Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 17:25, реферат
Политическая система общества (ПСО) — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных различным социальным нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Она включает организацию политической власти и отношения между обществом и государством. Существует несколько подходов к пониманию и трактовке ПСО.
Причины малой популярности партий у населения.
Между политическими силами со
схожей идеологической ориентацией не
проявилась тенденция к взаимопониманию,
сплочению и укреплению этих сил. Об этом
свидетельствует самостоятельное существование
однотипных политических партий: двух
БНФ, двух с ориентацией на развитие республиканского
строя, двух экологического характера,
столько же с коммунистической идеологией,
несколько социал-демократических партий.
В связи со слабой материально-технической
базой большинство политических партий
не имеет собственных средств массовой
информации, влияющих на формирование
общественного мнения, а государственные
и независимые средства информации, как
правило, стараются дистанцироваться
от них.
Поскольку политические
партии не обладают властными рычагами
для решения насущных проблем трудящихся,
люди не видят в их существовании большой
пользы и не нуждаются в них. Этим частично
объясняются низкие рейтинги политпартий.
Так, по данным Института социально-политических
исследований при Администрации Президента
Республики Беларусь, самый высокий рейтинг
у поддерживающей Президента страны Коммунистической
партии Белоруссии – 8,2 %. Партию БНФ поддерживает
лишь 1,4 % населения, Объединенную гражданскую
партию – 1,2 %. В то же время более половины
жителей страны (53,3 %) не отдают предпочтения
ни одной из политических партий.
Наличие объективных трудностей
во многом объясняет причины слабости
политических партий, но отнюдь не умаляет
их собственных ошибок. К ним прежде всего
относятся: неумение анализировать политическую
ситуацию; недостаточное внимание к созданию
организационных структур в регионах
и отсутствие постоянной работы с ними;
мелочная борьба друг с другом за укрепление
позиций в демократическом лагере вместо
объединения для решения важных политических
задач и др.
Особо важное место в современных политических партиях занимают политические лидеры. Они, как правило, являются их брендом, особенно в ходе избирательных кампаний, в общении с людьми и средствами массовой информации. Партийные лидеры должны выражать существующие интересы, в этом смысле – быть отражением настроений партийного электората, своих избирателей – всегда находиться впереди «на белом коне». Они во многом влияют на политическую партию, в некоторых случаях полностью сравниваются с ней, «растворяются» в ней. Современная политическая реальность, заставляет партийных лидеров жить по новым, ранее совершенно не знакомым и непонятным им правилам – быть компетентными и мобильными, элегантными и эрудированными, выражать социальные ожидания и заказы людей, понимать их настроения, а не быть Бабой Ягой на метле и в ступе, пытающейся призывами и заклинаниями вести электорат к лучшей жизни. Новые условия требуют полной смены поведенческой парадигмы современных партийных лидеров, формирования их принципиально нового имиджа. Что в Беларуси так и не произошло и не очень скоро произойдет. Как результат, у подавляющего большинства белорусских политических партий нет запоминающихся лидеров, отвечающим современным требованиям и способных в трудные политические периоды принимать необходимые политические решения или хотя бы демонстрировать, что они готовы взять на себя ответственность за положение дел в государстве. Руководители многих политических партий просто-напросто не интересны. У них полностью отсутствует не только харизма, но даже элементарная привлекательность. Под вопросом и моральный облик лидеров некоторых политических партий. Следует особо подчеркнуть, что, как показали социологические исследования, о подавляющем большинстве партийных лидеров многие люди вообще никогда ничего не слышали. Их рейтинг, как говорится, ниже плинтуса – 0, 00… процента. История показывает, что политические партия нужны до тех пор, пока они служат людям, выполняют и отражают их запросы и интересы, эффективно и целеустремленно сражаются за них.
Множество партий –
это еще не многопартийная система, а лишь
основа для развертывания противоборства
идей, а не социальных интересов. Подлинная
многопартийность нуждается в создании
специального механизма регулирования:
взаимодействия между самими партиями;
между партиями и властными структурами;
между партиями иобществом.
Эффективность политической деятельности
партий, оппозиционных сил во многом зависит
от способности получить поддержку на
выборах, от взаимоотношений со структурами
власти, налаживания конструктивных переговоров
с ними. Это дало бы возможность снять
недоверие, предвзятость во взаимоотношениях,
создать предпосылки для согласованности
позиций и цивилизованного решения конфликтов.
Таким образом, многопартийная
система как постоянный фактор универсальности
и демократичности общественного строя
находится в Беларуси на первоначальном
этапе становления. Ее формирование –
это долгий и противоречивый процесс.
Реальное состояние политического спектра
будет определяться не всем наличным состоянием
партий, а только теми из них, которые завоюют
доверие народа, включатся в систему власти
и смогут влиять на ход и осуществление
общественных и государственных дел, на
решение важнейших проблем, которые стоят
перед народом.
Закон о политических партиях был введён в 1994 году, а новая редакция – в 2005 году.
Функционирующие в республике как официально зарегистрированные политические партии отвечают нормативному требованию, которое устанавливает, что учредителей (членов) от большинства областей и столицы должно быть не менее 1 тысячи. Кроме них, действуют и такие, которые не зарегистрированы в Министерстве юстиции.
Существующим политическим партиям свойственны некоторые общие черты, без выяснения которых трудно судить о направлениях главных изменений в партийной системе Республики Беларусь. В числе наиболее проявившихся черт выделим:
– отсутствие тесной связи как с традиционными классами и общественными слоями, так и с новыми (фермеры, предприниматели);
– ориентация на гетерогенный по своему составу электорат, что приводит к претензии на представительство всех слоев населения;
– включенность в партийную деятельность на уровне членства главным образом представителей старшего и среднего поколений;
– возникновение партий как верхушечных образований;
– формирование и поддержание жизнеспособности за
счет наличия лидера и зависимость от него, а не наоборот;
– закамуфлированный
– медленное освоение правил «политической игры», ориентация на конфликт, безусловное подавление своего оппонента;
– схожесть с корпоративными структурами;
– неспособность существенно повлиять на «автономию» избирателей во время выборов;
– слабое представительство в регионах.
Перспективы существующих и могущих возникнуть политических партий будут зависеть от того, насколько гибко и точно они будут реагировать на социальную дифференциацию белорусского общества, происходящую в нем трансформацию ценностей, генерируя интересы все большей части граждан и отражая остроту подлинных, а не мнимых общенациональных проблем.
Существующим политическим партиям РБ свойственны некоторые общие черты:
Перспективы существующих и возникших партий будут зависеть от того на сколько гибко и точно будут реагировать на социальную дифференциацию белорусские общества, происходящую в нём трансформацию ценностей, генерируя интересы всё большей части граждан и отражая подлинные общенациональные интересы.
Список использованной литературы
1. Хессе К. Основы
2. Острогорский М. Л.
Демократия и политические
2000. С. 252.
3. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве.
М.: 1998
4. Зарубежное законодательство о политических париях. С. 151.
5. Очерки парламентского права (зарубежный опыт). М., 1993.
6. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР. 1990. №2. Ст. 22.
7. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР. 1990. №4. Ст. 52.
8. Ведомости Съезда народных
депутатов Российской
Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №11. Ст. 400.
9. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР. 1991. №31. Ст. 1035.
10. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.
1991. №35. Ст. 1024.
11. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР. 1991. №35. Ст. 1164.
12. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 г.
13. Реформирование России: мифы и реальность. М, 1994. С. 54
14. Головков А. Российский
политический театр: без
15. Первая леди в мантии // Фигуры и лица. Приложение к «Независимой газете». 1998. Март №5. С.10.
16. Собрание актов Президента
и Правительства Российской
1993. №41. Ст.3907
17. Избирательный закон: материалы к обсуждению. М, 1993.
18. Веденеев Ю. Политические
партии в избирательном
Доверие. 1995. №3-4.С.10.
19. Власть и демократия.
Зарубежные ученые о
1992. С.96.
20. Выборы в Государственную Думу. М., 1995. С. 33
21. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №38. Ст. 4339
-----------------------
[1] Юдин Ю.А. Политические партии и право
в современном государстве. М.:
1998
[2] Зарубежное законодательство о политических
париях. С. 151.
[3] Очерки парламентского права (зарубежный
опыт). М., 1993.
[4] Ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР.
1990. №2. Ст. 22.
[5] Ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР.
1990. №4. Ст. 52.
[6] Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации. 1993. №11. Ст.
400.
[7] Ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР.
1991. №31. Ст. 1035.
[8] Ведомости Съезда народных депутатов
СССР и Верховного Совета СССР.
1991. №35. Ст. 1024.
[9] Ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР.
1991. №35. Ст. 1164.
[10] Реформирование России: мифы и реальность.
М, 1994. С. 54
[11] Головков А. Российский политический
театр: без массовки нет солистов
// Известия. 1996. 2 марта
[12] Первая леди в мантии // Фигуры и лица.
Приложение к «Независимой газете». 1998.
Март №5. С.10.
[13] Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации. 1993.
№41. Ст.3907
[14] Избирательный закон: материалы к обсуждению.
М, 1993.
[15] Веденеев Ю. Политические партии в избирательном
процессе // Доверие.
1995. №3-4.С.10.
[16] Власть и демократия. Зарубежные ученые
о политической науке. М., 1992.
С.96.
[17] Выборы в Государственную Думу. М., 1995.
С. 33
[18] Собрание законодательства Российской
Федерации. 1997. №38. Ст. 4339