Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2012 гг.) особо актуален в наши дни. Так как позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.

Содержание работы

Введение 2
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
2. Сотрудничество России и АСЕАН 13
3. Значение и перспективы развития АТЭС 18
4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24
5. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС……………………................................................................................29
6. Россия - АСЕАН - АТЭС……………………………………………………36
7. Россия в АТЭС………………………………………………………………..51
Заключение 55
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

Диалоговое партнерство Россия - АСЕАН - АТЭС.docx

— 117.79 Кб (Скачать файл)

13 декабря 2005 г.  в Куала-Лумпуре состоялся первый  саммит Россия–АСЕАН с участием  Президента Российской Федерации  В.В.Путина. Принято решение о регулярном проведении таких встреч (их периодичность пока не установлена).

Министр иностранных  дел России ежегодно участвует в  министерских совещаниях (конференциях) Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах «АСЕАН+10» и «АСЕАН+1». 23 июля 2008 г. в Сингапуре состоялось очередное совещание мининдел Россия-АСЕАН, в ходе которого были обсуждены вопросы развития диалогового партнерства. Одобрена «дорожная карта», включающая конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. Министры высказались в пользу проведения в перспективе второго саммита Россия-АСЕАН.

Указом Президента Российской Федерации от 20 января 2009 г. назначен Постоянный представитель  России при АСЕАН. Им стал действующий  роспосол в Индонезии (по совместительству).

В рамках партнерства  Россия-АСЕАН функционируют следующие  механизмы взаимодействия:

  • Совместный комитет сотрудничества (СКС) – 8-е заседание состоялось 25-26 ноября 2009 г. в Мьянме (г. Янгон).
  • Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК) – 7-е заседание состоялось 25-26 ноября 2009 г. в Мьянме (г. Янгон).
  • Финансовый фонд диалогового партнерства. Взносы Российской Федерации в 2007-2008 гг. составили в общей сложности 1 млн. долл. США.
  • Рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС) – учредительное заседание состоялось в сентябре 2002 г. в Москве.
  • Рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС). 4-я встреча РГНТС прошла 4 июля 2008 г. в Маниле.
  • Московский комитет АСЕАН (МКА) в составе асеановских послов в России.

На регулярной основе проводятся:

  • Совещания старших должностных лиц по политическим вопросам (на уровне заммининдел) – как правило, раз в полтора года. 5-я встреча состоялась 4 февраля 2008 г. в Москве, 6-я – 22 апреля 2009 г. в Маниле.
  • Совещания старших должностных лиц по транснациональной преступности – в привязке к соответствующим асеановским мероприятиям. 4-е ССДЛ-ТНП состоялось в июне 2008 г. в Куала-Лумпуре.

19 июля 2006 г. в  Сингапуре прошли первые консультации  старших должностных лиц Россия–АСЕАН  по экономическим вопросам (СЭДЛ).

Расширяется взаимодействие на профильных направлениях. 6-8 декабря 2005 г. в Чианграе (Таиланд) прошла первая российско-асеановская экспертная встреча по вопросам культуры. В настоящее время в процессе согласования находится проект межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области культуры.

В 2006 г. согласована  и утверждена Концепция научно-технологического сотрудничества между Россией и  странами Ассоциации.

28 января 2007 г. в  Сингапуре проведены консультации  по туризму. В ходе Туристского  форума АСЕАН в Ханое в январе 2009 г. принято Положение о консультациях  Россия-АСЕАН в сфере туризма. 

Важной составляющей российско-асеановских отношений являются межпарламентские контакты. Делегации российских парламентариев регулярно участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА).

Развиваются связи  между представителями деловых  кругов. В 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано  соглашение о сотрудничестве между  ТПП России и Конфедерацией ТПП  АСЕАН, создан Деловой совет Россия–АСЕАН. Под его эгидой организовано два  Деловых форума Россия–АСЕАН (в  апреле 2000 г. и в декабре 2005 г.). В  апреле 2008 г. в ТПП России состоялось очередное заседание российской части Делового совета Россия–АСЕАН.

Положительную роль в развитии диалогового партнерства  призвано сыграть созданное в  России в марте 2006 г. общественное движение «Восточное измерение». В марте 2007 г. делегация движения провела в  Маниле встречи с политической и деловой элитой Филиппин, в т.ч. с Президентом Г.Арройо. В сентябре 2007 г. по инициативе "Восточного измерения" состоялся Российско-малайзийский бизнес-форум в Куала-Лумпуре. Координатором диалогового партнерства Россия-АСЕАН с июля 2009 г. на трехлетний период является Мьянма. [4].

Вывод:

Россия    исторически  неразрывно  связана  с  Азиатско-Тихоокеанским  регионом, важную часть которого составляют страны АСЕАН и Восточной Азии.  Она   имеет здесь законные и жизненно  важные  политические  и  экономические  интересы. Они  сосредоточены  на  создании  благоприятных    условий  для  обеспечения  безопасности  страны, её важнейших коммуникаций  и     модернизации всего региона Восточной Сибири и Дальнего Востока на  базе  инновационного  развития.

Условия для развития сотрудничества России со странами АСЕАН  в целом  благоприятны. С ними не было и  нет никаких  противоречий и столкновений интересов. Зато есть важные морально-политические преимущества  по сравнению с другими партнерами этой организации. Россия – постоянный член Совета Безопасности ООН, между нею и странами АСЕАН никогда не было ни войн, ни конфликтов. После окончания «холодной войны» Россия никогда не вмешивалась в их внутренние дела и не осложняла ситуацию в ЮВА, в том числе по таким чувствительным для них вопросам, как  права человека, территориальные и межконфессиональные конфликты. Россия и АСЕАН органично подходят друг другу как партнеры. России нужны мир и стабильность в АТР. Россия не претендует на военное превосходство, не ставит перед собой задачи обеспечения безопасности своих восточных рубежей за счет ослабления безопасности других государств. У РФ нет планов создания в АТР военных баз, не формируется со странами региона закрытых оборонных альянсов. Не намерены конкурировать с кем бы то ни было в борьбе за сферы влияния. Стремление к укреплению сотрудничества с АСЕАН, в том числе в области безопасности, не направлено против третьих стран. [9]  Все эти преимущества дают России то, что называется «мягкой силой».

Взаимодействие  со странами ЮВА  в политическом плане идет наиболее успешно и на многих направлениях. Россия не раз демонстрировала свое отношение к АСЕАН как к одному из влиятельных центров современного мира и свою заинтересованность в сильной и устойчиво развивающейся Ассоциации государств ЮВА. Нас объединяет общность позиций по большинству актуальных и международных проблем. И это убедительно подтверждает уже более чем 15-летний опыт активного участия России в деятельности АРФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС

Географическая  структура внешнеэкономических  связей России

Россия вступила в Форум «Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество» (АТЭС) в 1998-м г. Причина отсутствия соглашений со странами АТЭС — в топливно-сырьевом характере российского экспорта, который в мировой практике практически  не облагается ввозными пошлинами. Однако при малейшем совершенствовании  его структуры в торговле на восточном  направлении возникнут проблемы.

В 2008 г. в российском товарообороте экономики форума занимали 20,4%. По данным Центра внешнеэкономических исследований РАН, к 2025 г. произойдут заметные изменения в географической структуре внешнеэкономических связей России. Товарооборот с ЕС сократится до 36%, а доля экономик АТЭС возрастет до 35% в связи с ожидаемым увеличением поставок сырья и энергоресурсов в Китай, Республику Корея и Японию, а также машинно-технической продукции двойного назначения в страны ЮВА.

Интенсивность двустороннихтоваропотоков

Экономики АТЭС характеризуются  устойчивой торговой взаимозависимостью. По результатам расчетов на базе объемов  экспорта и импорта 21 стран АТЭС (данные за 1997-2008 гг.), эпицентр торговли группировки находится в Японии, тогда как сила притяжения США  для большинства экономик (кроме  Канады и Мексики) была не столь значимой. Торговые связи строились на двусторонней основе или на субрегиональном уровне. В то же время, вокруг отдельных центров, например, вокруг Сингапура, Малайзии, Таиланда, Республики Корея, а также  Австралии, формировались дополнительные кластеры предынтеграционных связей. Особое место занимает Китай, имеющий достаточно высокий коэффициент интенсивности двустороннихтоваропотоков с Гонконгом, Японией, Индонезией, Вьетнамом, Республикой Корея, Малайзией, Сингапуром и Филиппинами.

Процесс интеграции в АТЭС постепенно ускоряется, а  НАФТА, Япония, КНР, азиатские новые  индустриальные страны и Австралия  участвуют в нем в большей  степени. Перу, Чили и Россия пока еще  находятся на начальной стадии интеграционного  процесса, хотя постепенно и увеличивают  товаропотоки с остальными экономиками АТЭС. В дальнейшем отчетливо выделится группа экономик, заинтересованных в формировании эффективных многосторонних товарных потоков. Исходя из заявленных целей Богорской декларации, можно прогнозировать, что ближе к 2020 г. экономическое пространство АТЭС начнет структурироваться быстрее. [4,C.99].

Соглашения о  свободной торговле

Соглашения о  свободной торговле (ССТ) стали заметной составляющей многосторонней торговой системы. Увеличение количества ССТ  между экономиками АТЭС шло медленно и начало быстро увеличиваться в  последнее десятилетие. Степень  вовлечения России в процессы заключения соглашений на пространстве АТЭС недостаточна. Только Россия и Тайвань не имеют  ССТ с партнерами по форуму.

Сейчас Россия и  без ССТ имеет беспошлинный режим  для экспорта в США, Японию и Китай. Главная причина – топливно-сырьевой, ресурсоемкий характер отечественного экспорта, в мировой практике почти  не облагаемого ввозными пошлинами. При сохранении сложившейся экспортной специализации России задача получения  дополнительных льгот и преференций  теряет свою важность и актуальность. Однако если в перспективе Россия повысит в национальном экспорте долю продукции высокой степени обработки, то ее относительная пассивность в плане налаживания привилегированных торговых отношений с ведущими партнерами по АТЭС становится критическим фактором: даже при незначительном совершенствовании структуры российского экспорта появятся проблемы доступа на рынки экономик Форума.

Направления взаимодействия Россия – АТЭС – АСЕАН 

Новая концепция  участия России в АТЭС должна быть направлена на расширение экономически выгодного взаимодействия с экономиками  форума. В первую очередь – на заключение двусторонних ССТ с азиатскими экономиками АТЭС, а в перспективе  и многостороннего ССТ Россия – АСЕАН. Представляется, что такая инициатива со стороны России назрела.

Начиная с 1992 г. Россия на постоянной основе участвует в  министерских конференциях АСЕАН, является одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С середины 1997 г. начал действовать Совместный комитет сотрудничества Россия–АСЕАН.

Действует предусмотренный  диалоговыми отношениями Фонд Россия–АСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего  экономического, торгового и научно-технического взаимодействия. Основная задача Фонда  — продвижение национальных интересов  России в АТР, консолидация и координация  усилий российских предпринимателей и  организаций, отбор, экспертиза и финансирование совместных проектов и программ в  области торгово-экономического, научно-технологического, инвестиционного, культурного и  иного сотрудничества. Фонд способствует созданию благоприятных условий  для работы на российском рынке частных  компаний стран АТР, и российских компаний в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, формированию надежных механизмов продвижения и лоббирования интересов участников сотрудничества.

В 2005 г. разработана  Совместная декларация и Комплексная  программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005–2015 гг. Осуществление  «точечных» шагов в рамках сотрудничества может стать одним из элементов  решения задачи наращивания внешнеторговой и инвестиционной составляющих в  экономическом сотрудничестве Россия–АСЕАН.

В 2007 г. был создан Финансовый фонд диалогового партнерства  Россия–АСЕАН, осуществляющий проектную  деятельность; в т.ч. осуществляется проект по развитию малого и среднего бизнеса. На очереди ряд новых проектных предложений – в области энергетики, чрезвычайного реагирования, электронной торговли, науки и технологий.

По просьбе стран  АСЕАН Россия проработала вопрос о налаживании сотрудничества между  Россией и АСЕАН в области  мирного использования атомной  энергии (соответствующий договор  подписан между Россией и Японией  в 2009 г. – OPEC.ru). Заинтересованность в  обсуждении вопросов участия российской стороны в сооружении ТрансАСЕАНского газопровода проявляет ОАО «Газпром». Готовность к сотрудничеству в развитии электрораспределительных сетей в странах Индокитая выражает такой крупный оператор электроэнергетических проектов, как ОАО «Интер РАО ЕЭС». Перспективы также есть у российских компаний, которые имеют опыт сооружения и последующего обслуживания объектов тепло-, гидро- и атомной энергетики.

Основные предложения  России заключаются в использовании  возможностей ее коммуникационных спутников, технологий по защите информации, а  также технологий, имеющих отношение  к предупреждению и борьбе с последствиями природных бедствий и эпидемий. АСЕАН активно подключает своих партнеров к программам по оказанию технической помощи наименее развитым членам Ассоциации. Возможности участия России в таких проектах значительно возросла с появлением в РФ госкорпораций, контролирующих целые отрасли.

Если Россия действительно  намерена интегрироваться в мировое  хозяйство через АТЭС, ей необходимо заключение целого комплекса соглашений о свободной торговле со странами АТЭС, что позволит расширить и  дифференцировать внешние товарные потоки. В конечном счете, в результате такого процессе снизится зависимость  России от традиционных рынков, особенно – от европейского.

Председательство  России в форуме «Азиатско-тихоокеанское  экономическое сотрудничество» (АТЭС) в 2012 году призвано способствовать органичному  встраиванию нашей страны в систему  хозяйственных связей в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР) в интересах модернизационного и инновационного развития национальной экономики, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока.

Информация о работе Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС