Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа
В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2012 гг.) особо актуален в наши дни. Так как позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.
Введение 2
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
2. Сотрудничество России и АСЕАН 13
3. Значение и перспективы развития АТЭС 18
4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24
5. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС……………………................................................................................29
6. Россия - АСЕАН - АТЭС……………………………………………………36
7. Россия в АТЭС………………………………………………………………..51
Заключение 55
Список литературы 61
Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести следующие:
• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества.
Это проявилось, в
частности, в том, что образование
неправительственных
•во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический гигант XXI в. — Китай.
Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения, между которыми требуют благоприятных внешних условий;
• в-третьих, интеграция
в масштабах АТР включает субрегиональные
экономические союзы (АСЕАН, НАФТА,
Южно-Тихоокеанский форум и др.
• в-четвертых, идеология
тихоокеанского «открытого» регионализма,
развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает
региональную интеграцию как элемент
экономического глобализма. При этом
эволюция мировой экономики предстает
как процесс постепенного объединения
и взаимопроникновения
Концепция «открытого
регионализма» предполагает также,
что внутри тихоокеанского региона
снимаются ограничения на движение
товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются
обязательства по отказу от протекционизма,
стимулируются
В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации». [1]
Выводы:
1. Оценивая процессы
экономической интеграции в
• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества.
•во-вторых, процесс
интеграции охватывает страны с существенно
разными уровнями экономического развития,
разными культурами и социально-политическими
системами. Уникальная роль АТЭС состоит
в том, что в ней объединяются
две великие экономические
Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения, между которыми требуют благоприятных внешних условий;
• в-третьих, интеграция
в масштабах АТР включает субрегиональные
экономические союзы (АСЕАН, НАФТА,
Южно-Тихоокеанский форум и др.
• в-четвертых, идеология
тихоокеанского «открытого» регионализма,
развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает
региональную интеграцию как элемент
экономического глобализма. При этом
эволюция мировой экономики предстает
как процесс постепенного объединения
и взаимопроникновения
2. Так же следует отметить, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует несколько интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАН и АТЭС. В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».
Отличие АТЭС от АСЕАН
Особенности
В отличии от европейского региона, АСЕАН и АТЭС только формируют основные правила диалога в региональном интеграционном процессе. Среди возможных направлений сотрудничества и торговых обменов со странами АТР можно назвать космическую, авиационную и судостроительную промышленность, освоение ресурсов океана и экологию, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, военно-техническое сотрудничество.
В настоящее время ТЭС может усилить свое интеграционное формирование, опираясь на такие уже существующие организации, как АСЕАН, СТЭС (Совет по тихоокеаническому сотрудничеству – неправительственная организация, привлекающая к работе научных деятелей, бизнесменов и т.д.)
С другой стороны,
интеграционные процессы в
2. Сотрудничество России и АСЕАН
Россия была принята в АТЭС в ноябре 1997 г. на саммите в Ванкувере. Его участники приняли обязательство обеспечить свободный режим торговли в рамках сообщества для развитых стран к 2010 году, а для остальных - к 2020. Участие России в функционировании такой гигантской зоны является крайне выгодным и сулит большие прибыли.
Не вызывает сомнений, что Россия стоит перед необходимостью выбирать между двумя вариантами внешнеэкономической стратегии: либо сохранить свое влияние в этом регионе путем интенсификации связей со странами АСЕАН, либо лишиться возможности воздействовать на страны региона и ограничиться лишь взаимоотношениями на уровне отдельных фирм, которые имеют контрагентов в соответствующих странах.
Нельзя не отметить
также и то, что, являясь региональным
локомотивом экономического роста,
регион АСЕАН формирует запросы
и требования к своим контрагентам
в мире, которые необходимо учитывать
его партнерам. Устранение России от
связей со странами АСЕАН может лишить
ее внешних импульсов для
В то время как
объем внешней торговли АСЕАН
составляет примерно 750 млрд. долл., доля
России в этом объеме составляет менее
половины процента. Повышение значимости
АСЕАН в мировой экономике
ставит вопрос о необходимости для
России развивать торгово-
России приходится
экспортировать ограниченный круг промышленных
товаров, в который входят черные
и цветные металлы и
Сотрудничество России со странами АСЕАН и АТЭС наиболее перспективно для России; оно возможно по трем направлениям:
• экспорт в эти
страны таких традиционных российских
товаров, как минеральное и
• налаживание в России путем создания совместных предприятий производства высококачественных товаров широкого потребления, включая бытовую электронику и другие товары длительного пользования;
• совместные научные разработки в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, освоения мирового океана, аэрокосмической техники, медицины.
Страны АСЕАН
являются регионом тропического земледелия,
продукция которого представляет значительный
интерес для многих российских фирм.
Кроме того, некоторые виды минерального
сырья, производимого в регионе,
могут с выгодой
Правительства стран
АСЕАН демонстрируют стремление
к укреплению двусторонних связей с
Россией, о чем говорят частые
визиты в нашу страну глав правительств
и высокопоставленных правительственных
и парламентских делегаций
Россия принимает активное участие в работе регионального форума АСЕАН и министерских встречах стран-членов. Россия и АСЕАН подписали совместную декларацию министров иностранных дел «Партнерство для мира, безопасности, процветания и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе» 19 июня 2003 г. в Пномпене. В 2004 г. была подписана совместная декларация по борьбе с международным терроризмом. С сентября 2004 г. начались встречи представителей России и АСЕАН по борьбе с транснациональной преступностью.
В экономической сфере развитию отношений содействует деятельность рабочей группы по торговле и экономическому сотрудничеству, но степень успешности ее работы не высока в силу объективных причин, связанных, в первую очередь, с состоянием бизнеса и экономического регулирования в России. Определенные перспективы намечены в сотрудничестве в сфере науки и технологий, туризме, культуре и человеческих контактах.
Начиная с 1996 г., Россия имеет статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Кроме того, с этого же года она стала участницей Регионального форума АСЕАН (АРФ), который был образован в 1994 г. для консультаций по вопросам безопасности в АТР.
В ноябре 1997 г. постановлением правительства России образована Комиссия РФ по делам Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Это межведомственный орган, обеспечивающий взаимодействие и координацию сотрудничества федеральных органов исполнительной власти с АСЕАН и осуществляющий связь между Правительством Российской Федерации и АСЕАН.
Деловой совет Россия - АСЕАН учрежден в 1998 г. Торгово-промышленной палатой России и Конфедерацией торгово-промышленных палат АСЕАН. Задачами Совета являются содействие торговли и сотрудничеству в сфере экономики, обмен информацией, проведение совместных мероприятий по содействию деловым контактам, организация участия в выставках и ярмарках в России и странах АСЕАН и др.
Сформирован Постоянный комитет российской части Делового совета во главе с Президентом ТПП России.
Экономические отношения
России со странами АСЕАН в последнее
время приобретают более
Наиболее эффективно
работающей негосударственной организацией
является Фонд сотрудничества Россия
- АСЕАН. Этот фонд создан по инициативе
Министерства иностранных дел России
и осуществляет свою деятельность под
его патронажем, а также в тесной
координации с Комиссией
Информация о работе Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС