Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2012 гг.) особо актуален в наши дни. Так как позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.

Содержание работы

Введение 2
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
2. Сотрудничество России и АСЕАН 13
3. Значение и перспективы развития АТЭС 18
4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24
5. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС……………………................................................................................29
6. Россия - АСЕАН - АТЭС……………………………………………………36
7. Россия в АТЭС………………………………………………………………..51
Заключение 55
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

Диалоговое партнерство Россия - АСЕАН - АТЭС.docx

— 117.79 Кб (Скачать файл)

Свое развитие Концепция  получила в принятом в ноябре 2000 г. документе - Концепции участия Российской федерации в форуме АТЭС. Этот документ, в части касающейся АТР, отмечал, что Россия как европейская держава должна равномерно участвовать в политической и хозяйственной жизни не только Европы, но и Азии. Приоритетными направлениями были названы экономические и научно-технические аспекты интеграции.

Преимущества сотрудничества с АТЭС отвечает российским интересам  по ряду направлений. Первое из них  – это заинтересованность в построении новой энергетической конфигурации как на территории самой России, так и на территориях партнеров  по АТЭС. Это позволит потребителям энергоресурсов в АТЭС диверсифицировать  географию импорта, осуществлять бесперебойные  поставки энергоресурсов, обеспечить энергетическую безопасность в регионе, а также реализовывать крупные энергетические проекты. [1,C.372].

Другим перспективным  направлением взаимодействия России с  экономиками стран-участниц АТЭС является сотрудничество в области транспорта. Это может найти свою практическую реализацию в объединении Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей, в участии российских компаний в международных транспортных проектах, которые предусматривают строительство железнодорожных и автомобильных дорог из Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу. Это позволит сделать значительный шаг в развитии всей транспортной системы региона.

Важнейшей составляющей сотрудничества в области транспорта является использование морских  портов. Основной рынок сбыта российских товаров, следующих через порты  Дальнего Востока, – это страны АТР. Перспективы развития портов и морских  грузоперевозок в этой части России связаны главным образом с  проектами по добыче углеводородов  на шельфе Сахалина и строительством нефтепровода «Восточная Сибирь –  Тихий океан».

Ключевым направлением взаимодействия в рамках АТЭС является популяризация и последующая  коммерциализация российских технологий. Имея передовые разработки в информационных технологиях, медицине, метеорологии, геофизике и в ряде других областей, представители российских профильных министерств и ведомств должны продвигать их на секторальных заседаниях экспертных групп форума. Для реализации российских идей сотрудничества со странами АСЕАН  следует активно задействовать  проектный сегмент АТЭС, организовывать на российской территории семинары, конференции, торговые и технологические выставки, совместные исследования, учебные курсы  и другие мероприятия. Все это  потребует значительных усилий и  целенаправленной работы, поскольку  Россия встречает здесь сильную конкуренцию со стороны других участников рынка. Среди других направлений следует упомянуть машиностроение, ВПК, туризм, освоение космического пространства и образовательные программы.

Преимуществом участия  России в АТЭС является открытость Форума. Следование политике предоставления ежегодных индивидуальных планов действий позволяет участникам Форума, в том числе и России, знакомиться с документами, в которых содержится информация о политике и административных шагах стран членов Форума. Это несомненно оказывает позитивное воздействие на развитие российской торговли и размещения инвестиций на ее территории. Подобные документы представляют собой уникальный источник информации для государственных и деловых кругов, заинтересованных в ведении бизнеса в странах АТР. Еще одним преимуществом участия в АТЭС является возможность обсуждения на уровне глав государств политических и экономических проблем. Встречи в верхах содействуют лучшему пониманию региональных и национальных проблем. [6].

При всей очевидности  преимуществ участия России в  АТЭС в реальности не все столь  безоблачно. В ходе интеграции России в различные формы работы АТЭС многие вопросы еще не получили своего окончательного решения. На данном этапе  Россия еще довольно слабо влияет на принятие решений Форума и на развитие атэсовского процесса интеграции в целом. Это обусловливается недостатком специалистов со знанием специфики региональной политической и экономической ситуации, экспертов, имеющих полномочия принимать решения в ходе переговорного процесса, отсутствием практики и опыта взаимодействия с партнерами по форуму на уровне профильных министерств, Эти причины объясняют недостаточную инициативу России при обсуждении вопросов торгово-экономического регулирования.

Кроме этого, Россия не часто направляет своих представителей на секторальные министерские встречи, заседания рабочих групп, в работе таких важных мероприятий редко  принимают участие российские ученые. Причиной, на которую ссылаются многие российские государственные структуры, является отсутствие должного уровня финансирования. При этом следует  понимать, что АТЭС является межправительственным консультационным органом и его  основной задачей не является проведение торговых переговоров. Структура АТЭС предназначена для разработки рекомендаций по обеспечению устойчивого развития государств региона при одновременном  укреплении региональной безопасности и сохранении интересов развития национальных экономик. Ведущие участники  форума используют его потенциал  для продвижения или реализации своих стратегических концепций  нового мироустройства. Свои предложения  они стремятся реализовывать  путем настойчивого разъяснения  их выгод и преимуществ для  партнеров. С этой точки зрения очевидной  становится задача фактического восстановления работы российских министерств и  ведомств регионов Сибири и Дальнего Востока в деятельности рабочих  групп форума. Подобный опыт имелся в прошлом, когда в 2001-2002 гг. представители  Хабаровского края участвовали в  рабочей группе АТЭС по инвестициям, а представители Приморского  края – в работе транспортной группы форума. Практической отдачей от участия  в экспертных группах может стать  коррекция российского курса  на секторальных и страновых направлениях взаимодействия, укрепление контактов со специалистами других стран, расширение коммерческих контактов, внедрение передовых методов управления и появление дополнительных рычагов влияния на процессы регионального развития. Без участия в заседаниях и знания повестки дня, концепции и приоритетов рабочих органов АТЭС, без предварительной проработки и соответствующего финансирования российские инициативы не смогут вступить в фазу их практической реализации. Крайне важна для нас и поддержка со стороны участников форума. Опыт и практика работы АТЭС показывают, что, без поддержки ведущих игроков форума, которыми являются США, Китай и страны АСЕАН, новые идеи не получают достойного развития.

Для этого уже  сегодня следует продумать и  начать реализацию таких инициатив, в которых отражались бы российские региональные интересы. Как считает  министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, «наши азиатские партнеры понимают, что не только России нужна  экономически мобильная и политически  стабильная Азия, - сама Азия заинтересована в процветающей России. Становится все более очевидным соображение  чисто прагматического порядка: без российского энергетического, научно-технического и интеллектуального  потенциала Азии будет, как минимум, трудно достичь целей всеобщего  экономического процветания, которая  является фундаментальной идеей  азиатской интеграции». [2,C.149].

Интересы России непосредственно связаны с глобализацией  мировой экономики, развитием региональной и субрегиональной интеграции. Интеграционные объединения приобретают все  большее значение в мировой экономике, становясь все более значимым фактором безопасности. Участие в  таких структурах способствует вовлечению России в разработку основных принципов  функционирования мировой финансово-экономической  системы. Иная политика неизбежно приведет к выдавливанию России с региональной политической арены со всеми негативными  последствиями для ее внутреннего  развития. Необходимо исправлять существующую ситуацию, при которой на экономики  АТЭС приходится лишь 18% российской внешней  торговли, а доля России в совокупном товарообороте стран АТР за вычетом  Китая, Индии и Вьетнама составляет менее 1%.

Говоря о совпадении национальных интересов России и  стран АСЕАН, следует заметить, что  развитие партнерских отношений  с АСЕАН полностью отвечает концепции  внешней политики нашего государства  в АТР. Эти отношения позволят создать благоприятные условия для модернизации России, укрепят дружественные отношения со странами региона и обеспечат активное участие России в делах региона и его интеграционных процессах. Перспективным направлением взаимодействия с АСЕАН может быть подключение России к реализации программ, целью которых является сокращение разрыва в уровнях развития между «старыми» и «новыми» членами АСЕАН, в том числе и к проектам по освоению субрегиона Большого Меконга. Развитие таких экономических связей и их конкретные результаты позволят в перспективе поставить вопрос и заключении с АСЕАН соглашения о свободной торговле. В этом направлении достигнута договорённость о создании совместной российско-вьетнамской исследовательской группы. Ликвидация последствий природных катаклизмов и стихийных бедствий также является совместной ключевой задачей. Российские технологии предупреждения и преодоления последствий катастроф будут полезны для АСЕАН, а разработка рамочного документа в этой сфере заложит правовую основу для реализации совместных проектов. Важной совместной задачей является борьба с терроризмом. В 2004 году по инициативе России был создан механизм Совещаний старших должностных лиц России и АСЕАН по транснациональной преступности, в 2009 году - создана российско-асеановская Рабочая группа по противодействию терроризму и транснациональной преступности и одобрен соответствующий Рабочий план. Сейчас поставлена задача по налаживанию прямых контактов российских спецслужб с асеановскими контртеррористическими центрами. Последнее, но не менее важное – это развитие гуманитарных связей России со странами Ассоциации. Интерес Росси к странам ЮВА всегда был высок, об этом свидетельствует увеличение потока российских туристов в регион. Асеановские партнеры взаимно стремятся ближе познакомится с нашей страной. Для этого также существуют широкие возможности. Диалоговое партнерство России и АСЕАН динамично набирает обороты. По заявлению министра иностранных дел России С. Лаврова, для развития такого партнерства у России имеются все необходимые компоненты: политическая воля, давние традиции дружбы, прочный фундамент сотрудничества и обоюдная заинтересованность сторон.

В настоящее время  одной из приоритетных задач России является развитие Дальневосточного региона, который в силу своего уникального географического положения и высокой ресурсообеспеченности обладает значительным потенциалом для привлечения капиталов и крупнейших товарных потоков. Перед Россией стоит задача укрепления своих позиций в АТЭС, в расширении экономических контактов, в привлечении новых технологий. Россия является более молодым и географически удаленным по сравнению со странами, входящими в состав АСЕАН членом АТЭС. В этой связи представляется интересным опыт АСЕАН в экономической интеграции с другими странами-членами АТЭС, в привлечении долгосрочных инвестиционных проектов, расширении экономических связей.

С другой стороны, асеановская интеграция в АТЭС является более глубокой по сравнению с российской в силу исторического развития и геополитического положения. США, Австралия и Япония приложили немалые усилия для того, чтобы привлечь АСЕАН к деятельности АТЭС. Интересы АСЕАН ориентированы скорее не на внешнее расширение связей, а на внутренние проблемы, такие например как выравнивание уровня «новых» членов АСЕАН по отношению к его «старыми» членами, углубление региональной экономической интеграции и создание более выгодных торговых условий между самими странами АСЕАН. АСЕАН также заинтересован и в подъеме общего уровня развития своей экономики, максимально приближая его к передовым странам АТЭС, а для этого российские энергетические ресурсы и научные разработки в ряде отраслей могут иметь крайне важное значение. В области достижения более сбалансированных уровней регионального развития российские интересы совпадают с асеановскими. Это является основанием для нашего дальнейшего сотрудничества с АСАЕН, используя возможности, предоставляемые АТЭС. [6].

Выводы:

Интересы России непосредственно связаны с глобализацией  мировой экономики, развитием региональной и субрегиональной интеграции. Интеграционные объединения приобретают все  большее значение в мировой экономике, становясь все более значимым фактором безопасности. Участие в  таких структурах способствует вовлечению России в разработку основных принципов  функционирования мировой финансово-экономической  системы. Иная политика неизбежно приведет к выдавливанию России с региональной политической арены со всеми негативными  последствиями для ее внутреннего  развития. Необходимо исправлять существующую ситуацию, при которой на экономики  АТЭС приходится лишь 18% российской внешней  торговли, а доля России в совокупном товарообороте стран АТР за вычетом  Китая, Индии и Вьетнама составляет менее 1%.

Следует заметить, что развитие партнерских отношений  с АСЕАН полностью отвечает концепции  внешней политики нашего государства  в АТР. Эти отношения позволят создать благоприятные условия  для модернизации России, укрепят  дружественные отношения со странами региона и обеспечат активное участие России в делах региона  и его интеграционных процессах. Перспективным направлением взаимодействия с АСЕАН может быть подключение  России к реализации программ, целью  которых является сокращение разрыва  в уровнях развития между «старыми»  и «новыми» членами АСЕАН, в том  числе и к проектам по освоению субрегиона Большого Меконга. Развитие таких экономических связей и их конкретные результаты позволят в перспективе поставить вопрос и заключении с АСЕАН соглашения о свободной торговле.

В настоящее время  одной из приоритетных задач России является развитие Дальневосточного региона, который в силу своего уникального географического положения и высокой ресурсообеспеченности обладает значительным потенциалом для привлечения капиталов и крупнейших товарных потоков. Перед Россией стоит задача укрепления своих позиций в АТЭС, в расширении экономических контактов, в привлечении новых технологий. Россия является более молодым и географически удаленным по сравнению со странами, входящими в состав АСЕАН членом АТЭС. В этой связи представляется интересным опыт АСЕАН в экономической интеграции с другими странами-членами АТЭС, в привлечении долгосрочных инвестиционных проектов, расширении экономических связей. [12].

Помимо этого, общими направлениями пересечения интересов  и России и АСЕАН в АТЭС представляются новые вызовы в области безопасности, терроризм, трансграничная преступность, морское пиратство, наркоторговля, и совместные усилия по преодолению  последствий стихийных бедствий. Наличие столь серьёзных общих  проблем позволяет сделать вывод  не только о возможности и желательности  сотрудничества РФ и АСЕАН, но и о  его необходимости для всех участвующих  сторон, какими бы ни были характер и  динамика их внутреннего развития. 

 

 

 

 

 

 

  1. Россия в АТЭС

Россия является членом форума «Азиатско-тихоокеанское  экономическое сотрудничество» (АТЭС) с 1998 г. Начиная с 1999 г. в ежегодных саммитах АТЭС регулярно участвует Президент Российской Федерации.

Работа на данном направлении выстраивается на основе Концепции участия России в форуме АТЭС, одобренной Президентом Российской Федерации в ноябре 2000 г. Представители российских ведомств принимают участие в отраслевых министерских встречах (по вопросам торговли, инвестиций, финансов, энергетики, малого и среднего предпринимательства, транспорта, науки и технологий, рыболовства, сельского хозяйства и др.) и заседаниях профильных органов АТЭС. Деятельность федеральных органов исполнительной власти координируется подкомиссией по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Информация о работе Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС