Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Политическая система общества (ПСО) — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных различным социальным нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Она включает организацию политической власти и отношения между обществом и государством. Существует несколько подходов к пониманию и трактовке ПСО.

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 105.61 Кб (Скачать файл)

По  типу организационной структуры:

  • кадровые
  • массовые: жёстко или гибко организованные

По  месту и роли в политической системе  общества:

  • доминирующие (правящие или неправяище) или маловлиятельные
  • левые, центристские, правые
  • оппозиционные

По  отношению к форме государственного устройства:

  • унитаристские
  • федералистские
  • сепаратистские

 

По  отношению к идеологии:

  • жестоко идеологизированные: ортодоксальные или неортодоксальные
  • прагматические: классовые или избирательные

 

В зависимости от количества и качества (типа) существующих в стране партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной системе. В любой стране партии и их союзы  образуют совокупность относительно стабильных связей между собой и политической системой в целом. Эту структуру  и совокупность связей принято называть “системой партий”. Партийная система  выступает как одна из важнейших  структур (подсистем) политической системы  общества.

Наиболее распространена “усложняющаяся”  классификация различных систем партий и моделей связей между  ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.

Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. В индустриальных странах они формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах — партии типа широкого национального фронта. Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных — правящая партия берёт на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стержнем всей политической системы общества. Так, в странах "государственного социализма“ правящая партия обычно делала упор на централизованное политико-идеологическое просвещение и воспитание масс, мобилизуя их на выполнение различных видов общественно необходимой деятельности. В развивающихся странах руководящая партия используется для концентрации ресурсов власти, строгого контроля над всеобщей жизнью.

Двухпартийные системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и многопартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число партий может колебаться от 3 – 4 (в Бельгии, Германии или Австрии), до 80 (в современной России).

Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно стабильны и облегчают процесс  агрегации требований. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями  и лицами, на которых возлагается  их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система  в определённой степени “стабилизирует”  правительство, поскольку партия, стоящая  у власти, обычно обладает парламентским  большинством.

Двухпартийность может быть “жёсткой“  или “гибкой” в зависимости от характеристики партий и методов, применяемых  ими в рамках соответствующей  политической системы. Примером “жёсткой”  двухпартийности может служить  система руководства, сложившаяся  в Великобритании. При принятии важных политических решений все депутаты от каждой из основных партий — лейбористской  или консервативной — должны голосовать строго в заданном “русле”. Нарушение  партийной дисциплины карается достаточно строго.

Гибкая двухпартийная система  существует в США. Та конгрессмен  может голосовать более свободно и меньше принимать во внимание позицию  руководства партии. Однако конгрессмены этой страны подвергаются постоянному  “лоббированию”, и вопрос о степени  их свободы в принятии политических решений является в определённой степени проблематичным.

Существует модифицированная двухпартийная  система. Её ещё иногда называют системой “двух с половиной” партий. На выборах  одна из двух основных партий обычно получает относительное большинство голосов  в несколько процентов, поэтому  она вынуждена идти на союз с близкой  по целям, значительно менее влиятельной  партией.

Многопартийные  системы. Формирование многопартийных систем является следствием нескольких факторов, среди которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система. Многопартийности так же способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура. Такая же система с голосованием в один тур может порождать тенденцию к двухпартийности.

Возникновение сильных националистических партий или организаций, выражающих интересы крупных национальных меньшинств внутри данной страны, так же способствует формированию многопартийной системы. Наличие влиятельной крестьянской партии является ещё одним аргументом в пользу многопартийности.

Многопартийные системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют и определённые недостатки. Так, в отличие от двухпартийности, мультипартийные системы неудовлетворительно  отвечают целям агрегации требований. Как известно, двухпартийность побуждает  каждую из соперничающих партий максимально  расширять свой электорат. При этом эффективность политической системы  увеличивается. В случае же многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа  избирателей, власть может быть блокирована  множеством противоречивых действий субъектов  политики. Далее, свобода выбора между  программами различных партий в  условиях многопартийности, как это  ни парадоксально, может сужаться. Это  связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые  депутатами, опосредуется коалициями и компромиссами между различными партиями. Наконец, многопартийность в  ряде случаев может вести к  отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство. Коалиционный характер правительств, как правило, ведёт к нестабильности. Вместе с  тем указанных недостатков можно  в определённой степени избежать, если сформировать партийные коалиции, предлагающие избирателям общую  платформу и координирующие свои действия хотя бы в парламенте.

Многопартийные  системы с господствующей партией. Понятие “господствующая партия” принадлежит М. Дюверже. Им он обозначал действующую в условиях многопартийности партию, которая на протяжении длительного времени имеет явное превосходство над соперничающими организациями и проводит линию на самоотождествление с нацией в целом. Например, Индийский национальный конгресс в 50-70-е годы.

Достоинство данной системы состоит  в том, что она может обеспечить определённую стабильность достаточно продолжительное время. Недостатки — в укреплении внепарламентской оппозиции, отстранение от представительства  в различных органах власти определённой части электората.

В мире наблюдается тенденция к  развитию двух_ и многопартийности. В 90-е годы XX века многопартийность (двухпартийность) являлась характерной чертой политических систем практически во всех обществах “массового потребления”, “охватывала” 30% обществ “индустриального развития”, 10% “переходных” обществ и “традиционных цивилизаций”.

Следует иметь в виду, что большее  число политических партий совсем не обязательно означает возрастающую степень демократичности общества. Для анализа этого вопроса  необходим более широкий подход, увязывающий тип партийных систем с характером правящего режима, рассмотрение состояния прав и свобод человека, характер участия людей в политике, уровень их доходов и других факторов.

Партийно-паламентский механизм во многих странах достиг значительной гибкости и отлаженности. Однако опыт последних  десятилетий обнаружил его слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали  довольно громоздкими структурами, возник обширный слой профессиональных партийных функционеров, обособленных от рядовых членов. Партийная и  партийно-парламентская политика всё  чаще воспринимается избирателями как  некая оторванная от живой жизни  сфера, со своим условным языком, закулисными  интригами и не всегда оправданными претензиями выступать от имени  граждан. В результате многие люди проявляют  слабый интерес к партиям, голосуют за них от случая к случаю, исходя, скорее, из сиюминутных интересов, электоральной  политики, нежели в силу внутренней прочной связи с той или  иной партией.

Существенное влияние на характер деятельности политических партий оказывают  средства массовой информации. Современная  множительная техника и компьютеризация  позволяют получать и обрабатывать информацию, минуя конвейер партийных  инстанций. В результате даже немногочисленная партия с хорошо оснащённым современными СМИ штабом может иметь устойчивые контакты со многими политическими  институтами, с различными слоями общества.

В ряде стран наличествует кризис “партийной формы”. Он обусловлен тем, что меняется облик общества и  иерархия потребностей, ценностей; их становится всё труднее представить  в цельной программе, служащей объединяющим началом; в обществе проявляется  тенденция прямого выражения  интересов и прямого влияния  на государственные институты. Кроме  того, утверждается тенденция “секуляризации”  политики, в связи с чем уменьшились  притягательная сила идеологий, доверие  к глобальным и всеобъемлющим  концепциям; цели и идейные ценности не стали менее необходимыми, но доверие к ним теперь основывается не на их включённости в долговременную программу, а на соответствии повседневной реальности. Отсюда — возникновение  движений вокруг конкретных целей и  вопросов, понижение роли такого посредника, как партия. Наконец, возрастает воздействие  СМИ на формирование общественного  сознания и позиций общественности, значительно сужая традиционную воспитательно-педагогическую функцию  партии.

Одновременно действует тенденция  к обновлению политических партий, их формы, характера деятельности. Речь идёт об обретении партиями, их лидерами новой политической культуры, для  которой характерно понимание того, что “политика не существует ради политики”; в ней особенно важны  морально-нравственные детерминанты партийного поведения и деятельности, акцент на демократию, права и свободы  личности, плюрализм мнений, на объединяющие ценности, методы политического реализма, ориентацию на человека как главную  ценность человеческой жизни.

Осознаётся необходимость преодоления  жестокого централизма и бюрократизма даже в партиях “демократического  централизма”. Оценка целей и идеалов, проверка соответствия им решений и  программ не должна являться прерогативой некой руководящей группы, монопольно владеющей орудиями такой оценки и проверки. Накопленный демократический  и коллективный опыт может помочь найти правильное соотношение между  дискуссией, ответственностью и способностью действовать в единстве.

Партии нуждаются в гибкой организационной  модели, открытой по отношению к  людям, дифференцированной и разветвлённой  по способам организации, по функциям и компетенциям; партии должны чутко  реагировать на изменения в обществе и взаимодействовать с ним. Партия должна уметь не только уметь прислушиваться к чётко выраженным требованиям, но и активно действовать, чтобы  выявлять и защищать весь комплекс требований её сторонников, расширять  их ряды.

Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические  и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Они должны быть привлекательны для  молодёжи и представителей новых  профессий,  воспитывать такие  кадры, которые могут хорошо понимать и представлять требования и нужды  людей. А так же самостоятельно оценивать  изменения в политике и принимать  соответствующие решения.

  1. Партия как политический институт: определение, признаки и функции. Генезис политических партий.

   В современных условиях политические партии являются важным элементом политической жизни общества и его структуры. От политических партий в значительной степени зависит нормальное функционирование государства и развитие многообразных общественных процессов. Партии являются субъектами политики, представителями широких социальных групп, институтами избирательного процесса, участниками парламентской жизни, добровольными организациями, дающими возможность гражданам участвовать в осуществлении государственной власти и контроле за ней.

Информация о работе Политическая система общества