Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа
В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2012 гг.) особо актуален в наши дни. Так как позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.
Введение 2
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
2. Сотрудничество России и АСЕАН 13
3. Значение и перспективы развития АТЭС 18
4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24
5. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС……………………................................................................................29
6. Россия - АСЕАН - АТЭС……………………………………………………36
7. Россия в АТЭС………………………………………………………………..51
Заключение 55
Список литературы 61
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
2. Сотрудничество России и АСЕАН 13
3. Значение и перспективы развития АТЭС 18
4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24
5. Перспективы сотрудничества
России с азиатскими экономиками АТЭС……………………..................
6. Россия - АСЕАН - АТЭС……………………………………………………36
7. Россия в АТЭС……………………………………………
Заключение 55
Список литературы 61
ВВЕДЕНИЕ
Современное мировое хозяйство - это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Это также и интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики.
Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоренностей, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли. Существует несколько основных видов интеграционных объединений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.
В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех азиатских «драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины.
Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества.
Перспективы развития
экономической интеграции в Восточной
Азии в значительной степени связывают
с созданием организации
АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.
Ассоциация стран
Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является
крупным региональным объединением
динамично развивающихся стран,
занимающих все более значительные
позиции в мировом хозяйстве.
В начале 2000-х годов население
АСЕАН превышало 500 млн. человек, а
совокупный ВВП составлял более
700 млрд. долл. Этот регион традиционно
играл важную роль в мировом экспорте
тропических культур, таких как
натуральный каучук, пальмовое и
кокосовое масло и другие виды
продуктов тропического земледелия.
Во второй половине ХХ века он приобрел
значение в качестве экспортера сырья
и энергоресурсов, а именно, бокситов,
медной, хромовой и никелевой руды,
нефти и газа. В последние годы
АСЕАН становится значимым экспортером
продукции обрабатывающей промышленности,
включая как товары легкой промышленности,
так и продукцию электроники.
Развитие торгово-экономических
В связи с этим,
анализ торгово-экономических
Производственная практика проходила в Институте Бизнеса и Политики с 06 июня по 29 июня 2012 года. Для сбора информации также посещались библиотека Иностранной литературы и Российская государственная библиотека.
Объектом практической работы является изучение диалогового партнерства России и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая является крупным региональным объединением динамично развивающихся стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве.
Предметом практической работы является сотрудничество России с АСЕАН и АТЭС на современном этапе. Так как интеграция России с экономиками восточных стран является одной их приоритетных задач внешней политики РФ.
Цель практической работы – узнать наиболее значимые интеграционные объединения АТР.
Для достижения цели практической работы необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН
На страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) приходится 60% мирового ВВП, 40%населения и почти 50% мировой торговли. Наиболее важной из региональных группировок, существующих здесь, является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН (Association of South East Asian Nations).
Ассоциация была создана в 1967 г. в составе пяти стран – Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Филиппин. В 1984 г. к группировке присоединился Бруней, в 1995 г. – Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, в 1999 г. – Камбоджа.
В 60-80 –е гг. успехи в экономической интеграции были минимальными: создана зона преференциальной торговли и построено несколько совместных производственных объектов. Но в 90-е гг. интерес к экономической интеграции возрос. В 1982 г. на саммите АСЕАН в Сингапуре принимается решение о создании в будущем зоны свободной торговли.
Однако затем была поставлена более реальная цель – добиться снижения пошлин во взаимной торговле до 5% и осуществить полную ликвидацию таможенных барьеров в торговле первых шести членов объединения к 2010 г., а для других стран – к 2015 г.
На базе АСЕАН с участием Китая, Японии и Южной Кореи, а также в качестве ассоциированных членов ещё Индии, Австралии и Новой Зеландии в конце 2005 г. прошел учредительский саммит Восточноазиатского саммита (ВАС).
Кроме АСЕАН, в АТР с 1989 г. действует и другая экономическая организация – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – АТЭС (Asia-Pacific Economic Cooperation), которая объединяет более 20 стран и территорий.
АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.
На данный момент в ее состав входят: США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бруней, КНР, Гонконг и Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Кирибати, Маршалловы о-ва, Чили, Вьетнам, Перу, Россия.
Такое количество государств, среди которых как главные промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обуславливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической арене.
В ходе работы Ассоциации в 1977 году создана зона преференциальной торговли на 20 товаров. Через год количество товаров было доведено до 70 при размере преференций в среднем - 20-25%.
После 1989 года преференции
доведены до 50% на 12700 товарных позиций.
Первый проект создания зоны свободной
торговли осуществлен в 1987 году, а
в 1989 году была создана концепция
создания треугольников экономического
роста (по предложению министра экономики
Сингапура). В первый “треугольник”
вошли: Сингапур, Малайзия, Индонезия (у
последних двух - административно-экономические
районы). Он получил название “Южный
треугольник”. В 1992 году состоялся
Сингапурский саммит стран участниц
АСЕАН, на котором принято решение
о создании зоны свободной торговли
АВТА. Она должна быть создана к 2008
году (за 15 лет) через ликвидацию пошлин
во взаимной торговле производственными
и переработанными
В рамках АВТА планируется
осуществить отмену пошлин, устранение
количественных ограничений, гармонизацию
национальных стандартов, взаимное признание
сертификатов качества, устранение ограничений
на движение капитала, проведение консультаций
по осуществлению
К настоящему моменту Малайзия сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле. Индонезия и Филиппины сняли ограничения на иностранные капиталовложения в энергетику и телекоммуникационные услуги. Таиланд снял ограничения на ввоз автомобилей.
Основной экономический эффект ассоциации основан на создании крупного объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд. дол, а так же стимулировании инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала).
Это совещательная организация, и поэтому ее часто называют межправительственным форумом региона. Цели деятельности АТЭС были определены в Сеульской декларации (1991 г.): содействие экономическому росту стран-участниц; развитие и укрепление многосторонней торговой системы в регионе; поощрение взаимной торговли товарами, услугами и трансграничных инвестиций; сокращение ограничений во взаимной торговле в соответствии с нормами ВТО. [3,С.364]
В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов.
По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего наиболее конкурентоспособные страны. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является крупным региональным объединением динамично развивающихся стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве. В начале 2000-х годов население АСЕАН превышало 500 млн. человек, а совокупный ВВП составлял более 700 млрд. долл. Этот регион традиционно играл важную роль в мировом экспорте тропических культур, таких как натуральный каучук, пальмовое и кокосовое масло и другие виды продуктов тропического земледелия.
Во второй половине
ХХ века он приобрел значение в качестве
экспортера сырья и энергоресурсов,
а именно, бокситов, медной, хромовой
и никелевой руды, нефти и газа.
В последние годы АСЕАН становится
значимым экспортером продукции
обрабатывающей промышленности, включая
как товары легкой промышленности,
так и продукцию электроники.
Развитие торгово-экономических
Высшим органом
АСЕАН является конференция глав
государств и правительств, а центральным
руководящим органом - ежегодная
встреча министров иностранных
дел. На регулярных встречах министров
экономики стран членов АСЕАН
принимаются решения по вопросам
экономического сотрудничества. По мере
необходимости встречаются
Каждое государство — член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений Ассоциации. Одиннадцать комитетов, состоящих из руководителей дипломатических представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе, Вашингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле, Токио. АСЕАН как единая организация имеет официальные отношения с другими странами и торгово-экономическими группировками. Россия в последние годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран — членов СНГ).
Информация о работе Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС