Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:19, доклад
Ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Общая численность мусульман, проживающих в зарубежных странах, составляет около 800 млн. человек, приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией
Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные травила поведения, а также обычаи.
наиболее многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран (Египта, Сирии, Ирака, Ливана, Марокко, Иордании Алжира), а также ряда стран Африки (Сомали, Мавритании, северных штатов Нигерии) и Азии (Афганистана). Можно проследить несколько аспектов влияния мусульманского права на правовые системы этой группы стран. Их конституционное право, как правило, закрепляет особое положение ислама и мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Данное конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. В других отраслях мусульманское право не действует столь универсально. Однако и здесь продолжают применяться его отдельные нормы. В гражданском праве, кроме того, допускается его субсидиарное применение в случаях, не урегулированных законом.
Особую группу составляют правовые системы тех африканских (Танзания, Мали, Чад) и азиатских (Индия, Филиппины) стран, где мусульманское право продолжает регулировать отношения личного статуса среди мусульман, а также правовое положение вакфов, сбора и расходования заката.
Наконец, особое положение
занимают правовые системы Туниса и
НДРЙ, по сравнению с другими
Мусульманская правовая форма неразрывно связана с религией. Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном здесь и выступает мусульманское право. При этом оно оказывает воздействие на современное правовое развитие стран Востока прежде всего через правовую идеологию и психологию.
Так, в последнее десятилетие
мусульманско-правовая доктрина в ряде
стран Востока по-иному стала
рассматривать перспективы
Мусульманская концепция государства и современное государственное право стран Востока
Включение в государственное право исламских по своему происхождению институтов и норм придает им особое политическое и правовое значение. Важно при этом иметь в виду, что государственное право, с одной стороны само воспринимает исламские нормы (например, относительно порядка формирования и компетенции государственных органов), а с другой — включает принципы, служащие конституционной основой исламизации правовой системы в целом (в частности, признание мусульманского права основным источников законодательства).
Влияние ислама и мусульманского
права, на современное государственное
право можно анализировать по-
Не останавливаясь подробно
на характерных особенностях суннитской
государственно-правовой концепции, которые
уже рассматривались в ряде наших
публикаций [279—282] и работах других
советских авторов [136, с. 17—78, 303—3119;
186а, с. 17—24, 29—34, 95—103; 220; 221; 245; с. 148—163;
247], отметим лишь основные ее принципы.
В частности, ее центральным институтом
выступает халиф — глава
Шиитские представления о власти (государстве), отстаивающие ее исключительно сакральный характер и отличающиеся этим от суннитской теории, имеют сваю специфику, которая прежде всего предопределяется концепцией имамата. Последняя исходит из сосредоточения всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя. Современная трактовка данной концепции отводит особую роль шиитским религиозным деятелям как посредникам между простыми мусульманами и «сокрытым» имамом. Положенный в ее основу принцип единобожия (тау-хид) предполагает универсальное осуществление на практике всех без исключения предписаний мусульманского права, peгyлирующих не только организацию и деятельность государства, до и все иные общественные отношения и даже личную жизнь мусульман .
Такие вместе взятые политико-правовые принципы, придающие государству теократический характер, противопоставляются современными мусульманскими идеологами всем иным (прежде всего буржуазным, а нередко и социалистическим) государственно-правовым институтам, а также служат основой концепции «исламской формы правления», якобы превосходящей все известные современной политической практике формы
Л. Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики 113
организации государственной власти
Усиление позиций исламских принципов и норм в государственном праве, как известно, не в последнюю очередь было вызвано тем, что буржуазный путь развития во многих рассматриваемых странах не привел к решению стоящих перед ними острых социально-экономических и политических проблем.
Вместе с тем наблюдается
известная связь между
Л. Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики 114
мом исламском принципе совещательности. Наглядным примером в этом отношении может служить Ливия, где данный принцип был использован при создании так называемой джамахирии — своеобразной республиканской формы травления, важным элементом которой выступают избираемые народные конгрессы и комитеты.
К институту аш-шура широко обращаются и руководители стран социалистической ориентации в целях идеологического обоснования проводимых здесь демократических политических преобразований. Однако то же положение мусульманской теории государства может служить совсем другим целям, в частности в качестве замены института выборов и обоснования особой роли узкой группы мусульманских деятелей, составляющих опору главы государства (например, в Саудовской Аравии).
Ведущим конституционным принципом, отражающим влияние исламских институтов и норм на государственное право и одновременно выступающим правовой основой такого влияния, является признание ислама государственной религией что имеет место приблизительно в 30 странах £19, с. 134]. Такое положение содержат, например, конституции Иордании (ст. 2), ОАЭ (ст. 7), Туниса (ст. 1), Катара (ст. 1), АРЕ (ст. 2), Пакистана (ст. 2) и т.д. .
Анализируя конституции арабских стран, сирийский политолог Дж. Джаббур обращает внимание на то, что ни одна из них не закрепляет в прямой форме светский характер государства
Даже если основной закон (например, Ливана или Судана) не признает ислам единственной государственной религией, то это отнюдь не означает отделения религии от государства, а является лишь свидетельством того влияния, которым пользуются в данной стране иные, кроме ислама, религиозные верования, прежде всего христианство
Мусульманское право и современное семейное законодательство
Семейные отношения регулируются в мусульманском праве рядом институтов «права личного статуса». эта отрасль наиболее тесно связана с религиозными и нравственными нормами и принципами ислама, мировоззрением и культурными традициями населения мусульманских стран. семейных отношения продолжали регулироваться различными школами мусульманского права в традиционной форме доктрины.
На протяжении еще по крайней мере четырех десятилетий с 20-х годов XX в. в арабских странах нормы семейного права оставались в целом некодифицированными.
Принятие в 1917 г. османского семейного закона — первого в истории развития семейного права мусульманских стран акта кодификации в рассматриваемой сфере общественных отношений
В Ливане в соответствии с законом 1942 г. об организации мусульманского судопроизводства османский закон и сейчас продолжает регулировать семейные отношения среди мусульман-+++++++++++++++
В настоящее
время семейное право большинства
мусульманских стран
I группа: нормативно-правовые акты,
нередко разрозненные, регулируют
лишь отдельные стороны
II группа: действуют сводные нормативно-
III группа: все основные вопросы
семейного права регулируются
наряду с другими институтами
личного статуса (в частности,
завещанием и наследованием)
Главные институты семейного права, закрепленные данным законодательством, уделяя основное внимание вопросам брака и его прекращения. Одним из центральных институтов семейного права является брак (договор, который делает женщину «законной», «разрешенной» для мужчины), цель брачного договора - создание семьи и продолжение рода. Иногда подчеркивается, что он заключается между равноправными мужчиной и женщиной, основой союза которых выступают взаимопонимание и уважение, а семья составляет основную ячейку общества. При заключении брачного договора требуется присутствие двух совершеннолетних и умственно полноценных свидетелей. По законодательству большинства арабских стран, установлена обязательная письменная форма брачного договора.
В качестве условия для вступления
в брак предусматривается достижение
определенного возраста, для мужчин
– 18 лет, для женщин – 15, 17 или же
18 годам. Сирийский закон
Важную роль играет опекун. Без согласия опекуна или суда женщина в ИАР, даже совершеннолетняя, по собственному желанию вообще не может выйти замуж.
В качестве одного из важных условий действительности брачного договора законодательство признает «равенство» мужчины женщине, а речь идет в первую очередь о материальном положении мужа, позволяющем ему выплатить брачный выкуп и содержать семью.
Законодательство большинства арабских стран допускает внесение в брачный договор определенных условий по желанию заключающих его лиц, такие условия должны быть выполнимыми и отвечать интересам одной из сторон. Законодательство дает возможность жене включить в брачный договор условия, отвечающие ее интересам, не затрагивающие права третьих лиц и не ограничивающие свободу мужа в его личной разрешенной законом деятельности. Семейное право ряда стран позволяет жене внести в договор условие, позволяющее ей получить развод в случае заключения мужем другого брака.
Законодательство почти всех арабских стран закрепляет известную норму шариата, позволяющую мусульманину, иметь четырех жен.
Сирийский закон дает судье право разрешить второй брак только в случае, если муж в состоянии содержать жен и имеет «законное» основание требовать заключения нового брачного договора (бесплодие жены). Иракское законодательство добавляет к этим двум условиям третье — «справедливое» отношение мужа к женам. НДРЙ является единственной арабской страной, где полигамия строго ограничена: мужчина может одновременно состоять в браке не более чем с двумя женщинами.
Семейное право арабских стран, следуя известным принципам шариата, запрещает браки между лицами, состоящими в определенной степени родства.
Определяя временные препятствия для заключения брака, законодательство запрещает мужчине жениться на замужней женщине, а также на женщине, бывшей замужем, в течение определенного срока после прекращения ее предыдущего брака.
Законодательство ряда арабских стран, строго следуя известным предписаниям шариата, не признает брак заключенный мусульманкой с немусульманином.
В качестве одного из важнейших последствий брака законодательство арабских стран вслед за мусульманским правом рассматривает уплату мужем брачного выкупа — махра (как денежная сумма, так и любая вещь, обладающая определенной ценностью). Допускается точное установление махра в брачном договоре или специальном соглашении. Правом на махр обладает только жена.