Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2012 гг.) особо актуален в наши дни. Так как позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.

Содержание работы

Введение 2
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
2. Сотрудничество России и АСЕАН 13
3. Значение и перспективы развития АТЭС 18
4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24
5. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС……………………................................................................................29
6. Россия - АСЕАН - АТЭС……………………………………………………36
7. Россия в АТЭС………………………………………………………………..51
Заключение 55
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

Диалоговое партнерство Россия - АСЕАН - АТЭС.docx

— 117.79 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 2

1. История создания  и развития АТЭС и АСЕАН 5

2. Сотрудничество  России и АСЕАН 13

3. Значение и  перспективы развития АТЭС 18

4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24

5. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС……………………................................................................................29

6. Россия - АСЕАН  - АТЭС……………………………………………………36

7. Россия в АТЭС………………………………………………………………..51

Заключение 55

Список литературы 61

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное мировое  хозяйство - это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Это также и интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики.

Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее  время в мире действует более 85 региональных торговых экономических  соглашений и договоренностей, в  рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли. Существует несколько основных видов интеграционных объединений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует  Ассоциация стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех азиатских «драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины.

Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной  Азии в значительной степени связывают  с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) — это межправительственная организация, объединяющая 21 государство  региона.

АТЭС формально  имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

Ассоциация стран  Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является крупным региональным объединением динамично развивающихся стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве. В начале 2000-х годов население  АСЕАН превышало 500 млн. человек, а  совокупный ВВП составлял более 700 млрд. долл. Этот регион традиционно  играл важную роль в мировом экспорте тропических культур, таких как  натуральный каучук, пальмовое и  кокосовое масло и другие виды продуктов тропического земледелия. Во второй половине ХХ века он приобрел значение в качестве экспортера сырья  и энергоресурсов, а именно, бокситов, медной, хромовой и никелевой руды, нефти и газа. В последние годы АСЕАН становится значимым экспортером  продукции обрабатывающей промышленности, включая как товары легкой промышленности, так и продукцию электроники. Развитие торгово-экономических отношений  с ним является одним из приоритетных направлений политики России.

В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений  со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2012 гг.) особо актуален в наши дни. Так как позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.

Производственная  практика проходила в Институте  Бизнеса и Политики с 06 июня по 29 июня 2012 года.  Для сбора информации также посещались библиотека Иностранной  литературы и Российская государственная библиотека.

 

 

Объектом практической работы является изучение диалогового партнерства России и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая является крупным региональным объединением динамично развивающихся стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве.

Предметом практической работы является сотрудничество России с АСЕАН и АТЭС на современном этапе. Так как интеграция России с экономиками восточных стран является одной их приоритетных задач внешней политики РФ.

Цель практической работы – узнать наиболее значимые интеграционные объединения АТР.

Для достижения цели практической работы необходимо рассмотреть следующие задачи:

  • История создания и развития АТЭС и АСЕАН 
  • Сотрудничество России и АСЕАН 
  • Значение и перспективы развития АТЭС 
  • Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН 

1. История  создания и развития АТЭС и  АСЕАН

 

На страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) приходится 60% мирового ВВП, 40%населения и почти 50% мировой  торговли. Наиболее важной из региональных группировок, существующих здесь, является Ассоциация стран Юго-Восточной  Азии – АСЕАН (Association of South East Asian Nations).

Ассоциация была создана в 1967 г. в составе пяти стран – Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Филиппин. В 1984 г. к группировке присоединился Бруней, в 1995 г. – Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, в 1999 г. – Камбоджа.

В 60-80 –е гг. успехи в экономической интеграции были минимальными: создана зона преференциальной торговли и построено несколько  совместных производственных объектов. Но в 90-е гг. интерес к экономической  интеграции возрос. В 1982 г. на саммите АСЕАН в Сингапуре принимается решение о создании в будущем зоны свободной торговли.

Однако затем  была поставлена более реальная цель – добиться снижения пошлин во взаимной торговле до 5% и осуществить полную ликвидацию таможенных барьеров в торговле первых шести членов объединения  к 2010 г., а для других стран – к 2015 г.

На базе АСЕАН  с участием Китая, Японии и Южной  Кореи, а также в качестве ассоциированных  членов ещё Индии, Австралии и  Новой Зеландии в конце 2005 г. прошел учредительский саммит Восточноазиатского саммита (ВАС).

Кроме АСЕАН, в АТР  с 1989 г. действует и другая экономическая организация – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – АТЭС (Asia-Pacific Economic Cooperation), которая объединяет более 20 стран и территорий.

АТЭС была создана  в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.

На данный момент в ее состав входят: США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бруней, КНР, Гонконг и  Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Кирибати, Маршалловы о-ва, Чили, Вьетнам, Перу, Россия.

Такое количество государств, среди которых как главные  промышленно развитые страны, так  и новые индустриальные страны, само по себе обуславливает экономическую  мощь организации, а учитывая высокие  темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической  арене.

В ходе работы Ассоциации в 1977 году создана зона преференциальной торговли на 20 товаров. Через год  количество товаров было доведено до 70 при размере преференций в  среднем - 20-25%.

После 1989 года преференции  доведены до 50% на 12700 товарных позиций. Первый проект создания зоны свободной  торговли осуществлен в 1987 году, а  в 1989 году была создана концепция  создания треугольников экономического роста (по предложению министра экономики  Сингапура). В первый “треугольник”  вошли: Сингапур, Малайзия, Индонезия (у  последних двух - административно-экономические  районы). Он получил название “Южный треугольник”. В 1992 году состоялся  Сингапурский саммит стран участниц АСЕАН, на котором принято решение  о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 году (за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной торговле производственными  и переработанными сельскохозяйственными  продуктами (пошлины на некоторые товары до 5%). В рамках производственного сотрудничества был осуществлен только один проект - строительство завода по производству химического удобрения.

В рамках АВТА планируется  осуществить отмену пошлин, устранение количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное признание  сертификатов качества, устранение ограничений  на движение капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической политики с целью координации  последней.

К настоящему моменту  Малайзия сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле. Индонезия и Филиппины  сняли ограничения на иностранные  капиталовложения в энергетику и  телекоммуникационные услуги. Таиланд  снял ограничения на ввоз автомобилей.

Основной экономический  эффект ассоциации основан на создании крупного объединенного рынка с  общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд. дол, а так же стимулировании инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала).

Это совещательная  организация, и поэтому ее часто  называют межправительственным форумом  региона. Цели деятельности АТЭС были определены в Сеульской декларации (1991 г.): содействие экономическому росту стран-участниц; развитие и укрепление многосторонней торговой системы в регионе; поощрение взаимной торговли товарами, услугами и трансграничных инвестиций; сокращение ограничений во взаимной торговле в соответствии с нормами ВТО. [3,С.364]

В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов.

По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего наиболее конкурентоспособные страны. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

Ассоциация стран  Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является крупным региональным объединением динамично развивающихся стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве. В начале 2000-х годов население  АСЕАН превышало 500 млн. человек, а  совокупный ВВП составлял более 700 млрд. долл. Этот регион традиционно  играл важную роль в мировом экспорте тропических культур, таких как  натуральный каучук, пальмовое и  кокосовое масло и другие виды продуктов тропического земледелия.

Во второй половине ХХ века он приобрел значение в качестве экспортера сырья и энергоресурсов, а именно, бокситов, медной, хромовой и никелевой руды, нефти и газа. В последние годы АСЕАН становится значимым экспортером продукции  обрабатывающей промышленности, включая  как товары легкой промышленности, так и продукцию электроники. Развитие торгово-экономических отношений  с ним является одним из приоритетных направлений политики России.

Высшим органом  АСЕАН является конференция глав государств и правительств, а центральным  руководящим органом - ежегодная  встреча министров иностранных  дел. На регулярных встречах министров  экономики стран членов АСЕАН  принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. По мере необходимости встречаются министры образования, науки, юстиции и т.д. Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН: Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Секретариат АСЕАН  возглавляет генеральный секретарь, который сменяется каждые три года.

Каждое государство  — член АСЕАН располагает собственным  секретариатом во главе с генеральным  директором для координации текущей  работы и подготовки решений Ассоциации. Одиннадцать комитетов, состоящих  из руководителей дипломатических  представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН  в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе, Вашингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле, Токио. АСЕАН как единая организация  имеет официальные отношения  с другими странами и торгово-экономическими группировками. Россия в последние  годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран  — членов СНГ).

Информация о работе Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС