-1987 гг. произошел взлет числа родившихся до 2,4-2,5 млн. в год, а затем, в 1996-2001 гг., число резко упало до уровня в 1,2-1,3 млн. Происходящее в результате этой волны движение различных по численности возрастных контингентов, помимо того, что в социальной сфере скачкообразно меняет потребность в образовательных, воспитательных и других учреждениях, определяет численность и структуру экономически активного населения, задает также параметры демографического будущего страны. Два аспекта этого будущего напрямую определяют характер миграционной политики страны.

Во-первых, численность женщин наиболее активного репродуктивного  возраста (20-29 лет) к 2015 г. может сократиться  на 15%, и к 2025 г. относительно 2015 г. - на 30% (а относительно 2010 г. – более чем на 40%). Это существенно повлияет на число рождений. Оно, если не произойдет значительного увеличения суммарного коэффициента рождаемости, сократится почти до одного млн. человек, что приведет к росту естественной убыли.

В Концепции  демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента в 2007 г.5, намечены конкретные рубежи достижения цели демографического развития и определены необходимые для этого уровни рождаемости и продолжительности жизни. Их величины будут влиять на масштабы сальдо миграции. Но оно будет зависеть не только от величины естественной убыли населения, но и от намеченных Концепцией показателей прироста населения к 2015 и 2025 годам. Согласно Концепции, в 2015 г. ожидаемая продолжительность жизни населения в России должна увеличиться до 70 лет, а к 2025 г. – до 75 лет. В свою очередь, суммарный коэффициент рождаемости должен возрасти по отношению к 2006 г. в 1,3 раза, а в 2025 г. – в 1,5 раза. Его величины должны составить в 2015 г. – 1,685 и в 2025 г. – 1,944. Поскольку в Концепции пороговые значения рождаемости и смертности определяются специальными показателями (СКР, ОПЖ6), то их необходимо пересчитать, чтобы определить величину естественной убыли. При уровне СКР в 1,685, число родившихся в 2015 г. составит примерно 1 750 тыс. человек. Величина суммарного коэффициента рождаемости, которая должна быть достигнута к 2025 г., составляет 1,944, что может обеспечить при численности репродуктивного контингента в том же году приблизительно 1,5 млн. рождений.

Если к 2015 г. будет достигнут уровень ожидаемой  продолжительности жизни в 70 лет, то число умерших снизится до 2 млн. 20 тыс. человек в год, в случае же достижения ожидаемой продолжительности жизни в 75 лет, число умерших должны составить примерно 1 млн. 715 тыс. человек. При таком числе родившихся и умерших естественная убыль к 2015 г. сохранится на уровне 250 тыс. и к 2025 г. снизится до 200 тыс. человек.

Величина естественной убыли для пятнадцатилетнего периода будет равна 3 250 тыс. человек. Численность населения к 2025 г. должна возрасти на 2 млн. и достигнуть 145 млн. человек. Следовательно, в течение пятнадцати лет (2011-2025 гг.) необходимо обеспечить миграционное сальдо в размере 5 250 тыс. человек. Тогда его средняя ежегодная величина должна составлять 350 тыс. человек.

Во-вторых, в  России, начиная с 2008 г., происходит систематическое сокращение численности  лиц трудоспособного возраста. Особенно существенно, свыше одного млн. в год, будет уменьшаться этот контингент населения начиная с 2012 г., что продлится вплоть до 2019 г. Наибольшие потери придутся на 2016 г. В течение начавшихся 12 лет (2012-2023 гг.) вступление населения в трудоспособный возраст в среднем ежегодно будет составлять  1,3-1,5 млн. человек, тогда как выбывать из этого контингента будет  2,1-2,5 млн. К 2020 г. численность лиц в трудоспособном возрасте сократится на 9,7 млн., притом, что вся численность населения страны, по сути, не изменится. Согласно прогнозу Росстата, к 2025 г. сокращение выразится цифрой в 11,6 млн. человек, а численность всего населения уменьшится при этом всего на один миллион.

Имевшие место  опережающие темпы роста экономики  по сравнению с приростом численности  рабочей силы в первом десятилетии ХХI века и затем прямое сокращение численности лиц в трудоспособном возрасте в России вызвали рост масштабов временной трудовой иммиграции. Социально-экономическая ситуация в странах нового зарубежья способствовала этому. Ныне в экономике России заняты несколько миллионов трудовых мигрантов. Достоверных сведений об их численности нет. Сопоставление оценок, приводимых разными организациями и авторами, позволяет получить примерную динамику численности легальных трудовых мигрантов. В 1994 г. их в России было 129 тыс., в 2001 г. - 283,7 тыс., а в 2005г. их насчитывалось 702,5 тыс. человек. В 2006 г. их стало 1 014 тыс., в 2007 г. – 1 717 тыс. и в 2008г. – 2 426 тыс. За десятилетие число легальных трудовых мигрантов возросло не менее чем в 8-10 раз.

Наиболее сложная для государства и наиболее болезненная проблема для людей - нелегальная трудовая миграция, масштабы которой как были неизвестны раньше, так неизвестны и в настоящее время. Оценки численности нелегальных мигрантов, одновременно находящихся в России, различаются на порядок. И в начале нового столетия оценки численности нелегальных мигрантов колебались от 1,5 до 15 млн. человек, и в конце первого десятилетия они, по разным прикидкам, составляют от 3-х до 10-ти и более миллионов. Трудовые мигранты среди занятых в экономике составляют примерно 6-8%. Эта цифра вполне сопоставима с аналогичными данными в других странах. Так, в Швейцарии в числе занятого населения доля трудовых мигрантов составляет 17,3%, в Бельгии - 8,7%, в Австрии - 8,1%, во Франции - 7,2% и Германии - 5,5%.

Условия и механизмы  привлечения, а тем более использования  иностранных трудовых мигрантов, особенно их нелегальной составляющей, во много  раз превышающей численность  легальной, создают целый комплекс проблем. Среди них: безудержная  эксплуатация трудовых мигрантов, особенно нелегалов (повышенная продолжительность рабочего дня, сверхурочные работы, вредные и трудные условия труда, отсутствие охраны труда и т.д.), низкий уровень оплаты труда (задолженности по оплате, недоплаты, невыплата заработка и др.), бесправное положение (отсутствие договоров о найме, изоляция от внешнего мира, изъятие паспортов, угрозы арестом, принуждение к сексуальным услугам, побои и т.д.), проживание с риском для жизни и благополучия (опасность со стороны как бандитов, так и недобросовестных полицейских) и прочее.

Все эти проблемы, в т.ч. медико-санитарные и некоторые  другие, являются относительно незначительными  по сравнению с влиянием этого  явления на социально–экономическое  и научно-техническое развитие России.

Во-первых, широкое  использование трудовых мигрантов  на неквалифицированных работах  и мизерная оплата их труда «отдается  бумерангом» на оплате труда российских работников. Более того, последним  становится некомфортно работать и  по условиям труда, и по его оплате в тех сферах, которые освоены трудовыми мигрантами.

Во-вторых, предпринимателям более выгодно использовать дешевую  рабочую силу, лишенную к тому же каких-либо прав, чем вкладывать средства в инновационные проекты. Высокая  степень износа основного капитала, приобретение за рубежом подержанного оборудования, в т.ч. транспортных средств, включая авиационные, участившиеся аварии – лучшее тому доказательство.

Таким образом, в ближайшие 10-15 лет Россия не сможет обойтись без  привлечения в экономику трудовых иммигрантов. При этом возможны два сценария. Первый - это продолжать наращивать и без того многомиллионные массы неквалифицированных, временных мигрантов, рабский характер труда которых - основное противодействие решению социальных проблем в России. Второй - интенсивно модернизировать экономику на инновационной основе с тем, чтобы вдвое - втрое поднять производительность труда. Если это не получится, то тогда число трудовых мигрантов может возрасти еще как минимум на 10 млн. человек и составить примерно 1/3 занятого населения страны.

Анализ существующей миграционной ситуации и представление о развитии проблемы переселения в Россию и  привлечения трудовых мигрантов  в ближайшие 15 лет будут определять направления российской миграционной политики. Первый элемент этой политики, отсутствующий до сих пор, - это ее концепция, которая разрабатывается с середины 90-х годов. Одобренная в 2003 г. Правительством РФ Концепция регулирования миграционных процессов7 оказалась внутриведомственным документом, основным достижением которого явилось введение миграционной карты.

В большей мере повезло  Концепции демографической политики. При ее разработке был решен комплекс методологических вопросов. В частности, было определено, что Концепция – это только подход к формированию системы мер, регулирующих всю совокупность демографических, в нашем случае - миграционных процессов, в направлении, соответствующем геополитическим, социально-экономическим и иным интересам страны. Эти интересы отнюдь не могут быть целью миграционной политики, они лишь обоснование этой цели.

Другая особенность Концепции  состоит в том, что формулируемые  ею цели регулирования миграционных процессов несамостоятельны по определению. Они соподчинены иным целям, решаемым в других областях деятельности, в частности, демографической и трудовой. Одна из целей регулирования миграционных процессов обусловлена, как это было показано выше, Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 г. Миграция в достижении цели, сформулированной в этой Концепции, выступает лишь в числе компонент стабилизации и последующего роста населения. Значение этой компоненты может быть различным, зависящим, с одной стороны, от результативности естественного движения населения, а с другой стороны, от концептуальных положений, определяющих интенсивность демографического развития страны.

В Концепции миграционной политики должны быть прописаны количественные параметры миграции, состав участников (социальные характеристики), места выхода (страны–доноры), общие условия приема переселенцев в России, схема их предпочтительного размещения на территории страны. Но это не целевая часть, а то, что формирует задачи и приоритеты.

Другая цель Концепции  миграционной политики, определяющая количество и качественные характеристики временных трудовых миграций, всецело  зависит от параметров перспективного баланса труда, текущего и прогнозного  дефицита рабочей силы, учитывающего его территориальные и отраслевые разрезы.

Исходя из прогнозов демографической  динамики, в том числе и населения  в трудоспособном возрасте, на весь перспективный период до 2025 г. цель Концепции миграционной политики должна быть двуедина. Возможна такая ее формулировка. Цели миграционной политики России на период до 2025 года состоят в привлечении иммигрантов, в первую очередь из стран нового зарубежья, особенно соотечественников, расселение которых должно соответствовать ее геополитическим интересам, и в пополнении занятого в экономике населения временными трудовыми мигрантами в соответствии с балансовыми потребностями отраслей и регионов страны.

Лишь определив цели миграционной политики, следует обосновывать направления, приоритеты и меры ее реализации. К сожалению, все 20 лет существования независимой России необходимые решения в области регулирования миграции населения принимались без их концептуального обеспечения. Эти решения, будучи жестко привязаны к существовавшим правовым и другим нормативным актам, даже несмотря на их непрерывную корректировку, не имели целевой направленности, и потому миграционная практика часто противоречила национальным интересам страны.

Информация о работе Миграционная политика России