Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Политическая система общества (ПСО) — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных различным социальным нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Она включает организацию политической власти и отношения между обществом и государством. Существует несколько подходов к пониманию и трактовке ПСО.

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 105.61 Кб (Скачать файл)

 

Причины малой  популярности партий у населения.

 
   Между политическими силами со схожей идеологической ориентацией не проявилась тенденция к взаимопониманию, сплочению и укреплению этих сил. Об этом свидетельствует самостоятельное существование однотипных политических партий: двух БНФ, двух с ориентацией на развитие республиканского строя, двух экологического характера, столько же с коммунистической идеологией, несколько социал-демократических партий. 
   В связи со слабой материально-технической базой большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них.

   Поскольку политические партии не обладают властными рычагами для решения насущных проблем трудящихся, люди не видят в их существовании большой пользы и не нуждаются в них. Этим частично объясняются низкие рейтинги политпартий. Так, по данным Института социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, самый высокий рейтинг у поддерживающей Президента страны Коммунистической партии Белоруссии – 8,2 %. Партию БНФ поддерживает лишь 1,4 % населения, Объединенную гражданскую партию – 1,2 %. В то же время более половины жителей страны (53,3 %) не отдают предпочтения ни одной из политических партий. 
   Наличие объективных трудностей во многом объясняет причины слабости политических партий, но отнюдь не умаляет их собственных ошибок. К ним прежде всего относятся: неумение анализировать политическую ситуацию; недостаточное внимание к созданию организационных структур в регионах и отсутствие постоянной работы с ними; мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач и др.

   Особо важное место в современных политических партиях занимают политические лидеры. Они, как правило, являются их брендом, особенно в ходе избирательных кампаний, в общении с людьми и средствами массовой информации. Партийные лидеры должны выражать существующие интересы, в этом смысле – быть отражением настроений партийного электората, своих избирателей – всегда находиться впереди «на белом коне». Они во многом влияют на политическую партию, в некоторых случаях полностью сравниваются с ней, «растворяются» в ней. Современная политическая реальность, заставляет партийных лидеров жить по новым, ранее совершенно не знакомым и непонятным им правилам – быть компетентными и мобильными, элегантными и эрудированными, выражать социальные ожидания и заказы людей, понимать их настроения, а не быть Бабой Ягой на метле и в ступе, пытающейся призывами и заклинаниями вести электорат к лучшей жизни. Новые условия требуют полной смены поведенческой парадигмы современных партийных лидеров, формирования их принципиально нового имиджа. Что в Беларуси так и не произошло и не очень скоро произойдет. Как результат, у подавляющего большинства белорусских политических партий нет запоминающихся лидеров, отвечающим современным требованиям и способных в трудные политические периоды принимать необходимые политические решения или хотя бы демонстрировать, что они готовы взять на себя ответственность за положение дел в государстве. Руководители многих политических партий просто-напросто не интересны. У них полностью отсутствует не только харизма, но даже элементарная привлекательность. Под вопросом и моральный облик лидеров некоторых политических партий. Следует особо подчеркнуть, что, как показали социологические исследования, о подавляющем большинстве партийных лидеров многие люди вообще никогда ничего не слышали. Их рейтинг, как говорится, ниже плинтуса – 0, 00… процента. История показывает, что политические партия нужны до тех пор, пока они служат людям, выполняют и отражают их запросы и интересы, эффективно и целеустремленно сражаются за них.

 

                                                  Вывод. 

 

   Множество партий – это еще не многопартийная система, а лишь основа для развертывания противоборства идей, а не социальных интересов. Подлинная многопартийность нуждается в создании специального механизма регулирования: взаимодействия между самими партиями; между партиями и властными структурами; между партиями иобществом. 
Эффективность политической деятельности партий, оппозиционных сил во многом зависит от способности получить поддержку на выборах, от взаимоотношений со структурами власти, налаживания конструктивных переговоров с ними. Это дало бы возможность снять недоверие, предвзятость во взаимоотношениях, создать предпосылки для согласованности позиций и цивилизованного решения конфликтов.  
   Таким образом, многопартийная система как постоянный фактор универсальности и демократичности общественного строя находится в Беларуси на первоначальном этапе становления. Ее формирование – это долгий и противоречивый процесс. Реальное состояние политического спектра будет определяться не всем наличным состоянием партий, а только теми из них, которые завоюют доверие народа, включатся в систему власти и смогут влиять на ход и осуществление общественных и государственных дел, на решение важнейших проблем, которые стоят перед народом.

   Закон о политических партиях был введён в 1994 году, а новая редакция – в 2005 году.

   Функционирующие в республике как официально зарегистрированные  политические партии отвечают нормативному требованию, которое устанавливает, что учредителей (членов) от большинства областей и столицы должно быть не менее 1 тысячи. Кроме них, действуют и такие, которые не зарегистрированы в Министерстве юстиции.

   Существующим политическим партиям свойственны некоторые общие черты, без выяснения которых трудно судить о направлениях главных изменений в партийной системе Республики Беларусь. В числе наиболее проявившихся черт выделим:

– отсутствие тесной связи  как с традиционными классами и общественными слоями, так и  с новыми (фермеры, предприниматели);

– ориентация на гетерогенный по своему составу электорат, что  приводит к претензии на представительство  всех слоев населения;

– включенность в партийную  деятельность на уровне членства главным  образом представителей старшего и  среднего поколений;

– возникновение партий как верхушечных образований;

– формирование и поддержание  жизнеспособности за

счет наличия лидера и  зависимость от него, а не наоборот;

– закамуфлированный узконаправленный смысл существования в виде «помоста»  для последующего скачка руководителей  партии во власть;

– медленное освоение правил «политической игры», ориентация на конфликт, безусловное подавление своего оппонента;

– схожесть с корпоративными структурами;

– неспособность существенно  повлиять на «автономию» избирателей  во время выборов;

– слабое представительство  в регионах.

   Перспективы существующих и могущих возникнуть политических партий будут зависеть от того, насколько гибко и точно они будут реагировать на социальную дифференциацию белорусского общества, происходящую в нем трансформацию ценностей, генерируя интересы все большей части граждан и отражая остроту подлинных, а не мнимых общенациональных проблем.

   Существующим политическим партиям РБ свойственны некоторые общие черты:

  1. Отсутствие тесной связи как с традиционными классами и общественными слоями, так и с новыми социальными слоями.
  2. Включённость в партийную деятельность на уровне членства , главным образом представительна старшего и среднего поколения
  3. Возникновение партий как верхушечных образований
  4. Формирование и поддержка жизнеспособности за счёт наличия лидера и зависимость от него, а не наоборот
  5. Медленное освоение правил политической игры, ориентация на конфликт, безусловное подавление своего оппонента
  6. Схожесть с корпоративными структурами
  7. Узконапрвленный смысл существования в виде трамплина для последующего скачка, руководителя партии во власти
  8. Неспособность чувствительно повлиять на избирателей во время выборов
  9. Слабое представительство в регионах

  Перспективы существующих и возникших партий будут зависеть от того на сколько гибко и точно будут реагировать на социальную дифференциацию белорусские общества, происходящую в нём трансформацию ценностей, генерируя интересы всё большей части граждан и отражая подлинные общенациональные интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Хессе К. Основы конституционного  права ФРГ. М., 1994. С. 90.

2. Острогорский М. Л.  Демократия и политические партии. Т. II. М..

2000. С. 252.

3. Юдин Ю.А. Политические  партии и право в современном  государстве.

М.: 1998

4. Зарубежное законодательство  о политических париях. С. 151.

5. Очерки парламентского  права (зарубежный опыт). М., 1993.

6. Ведомости Съезда народных  депутатов РСФСР и Верховного  Совета

РСФСР. 1990. №2. Ст. 22.

7. Ведомости Съезда народных  депутатов РСФСР и Верховного  Совета

РСФСР. 1990. №4. Ст. 52.

8. Ведомости Съезда народных  депутатов Российской Федерации  и

Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №11. Ст. 400.

9. Ведомости Съезда народных  депутатов РСФСР и Верховного  Совета

РСФСР. 1991. №31. Ст. 1035.

10. Ведомости Съезда народных  депутатов СССР и Верховного  Совета СССР.

1991. №35. Ст. 1024.

11. Ведомости Съезда народных  депутатов РСФСР и Верховного  Совета

РСФСР. 1991. №35. Ст. 1164.

12. Федеральный закон «О  политических партиях» от 11.07.2001 г.

13. Реформирование России: мифы и реальность. М, 1994. С. 54

14. Головков А. Российский  политический театр: без массовки  нет солистов // Известия. 1996. 2 марта

15. Первая леди в мантии // Фигуры и лица. Приложение к  «Независимой газете». 1998. Март №5. С.10.

16. Собрание актов Президента  и Правительства Российской Федерации.

1993. №41. Ст.3907

17. Избирательный закон:  материалы к обсуждению. М, 1993.

18. Веденеев Ю. Политические  партии в избирательном процессе //

Доверие. 1995. №3-4.С.10.

19. Власть и демократия. Зарубежные ученые о политической  науке. М.,

1992. С.96.

20. Выборы в Государственную  Думу. М., 1995. С. 33

21. Собрание законодательства  Российской Федерации. 1997. №38. Ст. 4339

----------------------- 
[1] Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М.: 
1998 
[2] Зарубежное законодательство о политических париях. С. 151. 
[3] Очерки парламентского права (зарубежный опыт). М., 1993. 
[4] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 
1990. №2. Ст. 22. 
[5] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 
1990. №4. Ст. 52. 
[6] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного 
Совета Российской Федерации. 1993. №11. Ст. 400. 
[7] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 
1991. №31. Ст. 1035. 
[8] Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 
1991. №35. Ст. 1024. 
[9] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 
1991. №35. Ст. 1164. 
[10] Реформирование России: мифы и реальность. М, 1994. С. 54 
[11] Головков А. Российский политический театр: без массовки нет солистов 
// Известия. 1996. 2 марта 
[12] Первая леди в мантии // Фигуры и лица. Приложение к «Независимой газете». 1998. Март №5. С.10. 
[13] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. 
№41. Ст.3907 
[14] Избирательный закон: материалы к обсуждению. М, 1993. 
[15] Веденеев Ю. Политические партии в избирательном процессе // Доверие. 
1995. №3-4.С.10. 
[16] Власть и демократия. Зарубежные ученые о политической науке. М., 1992. 
С.96. 
[17] Выборы в Государственную Думу. М., 1995. С. 33 
[18] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №38. Ст. 4339

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 


Информация о работе Политическая система общества