Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа
В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2012 гг.) особо актуален в наши дни. Так как позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.
Введение 2
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
2. Сотрудничество России и АСЕАН 13
3. Значение и перспективы развития АТЭС 18
4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24
5. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС……………………................................................................................29
6. Россия - АСЕАН - АТЭС……………………………………………………36
7. Россия в АТЭС………………………………………………………………..51
Заключение 55
Список литературы 61
13 декабря 2005 г.
в Куала-Лумпуре состоялся
Министр иностранных дел России ежегодно участвует в министерских совещаниях (конференциях) Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах «АСЕАН+10» и «АСЕАН+1». 23 июля 2008 г. в Сингапуре состоялось очередное совещание мининдел Россия-АСЕАН, в ходе которого были обсуждены вопросы развития диалогового партнерства. Одобрена «дорожная карта», включающая конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. Министры высказались в пользу проведения в перспективе второго саммита Россия-АСЕАН.
Указом Президента Российской Федерации от 20 января 2009 г. назначен Постоянный представитель России при АСЕАН. Им стал действующий роспосол в Индонезии (по совместительству).
В рамках партнерства
Россия-АСЕАН функционируют
На регулярной основе проводятся:
19 июля 2006 г. в
Сингапуре прошли первые
Расширяется взаимодействие на профильных направлениях. 6-8 декабря 2005 г. в Чианграе (Таиланд) прошла первая российско-асеановская экспертная встреча по вопросам культуры. В настоящее время в процессе согласования находится проект межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области культуры.
В 2006 г. согласована
и утверждена Концепция научно-
28 января 2007 г. в
Сингапуре проведены
Важной составляющей российско-асеановских отношений являются межпарламентские контакты. Делегации российских парламентариев регулярно участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА).
Развиваются связи между представителями деловых кругов. В 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия–АСЕАН. Под его эгидой организовано два Деловых форума Россия–АСЕАН (в апреле 2000 г. и в декабре 2005 г.). В апреле 2008 г. в ТПП России состоялось очередное заседание российской части Делового совета Россия–АСЕАН.
Положительную роль в развитии диалогового партнерства призвано сыграть созданное в России в марте 2006 г. общественное движение «Восточное измерение». В марте 2007 г. делегация движения провела в Маниле встречи с политической и деловой элитой Филиппин, в т.ч. с Президентом Г.Арройо. В сентябре 2007 г. по инициативе "Восточного измерения" состоялся Российско-малайзийский бизнес-форум в Куала-Лумпуре. Координатором диалогового партнерства Россия-АСЕАН с июля 2009 г. на трехлетний период является Мьянма. [4].
Вывод:
Россия исторически неразрывно связана с Азиатско-Тихоокеанским регионом, важную часть которого составляют страны АСЕАН и Восточной Азии. Она имеет здесь законные и жизненно важные политические и экономические интересы. Они сосредоточены на создании благоприятных условий для обеспечения безопасности страны, её важнейших коммуникаций и модернизации всего региона Восточной Сибири и Дальнего Востока на базе инновационного развития.
Условия для развития сотрудничества России со странами АСЕАН в целом благоприятны. С ними не было и нет никаких противоречий и столкновений интересов. Зато есть важные морально-политические преимущества по сравнению с другими партнерами этой организации. Россия – постоянный член Совета Безопасности ООН, между нею и странами АСЕАН никогда не было ни войн, ни конфликтов. После окончания «холодной войны» Россия никогда не вмешивалась в их внутренние дела и не осложняла ситуацию в ЮВА, в том числе по таким чувствительным для них вопросам, как права человека, территориальные и межконфессиональные конфликты. Россия и АСЕАН органично подходят друг другу как партнеры. России нужны мир и стабильность в АТР. Россия не претендует на военное превосходство, не ставит перед собой задачи обеспечения безопасности своих восточных рубежей за счет ослабления безопасности других государств. У РФ нет планов создания в АТР военных баз, не формируется со странами региона закрытых оборонных альянсов. Не намерены конкурировать с кем бы то ни было в борьбе за сферы влияния. Стремление к укреплению сотрудничества с АСЕАН, в том числе в области безопасности, не направлено против третьих стран. [9] Все эти преимущества дают России то, что называется «мягкой силой».
Взаимодействие со странами ЮВА в политическом плане идет наиболее успешно и на многих направлениях. Россия не раз демонстрировала свое отношение к АСЕАН как к одному из влиятельных центров современного мира и свою заинтересованность в сильной и устойчиво развивающейся Ассоциации государств ЮВА. Нас объединяет общность позиций по большинству актуальных и международных проблем. И это убедительно подтверждает уже более чем 15-летний опыт активного участия России в деятельности АРФ.
Географическая структура внешнеэкономических связей России
Россия вступила
в Форум «Азиатско-
В 2008 г. в российском товарообороте экономики форума занимали 20,4%. По данным Центра внешнеэкономических исследований РАН, к 2025 г. произойдут заметные изменения в географической структуре внешнеэкономических связей России. Товарооборот с ЕС сократится до 36%, а доля экономик АТЭС возрастет до 35% в связи с ожидаемым увеличением поставок сырья и энергоресурсов в Китай, Республику Корея и Японию, а также машинно-технической продукции двойного назначения в страны ЮВА.
Интенсивность двустороннихтоваропотоков
Экономики АТЭС характеризуются
устойчивой торговой взаимозависимостью.
По результатам расчетов на базе объемов
экспорта и импорта 21 стран АТЭС
(данные за 1997-2008 гг.), эпицентр торговли
группировки находится в
Процесс интеграции в АТЭС постепенно ускоряется, а НАФТА, Япония, КНР, азиатские новые индустриальные страны и Австралия участвуют в нем в большей степени. Перу, Чили и Россия пока еще находятся на начальной стадии интеграционного процесса, хотя постепенно и увеличивают товаропотоки с остальными экономиками АТЭС. В дальнейшем отчетливо выделится группа экономик, заинтересованных в формировании эффективных многосторонних товарных потоков. Исходя из заявленных целей Богорской декларации, можно прогнозировать, что ближе к 2020 г. экономическое пространство АТЭС начнет структурироваться быстрее. [4,C.99].
Соглашения о свободной торговле
Соглашения о свободной торговле (ССТ) стали заметной составляющей многосторонней торговой системы. Увеличение количества ССТ между экономиками АТЭС шло медленно и начало быстро увеличиваться в последнее десятилетие. Степень вовлечения России в процессы заключения соглашений на пространстве АТЭС недостаточна. Только Россия и Тайвань не имеют ССТ с партнерами по форуму.
Сейчас Россия и
без ССТ имеет беспошлинный режим
для экспорта в США, Японию и Китай.
Главная причина – топливно-
Направления взаимодействия Россия – АТЭС – АСЕАН
Новая концепция участия России в АТЭС должна быть направлена на расширение экономически выгодного взаимодействия с экономиками форума. В первую очередь – на заключение двусторонних ССТ с азиатскими экономиками АТЭС, а в перспективе и многостороннего ССТ Россия – АСЕАН. Представляется, что такая инициатива со стороны России назрела.
Начиная с 1992 г. Россия на постоянной основе участвует в министерских конференциях АСЕАН, является одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С середины 1997 г. начал действовать Совместный комитет сотрудничества Россия–АСЕАН.
Действует предусмотренный
диалоговыми отношениями Фонд Россия–АСЕАН,
занимающийся проблемами двустороннего
экономического, торгового и научно-
В 2005 г. разработана Совместная декларация и Комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005–2015 гг. Осуществление «точечных» шагов в рамках сотрудничества может стать одним из элементов решения задачи наращивания внешнеторговой и инвестиционной составляющих в экономическом сотрудничестве Россия–АСЕАН.
В 2007 г. был создан Финансовый фонд диалогового партнерства Россия–АСЕАН, осуществляющий проектную деятельность; в т.ч. осуществляется проект по развитию малого и среднего бизнеса. На очереди ряд новых проектных предложений – в области энергетики, чрезвычайного реагирования, электронной торговли, науки и технологий.
По просьбе стран АСЕАН Россия проработала вопрос о налаживании сотрудничества между Россией и АСЕАН в области мирного использования атомной энергии (соответствующий договор подписан между Россией и Японией в 2009 г. – OPEC.ru). Заинтересованность в обсуждении вопросов участия российской стороны в сооружении ТрансАСЕАНского газопровода проявляет ОАО «Газпром». Готовность к сотрудничеству в развитии электрораспределительных сетей в странах Индокитая выражает такой крупный оператор электроэнергетических проектов, как ОАО «Интер РАО ЕЭС». Перспективы также есть у российских компаний, которые имеют опыт сооружения и последующего обслуживания объектов тепло-, гидро- и атомной энергетики.
Основные предложения России заключаются в использовании возможностей ее коммуникационных спутников, технологий по защите информации, а также технологий, имеющих отношение к предупреждению и борьбе с последствиями природных бедствий и эпидемий. АСЕАН активно подключает своих партнеров к программам по оказанию технической помощи наименее развитым членам Ассоциации. Возможности участия России в таких проектах значительно возросла с появлением в РФ госкорпораций, контролирующих целые отрасли.
Если Россия действительно намерена интегрироваться в мировое хозяйство через АТЭС, ей необходимо заключение целого комплекса соглашений о свободной торговле со странами АТЭС, что позволит расширить и дифференцировать внешние товарные потоки. В конечном счете, в результате такого процессе снизится зависимость России от традиционных рынков, особенно – от европейского.
Председательство России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в 2012 году призвано способствовать органичному встраиванию нашей страны в систему хозяйственных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в интересах модернизационного и инновационного развития национальной экономики, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока.
Информация о работе Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС