Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2012 гг.) особо актуален в наши дни. Так как позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.

Содержание работы

Введение 2
1. История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
2. Сотрудничество России и АСЕАН 13
3. Значение и перспективы развития АТЭС 18
4. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………24
5. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС……………………................................................................................29
6. Россия - АСЕАН - АТЭС……………………………………………………36
7. Россия в АТЭС………………………………………………………………..51
Заключение 55
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

Диалоговое партнерство Россия - АСЕАН - АТЭС.docx

— 117.79 Кб (Скачать файл)

Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР), многие специалисты указывают  на особые условия и своеобразие  ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР  можно отнести следующие:

• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих  почву для межгосударственного  сотрудничества.

Это проявилось, в  частности, в том, что образование  неправительственных региональных экономических организаций —  Тихоокеанского экономического совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;

•во-вторых, процесс  интеграции охватывает страны с существенно  разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими  системами. Уникальная роль АТЭС состоит  в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический гигант XXI в. — Китай.

Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной  структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР  и Тайвань, непростые взаимоотношения, между которыми требуют благоприятных внешних условий;

• в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные  экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации  внешней торговли;

• в-четвертых, идеология  тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает  региональную интеграцию как элемент  экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает  как процесс постепенного объединения  и взаимопроникновения региональных экономических союзов.

Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри тихоокеанского региона  снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются  обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи.

В целом степень  зрелости интеграционных отношений  в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН  можно отнести к первому этапу  развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с  отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической  ассоциации». [1]

Выводы:

1. Оценивая процессы  экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР), следует отметить  особые условия и своеобразие  ее развития. К числу основных  особенностей интеграционных процессов  в АТР можно отнести следующие:

• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих  почву для межгосударственного  сотрудничества.

•во-вторых, процесс  интеграции охватывает страны с существенно  разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими  системами. Уникальная роль АТЭС состоит  в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также  экономический гигант XXI в. — Китай.

Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной  структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР  и Тайвань, непростые взаимоотношения, между которыми требуют благоприятных  внешних условий;

• в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные  экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации  внешней торговли;

• в-четвертых, идеология  тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает  региональную интеграцию как элемент  экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает  как процесс постепенного объединения  и взаимопроникновения региональных экономических союзов.

2. Так же следует  отметить, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует несколько интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАН и АТЭС. В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Отличие АТЭС от АСЕАН

  • АТЭС является не типичной региональной группировкой; она объединяет страны, существенно отличающиеся традициями, уровнем развития, структурой экономики;
  • Каждое государство – член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений ассоциации;
  • Развитые и развивающиеся страны АТЭС выступают равноправными партнерами;
  • Декларация о создании зоны свободной торговли способствует углублению всесторонней экономической интеграции стран АСЕАН»

Особенности

В отличии от европейского региона, АСЕАН и АТЭС только формируют  основные правила диалога в региональном интеграционном процессе. Среди возможных направлений сотрудничества и торговых обменов со странами АТР можно назвать космическую, авиационную и судостроительную промышленность, освоение ресурсов океана и экологию, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, военно-техническое сотрудничество.

В настоящее время ТЭС может усилить свое интеграционное формирование, опираясь на такие уже существующие организации, как АСЕАН, СТЭС (Совет по тихоокеаническому сотрудничеству – неправительственная организация, привлекающая к работе научных деятелей, бизнесменов и т.д.)

 С другой стороны,  интеграционные процессы в регионе  могут быть инициированы за  счет иностранных инвестиций. Как  показывает мировой опыт, страны  со слаборазвитой экономикой, обладающей  значительным сырьевым и трудовым  потенциалом, при активной поддержке  извне финансовыми и материально-техническими  ресурсами способны достичь высоких  темпов экономического развития. Все это, безусловно, должно привести к усилению внутренних механизмов экономического развития и интеграционных процессов.

 

2. Сотрудничество  России и АСЕАН

 

Россия была принята  в АТЭС в ноябре 1997 г. на саммите в Ванкувере. Его участники приняли обязательство обеспечить свободный режим торговли в рамках сообщества для развитых стран к 2010 году, а для остальных - к 2020. Участие России в функционировании такой гигантской зоны является крайне выгодным и сулит большие прибыли.

Не вызывает сомнений, что Россия стоит перед необходимостью выбирать между двумя вариантами внешнеэкономической стратегии: либо сохранить свое влияние в этом регионе путем интенсификации связей со странами АСЕАН, либо лишиться возможности  воздействовать на страны региона и  ограничиться лишь взаимоотношениями  на уровне отдельных фирм, которые  имеют контрагентов в соответствующих  странах.

Нельзя не отметить также и то, что, являясь региональным локомотивом экономического роста, регион АСЕАН формирует запросы  и требования к своим контрагентам в мире, которые необходимо учитывать  его партнерам. Устранение России от связей со странами АСЕАН может лишить ее внешних импульсов для экономического развития, которые генерируются в  этом регионе. Эти импульсы могут  выступать и в форме потребностей в определенных российских товарах, и в виде иностранных инвестиций, и в форме правил, обычаев и  законодательного регулирования хозяйственной  деятельности.

В то время как  объем внешней торговли АСЕАН  составляет примерно 750 млрд. долл., доля России в этом объеме составляет менее  половины процента. Повышение значимости АСЕАН в мировой экономике  ставит вопрос о необходимости для  России развивать торгово-экономические  связи с входящими в эту  организацию странами.

России приходится экспортировать ограниченный круг промышленных товаров, в который входят черные и цветные металлы и металлопродукты, химические товары, включая удобрения, бумагу и целлюлозу, а также военные самолеты и некоторые другие виды вооружения по разовым контрактам. Вес машин и оборудования в отечественном экспорте в этот регион остается очень низким.

Сотрудничество  России со странами АСЕАН и АТЭС наиболее перспективно для России; оно возможно по трем направлениям:

• экспорт в эти  страны таких традиционных российских товаров, как минеральное и углеводородное сырье, лес и нефтепродукты;

• налаживание в  России путем создания совместных предприятий  производства высококачественных товаров  широкого потребления, включая бытовую  электронику и другие товары длительного  пользования;

• совместные научные  разработки в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, освоения мирового океана, аэрокосмической техники, медицины.

Страны АСЕАН  являются регионом тропического земледелия, продукция которого представляет значительный интерес для многих российских фирм. Кроме того, некоторые виды минерального сырья, производимого в регионе, могут с выгодой импортироваться  в Россию. В настоящее время  российские фирмы осуществляют закупки  в странах Юго-Восточной Азии порознь, зачастую конкурируя между  собой. Создание объединений российских фирм, работающих в этом регионе, в  том или ином виде для координации  их деятельности в странах АСЕАН  могло бы повысить эффективность  внешнеторговых операций и облегчить  кредитное обеспечение со стороны  банков.

Правительства стран  АСЕАН демонстрируют стремление к укреплению двусторонних связей с  Россией, о чем говорят частые визиты в нашу страну глав правительств и высокопоставленных правительственных  и парламентских делегаций стран  региона. В Москве в свою очередь, создан совместный комитет сотрудничества Россия – АСЕАН.

Россия принимает  активное участие в работе регионального  форума АСЕАН и министерских встречах стран-членов. Россия и АСЕАН подписали  совместную декларацию министров иностранных  дел «Партнерство для мира, безопасности, процветания и развития в Азиатско-Тихоокеанском  регионе» 19 июня 2003 г. в Пномпене. В 2004 г. была подписана совместная декларация по борьбе с международным терроризмом. С сентября 2004 г. начались встречи представителей России и АСЕАН по борьбе с транснациональной преступностью.

В экономической  сфере развитию отношений содействует  деятельность рабочей группы по торговле и экономическому сотрудничеству, но степень успешности ее работы не высока в силу объективных причин, связанных, в первую очередь, с состоянием бизнеса  и экономического регулирования  в России. Определенные перспективы  намечены в сотрудничестве в сфере  науки и технологий, туризме, культуре и человеческих контактах.

Начиная с 1996 г., Россия имеет статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Кроме того, с этого же года она стала участницей Регионального форума АСЕАН (АРФ), который был образован в 1994 г. для консультаций по вопросам безопасности в АТР.

В ноябре 1997 г. постановлением правительства России образована Комиссия РФ по делам Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Это межведомственный орган, обеспечивающий взаимодействие и координацию сотрудничества федеральных органов исполнительной власти с АСЕАН и осуществляющий связь между Правительством Российской Федерации и АСЕАН.

Деловой совет Россия - АСЕАН учрежден в 1998 г. Торгово-промышленной палатой России и Конфедерацией торгово-промышленных палат АСЕАН. Задачами Совета являются содействие торговли и сотрудничеству в сфере экономики, обмен информацией, проведение совместных мероприятий по содействию деловым контактам, организация участия в выставках и ярмарках в России и странах АСЕАН и др.

Сформирован Постоянный комитет российской части Делового совета во главе с Президентом  ТПП России.

Экономические отношения  России со странами АСЕАН в последнее  время приобретают более прочную  правовую базу. Так, 10 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре во время ежегодных мероприятий АСЕАН на высшем уровне состоялось совещание министров иностранных дел России и АСЕАН, в рамках которого министры подписали Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-членов АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития.

Наиболее эффективно работающей негосударственной организацией является Фонд сотрудничества Россия - АСЕАН. Этот фонд создан по инициативе Министерства иностранных дел России и осуществляет свою деятельность под  его патронажем, а также в тесной координации с Комиссией Российской Федерации по делам АСЕАН и  Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам участия в  форуме АТЭС. Фонд представляет собой  структуру, в рамках которой государство  активно взаимодействует с частным  бизнесом. Направления деятельности Фонда закреплены в правительственной  концепции развития сотрудничества РФ со странами АСЕАН и АТЭС

Информация о работе Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС