Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Политическая система общества (ПСО) — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных различным социальным нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Она включает организацию политической власти и отношения между обществом и государством. Существует несколько подходов к пониманию и трактовке ПСО.

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 105.61 Кб (Скачать файл)

Политическая  система общества (ПСО) — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных  различным социальным нормам, историческим традициям и установкам политического  режима конкретного общества. Она  включает организацию политической власти и отношения между обществом  и государством. Существует несколько  подходов к пониманию и трактовке  ПСО. Преобладающей точкой зрения российских и зарубежных политологов на структуру  ПСО является выделение в ее составе  таких подсистем (блоков), как институциональная, информационно-коммуникативная и  нормативно-регулятивная. Институциональная  подсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредоточивающим максимальную политическую власть, является государство. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах  группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите  и бюрократическому аппарату. В структуру  ПСО входит информационно-коммуникативная  подсистема, которая устанавливает  связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (например, процедура  слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными  группами), а также средства массовой информации, под которыми подразумевается  телевидение, радио, газеты, журналы, книги, ресурсы Интернета, рассчитанные на самую широкую аудиторию.

Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей  в политической жизни: их участие  в процессах выдвижения требований, превращение этих требований в решения, осуществление решений. Эти нормы  — основные правила участия на всех этапах политического процесса. Нормы можно разделить на два  типа:

нормы-привычки и нормы-законы. Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой оперируют нормы-законы. Нормы-законы определяют процесс законодательства, устанавливают (или не устанавливают  — в зависимости от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др.

Функции политической системы:

политическая  социализация и привлечение к  участию;

выражение интересов различных групп и  слоев населения;

политическая  коммуникация;

разработка  норм-законов;

применение  норм;

контроль  за соблюдением норм.

Фундаментальной основой ПСО является государство.

 

Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и  многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В  подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или многопартийные системы.

Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый  для нормальной жизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: её целью является завоевание и удержание  власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять  уникальную роль – согласования, выведения  на политический уровень реальных и  многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в  обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы  общества, представляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей интересов  и целей определённых классов  и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма  политической власти, либо оказывают  на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности политических партий является их идеологическое воздействие  на население, они играют значительную роль в формировании политического  сознания. В современную эпоху  ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе.

Политическая партия –  это организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определённых социальных слоёв и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путём  завоевания государственной власти и участия в её осуществлении.

Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей  в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на неё всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные  же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине XIX века. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по всем иным культурным регионам современного мира.

В политической науке широко распространена предложенная М. Вебером классификация  этапов в истории становления  политических партий: а) аристократические  кружки (котерии);

б) политические клубы;

в) массовые партии.

Такая классификация, действительно, помогает лучше представить рассматриваемый  процесс. Вместе с тем необходимо заметить, что в своём развитии три называемых Вебером этапа  становления прошли очень немногие партии (к таким партиям можно  отнести либеральную (виги) и консервативную (тори) партии Великобритании). Обычно формированию политической партии предшествует деятельность политических клубов (кружков) или общественно-политических движений.

Основной социальной предпосылкой для возникновения политических клубов в Европе в XVII – XVIII вв. явилось становление буржуазии как класса, что разрушило единство правящих кругов и вызвало острейшую идейную и политическую конкуренцию. Политические клубы обычно возникали как центры формирования и пропаганды буржуазной идеологии. В Великобритании они сформировались в 30-е годы прошлого века: тори основали “Чарлтон Клаб” (1831), а виги – “Реформ Клаб” (1836). Первоначально клуб тори был связан с традиционно земельной аристократией, а клуб вигов – с либеральной буржуазией. Но эта прямая отнесённость вскоре ослабла, так как английская земельная аристократия в относительно короткий исторический срок и практически бесконфликтно преобразилась в земельную буржуазию, ориентированную на рынок.

В других странах политические клубы  возникали часто вне системы  представительной власти, формируясь на основе групп, связанных с редакциями печатных органов или конспиративных союзов. Клуб “Молодая Италия” насчитывал  в своих рядах до 50 тыс. членов. Были клубы, тесно связанные с  парламентами, например клуб бретонских депутатов во французском национальном собрании, который по месту заседаний (в монастыре св. Якова) получил  название “якобинского” и в 1791 году насчитывал по всей Франции 448 провинциальных отделений.

Массовые политические партии в  Европе начали формироваться во второй половине XIX века. От политических клубов они отличались тем, что были ориентированны на осуществление постоянного, длительного и широкого политико-идеологического воздействия на общество, на рекрутацию в свой состав как можно большего числа членов, оперировали значительным арсеналом средств политической деятельности: агитация, пропаганда, политическое просвещение, воспитание и т. д.

Первой массовой политической партией (1861) явилась либеральная партия Англии; в 1863 году возникла первая массовая рабочая партия — Всеобщий Германский Рабочий Союз, основанный Лассалем. К концу XIX века массовые партии (в основном — социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы. Можно назвать две основные причины возникновения массовых политических партий:

  1. распространение всеобщего избирательного права, существенно расширившего сферу участия в политике;
  2. организационное развитие рабочего класса, что проявлялось двояко: организующийся пролетариат создавал массовые партии, защищавшие его интересы в парламенте и вне его; конкурентная необходимость традиционных политических группировок противопоставить растущей численности пролетарских партий, соответствующим образом трансформированные собственные организационные структуры.

Так, в Великобритании избирательным  правом в 1830 году пользовалось 200 тыс. человек, в 1832 году — 600 тыс., а в 1883 году уже 9 миллионов граждан. К началу XX века некоторые партии достигли высокого, даже по современным меркам, уровня массовости: социал-демократическая партия Германии насчитывала в 1913 году около одного миллиона членов, а на выборах в рейхстаг в 1912 году получила 35 % голосов — её поддержало более 4,5 биллиона человек. В XX веке крупнейшей массовой политической партией являлась Коммунистическая партия Китая — более 50 миллионов членов.

В странах Азии, Африки и Латинской  Америки партии вырастали из национально-освободительных  движений, отличались тесной связью с  общинными, племенными и религиозными структурами, нередко являли собой  своеобразные партии-фронты. Широкое  распространение получили национально-демократические  организации и партии.

В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном  процессе. В этом плане под партией  нередко понимается любая группа людей, придерживающихся одних взглядов по тем или иным вопросам политики и участвующих в выборах, чтобы  добиться возможности провести своих  представителей в государственный  аппарат. Понятно, что участие в  избирательном процессе — одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Первые партии в современном их понимании  появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных  систем и парламентаризма.  Однако характеристика современных партий как “машин для выборов” справедлива  лишь до известной степени. Их функции  и аспекты значительно шире, чем  задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность её функционирования, сложившаяся структура партии с  регулярной связью между местными и  общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров как на общенациональном, так и на местном уровнях на “вхождение” во власть, на её удержание, на реализацию через неё партийной программы, забота о своих сторонниках  и последователях, принятие мер для обеспечения широкой “народной поддержки”.

Партии – это стабильные политические иерархические организации, состоящие  из обладающих близкими политическими  убеждениями лиц. Основные цели партий связаны так или иначе с  осуществлением власти в политических системах. На основе политических идей их членов разрабатываются программы  партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие структурные  элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей  группы; в) активные члены партии, участвующие  в её жизни, не входя в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней лишь в незначительной степени участвуют в её деятельности. К ним можно добавить также  симпатизирующих и меценатов.

В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:

  1. долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;
  2. существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
  3. нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказания какого-либо влияния на неё;
  4. поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Первый  критерий (долговременности организации) позволяет отличать партии от клиентилистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.

Второй  критерий (стремление к осуществлению власти) отличает партию от простой парламентской группы, которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.

Третий  критерий (полномасштабность организации, включающей местный уровень) позволяет установить разницу между политическими партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодёжными и иными организациями). Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.

Четвёртый критерий (поиск народной поддержки, особенно путём выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое давление на партии, правительство, общественное мнение.

Информация о работе Политическая система общества