Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:19, доклад
Ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Общая численность мусульман, проживающих в зарубежных странах, составляет около 800 млн. человек, приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией
Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные травила поведения, а также обычаи.
Прослеживается определенная закономерность: масштабы практического применения норм мусульманского деликтного права оказываются шире в тех странах, где у власти стоят консервативные силы или утвердились режимы, тесно сотрудничающие с агрессивными империалистическими кругами. Данная закономерность подтверждается и обратными примерами, когда смена реакционной власти ставит под вопрос реализацию пережиточных норм мусульманского права.
Опыт стран
социалистической ориентации свидетельствует,
что отдельные мусульманско-
Мусульманские суды в странах Востока
Мусульманское правосудие возникло в процессе становления мусульманского государства. развитие было тесно связано с деятельностью пророка Myхаммада, который с постепенным распространением своей власти начал поручать своим наиболее влиятельным и сильным сподвижникам управление завоеванными городами и местностями, превращенными в провинции мусульманского государства а также рассмотрение отдельных судебных дел. Постоянных судей не было.
Первые четыре преемника Пророка на посту главы мусульманского государства, праведные халифы Абу Бекр, Омар, Оман и Али также сосредоточивали в своих руках верховную судебную власть. Решая споры, они опирались на «божественное откровение», предания о жизни Пророка и мнения своих предшественников, формулировали новые правила поведения вводили новые нормы поведения.
При «праведных» халифах в практику вошло рассмотрение споров наместниками, которые выполняли эту функцию от имени правителя. Наместники, частично передоверяли ее специально подобранным лицам из числа знатоков мусульманского права, которые со временем становились профессиональными судьями, олицетворяющими самостоятельный государственный институт.
В период власти династии Аббасидов судьи выступали от имени халифа, который как бы делегировал им часть своих полномочий.
После прихода к власти Аббасидов необычайно большой вес в халифате приобрел пост верховного судьи, который по поручению правителя подбирал и назначал судей, контролировал их деятельность и даже экзаменовал их на знание мусульманского права период вступлением в должность.
Порядок рассмотрения дел мусульманскими судьями, основные принципы:
Когда истцу не удавалось доказать свою претензию, а ответчик приносил клятву в том. что он невиновен, иск отвергался;
Судья не мог выносить решение, выслушав только одну сторону в споре ;
Если сам
халиф выступал стороной в процессе,
он был обязан сидеть перед судьей
на одном ковре с другими
Основания для постановления кади: письменные документы, слухи и личное мнение судьи, убеждение, сложившееся на основе известных только ему фактов, показания свидетелей-очевидцев.
Мусульманское право отдает явное предпочтение показаниям мужчин. ( В Коране по этому поводу говорится: «И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то — мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели, когда их зовут...»)
По обычным спорам показания одного мужчины могли дополняться свидетельством двух женщин и лишь в исключительных случаях, когда речь шла о чисто женских делах, свидетелями были вправе выступать одни женщины.
Любой вопрос единолично решался судьей в течение одного заседания.
До середины VIII в. записей хода разбирательства и его итогов не велось, а по окончании процесса принятое по делу решение немедленно приводилось в исполнение.
При Омаре появилось первое здание, выделенное под тюрьму. Однако уже в начальный период правления Аббасидов судебный писарь вел протокол судебного заседания и официально заносил в него принятое кади решение. В штат суда, были включены специальные служащие, обеспечивающие принудительное исполнение решений. При каждом суде имелась своя тюрьма и плеть для телесного наказания.
Во время правления «праведных» халифов судьям, делегировалось право на разрешение споров гражданско - и семейно-правового характера, редко - рассмотрение жалоб на произвол чиновников. Позднее - истребование от недобросовестных должников выполнения обязательств в пользу кредитора, исполнение завещаний, охрану имущества сирот и прав лиц, не обладающих полной дееспособностью, контроль над вакфами, дачу разрешений сиротам на вступление в брак и даже наказание преступников и лиц, не исполняющих свои религиозные обязанности.
Сфера полномочий кади устанавливалась при его назначении.
Рассмотрение уголовных дел - прерогатива правителя, наместников и полиции ( т к судьи практически не располагали собственным эффективным аппаратом принудительного исполнения и поэтому их решения могли быть полностью и точно реализованы только в случае добровольного согласия с ними спорящих сторон).
Судебная власть не была отделена от исполнительной, правители вмешивались в правосудие. Если у кади хорошие отношения с наместником – его решения исполнялись. Решения судьи исполнялись с соглашения полиции. Поэтому многие обращались не к судье , а сразу к правителю – появились «ведомственные жалобы».
Важнейшее значение имело издание в начале XVI в. султаном Селимом I (1512—1520 гг.) указа об обязательном применении ханифитского толка всеми судьями и муфтиями
Нормотворческая практика правителей:
Светские суды могли принимать такие виды доказательств, которые запрещались мусульманским правом, стояли над кади, ограничивая их юрисдикцию и снижая роль в деятельности мусульманского государства.
Разграничение компетенции мусульманских, светских и консульских судов, судов персонального права для немусульман получило в середине XIX в. официальное закрепление.
Принятие султаном в 1839 г. специального манифеста — Гюльханейского хатт-и шерифа, (проведение серьезной реформы правовой и судебной систем империи: равенство всех подданных перед законом, отказ от привлечения к суду без предварительного расследования и от конфискации имущества осужденных преступников.)
В 1840 г -судебная реформа : ограничение юрисдикции мусульманских судов. с изданием в 1840 г. уголовного кодекса ,все уголовные дела были официально переданы из ведения кади специальным уголовным судам, применявшим уголовно-процессуальные кодексы 1850, а затем и 1879 г. В 1869 г. были созданы торговые суды, решавшие споры на основании торгового закона 1850 г. и процессуальных законов 1861 и 1880 гг.. все дела, связанные с земельной собственностью, также стали рассматриваться специальными судами, применявшими закон о земле 1858 г. К этому времени юрисдикция мусульманских судов ограничивалась в основном рассмотрением вопросов личного статуса, а также отдельных споров гражданско-правового характера.
Все торговые споры в Египте решались специальными советами, применявшими положения османского торгового закона или французского торгового кодекса.
В 1876 г., вступили в силу уголовный, гражданский, торговый, уголовно- и гражданско-процессуальные кодексы и закон о морской торговле для смешанных судов, расcмaтpивaли все дела с участием иностранцев.
Египетские суды кади - решение всех дел египтян за исключением вопросов личного статуса, которые остались в ведении мусульманских судов. В 1880 г. было введено в действие первое положение о процессе для мусульманских судов Египта.
В арабских странах с наиболее низким
уровнем общественного
В середине XX в. начался новый этап развития их судебных систем, в ходе которого в организацию и деятельность мусульманских судов во многих случаях были внесены существенные изменения.
Для современных судебных систем характерен
дуализм мусульманских и
Суды кади ликвидированы: в Египте в 1956 г., Тунисе — в 1957 г., Алжире — в 1963 г. и НДРЙ — в 1972—1974 гг.
В соответствии с законом № 78 от 1931 г ним в стране создавались мусульманские суды трех -ступеней — низшие, рассматривавшие простые дела, первой инстанции, юрисдикция которых включала разбор более сложных дел и апелляция на решения низших судов, и верховный суд.
Рассматривали брачно-семейные дела мусульман и споры, связанные с вакуфным имуществом. Вопросы опеки, попечительства и ограничения дееспособности как мусульман, так и немусульман решались специальными советами, применяли положения законодательства, ориентирующегося на фикх, а в случае его молчания — на материальные и процессуальные нормы мусульманского права ханифитского толка.
Закон № 462 от 1955 г. упразднил с 1 января 1956 г. все указанные выше судебные органы, а также суды персонального права для немусульман и передал их полномочия «национальным» (общегражданским) судам, решения которых по делам личного статуса могут быть обжалованы в специальную палату Кассационного суда.
Законодательство в целом ориентируется на закрепление мусульманских процессуальных норм, хотя в отдельных случаях предусматривает и иные правила (например, оно отдает предпочтение письменным доказательствам перед показаниями очевидцев).
До завоевания независимости НДРЙ в 1967 г. основу судебной системы Южного Йемена составляли мусульманские суды и суды обычного права. В начале 70-х годов эти учреждения были ликвидированы, и их место заняли общие суды — первой инстанции и провинциальные, а в 1978 г был создан и Верховный суд.(продолжают применять нормы мусульманского права, )
Судебные системы арабских стран, где сохраняются мусульманские суды,:
Заключение
Мусульманское право — сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родо-племенного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова. К концу первого тысячелетия процесс складывания феодального мусульманского государства в основном завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как системы юридических правил поведения.
Основное отличие норм мусульманского права в этом значении от религиозных правил поведения — их обеспеченность принудительной силой государства. Вместе с тем, мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе социально-нормативного регулирования.
Мусульманское право — самостоятельная правовая система. Характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм.
Роль основного источника мусульманского права в юридическом смысле принадлежала доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка, Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права.
Особенностью механизма действия мусульманского права является то что оно выступало, в виде индивидуально-правовых решений. Это во многом объясняет характер мусульманского права как системы противоречивых норм.
В систему мусульманского права входит международное право.
Проблемам мусульманского права придается важное значение современными политическими движениями, выступающими под лозунгами ислама, в которых социально-политические аспекты становятся доминирующими.