Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2012 гг.) особо актуален в наши дни. Так как позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.

Содержание работы

Введение 2
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
2. Сотрудничество России и АСЕАН 13
3. Значение и перспективы развития АТЭС 18
4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24
5. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС……………………................................................................................29
6. Россия - АСЕАН - АТЭС……………………………………………………36
7. Россия в АТЭС………………………………………………………………..51
Заключение 55
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

Диалоговое партнерство Россия - АСЕАН - АТЭС.docx

— 117.79 Кб (Скачать файл)

На посту председателя АТЭС Россия намерена внести весомый  вклад в решение программных  задач этого объединения в  сферах торгово-инвестиционной либерализации, облегчения условий для предпринимательства, углубления региональной экономической  интеграции, обеспечения безопасности личности. Планируется также предложить партнерам уделить особое внимание таким практически значимым вопросам, как укрепление продовольственной  безопасности, совершенствование транспортно-логистических  систем, сотрудничество в целях модернизации.

В качестве основных составляющих деятельности АТЭС в сфере  продовольственной безопасности видятся  достижение и поддержание физической и экономической доступности продуктов питания, обеспечение соответствия их качества и безопасности международным стандартам, содействие наращиванию производства продовольственных товаров путем внедрения инновационных технологий, своевременное выявление и предотвращение угроз для сельскохозяйственного сектора, в том числе связанных с изменением климата и чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Перспективным представляется налаживание взаимодействия в области защиты и рационального использования биологических ресурсов Мирового океана.

Удешевление и повышение  надежности движения товаров по всей логистической цепочке от производителя  до потребителя является одним из ключевых факторов содействия международной  торговле. Имеется в виду выстраивание экономически оправданных и безопасных цепочек поставок товаров, организация  эффективного взаимодействия различных  видов транспорта, оснащение транспортных узлов и коридоров современными информационно-техническими средствами и системами спутниковой навигации, гармонизация стандартов в области  транспортной безопасности.

Сотрудничество  в целях модернизации отвечает общим  интересам экономик АТЭС. Речь прежде всего идет о налаживании обмена передовым опытом по формированию благоприятной  институциональной среды для  инновационного развития, создании региональных механизмов взаимодействия в научной, технологической и инновационной  сферах. [5].

Вывод:

Прошедший форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в сентябре 2012 года продемонстрировал готовность и заинтересованность России поступательно наращивать всеобъемлющее сотрудничество с АСЕАН восприняли в Юго-Восточной Азии как убедительную демонстрацию возрождения могущества России, её «возвращения» в Азию. Теперь предстоит выявленный на саммите потенциал сотрудничества конвертировать в практические дела. Приоритетные задачи АТЭС–2012 стали:

  • либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция

  • укрепление продовольственной безопасности
  • формирование надежных транспортно-логистических цепочек
  • интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста

 

В «портфеле» сотрудничества России с АСЕАН должны появиться  крупные инвестиционные проекты. Они  будут втягивать в свою реализацию самый широкий спектр хозяйствующих  субъектов различных форм собственности, включая малые и средние предприятия, в том числе и работающие в  инновационной сфере.

Один из важнейших  трендов экономик, входящих в региональную группировку Юго-Восточной Азии, - стремление максимально взять на вооружение инновационные технологии. С учетом этого у России открываются  неплохие возможности для налаживания  взаимовыгодного сотрудничества, особенно по тем направлениям, где позиции  России наиболее сильны. Это ядерная  энергетика, авиационно-космическая  сфера, создание новых материалов, информационно-коммуникационный сектор, лазерные технологии, чрезвычайное реагирование. Российская наука пользуется в регионе заслуженным авторитетом. Тысячи ученых нашей страны сотрудничают со своими коллегами из стран ЮВА.

 

  1. Россия - АСЕАН - АТЭС.

Опережающее развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в сравнении с общемировыми показателями заставляет по-новому взглянуть на место Дальнего Востока в политическом, экономическом и социальном развитии России, на его роль для России в стратегической перспективе.

Смещение вектора  политических и экономических интересов  России на восток может принести огромные экономические и геополитические  выгоды. Это обеспечение географической диверсификации рынков сбыта основных бюджетообразующих отраслей экономики РФ, предотвращение угрозы переориентации международных транзитных грузопотоков в обход России, широкомасштабный выход на электроэнергетические рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и т.д.

Ассоциация стран  Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была образована в 1967 г. в Бангкоке, и ее высшим органом является саммит глав государств и правительств, проводящийся раз в 3 года. В период между официальными встречами ежегодно проходят неформальные саммиты. Руководящим и координирующим органом Ассоциации выступают ежегодные совещания министров иностранных дел, которые проводятся по ротационному принципу в каждой из стран Ассоциации. В основе механизма принятия решений во всех структурах АСЕАН лежит принцип консенсуса. С 70-х годов ХХ века возникла система диалоговых отношений Ассоциации с ведущими государствами мира, полномасштабным партнером по которым Россия является с 1996 года. Диалоговое взаимодействие обеспечивается специальными механизмами, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества и совещания старших должностных лиц на уровне заместителей министров иностранных дел по политическим вопросам. Практика диалогового партнерства предусматривает также создание Фонда сотрудничества за счет государства-партнера по диалогу, средства которого предназначаются для финансирования совместных проектов и программ в области торгово-экономического, научно-технического, инвестиционного, культурного и иного взаимодействия, одобренных соответствующим комитетом сотрудничества.

Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество (АТЭС) является международным экономическим форумом, созданным для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. Идея проведения подобного форума принадлежит премьер-министру Японии Ясухиро Накасоне, который провозгласил необходимость его проведения еще в 1988 году. Эта инициатива была поддержана американцами в лице госсекретаря США Д. Шульца (1982-1989). Позже по предложению премьер-министра Австралии Б. Хоука было инициировано создание межправительственного механизма по региональному взаимодействию, который стал именоваться «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» - АТЭС. Цели деятельности АТЭС были определены в 1991 году в Сеульской декларации и в целом сводятся к трем ключевым задачам: поддержке экономического роста стран региона, развитию торговых отношений и снятию барьеров на международное движение товаров, капитала и услуг. Форум АТЭС имеет большое значение, являясь индикатором развития политико-интеграционных процессов в АТР. Особая роль в создании форума отводилась АСЕАН. В течение 1989 года Япония и Австралия активно работали со столицами асеановских стран, стараясь убедить их принять участие в первой встрече министров торговли региона. Только их заверения, что страны АСЕАН будут играть ключевую роль в новой структуре, побудили лидеров стран АСЕАН согласиться с участием в работе форума. По их ожиданиям форум АТЭС должен был играть дополнительную роль в укреплении интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии. Как результат, с 1989 года в АТЭС входят 6 развивающихся государств АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). С 1998 членом АТЭС стала и Россия. Это является отправной точкой возникновения общих интересов у России и АСЕАН в АТЭС. [12].

В 80-90-е годы АСЕАН  достаточно окрепла как в политическом, так и в экономическом плане. Ее концептуальные подходы к развитию региональной интеграции менялись. Принцип  «открытого регионализма» позволял АСЕАН использовать отношения с  развитыми странами для улучшения  своего политического имиджа и для  наращивания экономического потенциала ее членов. Бывший министр иностранных  дел Индонезии Али Атлас, отвечая  на вопрос о причинах, побудивших АСЕАН  согласиться с австралийской  инициативой, отметил, что: «во-первых, их (Японии и Австралии прим. авт.) инициатива – это прагматический взгляд на важные сферы взаимных интересов, во-вторых, их это деликатный подход в отношении модальностей работы новой организации и, в-третьих, осторожные консультации со стороны Австралии  в развитии идеи и подготовке ее реализации».

Масштабность и  динамика происходящих в регионе  процессов оказывают влияние  не только на страны, которые географически  расположены в АТР, но также существенно  влияют на позиции и интересы Российской Федерации. В силу этого данные процессы ставят перед российской внешней  политикой прагматичные задачи, от решения которых коренным образом  будет зависеть не только перспективное  развитие Дальнего Востока, но и России в целом. Современная ситуация требует  от России отхода от односторонней  ориентированности на рынки Евросоюза  и пересмотра позиции неравноправного  партнера в отношениях, навязанных нам США. В основе подобных изменений  лежит целый ряд причин: это  диверсификация внешних торгово-экономических  связей, российский курс на ослабление зависимости своей внутренней экономики  от сырьевого экспорта, а также  перевод на коммерческие рельсы наукоемкого  и технологического производства. Все эти факторы настоятельно требуют более динамичного развития политических и хозяйственных связей со странами АТР.

Российская Федерация  стала членом АТЭС В 1998 году, в этом же году после вступления в АТЭС Вьетнама и Перу число участников объединения достигло 21. Правительства  трех крупнейших экономик АТЭС – КНР, Японии и США – выступили за присоединение России. При этом Вашингтон  стремился использовать форум и  участие в нем России как механизм контроля над российскими внешнеэкономическими действиями, а также тем самым  предоставить компенсацию Москве за ее согласие с расширением НАТО на восток. Однако существовали и другие точки зрения по поводу вступления России в АТЭС, так например Малайзия рассматривала этот шаг как возможность  снижения эффективности работы форума в целях ослабления влияния на него США. С экономической точки  зрения, учитывая переходный период и  сосредоточенность российского  правительства на внутренних политических и экономических преобразованиях, АСЕАН не рассматривала Россию на тот момент в качестве крупного торгового  партнера, отдавая ей роль политического  противовеса США и силы, которая  препятствовала созданию однополярного  мира. Однако время показало, что, несмотря на все сложности переходного  периода, России удалось стать одним  из важных игроков на поле АТЭС. Весомость  российского участия еще более  усилится после ее вступления в ВТО.

Являясь участником форума, Россия имеет возможность  принимать участие и влиять на процесс формирования новых взаимоотношений  в регионе. И более того, в 2012 г. Российская Федерация провела на своей территории очередной саммит АТЭС. Это потребовало от нее не только организационного, но как экономического, так и интеллектуального вклада в концепцию единого регионального экономического пространства, неотъемлемой частью которого являются и страны АСЕАН. Документально организация саммита опирается на программные документы, официально принятые российской стороной – это Концепция внешней политики РФ 2008 г., а также Концепция участия России в АТЭС 2000 г. [13].

Интерес России к  странам АТР начал возрастать в конце первого десятилетия  ХХI века. Это происходило по ряду причин.

Во-первых, после  глобальных кризисов 1998 и 2010 годов произошло  значительное сужение доступа на мировые рынки.

Во-вторых, развитие отношений со странами ЮВА диктуется  необходимостью диверсифицировать  торгово-экономические связи. Сложности  переговорных процессов по вступлению в ВТО заставляют Россию расширять  горизонты многопланового сотрудничества, развивать его со всеми странами мира, в том числе и со странами АСЕАН.

В-третьих, Россия географически  является неотъемлемой частью АТР. В  ее азиатско-тихоокеанской части  сосредоточены основные стратегические природные ресурсы, а также проживает 20% населения. В ряде источников указывается, что в частности на Дальнем  Востоке проживает около 8% населения  РФ. Поэтому корректней было бы заметить, что Дальний Восток и Байкальский  регион занимают около 40% территории РФ, при этом численность населения  не превышает 8% общего населения страны. За прошедшие годы на российской территории зарегистрирован наиболее интенсивный  отток населения из этих регионов. В этой связи интеграция в процессы развития АТР может способствовать социально-экономическому развитию Дальневосточного и Байкальского регионов, и, как следствие, предотвращению дальнейшего оттока и снижения численности населения  в этих регионах.

В-четвертых, АТР  стал одним из наиболее перспективных  центров мирового развития. К примеру, на долю стран АТЭС приходится 55% мирового ВВП, 49% мировой торговли, и в его  странах проживает 2,7 млрд. человек.

В-пятых, в АТР  представлены все современные тенденции  политического развития. Именно здесь  воплощаются принципы многополярности, невмешательства в дела друг друга, уважения взаимных интересов и осуществляется активный поиск противодействия  новым вызовам современности. Ведущие  роли в этой части мира принадлежат  не только крупным игрокам, таким  как США или Китай, но и «коллективным  игрокам», включающим страны с различным  военно-политическим и экономическим  потенциалом, каковым с частности  является АСЕАН.

И, наконец, выбор  развития интеграции со странами АСЕАН  для России обусловлен перспективами  и выгодами российского участия  в крупных многосторонних объединениях. Именно такая форма деятельности создает новые формы и модули сотрудничества между государствами.

Отличительной чертой развития государств в АТР является высокая динамика интеграционных процессов  и ее позитивное влияние на формирование нового, более справедливого мироустройства. Присоединение России к форуму АТЭС дает возможность России продемонстрировать приверженность интеграции в мировую  экономику и рыночным реформам. Это  позволяет расширить многосторонние связи нашего государства, а также  использовать форум для активного  встраивания российской экономики  в региональную систему экономических  отношений. Участие в деятельности АТЭС способствовало лучшему пониманию  действующих здесь рыночных механизмов и продвижению российских технологических  достижений на рынки стран АТР. Присоединившись  к АТЭС, Россия взяла на себя обязательства  вместе с партнерами содействовать  инвестиционной деятельности в АТР. Это обязательство заключается в принципах открытого регионализма, выработке согласия при принятии решений и добровольности их выполнения. При этом, как и страны АСЕАН, Россия придерживается точки зрения, что такое движение к либерализации должно учитывать как особенности национального развития, так и реальные экономические возможности каждого из участников.

Стимулом и правовой базой участия в АТЭС стала  одобренная в июне 2000 г. Концепция  внешней политики Российской Федерации. Она отмечала возрастающее значение Азии во внешней политики России, что  обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, а также необходимостью экономического подъема Сибири и  Дальнего Востока. Особое внимание Концепция  уделила отношениям со странами АТР, что возможно сделать на основе активизации  участия России в основных интеграционных структурах АТР, в том числе в  форуме АТЭС.

Информация о работе Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС