Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа
В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2012 гг.) особо актуален в наши дни. Так как позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.
Введение 2
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
2. Сотрудничество России и АСЕАН 13
3. Значение и перспективы развития АТЭС 18
4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24
5. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС……………………................................................................................29
6. Россия - АСЕАН - АТЭС……………………………………………………36
7. Россия в АТЭС………………………………………………………………..51
Заключение 55
Список литературы 61
На посту председателя
АТЭС Россия намерена внести весомый
вклад в решение программных
задач этого объединения в
сферах торгово-инвестиционной либерализации,
облегчения условий для
В качестве основных составляющих деятельности АТЭС в сфере продовольственной безопасности видятся достижение и поддержание физической и экономической доступности продуктов питания, обеспечение соответствия их качества и безопасности международным стандартам, содействие наращиванию производства продовольственных товаров путем внедрения инновационных технологий, своевременное выявление и предотвращение угроз для сельскохозяйственного сектора, в том числе связанных с изменением климата и чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Перспективным представляется налаживание взаимодействия в области защиты и рационального использования биологических ресурсов Мирового океана.
Удешевление и повышение
надежности движения товаров по всей
логистической цепочке от производителя
до потребителя является одним из
ключевых факторов содействия международной
торговле. Имеется в виду выстраивание
экономически оправданных и безопасных
цепочек поставок товаров, организация
эффективного взаимодействия различных
видов транспорта, оснащение транспортных
узлов и коридоров современными
информационно-техническими средствами
и системами спутниковой
Сотрудничество
в целях модернизации отвечает общим
интересам экономик АТЭС. Речь прежде
всего идет о налаживании обмена
передовым опытом по формированию благоприятной
институциональной среды для
инновационного развития, создании региональных
механизмов взаимодействия в научной,
технологической и
Вывод:
Прошедший форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в сентябре 2012 года продемонстрировал готовность и заинтересованность России поступательно наращивать всеобъемлющее сотрудничество с АСЕАН восприняли в Юго-Восточной Азии как убедительную демонстрацию возрождения могущества России, её «возвращения» в Азию. Теперь предстоит выявленный на саммите потенциал сотрудничества конвертировать в практические дела. Приоритетные задачи АТЭС–2012 стали:
В «портфеле» сотрудничества
России с АСЕАН должны появиться
крупные инвестиционные проекты. Они
будут втягивать в свою реализацию
самый широкий спектр хозяйствующих
субъектов различных форм собственности,
включая малые и средние
Один из важнейших
трендов экономик, входящих в региональную
группировку Юго-Восточной
Опережающее развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в сравнении с общемировыми показателями заставляет по-новому взглянуть на место Дальнего Востока в политическом, экономическом и социальном развитии России, на его роль для России в стратегической перспективе.
Смещение вектора
политических и экономических интересов
России на восток может принести огромные
экономические и
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была образована в 1967 г. в Бангкоке, и ее высшим органом является саммит глав государств и правительств, проводящийся раз в 3 года. В период между официальными встречами ежегодно проходят неформальные саммиты. Руководящим и координирующим органом Ассоциации выступают ежегодные совещания министров иностранных дел, которые проводятся по ротационному принципу в каждой из стран Ассоциации. В основе механизма принятия решений во всех структурах АСЕАН лежит принцип консенсуса. С 70-х годов ХХ века возникла система диалоговых отношений Ассоциации с ведущими государствами мира, полномасштабным партнером по которым Россия является с 1996 года. Диалоговое взаимодействие обеспечивается специальными механизмами, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества и совещания старших должностных лиц на уровне заместителей министров иностранных дел по политическим вопросам. Практика диалогового партнерства предусматривает также создание Фонда сотрудничества за счет государства-партнера по диалогу, средства которого предназначаются для финансирования совместных проектов и программ в области торгово-экономического, научно-технического, инвестиционного, культурного и иного взаимодействия, одобренных соответствующим комитетом сотрудничества.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) является международным экономическим форумом, созданным для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. Идея проведения подобного форума принадлежит премьер-министру Японии Ясухиро Накасоне, который провозгласил необходимость его проведения еще в 1988 году. Эта инициатива была поддержана американцами в лице госсекретаря США Д. Шульца (1982-1989). Позже по предложению премьер-министра Австралии Б. Хоука было инициировано создание межправительственного механизма по региональному взаимодействию, который стал именоваться «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» - АТЭС. Цели деятельности АТЭС были определены в 1991 году в Сеульской декларации и в целом сводятся к трем ключевым задачам: поддержке экономического роста стран региона, развитию торговых отношений и снятию барьеров на международное движение товаров, капитала и услуг. Форум АТЭС имеет большое значение, являясь индикатором развития политико-интеграционных процессов в АТР. Особая роль в создании форума отводилась АСЕАН. В течение 1989 года Япония и Австралия активно работали со столицами асеановских стран, стараясь убедить их принять участие в первой встрече министров торговли региона. Только их заверения, что страны АСЕАН будут играть ключевую роль в новой структуре, побудили лидеров стран АСЕАН согласиться с участием в работе форума. По их ожиданиям форум АТЭС должен был играть дополнительную роль в укреплении интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии. Как результат, с 1989 года в АТЭС входят 6 развивающихся государств АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). С 1998 членом АТЭС стала и Россия. Это является отправной точкой возникновения общих интересов у России и АСЕАН в АТЭС. [12].
В 80-90-е годы АСЕАН достаточно окрепла как в политическом, так и в экономическом плане. Ее концептуальные подходы к развитию региональной интеграции менялись. Принцип «открытого регионализма» позволял АСЕАН использовать отношения с развитыми странами для улучшения своего политического имиджа и для наращивания экономического потенциала ее членов. Бывший министр иностранных дел Индонезии Али Атлас, отвечая на вопрос о причинах, побудивших АСЕАН согласиться с австралийской инициативой, отметил, что: «во-первых, их (Японии и Австралии прим. авт.) инициатива – это прагматический взгляд на важные сферы взаимных интересов, во-вторых, их это деликатный подход в отношении модальностей работы новой организации и, в-третьих, осторожные консультации со стороны Австралии в развитии идеи и подготовке ее реализации».
Масштабность и динамика происходящих в регионе процессов оказывают влияние не только на страны, которые географически расположены в АТР, но также существенно влияют на позиции и интересы Российской Федерации. В силу этого данные процессы ставят перед российской внешней политикой прагматичные задачи, от решения которых коренным образом будет зависеть не только перспективное развитие Дальнего Востока, но и России в целом. Современная ситуация требует от России отхода от односторонней ориентированности на рынки Евросоюза и пересмотра позиции неравноправного партнера в отношениях, навязанных нам США. В основе подобных изменений лежит целый ряд причин: это диверсификация внешних торгово-экономических связей, российский курс на ослабление зависимости своей внутренней экономики от сырьевого экспорта, а также перевод на коммерческие рельсы наукоемкого и технологического производства. Все эти факторы настоятельно требуют более динамичного развития политических и хозяйственных связей со странами АТР.
Российская Федерация
стала членом АТЭС В 1998 году, в этом
же году после вступления в АТЭС
Вьетнама и Перу число участников
объединения достигло 21. Правительства
трех крупнейших экономик АТЭС – КНР,
Японии и США – выступили за
присоединение России. При этом Вашингтон
стремился использовать форум и
участие в нем России как механизм
контроля над российскими
Являясь участником форума, Россия имеет возможность принимать участие и влиять на процесс формирования новых взаимоотношений в регионе. И более того, в 2012 г. Российская Федерация провела на своей территории очередной саммит АТЭС. Это потребовало от нее не только организационного, но как экономического, так и интеллектуального вклада в концепцию единого регионального экономического пространства, неотъемлемой частью которого являются и страны АСЕАН. Документально организация саммита опирается на программные документы, официально принятые российской стороной – это Концепция внешней политики РФ 2008 г., а также Концепция участия России в АТЭС 2000 г. [13].
Интерес России к странам АТР начал возрастать в конце первого десятилетия ХХI века. Это происходило по ряду причин.
Во-первых, после глобальных кризисов 1998 и 2010 годов произошло значительное сужение доступа на мировые рынки.
Во-вторых, развитие отношений со странами ЮВА диктуется необходимостью диверсифицировать торгово-экономические связи. Сложности переговорных процессов по вступлению в ВТО заставляют Россию расширять горизонты многопланового сотрудничества, развивать его со всеми странами мира, в том числе и со странами АСЕАН.
В-третьих, Россия географически является неотъемлемой частью АТР. В ее азиатско-тихоокеанской части сосредоточены основные стратегические природные ресурсы, а также проживает 20% населения. В ряде источников указывается, что в частности на Дальнем Востоке проживает около 8% населения РФ. Поэтому корректней было бы заметить, что Дальний Восток и Байкальский регион занимают около 40% территории РФ, при этом численность населения не превышает 8% общего населения страны. За прошедшие годы на российской территории зарегистрирован наиболее интенсивный отток населения из этих регионов. В этой связи интеграция в процессы развития АТР может способствовать социально-экономическому развитию Дальневосточного и Байкальского регионов, и, как следствие, предотвращению дальнейшего оттока и снижения численности населения в этих регионах.
В-четвертых, АТР стал одним из наиболее перспективных центров мирового развития. К примеру, на долю стран АТЭС приходится 55% мирового ВВП, 49% мировой торговли, и в его странах проживает 2,7 млрд. человек.
В-пятых, в АТР представлены все современные тенденции политического развития. Именно здесь воплощаются принципы многополярности, невмешательства в дела друг друга, уважения взаимных интересов и осуществляется активный поиск противодействия новым вызовам современности. Ведущие роли в этой части мира принадлежат не только крупным игрокам, таким как США или Китай, но и «коллективным игрокам», включающим страны с различным военно-политическим и экономическим потенциалом, каковым с частности является АСЕАН.
И, наконец, выбор развития интеграции со странами АСЕАН для России обусловлен перспективами и выгодами российского участия в крупных многосторонних объединениях. Именно такая форма деятельности создает новые формы и модули сотрудничества между государствами.
Отличительной чертой
развития государств в АТР является
высокая динамика интеграционных процессов
и ее позитивное влияние на формирование
нового, более справедливого
Стимулом и правовой
базой участия в АТЭС стала
одобренная в июне 2000 г. Концепция
внешней политики Российской Федерации.
Она отмечала возрастающее значение
Азии во внешней политики России, что
обусловлено принадлежностью
Информация о работе Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС