Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2012 гг.) особо актуален в наши дни. Так как позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.

Содержание работы

Введение 2
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
2. Сотрудничество России и АСЕАН 13
3. Значение и перспективы развития АТЭС 18
4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24
5. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС……………………................................................................................29
6. Россия - АСЕАН - АТЭС……………………………………………………36
7. Россия в АТЭС………………………………………………………………..51
Заключение 55
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

Диалоговое партнерство Россия - АСЕАН - АТЭС.docx

— 117.79 Кб (Скачать файл)

Такие страны АСЕАН, как Вьетнам, Малайзия, Таиланд и  Индонезия, можно рассматривать  в качестве перспективного рынка  для российской машиностроительной продукции, в первую очередь в  области энергетики, металлургии, нефте- и газодобычи, производства строительных материалов и минеральных удобрений. Важным условием в этом направлении является кредитное содействие российскому экспорту машин и оборудования. [2].

 

 

 

 

Вывод:

Важно подчеркнуть, что именно страны АСЕАН являются в настоящее время одними из немногих перспективных рынков для российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, автомобильной и авиационной  техники, станков и оборудования. Быстрый экономический рост в  АСЕАН порождает растущий спрос  на отдельные виды российской продукции. Очевидно, что проблемы сотрудничества России и стран АСЕАН не могут  быть решены силами одного бизнеса  без поддержки государства.

Россия является полноправным членом АСЕАН. Данный шаг  правительство РФ сделало по вполне объективным причинам. После вступления России в АСЕНА был образован  специальный фонд сотрудничества Россия – АСЕАН, целями которого являются:

-организация финансового  обеспечения двусторонних и многосторонних  проектов и мероприятий, направленных  на поддержку и развитие сотрудничества  российских юридических лиц с  юридическими лицами АСЕАН и  АТЭС, стран-членов и партнеров  АСЕАН и АТЭС;

-координация деятельности  российских и зарубежных организаций-участников  совместных проектов Фонда; 

-оказание содействия  развитию сотрудничества юридических  лиц РФ с юридическими лицами  АСЕАН и АТЭС, стран-членов и  партнеров АСЕАН и АТЭС в  областях экономики и торговли, науки и техники, культуры, контактов  между людьми, экологии, туризма; 

-привлечение иностранных  инвестиций и кредитов из стран  АТР с целью финансирования  наиболее эффективных проектов, реализуемых в РФ;

-привлечение российских  инвесторов с целью финансирования  проектов в Азиатско-Тихоокеанском  регионе; 

-организация и  проведение экспертных оценок  рассматриваемых проектов, в том  числе с привлечением иностранных  экспертов; 

-формирование предложений  в виде инвестиционных проектов  по расширению сотрудничества  между российскими предприятиями  и предпринимателями, предприятиями и предпринимателями стран АСЕАН и АТЭС;

-оказание консультативных  услуг заинтересованным лицам  в области законодательства России  и стран АТР, порядка сертификации  товаров и услуг; 

-финансирование  мероприятий по подготовке и  переподготовке кадров;

-финансирование  научных исследований, конференций  и симпозиумов, связанных с  деятельностью Фонда.

Россия, как участник АТЭС, вырабатывает свою собственную  позицию по ключевым вопросам, обсуждаемым  в рамках этого форума. Признавая, что острота дискуссии по ключевым вопросам достаточно высока, российская сторона подчеркивает, что интересы развития мировой торговой системы  требуют от всех участников поиска компромиссов. Это дает возможность  АТЭС внести вклад в процесс продвижения  переговоров в рамках самой широкой  международной структуры – ВТО - и достижение консенсуса.

 

3. Значение  и перспективы развития АТЭС

 

Организация АТЭС была основана как форум обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди  направлений работы – проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка  правил ведения бизнеса в тихоокеанском  бассейне.

АСЕАН является самой  влиятельной группировкой среди  развивающихся стран. Серьезное  экономическое сотрудничество начало развиваться с 1976 года, с момента  принятия Декларации согласия и программы  действий и подразумевало 4 сферы  взаимного экономического сотрудничества:

  1. Преференциальный доступ товаров в рамах взаимной торговли топливо и продовольствие;
  2. Сотрудничество в сфере торговли (при совместном выходе на внешние рынки и рынки третьих стран);
  3. Производственное сотрудничество;
  4. Экономические связи выработка общей позиции по экономическим проблемам, представляющим общий интерес для всех членов.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной  Азии в значительной степени связывают  с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) — это межправительственная организация, объединяющая 21 государство  региона.

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов  в рамках этой организации на ближайшие  годы рассматриваются в трех вариантах.

Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому на совещании в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона свободной торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно развитых стран образована в 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В  этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации.

В этих условиях повысится  роль других, более интегрированных  региональных группировок, тем более  что степень интегрированности  отдельных стран в субрегионах и группах АТР относительно высока, и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками ускоренного развития интеграционных процессов региона в целом. Так, существует «треугольник роста» — южно-китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия, Сингапур); экономическая зона стран бассейна Японского моря; индокитайская экономическая зона [1,C.265].

Третий вариант  не исключает возобладай протекционистских настроений в США и

ЕС, что будет  препятствовать быстрой либерализации  мировой торговли и может ограничить рамки интеграционных процессов  в АТЭС азиатскими странами. Быстрый  устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал формированию общего мнения о том, что центр  мирового экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана.

В середине 90-х гг. на страны АТЭС приходилось 38,2% населения  мира и 55,7% его ВВП (в то время как  на ЕС, например, соответственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный вес  имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта технологий. [4, C.97].

В сфере внешней  торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии (без Японии).

По некоторым  оценкам, среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до 2000 г. составляют 3—3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении будут значительно опережать своих промышленно более развитых западных партнеров[4,C.99]. Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

Эффективность деятельности АТЭС – одна из любимых тем дискуссий  у политологов и экономистов  всего мира. Многие считают, что вследствие разброса “весовых категорий” стран  в Азиатско-Тихоокеанском регионе  просто невозможно создать устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью своей деятельности вторых “Соединенных Штатов Европы”.

Работа АТЭС направлена на создание благоприятной атмосферы  для бизнеса как основного  фактора экономического роста в  регионе. Поэтому и действует  она на основах консенсуса и на её саммитах не жёсткие директивы, а  рекомендации.

Мишенью для критики  служат и цели Богорской декларации. Снятие таможенных барьеров – дёйствительно сложная задача, особенно учитывая, что участники организации – не только постиндустриальные страны.

Несколько лет назад  ряд стран-участников во главе с  США постарались свести весь смысл  деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли. Хорошо, что попытка эта не имела  успеха, иначе форум бы быстро распался, ведь ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование  свободного рынка все-таки является задачей организации, однако важно, что на первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество – ключевое слово во всех официальных  документах организации.

 Но пока это  сотрудничество довольно пассивно  и выражается в основном в  проведении встреч на различных  уровнях, в подготовке проектов  и организации семинаров. Однако  задачи АТЭС таковы, что для  их выполнения требуется огромная  подготовительная работа. [3].

Вывод:

Организация АТЭС была основана как форум обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди  направлений работы – проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка  правил ведения бизнеса в тихоокеанском  бассейне.

Саммит форума "Азиатско-Тихоокеанское  Экономическое Сотрудничество", который состоялся в сентябре 2012 года  на острове Русский, - это  шанс для России продемонстрировать партнерам по АТЭС свои возможности и усилить свои позиции в экономике Азиатско-Тихоокеанского региона, привлечь партреров к экономическому и социальному сотрудничеству.

Успех в продвижении  российских инициатив в значительной степени является результатом сотрудничества государства и бизнеса. И в  этой связи особенно важным достижением  является то, что российский бизнес в подготовке саммита АТЭС играет активную организующую роль и предлагает свои конкретные инициативы. Ключевым рабочим органом АТЭС, через который  осуществляется взаимодействие с деловыми кругами, является Деловой консультативный  совет АТЭС. Его основной задачей  является разработка предложений по созданию благоприятных условий  для торговли и инвестиций в АТЭС и технико-экономического сотрудничества. Созданный недавно по инициативе председателя ДКС АТЭС 2012 Зиявудина Магомедова Национальный деловой центр оказывает аналитическую и консультационную поддержку российской делегации в ДКС. Среди членов и партнеров НДЦ - Банк ВТБ, фонд Сколково, крупные российские и международные компании.

Приоритетами российского председательства является транспорт, региональная интеграция, продовольственная безопасность и инновационное развитие. Например, в области транспорта готовятся инициативы по совершенствованию инфраструктуры, а также по ускорению процедур таможенного оформления грузов в РФ и приведению их в соответствие с мировыми стандартами, что позволит увеличить пропускную способность транспортной инфраструктуры РФ. По этим проектам НДЦ тесно взаимодействует с профильными российскими министерствами, в частности, с Минэкономразвития.

В АТЭС в последние  годы растут темпы урбанизации и  очень важно, чтобы урбанизация  в этих странах шла по наилучшему сценарию: с учетом стандартов энергоэффективности, чистоты. Российская инициатива нацелена на унификацию этого процесса в рамках АТЭС, создание "дорожной карты" и разработку стимула для развития этих городов в России. Для этого будет проходить обновление правовой базы, национальных строительных стандартов и разработке системы льгот и стимулирующих программ для бизнеса, чтобы бизнес был заинтересован в использовании новых технологий.

 

 

 

4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН

С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнером  по диалогу с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия, которая включает:

  • Совместную декларацию о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР (подписана 19 июня 2003 г. в Пномпене, Камбоджа);
  • Совместную декларацию Россия–АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия);
  • Совместную декларацию лидеров России и АСЕАН о развитом и всеобъемлющем партнерстве (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур, Малайзия);
  • Межправительственное Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития (10 декабря 2005 г., Куала-Лумпур; вступило в силу 11 августа 2006 г.).
  • Комплексную программу действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур).

29 ноября 2004 г. Россия  присоединилась к Договору о  дружбе и сотрудничестве в  Юго-Восточной Азии 1976 г. (Балийский договор), что создало предпосылки для углубления российско-асеановского диалога и участия России в других интеграционных группировках, ядром которых является АСЕАН.

Информация о работе Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС