Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:19, доклад
Ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Общая численность мусульман, проживающих в зарубежных странах, составляет около 800 млн. человек, приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией
Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные травила поведения, а также обычаи.
Л. Р. СЮКИЯЙНЕН. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.
Введение
Ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Общая численность мусульман, проживающих в зарубежных странах, составляет около 800 млн. человек, приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией
Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные травила поведения, а также обычаи. В узком – затрагивается только юридический аспект.
Особенности мусульманского права:
Мусульманское право – это одновременно «вера и государство». Сторонники данной точки зрения: Й. Шахт, Р. Шарль, Р. Давид и пр.
Нормы «личного статуса» —
отрасли, занимающей центральное место
в системе мусульманского права,
действуют главным образом
Мусульманское право является самым «нравственным» правом. Его направленность на реализацию идеалов ислама как религиозной системы объясняет, почему мусульманское право нередко справедливо называют квинтэссенцией ислама.
Данные нормы запрещают мусульманке выходить замуж за немусульманина. Присутствующие при заключении брачного договора свидетели должны быть мусульманами. Институт вакуфного имущества исходит из признания верховного права собственности на такое имущество за Аллахом и использования его на религиозно-благотворительные цели.
Мусульманское государственное право требует, чтобы правитель обязательно был мусульманином. Согласно мусульманской политико-правовой теории, законодательная власть в мусульманском государстве принадлежит муджтахидам — лицам, являющимся наиболее авторитетными знатоками религиозных и правовых вопросов. Целью мусульманского государства, имеющего по сути теократический характер, провозглашаются реализация всех предписаний ислама, утверждение «мусульманского образа жизни».
В мусульманском судебно-процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность.
Основной
идеей регулирования
Мусульманское уголовное право (укубат) в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на «права Аллаха», среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее смертную казнь. Как правило, к совершившим преступления мусульманам и представителям иных религий «применялись различные меры наказания.
Верующего, нарушившего предписания мусульманского права, «поджидает потусторонний ад, а не земной жандарм» - Р.Шарль
В качестве правовых нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой «грех», связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом (несоблюдение поста во время Рамадана в Марокко, пятикратная молитва для госслужащих в Пакистане, суды по борьбе с моральной деградацией в Иране и т.д.).
. «В силу
религиозного характера норм
шариата, — пишет А. Ф.
Среди правонарушений, наказываемых по усмотрению суда, угрожающими «правам Аллаха» считаются не только неисполнение культовых обязанностей (в религиозном смысле такие нарушения действительно посягают на волю Аллаха), но и такие, например, как шпионаж и казнокрадство, которые искусственно привязаны к божественным правам.
Религиозные «дубликаты», «двойники» закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидности рассматриваются как имеющие непосредственно «божественное происхождение» и неизменяемые.
Адатный ислам- разновидность ислама, где местные обычаи исключают действие многих норм мусульманского права.
Разделение норм фикха на чисто культовые правила и нормы, регламентирующие поведение людей по отношению друг к другу, оправданно не только в целях познания и классификации. Оно коренится в реальной жизни, поскольку у обеих указанных категорий норм — несовпадающие закономерности исторического развития и разные сферы применения, каждая из них отличается своей спецификой регулирующего воздействия на поведение, наконец, они имеют различный статус в исламе и могут существовать относительно самостоятельно друг от друга. Характерен в этом отношении пример Йемена, где мусульманское право традиционно применялось только в городах, а на территориях, занятых племенами (преимущественно в северных районах страны), господствовали старые доисламские обычаи.
Нередки случаи,
когда мусульманское право
В Коране имеются две группы норм, одна из которых снабжена «земными» санкциями, а вторая — «потусторонними». Так, закрепленные им правила, касающиеся брака и развода, наследования, доказательств, обязательны для судов, которые в случае их нарушения применяют «земное» наказание. Что же касается иных правил поведения, за несоблюдение которых Коран предусматривает не судебную (правовую) ответственность, а «потустороннюю» кару, то они носят характер религиозных или чисто моральных нормативов.
Разновидности норм:
Неотвратимость религиозного «потустороннего»
наказания — отличительная
Соотношение религиозных норм и мусульманского права:
Показательно, что сама мусульманско-правовая доктрина относилась к государству (халифату) как к институту, наделенному одновременно религиозными и светскими полномочиями.
Юридические
нормы от религиозных «отделяли»
не юристы, а социальная действительность,
практика их функционирования, ведущую
роль в котором играла деятельность
государства по поддержанию и
обеспечению определенных правил поведения,
сформировавшихся в едином мусульманском
механизме социально-
А правом в полном смысле становятся лишь те нормы, которые, опираясь на поддержку государства и выражая государственную волю господствующих социально-политических сил, реально направляли поведение людей, стабильно соблюдались, являлись образцами (масштабными) типичного поведения и выражали потребности общественного развития, меру свободы и справедливости, достигнутые на определенном рубеже прогресса общества, сквозь призму определенных классовых интересов.
Шариат, фикх и мусульманское право
Под шариатом понимали предписания, обращенные к людям, которые содержались в Коране и сунне Пророка.
Фикх означал вынесение самостоятельных решений в случае отсутствия в указанных источниках ответов на конкретные вопросы.
Они следили за соблюдением религиозных предписаний
Обеспечивали осуществление правовых правил поведения