Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2012 гг.) особо актуален в наши дни. Так как позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.

Содержание работы

Введение 2
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
2. Сотрудничество России и АСЕАН 13
3. Значение и перспективы развития АТЭС 18
4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24
5. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС……………………................................................................................29
6. Россия - АСЕАН - АТЭС……………………………………………………36
7. Россия в АТЭС………………………………………………………………..51
Заключение 55
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

Диалоговое партнерство Россия - АСЕАН - АТЭС.docx

— 117.79 Кб (Скачать файл)

Поступательно накапливается  опыт организации мероприятий АТЭС на нашей территории. В России, в  частности, проведены заседания  Рабочих групп по транспорту (Владивосток, 2005 г.), по вопросам энергоэффективности и энергосбережения (Москва, 2005 г.), по энергетике (Южно-Сахалинск, 2006 г.), по промышленной науке и технологиям (Владивосток, 2007 г.), семинар «Формирование многостороннего сотрудничества в области тушения лесных пожаров в АТР» (Хабаровск, 2010 г.), симпозиум «Использование океанских энергоресурсов прибрежных зон стран АТЭС в качестве стабильного источника экологически чистой электроэнергии в регионе» (Владивосток, 2010 г.), научно-практическая конференция «Ведение мониторинга и диспетчеризация транспорта на основе навигационных систем в регионе АТЭС» (Владивосток, 2011 г.).

В 2005 и 2009 гг. наша страна успешно прошла процедуру обзора своего Индивидуального плана действий (ИПД) в АТЭС в области либерализации условий торговли и инвестирования и повышения уровня открытости экономики.

Россия активно  участвует в работе АТЭС в сфере  безопасности личности (борьба с международным  терроризмом и трансграничной преступностью, сотрудничество в чрезвычайных ситуациях). Поддержкой партнеров пользуются российские инициативы по обеспечению международной  информационной безопасности, пресечению кибертерроризма, повышению контртеррористической защищенности критически важной энергоинфраструктуры и борьбе с пиратством, расширению взаимодействия в этих областях с «восьмеркой» и другими международными структурами.

Успешно действует  созданная по российской инициативе Специальная группа АТЭС по горнодобывающей  промышленности и металлургии. В  рамках работы Группы в 2009 г. в Сингапуре российской стороной проведена Конференция АТЭС по вопросам обеспечения устойчивого развития в упомянутых секторах экономики. По ее итогам под руководством Минпромторга России подготовлен доклад «Устойчивое развитие горнодобывающей промышленности и металлургии в АТР», который в 2010 г. передан в Комиссию ООН по устойчивому развитию. 

В Деловом консультативном  совете (ДКС) АТЭС Россию представляют О.В.Дерипаска (компания «Базовый элемент»), А.Л.Костин (ОАО Банк ВТБ) и З.Г.Магомедов (Группа «Сумма»).

В мае 2010 г. российской стороной объявлено о завершении процедуры присоединения России к «переходной модели» Системы использования карт для деловых и служебных поездок в регионе АТЭС, предусматривающей обеспечение для владельцев карт ускоренного порядка получения виз и прохождения пунктов пограничного контроля. [8].

В соответствии с  распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. № 1014-р Российская Федерация внесла в 2009-2010 гг. на добровольной основе целевой взнос в Фонд поддержки АТЭС (ФПА) в размере 500 тыс.долл.США. 19 июля 2010 г. Правительством Российской Федерации принято распоряжение № 1208-р о внесении очередного добровольного взноса России в ФПА в 2011-2012 гг. размере до  
3 млн.долл.США.

Россия будет  председательствовать в АТЭС в 2012 г. (соответствующая заявка одобрена  на саммите в Сиднее в 2007 г.). Работа на этом направлении координируется созданным в декабре 2007 г. Организационным комитетом по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в форуме АТЭС в 2012 году.

Приоритетные задачи АТЭС–2012 являютися:

  • либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция
  • укрепление продовольственной безопасности
  • формирование надежных транспортно-логистических цепочек
  • интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста [7]

 

Выводы:

Председательство  России в форуме «Азиатско-тихоокеанское  экономическое сотрудничество» (АТЭС) в 2012 году призвано способствовать органичному  встраиванию нашей страны в систему  хозяйственных связей в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР) в интересах модернизационного и инновационного развития национальной экономики, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока.

На посту председателя АТЭС Россия намерена внести весомый  вклад в решение программных  задач этого объединения в  сферах торгово-инвестиционной либерализации, облегчения условий для предпринимательства, углубления региональной экономической  интеграции, обеспечения безопасности личности.

Удешевление и повышение  надежности движения товаров по всей логистической цепочке от производителя  до потребителя является одним из ключевых факторов содействия международной  торговле. Имеется в виду выстраивание экономически оправданных и безопасных цепочек поставок товаров, организация  эффективного взаимодействия различных  видов транспорта, оснащение транспортных узлов и коридоров современными информационно-техническими средствами и системами спутниковой навигации, гармонизация стандартов в области  транспортной безопасности.

Сотрудничество  в целях модернизации отвечает общим  интересам экономик АТЭС. Речь прежде всего идет о налаживании обмена передовым опытом по формированию благоприятной  институциональной среды для  инновационного развития, создании региональных механизмов взаимодействия в научной, технологической и инновационной  сферах. [11].

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Глобализация хозяйственных  процессов и расширение мирохозяйственных  связей в целом, а также увеличение объемов общественного производства и перестройка отраслевой структуры, наблюдавшиеся в большинстве  стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) на протяжении последних десятилетий XX начале XXI века, сопровождались ускоренным ростом их внешнеэкономических связей и повышением роли последних в их хозяйстве, а вместе с тем и упрочением места этих стран во всей системе международных экономических отношений делают данное направление актуальным для Российской Федерации. Новые Индустриальные страны Юго-Восточной Азии сделали потрясающий рывок в своем развитии. Этот рывок нашел наиболее яркое выражение в достижении едва ли не самых высоких в мире темпов прироста ВВП. Что же касается общих перспектив НИС, то они во многом связаны с планами дальнейшего углубления интеграционных связей в рамках группировки АСЕАН.

Укрепление сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной  Азии относится к числу приоритетов  азиатской политики России.

Эта организация  является центром региональных интеграционных процессов в АТР, одним из влиятельных  центров мировой политики, способствующим формированию многополярной конфигурации современного мироустройства. Развитие взаимодействия с АСЕАН имеет  для нас важное значение в плане  формирования в регионе новой  системы политических и экономических  отношений, упрочения российских позиций  и продвижения наших инициатив, в первую очередь, в сфере безопасности.

Отношения России с  АСЕАН строятся в рамках диалогового  партнерства - основной формы внешних  связей Ассоциации. Наша страна является партнером АСЕАН по диалогу с 1996 г.

В последние годы партнерство Россия-АСЕАН получило значительное развитие. Сформирована структура диалога. Министр иностранных дел Российской Федерации ежегодно принимает участие в Постминистерских конференциях Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах "10+10" и "10+1". Действует институт регулярных Совещаний старших должностных лиц по политическим вопросам на уровне заместителей министров иностранных дел, а также Совместный комитет сотрудничества Россия-АСЕАН, который является основным рабочим органом диалога. Имеются две рабочие группы - по научно-технологическому и по торгово-экономическому сотрудничеству. Оперативным рассмотрением текущих вопросов занимается Совместный планово-распорядительный комитет. Функционирует Московский комитет АСЕАН в составе послов стран Ассоциации в России. Обязанности координатора партнерских связей в 2003-2009 гг. выполняет Сингапур.

При грамотно выстроенной  внешнеэкономической стратегии  и профессиональном менеджменте  совокупный объем взаимовыгодных торгово-экономических  связей России с государствами АСЕАН, даже на имеющейся сегодня основе, можно довести до 40-50 миллиардов долларов. Задача увеличения в разы объемов торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического сотрудничества со странами АСЕАН вполне реалистична  и в определенном смысле является императивом.

Задача реалистична, потому что в политической сфере  у России нет противоречий с государствами-членами  АСЕАН. Более того, нас объединяет схожесть в постановке общенациональных проблем. Свою главную задачу страны Юго-Восточной Азии так же, как  и Россия, видят в устойчивом развитии и динамичной модернизации через  сотрудничество и интеграцию. Внешняя  политика как России, так и государств-членов АСЕАН нацелена на обеспечение благоприятных  международных условий для своего развития.

У России и АСЕАН  схожие взгляды на многополярное  устройства мира, центральную роль ООН в международных делах, прежде всего в борьбе против глобальных вызовов и угроз, таких как  международный терроризм и организованная преступность, включая наркотрафик, распространение оружия массового уничтожения. Наши страны выступают за мирное, стабильное и безопасное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона.

Пока же российские экономические субъекты очень слабо  реагируют на процессы региональной интеграции, идущие как в АТР в  целом, так и, в частности, в АСЕАН. Тем самым они консервируют разрыв между российской экономикой и экономиками  региона. Между тем, интеграционных проектов в Юго-Восточной Азии год  от года будет становиться все  больше. Речь идет, к примеру, о создании региональных газопроводов, многонациональных  энергетических сетей, автомобильных  и железнодорожных магистралей, водопроводов, ирригационных систем и т.д. Значительная часть из приведенного перечня проектов по своему отраслевому  признаку, техническому уровню и потенциальной  прибыльности должны быть интересны  российскому бизнесу.

России необходимо и далее укреплять взаимовыгодное торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество (при этом важно не столько искать новые инвестиционные ресурсы, но и грамотно распоряжаться  уже предложенными), обеспечить поддержку  отечественного бизнеса.

Таков наш стратегический курс, и это четко прозвучало на встрече президента России с руководителями стран АСЕАН. Судьба России неотделима от Азии, и она видит себя деятельным участником всех этих процессов. В изоляции от них нам трудно было бы рассчитывать на создание благоприятных условий  для экономического развития страны, в первую очередь регионов Сибири и Дальнего Востока. Способствовать решению этой задачи, как представляется, можно, только сочетая решительные  меры в проведении социальной и миграционной политики на востоке страны с комплексной  внешнеполитической и дипломатической  деятельностью в Азии.

На основании  проделанного мною анализа можно  с уверенностью сделать вывод  о том, что Россия и АСЕАН выходят  на очередной этап своих традиционно  партнерских отношений во всех измерениях - политическом, экономическом, социальном, культурном, причем на новой - прагматичной и лишенной всякой идеологизации основе. Участники саммита в Таиланде продемонстрировали твердую заинтересованность в том, чтобы этот процесс последовательно продолжался. Подводя итог нужно подчеркнуть, что именно страны АСЕАН являются в настоящее время одними из немногих перспективных рынков для российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, автомобильной и авиационной техники, станков и оборудования. Быстрый экономический рост в АСЕАН порождает растущий спрос на отдельные виды российской продукции. Очевидно, что проблемы сотрудничества России и стран АСЕАН не могут быть решены силами одного бизнеса без поддержки государства.. В настоящее время группировка АСЕАН, возросшая по количеству стран-членов, пытается выйти из экономического кризиса прежде всего путем структурной перестройки экономики входящих в нее стран.

Возрастает роль и число участников другой группировки  Азиатско-Тихоокеанского региона —  АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития сложно, хотя на встречах в  верхах оговаривались конкретные даты торгово-экономического сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны свободной торговли и снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических  отношений.

Вхождения РФ в такую  серьезную и большую экономическую  организацию, как АСЕАН, безусловно поднимает ее шансы на увеличение роли в мировой экономике. Также  сотрудничество с АСЕАН должно укрепить и внутренне экономическое положение  страны.

 Интеграция России  в систему экономических отношений АТР требует решения многих политических и экономических проблем, внедрение в практику внешнеэкономической деятельности с другими государствами норм и правил, принятых в мировом сообществе, адаптации внутреннего законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность.

Говоря о совпадении национальных интересов России и  стран АСЕАН, следует заметить, что  развитие партнерских отношений  с АСЕАН полностью отвечает концепции  внешней политики нашего государства  в АТР. Эти отношения позволят создать благоприятные условия  для модернизации России, укрепят  дружественные отношения со странами региона и обеспечат активное участие России в делах региона  и его интеграционных процессах. Перспективным направлением взаимодействия с АСЕАН может быть подключение  России к реализации программ, целью  которых является сокращение разрыва  в уровнях развития между «старыми»  и «новыми» членами АСЕАН, в том  числе и к проектам по освоению субрегиона Большого Меконга. Развитие таких экономических связей и их конкретные результаты позволят в перспективе поставить вопрос и заключении с АСЕАН соглашения о свободной торговле. В этом направлении достигнута договорённость о создании совместной российско-вьетнамской исследовательской группы. Ликвидация последствий природных катаклизмов и стихийных бедствий также является совместной ключевой задачей. Российские технологии предупреждения и преодоления последствий катастроф будут полезны для АСЕАН, а разработка рамочного документа в этой сфере заложит правовую основу для реализации совместных проектов. Важной совместной задачей является борьба с терроризмом. В 2004 году по инициативе России был создан механизм Совещаний старших должностных лиц России и АСЕАН по транснациональной преступности, в 2009 году - создана российско-асеановская Рабочая группа по противодействию терроризму и транснациональной преступности и одобрен соответствующий Рабочий план. Сейчас поставлена задача по налаживанию прямых контактов российских спецслужб с асеановскими контртеррористическими центрами. Последнее, но не менее важное – это развитие гуманитарных связей России со странами Ассоциации. Интерес Росси к странам ЮВА всегда был высок, об этом свидетельствует увеличение потока российских туристов в регион. Асеановские партнеры взаимно стремятся ближе познакомится с нашей страной. Для этого также существуют широкие возможности. Диалоговое партнерство России и АСЕАН динамично набирает обороты. По заявлению министра иностранных дел России С. Лаврова, для развития такого партнерства у России имеются все необходимые компоненты: политическая воля, давние традиции дружбы, прочный фундамент сотрудничества и обоюдная заинтересованность сторон.

Информация о работе Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС