Мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:19, доклад

Описание работы

Ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Общая численность мусульман, проживающих в зарубежных странах, составляет около 800 млн. человек, приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией
Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные травила поведения, а также обычаи.

Файлы: 1 файл

musulmanskoe_pravo.docx

— 137.28 Кб (Скачать файл)

Л. Р. СЮКИЯЙНЕН. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.

 

Введение

Ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Общая численность мусульман, проживающих в зарубежных странах, составляет около 800 млн. человек, приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией

Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные травила поведения, а также обычаи. В узком – затрагивается только юридический аспект.

Особенности мусульманского права:

  1. Религиозное происхождение
  2. Тесная связь юридических предписаний с мусульманской догматикой и нравственными нормами

Мусульманское право – это одновременно «вера и государство». Сторонники данной точки зрения: Й. Шахт, Р. Шарль, Р. Давид и пр.


Нормы «личного статуса» —  отрасли, занимающей центральное место  в системе мусульманского права, действуют главным образом среди  мусульман.


Мусульманское право является самым «нравственным» правом. Его направленность на реализацию идеалов ислама как религиозной системы объясняет, почему мусульманское право нередко справедливо называют квинтэссенцией ислама.

Данные нормы  запрещают мусульманке выходить замуж за немусульманина. Присутствующие при заключении брачного договора свидетели должны быть мусульманами. Институт вакуфного имущества исходит из признания верховного права собственности на такое имущество за Аллахом и использования его на религиозно-благотворительные цели.

Мусульманское государственное право требует, чтобы правитель обязательно  был мусульманином. Согласно мусульманской  политико-правовой теории, законодательная  власть в мусульманском государстве  принадлежит муджтахидам — лицам, являющимся наиболее авторитетными знатоками религиозных и правовых вопросов. Целью мусульманского государства, имеющего по сути теократический характер, провозглашаются реализация всех предписаний ислама, утверждение «мусульманского образа жизни».

В мусульманском  судебно-процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность.

Основной  идеей регулирования международных  отношений в исламе является деление  всех стран и народов по религиозному признаку на две группы: «мир ислама»  и «мир войны». Внешняя политика мусульманского государства, согласно такому подходу, строится в зависимости  от того, осуществляется ли она по отношению  к мусульманскому или немусульманскому государству. Заметное место в мусульманском  международном праве принадлежит  институту джихада — войны с отступниками от ислама или «неверными», совершающими агрессию против мусульман.

Мусульманское уголовное право (укубат) в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на «права Аллаха», среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее смертную казнь. Как правило, к совершившим преступления мусульманам и представителям иных религий «применялись различные меры наказания.


Верующего, нарушившего предписания  мусульманского права, «поджидает потусторонний  ад, а не земной жандарм» - Р.Шарль


В качестве правовых нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой «грех», связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом (несоблюдение поста во время Рамадана в Марокко, пятикратная молитва для госслужащих в Пакистане, суды по борьбе с моральной деградацией в Иране и т.д.).

. «В силу  религиозного характера норм  шариата, — пишет А. Ф. Шабанов,  — всякое правонарушение, посягающее  на государственный правопорядок, всякое выступление против правителей  рассматривалось вместе с тем  как преступление против религии,  а всякое отступление от религиозных  установлений считалось преступлением  против государства» 

Среди правонарушений, наказываемых по усмотрению суда, угрожающими  «правам Аллаха» считаются не только неисполнение культовых обязанностей (в религиозном смысле такие нарушения  действительно посягают на волю Аллаха), но и такие, например, как шпионаж  и казнокрадство, которые искусственно привязаны к божественным правам.

Религиозные «дубликаты», «двойники» закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидности рассматриваются как имеющие непосредственно «божественное происхождение» и неизменяемые.


Адатный ислам- разновидность ислама, где местные обычаи исключают действие многих норм мусульманского права.


Разделение  норм фикха на чисто культовые правила и нормы, регламентирующие поведение людей по отношению друг к другу, оправданно не только в целях познания и классификации. Оно коренится в реальной жизни, поскольку у обеих указанных категорий норм — несовпадающие закономерности исторического развития и разные сферы применения, каждая из них отличается своей спецификой регулирующего воздействия на поведение, наконец, они имеют различный статус в исламе и могут существовать относительно самостоятельно друг от друга. Характерен в этом отношении пример Йемена, где мусульманское право традиционно применялось только в городах, а на территориях, занятых племенами (преимущественно в северных районах страны), господствовали старые доисламские обычаи.

Нередки случаи, когда мусульманское право действует  практически вне зависимости  от применения религиозных предписаний  ислама (прежде всего культовых норм), или, наоборот, религиозные правила  поведения соблюдаются, а право  не испытывает серьезного влияния ислама. Так, согласно имеющимся данным, в  развитых мусульманских странах доля населения, неукоснительно выполняющего все ритуальные предписания ислама, достаточно мала, а законодательство включает целый ряд норм и институтов мусульманского права, которые тем самым приобретают общеобразовательный характер. Можно привести и факты противоположного характера. Ярким примером здесь является Турция, где мусульманские культовые нормы продолжают действовать достаточно широко, а правовая система вообще лишена каких-либо следов влияния мусульманского права.

В Коране имеются две группы норм, одна из которых снабжена «земными» санкциями, а вторая — «потусторонними». Так, закрепленные им правила, касающиеся брака и развода, наследования, доказательств, обязательны для судов, которые в случае их нарушения применяют «земное» наказание. Что же касается иных правил поведения, за несоблюдение которых Коран предусматривает не судебную (правовую) ответственность, а «потустороннюю» кару, то они носят характер религиозных или чисто моральных нормативов.

Разновидности норм:

  1. правила поведения, поддерживаемые чисто религиозными санкциями, сводящимися к наказанию их нарушителей в потустороннем мире (например, «геенна огненная» грозит отступникам от ислама);
  2. нормы, обеспечиваемые религиозной санкцией, применяемой в земной жизни (например, наказание неумышленного убийства религиозным искуплением — обязательным соблюдением поста в течение определенного срока);
  3. правила поведения, гарантированные «земной» ответственностью, не имеющей прямой связи с религиозной совестью нарушителя и по своему содержанию совпадающей с общепринятыми видами юридических санкций (применение за прелюбодеяние телесного наказания);
  4. нормы, нарушение которых влечет как чисто религиозную, «божественную», кару, так и «земную» ответственность (например, лицо, совершившее умышленное убийство, «попадает в геенну», а до этого подлежит смертной казни).

Неотвратимость религиозного «потустороннего» наказания — отличительная черта  гарантированности мусульманских  религиозных норм.

Соотношение религиозных норм и  мусульманского права:

  1. Полное совпадение (право мусульманина иметь четырех жён)
  2. Кооперирование (государственные санкции за преступления из Священного писания)
  3. Несовпадение (распитие спиртных напитков)
  4. Сохранение общего негативного отношения к определенным поступкам (за обмеривание и обвешивание, за нарушение правил ношения одежды и, главное, за все правонарушения, точные меры наказания за которые не закреплены религиозными источниками и которые составляют подавляющее большинство норм мусульманского деликтного права)

Показательно, что сама мусульманско-правовая доктрина относилась к государству (халифату) как к институту, наделенному одновременно религиозными и светскими полномочиями.

Юридические нормы от религиозных «отделяли» не юристы, а социальная действительность, практика их функционирования, ведущую  роль в котором играла деятельность государства по поддержанию и  обеспечению определенных правил поведения, сформировавшихся в едином мусульманском  механизме социально-нормативного регулирования, приданию им характера  правовых норм.

А правом в  полном смысле становятся лишь те нормы, которые, опираясь на поддержку государства и выражая государственную волю господствующих социально-политических сил, реально направляли поведение людей, стабильно соблюдались, являлись образцами (масштабными) типичного поведения и выражали потребности общественного развития, меру свободы и справедливости, достигнутые на определенном рубеже прогресса общества, сквозь призму определенных классовых интересов.

Шариат, фикх и мусульманское право

  • Взгляды ученых на соотношение мусульм. права с такими понятиями как «шариат» и «фикх» не совпадают. В начальный период становления ислама под фикхом иногда понималось овладение положений новой религии, знание предписаний ислама. Предмет фикха совпадал с шариатом в значении всего того, что «Аллах ниспослал людям в качестве угодного ему пути праведной жизни».
  • Однако, в ходе разработки мусульм. правовой концепции между фикхом и шариатом стало проводиться различие:

             Под шариатом понимали предписания, обращенные к людям, которые содержались в Коране и сунне Пророка.

             Фикх означал вынесение самостоятельных решений в случае отсутствия в указанных источниках ответов на конкретные вопросы.

  • Шариат и Фикх в ранней мусульм. юриспруденции противопоставлялись друг другу. Область фикха начиналась там, где заканчивалась сфера шариата.
  • Фикх стал означать мусульманскую юриспруденцию,  предмет которой составила лишь одна из сторон шариата - практические решения.
  • Состав шариата, фикха – совокупность всех правил поведения, регулир. как культовые действия,  так и взаимоотношения людей и их поведение.
  • Положения шариата священны, обязательны, неизменны и лишены противоречий, в отличие от выводов фикха, которые не гарантированы от ошибок, могут не совпадать в различных толках, и изменяются, а также являются обязательными только для сформулировавшего их муджтахида.
  • Шариат включает религиозную догматику (акаид), этику (ахлак), практические нормы (ибадат) и взаимоотношения людей (муаламат)
  • Считается, что именно в шариате воплощено божественное откровение. Преобладающую часть фикха сост. решения юристов, основанные на иджтихаде – толковании общих положений Корана и сунны. Фикх превосходит шариат по кол-ву включенных в него правил поведения.
  • В странах распространения Ислама система социально-нормативного регулирования обладает особенностями. Главная особенность – определенные социальные интересы, лежащие в ее основе, внешне проявляются как интересы всей общины «праведных» Ислама в целом.
  • Таким образом, исламская система социально-нормативного регулирования включает различные виды правил поведения, среди которых также нравственные нормы, обычаи, правила вежливости.
  • Недаром современные мусульманские юристы отмечают, что многие положения фикха находятся на границе между правом и религией.
  • Основными институтами являются мусульманские(шариатские) суды, которые выступают одновременно религиозными учреждениями и гос.органами. :

                Они следили за соблюдением религиозных предписаний

                Обеспечивали осуществление правовых правил поведения

  • Известный ученый Хасан Афштар различал в составе шариата юрид.нормы. По его мнению, мораль, поведение человека в исламском обществе хоть и окружено религией но не мешает права самостоятельного существования независимо от религии и морали. Таким образом, современные мусульманские юристы и ученые, в зависимости от развивающихся взглядов на шариат и фикх выделяют в составе того и другого правовой элемент.
  • М.С.Хайдарова отмечает, что вопрос о совпадении этих 2х понятий является спорным.
  • М.Керимов не соглашается с теми учеными, которые отождествляют мусульм. право с шариатом, предпочитая именовать его фикхом.
  • Д.Е.Еремеев утверждает, что шариат является сводом мусульманских юридических и нравственных норм, представляет собой мусульманские права этики.

Информация о работе Мусульманское право