Мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:19, доклад

Описание работы

Ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Общая численность мусульман, проживающих в зарубежных странах, составляет около 800 млн. человек, приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией
Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные травила поведения, а также обычаи.

Файлы: 1 файл

musulmanskoe_pravo.docx

— 137.28 Кб (Скачать файл)

наиболее многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран (Египта, Сирии, Ирака, Ливана, Марокко, Иордании Алжира), а также ряда стран Африки (Сомали, Мавритании, северных штатов Нигерии) и Азии (Афганистана). Можно проследить несколько аспектов влияния мусульманского права на правовые системы этой группы стран. Их конституционное право, как правило, закрепляет особое положение ислама и мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Данное конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. В других отраслях мусульманское право не действует столь универсально. Однако и здесь продолжают применяться его отдельные нормы. В гражданском праве, кроме того, допускается его субсидиарное применение в случаях, не урегулированных законом.

Особую группу составляют правовые системы тех африканских (Танзания, Мали, Чад) и азиатских (Индия, Филиппины) стран, где мусульманское право продолжает регулировать отношения личного статуса среди мусульман, а также правовое положение вакфов, сбора и расходования заката.

Наконец, особое положение  занимают правовые системы Туниса и  НДРЙ, по сравнению с другими рассматриваемыми странами сфера действия мусульманского права здесь наименее значительна (если не считать Турции, законодательство которой, как уже отмечалось, вообще не закрепляет норм шариата).

Мусульманская правовая форма  неразрывно связана с религией. Из всех современных мировых религий  ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается  с политикой, государством и правом. Связующим звеном здесь и выступает  мусульманское право. При этом оно  оказывает воздействие на современное  правовое развитие стран Востока прежде всего через правовую идеологию и психологию.

Так, в последнее десятилетие  мусульманско-правовая доктрина в ряде стран Востока по-иному стала  рассматривать перспективы развития мусульманского. истинно мусульманским стало признаваться государство, которое в своем правотворчестве ориентируется на конкретные предписания шариата. Не случайно в ряде стран был взят курс на возрождение конкретных норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве.

 

Мусульманская концепция государства  и современное государственное  право стран Востока

 

Включение в государственное  право исламских по своему происхождению  институтов и норм придает им особое политическое и правовое значение. Важно при этом иметь в виду, что государственное право, с  одной стороны само воспринимает исламские нормы (например, относительно порядка формирования и компетенции  государственных органов), а с другой — включает принципы, служащие конституционной основой исламизации правовой системы в целом (в частности, признание мусульманского права основным источников законодательства).

Влияние ислама и мусульманского права, на современное государственное  право можно анализировать по-разному. В узком, смысле оно сводится к  внесению в законодательство и к  практической реализации отдельных  принципов и норм, разработанных  средневековыми мусульманскими юристами в рамках ал ахкам ас султанийа — отрасли, которую современные исследователи иногда именуют мусульманским государственным (публичным) правом. В то же время рассмотрение данной проблемы с более широких позиций не может ограничиваться только принципами организации государственного аппарата, а должно включать также изучение всех других каналов, по которым исламский фактор воздействует на современное государственно-правовое развитие в том числе определение с учетом исламских критериев основных направлений деятельности государства, регулирование правового статуса граждан, роль религиозных деятелей в государственной жизни и др..

Не останавливаясь подробно на характерных особенностях суннитской государственно-правовой концепции, которые  уже рассматривались в ряде наших  публикаций [279—282] и работах других советских авторов [136, с. 17—78, 303—3119; 186а, с. 17—24, 29—34, 95—103; 220; 221; 245; с. 148—163; 247], отметим лишь основные ее принципы. В частности, ее центральным институтом выступает халиф — глава государства (халифата) и общины правоверных, наделенный решающими светскими (политическими) и духовными полномочиями. Кроме  того, в суннитской концепции формы  правления традиционно важное место  принадлежало принципу совещательности (аш-шура), в реализации которого ключевую роль должны играть религиозные деятели и который теоретически лежит в основе организации и функционирования государства. Наконец, основное назначение государства эта теория видит в связанности всех его органов мусульманским правам и ориентации их деятельности на осуществление его предписаний.

Шиитские представления  о власти (государстве), отстаивающие ее исключительно сакральный характер и отличающиеся этим от суннитской теории, имеют сваю специфику, которая прежде всего предопределяется концепцией имамата. Последняя исходит из сосредоточения всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя. Современная трактовка данной концепции отводит особую роль шиитским религиозным деятелям как посредникам между простыми мусульманами и «сокрытым» имамом. Положенный в ее основу принцип единобожия (тау-хид) предполагает универсальное осуществление на практике всех без исключения предписаний мусульманского права, peгyлирующих не только организацию и деятельность государства, до и все иные общественные отношения и даже личную жизнь мусульман .

Такие вместе взятые политико-правовые принципы, придающие государству  теократический характер, противопоставляются  современными мусульманскими идеологами всем иным (прежде всего буржуазным, а нередко и социалистическим) государственно-правовым институтам, а также служат основой концепции  «исламской формы правления», якобы  превосходящей все известные  современной политической практике формы

Л. Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики 113

организации государственной  власти

Усиление позиций исламских  принципов и норм в государственном  праве, как известно, не в последнюю  очередь было вызвано тем, что  буржуазный путь развития во многих рассматриваемых  странах не привел к решению стоящих  перед ними острых социально-экономических  и политических проблем.

Вместе с тем наблюдается  известная связь между характером режима, особенностями классового содержания государства и теми исламскими по своему происхождению государственно-правовыми  институтами, которые воплощаются  в политической действительности той  или иной страны. Не случайно, как  будет показано, консервативные правящие круги Саудовской Аравии, Пакистана  или Ирана, выражающие интересы буржуазно-помещичьего  блока, обращаются прежде всего к тем элитарным положениям мусульманской концепции государства, которые оправдывают всевластие правителя, предоставление ему по существу диктаторских полномочий в условиях авторитарного режима. В то же время в некоторых других странах стоящие у власти силы, чья политика в значительной степени отвечает интересам широких слоев населения (прежде всего мелкой буржуазии), делают акцент на демократически толкуе-

Л. Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики 114

мом исламском принципе совещательности. Наглядным примером в этом отношении может служить Ливия, где данный принцип был использован при создании так называемой джамахирии — своеобразной республиканской формы травления, важным элементом которой выступают избираемые народные конгрессы и комитеты.

К институту аш-шура широко обращаются и руководители стран социалистической ориентации в целях идеологического обоснования проводимых здесь демократических политических преобразований. Однако то же положение мусульманской теории государства может служить совсем другим целям, в частности в качестве замены института выборов и обоснования особой роли узкой группы мусульманских деятелей, составляющих опору главы государства (например, в Саудовской Аравии).

Ведущим конституционным  принципом, отражающим влияние исламских  институтов и норм на государственное  право и одновременно выступающим  правовой основой такого влияния, является признание ислама государственной  религией что имеет место приблизительно в 30 странах £19, с. 134]. Такое положение содержат, например, конституции Иордании (ст. 2), ОАЭ (ст. 7), Туниса (ст. 1), Катара (ст. 1), АРЕ (ст. 2), Пакистана (ст. 2) и т.д. .

Анализируя конституции  арабских стран, сирийский политолог  Дж. Джаббур обращает внимание на то, что ни одна из них не закрепляет в прямой форме светский характер государства

Даже если основной закон (например, Ливана или Судана) не признает ислам единственной государственной  религией, то это отнюдь не означает отделения религии от государства, а является лишь свидетельством того влияния, которым пользуются в данной стране иные, кроме ислама, религиозные верования, прежде всего христианство

 

Мусульманское право и современное  семейное законодательство

Семейные  отношения регулируются в мусульманском  праве рядом институтов «права личного  статуса». эта отрасль наиболее тесно связана с религиозными и нравственными нормами и принципами ислама, мировоззрением и культурными традициями населения мусульманских стран. семейных отношения продолжали регулироваться различными школами мусульманского права в традиционной форме доктрины.

На протяжении еще по крайней мере четырех десятилетий с 20-х годов XX в. в арабских странах нормы семейного права оставались в целом некодифицированными.

Принятие  в 1917 г. османского семейного закона — первого в истории развития семейного права мусульманских стран акта кодификации в рассматриваемой сфере общественных отношений

В Ливане в соответствии с законом 1942 г. об организации мусульманского судопроизводства османский закон и сейчас продолжает регулировать семейные отношения среди  мусульман-+++++++++++++++

В настоящее  время семейное право большинства  мусульманских стран представлено, как правило, специальным законодательством, которое в зависимости от сферы  действия может быть разделено на три группы.

 

I группа: нормативно-правовые акты, нередко разрозненные, регулируют  лишь отдельные стороны семейных отношении. (В Египте законы касаются только некоторых аспектов брака, развода и содержания семьи).

II группа: действуют сводные нормативно-правовые  акты, разной степенью детализации регламентирующие все основные вопросы семейного права. (НДРЙ, ИАР)

III группа: все основные вопросы  семейного права регулируются  наряду с другими институтами  личного статуса (в частности,  завещанием и наследованием) едиными  актами. (Сирия, Марокко, Тунис,  Ирак и Алжир).

Главные институты семейного права, закрепленные данным законодательством, уделяя основное внимание вопросам брака и его прекращения. Одним из центральных институтов семейного права является брак (договор, который делает женщину «законной», «разрешенной» для мужчины), цель брачного договора - создание семьи и продолжение рода. Иногда подчеркивается, что он заключается между равноправными мужчиной и женщиной, основой союза которых выступают взаимопонимание и уважение, а семья составляет основную ячейку общества. При заключении брачного договора требуется присутствие двух совершеннолетних и умственно полноценных свидетелей. По законодательству большинства арабских стран, установлена обязательная письменная форма брачного договора.

В качестве условия для вступления в брак предусматривается достижение определенного возраста, для мужчин – 18 лет, для женщин – 15, 17 или же 18 годам. Сирийский закон предусматривает  возможность вступления в брак несовершеннолетнего  мужчины по достижении 15-летнего, а  женщины — 13-летнего возраста по разрешению судьи.

Важную роль играет опекун. Без  согласия опекуна или суда женщина  в ИАР, даже совершеннолетняя, по собственному желанию вообще не может выйти  замуж.

В качестве одного из важных условий  действительности брачного договора законодательство признает «равенство» мужчины женщине, а речь идет в первую очередь о  материальном положении мужа, позволяющем  ему выплатить брачный выкуп  и содержать семью.

Законодательство большинства  арабских стран допускает внесение в брачный договор определенных условий по желанию заключающих  его лиц, такие условия должны быть выполнимыми и отвечать интересам  одной из сторон. Законодательство дает возможность жене включить в  брачный договор условия, отвечающие ее интересам, не затрагивающие права  третьих лиц и не ограничивающие свободу мужа в его личной разрешенной  законом деятельности. Семейное право  ряда стран позволяет жене внести в договор условие, позволяющее  ей получить развод в случае заключения мужем другого брака.

Законодательство  почти всех арабских стран закрепляет известную норму шариата, позволяющую  мусульманину, иметь четырех жен.

Сирийский закон дает судье право  разрешить второй брак только в случае, если муж в состоянии содержать  жен и имеет «законное» основание  требовать заключения нового брачного договора (бесплодие жены). Иракское законодательство добавляет к этим двум условиям третье — «справедливое» отношение мужа к женам. НДРЙ является единственной арабской страной, где  полигамия строго ограничена: мужчина  может одновременно состоять в браке  не более чем с двумя женщинами.

Семейное  право арабских стран, следуя известным  принципам шариата, запрещает браки  между лицами, состоящими в определенной степени родства.

Определяя временные препятствия  для заключения брака, законодательство запрещает мужчине жениться на замужней женщине, а также на женщине, бывшей замужем, в течение определенного  срока после прекращения ее предыдущего  брака.

Законодательство ряда арабских стран, строго следуя известным  предписаниям шариата, не признает брак заключенный мусульманкой с немусульманином.

 

В качестве одного из важнейших последствий  брака законодательство арабских стран  вслед за мусульманским правом рассматривает  уплату мужем брачного выкупа — махра (как денежная сумма, так и любая вещь, обладающая определенной ценностью). Допускается точное установление махра в брачном договоре или специальном соглашении. Правом на махр обладает только жена.

Информация о работе Мусульманское право