Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 17:25, реферат
Политическая система общества (ПСО) — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных различным социальным нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Она включает организацию политической власти и отношения между обществом и государством. Существует несколько подходов к пониманию и трактовке ПСО.
Партия свободы и прогресса (ПСП)
Белорусская партия свободы
Над Барьером (правозащитное движение)
Молодой фронт (оппозиционное движение)
Белорусское отделение АКМ (леворадикальное движение)
Революционное действие (анархистское движение)
Белорусское отделение НБП (национал-большевики)
Белорусская региональная организация РНЕ (движение русских националистов)
Славянский собор Белая Русь (движение русских националистов)
Партии, находящиеся в процессе создания
Белорусская христианская демократия (оппозиционная)
Партии, прекратившие существование
Белорусская социалистическая громада (1902-18 гг.)
Объединённая еврейская социалистическая рабочая партия (1917-? гг.)
Коммунистическая партия Западной Белоруссии (1923—1938 гг.)
Белорусская национал-социалистическая партия (1933—1944 гг.)
Партия любителей пива (1993—1997 гг.)
Белорусская партия женщин «Надзея» (1994—2007 гг.)
Формирование первых политических партий в РБ.
Отмена III съездом народных депутатов
СССР в марте 1990 г. конституционного положения
(ст. 6 Конституции СССР), закреплявшего
однопартийность и монополию КПСС, открыла
возможность для создания политических
партий. Этому способствовал и принятый
9 октября 1990 г. Закон СССР «Об общественных
объединениях» – первый шаг в правовой
регламентации деятельности партий. Он
придал дополнительный импульс шедшему
еще со второй половины 1980-х гг. процессу
их зарождения.
Фактически начало формирования
политических партий Беларуси связано
с появлением и становлением в 1986–1987 гг.
различного рода дискуссионных клубов
и неформальных организаций («Талака»,
«Спадчына», «Тутэйшыя», «Мартиролог Беларуси»
и др.). Их социальной базой стала творческая
интеллигенция и молодежь. На митингах
и собраниях они выступали за демократизацию
общества, правовое государство, свободу
слова, печати, возрождение национальной
культуры, придание белорусскому языку
статуса единственного государственного
языка, плюрализм различных форм собственности,
экономическую независимость и суверенитет
Беларуси.
В октябре 1988 г. на базе неформальных
объединений был создан оргкомитет Белорусского
народного фронта (БНФ) за перестройку
«Адраджэнне», учредительный съезд которого
состоялся в июне 1989 г. в Вильнюсе. Включившись
в борьбу за власть, приняв все атрибуты
политической партии, БНФ перешел на антикоммунистические
позиции, стал координирующим центром
всех оппозиционных сил и в первые годы
независимости Беларуси занял доминирующее
положение в политическом спектре общества,
он имел самый высокий рейтинг за весь
период своей деятельности.
В условиях общественного подъема
начала 90-х гг., сложных социально-экономических
процессов, противостояния власти и оппозиционных
сил создавались политические партии
различных идеологических направлений,
формировалась многопартийность. В 1991
г. в республике фактически существовало
несколько партий, в том числе Компартия
Белоруссии и стоявшие в оппозиции к ней
Объединенная демократическая партия
(первая из официально зарегистрированных
Министерством юстиции), Белорусская крестьянская
партия, Белорусская социал-демократическая
Грамада (БСДГ), Национально-демократическая
партия Беларуси.
Становление многопартийности.
В августе 1991 г. после
провала путча ГКЧП Верховный Совет Республики
Беларусь приостановил деятельность Компартии
Белоруссии. В декабре 1991 г. была создана
Партия коммунистов Белорусская (ПКБ),
которая зарегистрирована в мае 1992 г. В
феврале 1993 г. парламент отменил свое решение
о приостановке деятельности КПБ, и фактически
в республике оказались две коммунистические
партии.
Важную роль в становлении партийной
системы в стране сыграли президентские
выборы 1994 г. В период предвыборной кампании
резко возросла активность политических
партий, они приобрели практический опыт
участия в выборах. Из 21 зарегистрированной
политической партии в президентских
выборах участвовало шесть.
Знаменательным событием общественно-политической
жизни республики стало принятие Верховным
Советом Закона «О политических партиях»
в октябре 1994 г. В нем впервые в истории
белорусского законодательства был закреплен
порядок образования и деятельности политических
партий. В соответствии со ст. 1 Закона
политической партией является независимое,
образованное на основе индивидуального
добровольного членства объединение граждан,
действующее в рамках Конституции и законов
Республики Беларусь, содействующее выявлению
и выражению политической воли граждан
и участвующее в выборах. Право на объединение
в политические партии имеют только граждане
Республики Беларусь, в то время как членами
общественных объединений могут быть
граждане республики, иностранные граждане
и лица без гражданства, постоянно проживающие
в Республике Беларусь. На основании Закона
минимальное количество членов, необходимое
для регистрации политической партии,
было увеличено со 100 человек до 500.
Принятие Закона «О политических
партиях» позволило обозначить место
политических партий в политической системе
Беларуси, их права и условия деятельности;
узаконить финансовые и материальные
источники партийных структур; зафиксировать
принципы взаимоотношений партий с органами
государственной власти; обозначить основные
аспекты их участия в избирательных кампаниях,
в деятельности представительных и законодательных
органов; регламентировать процедуру
ликвидации политической партии.
Финансирование партий.
Источниками финансирования партий
в соответствии с белорусским законодательством
являются вступительные членские взносы;
доходы от собственности, издательской
деятельности, распространения печатных
изданий и публикаций, использования других
средств массовой информации; поступления
от культурно-массовых, благотворительных
и других мероприятий; пожертвования и
дарения.
Согласно Закону Президент Республики
Беларусь приостанавливает членство в
политической партии на весь срок полномочий.
Также не могут быть членами партий на
весь период своих полномочий судьи, прокурорские
работники, сотрудники органов внутренних
дел, Комитета государственного контроля,
органов государственной безопасности,
военнослужащие.
Реализуя право граждан на свободу
объединения в политические партии, Закон
Республики Беларусь «О политических
партиях» тем не менее запрещает создавать
на территории страны политические партии
других государств, а также партии, имеющие
целью насильственное изменение конституционного
строя либо ведущие пропаганду войны,
национальной, религиозной и расовой вражды.
К началу избирательной кампании
по выборам в Верховный Совет 13-го созыва
в Беларуси насчитывалось 34 политические
партии. По итогам майских выборов и довыборов
в ноябре 1995 г. победу одержали коммунисты,
получившие 45 депутатских мандатов. 33
своих сторонника провела Аграрная партия
(АП), занявшая второе место.
Остальные партии провели в парламент
значительно меньшее число своих членов
(от восьми до одного). По результатам выборов
в Верховном Совете оформились пять фракций,
в их числе: пропрезидентская фракция
«Согласие» (60 депутатов), фракция аграриев
(46 человек), фракция коммунистов (45 членов).
По 11 депутатов вошли во фракции «Гражданское
действие» и социал-демократический «Союз
труда». В целом партийные фракции включали
в себя 2/3 депутатского корпуса, и на первой
сессии парламента его руководящие органы
были сформированы на основе межфракционного
пакетного соглашения. Они стали реальной
политической силой: ни один закон без
их поддержки не мог быть принят парламентом.
В первое время парламентские фракции
работали эффективно, занимаясь выработкой
и осуществлением политического курса,
разработкой социально-экономической
и политической стратегии страны. Однако
вскоре лидеры четырех оппозиционных
фракций вступили в конфронтацию с Президентом
республики, внося раскол в работу парламента.
Выходом из кризиса между
ветвями власти стал референдум 26 ноября
1996 г. На суд белорусских граждан были
представлены вопросы относительно внесения
изменений и дополнений Президента в Конституцию
страны: отмена смертной казни; введение
частной собственности на землю; два проекта
изменений и дополнений в Конституцию
Республики Беларусь 1994 г. Аграрии и коммунисты
предложили свой проект Конституции,
упразднявший президентский пост вообще.
Референдум позволил разрешить противостояние
законодательной и исполнительной властей
мирным путем, вследствие этого удалось
избежать дестабилизации политической
ситуации.
После референдума 1996 г. и роспуска
Верховного Совета 13-го созыва численность
политических партий республики сократилась,
шел интенсивный процесс их реорганизации.
Вместе с тем ряд партий числились лишь
на бумаге, не имели серьезной социальной
поддержки среди населения, организационных
звеньев на местах, не вели никакой работы.
Согласно постановлению Верховного суда
республики стали считаться недействующими
Белорусская гуманитарная партия, Белорусский
научно-производственный конгресс, Белорусская
партия «Очищение», Белорусская партия
любителей пива и др. В соответствии с
Декретом Президента Республики Беларусь
№ 2 от 26 января 1999 г. проведена перерегистрация
политических партий, профессиональных
союзов и общественных объединений. Декрет
увеличил минимальное количество членов
партий, необходимое для регистрации,
с 500 до 1000 человек от большинства областей
республики и г. Минска. В результате из
существовавших на момент издания Декрета
28-ми политических партий прошли перерегистрацию
17.
В ноябре 1999 г. Национальное собрание
Республики Беларусь внесло изменение
в Закон «О политических партиях». В соответствии
с ним в названии политической партии
не допускается использование слов национальный,
народный в любых падежах.
После раскола Партии Белорусского
народного фронта и вступления в силу
новой редакции Закона «О политических
партиях» были зарегистрированы Консервативно-Христианская
партия – БНФ и Партия БНФ. В августе 2004
г. по предложению Министерства юстиции
Верховный суд республики принял решение
о ликвидации Белорусской партии труда.
Таким образом, на политической
арене Беларуси в настоящее время действуют
17 политических партий, шесть из которых
поддерживают официальный политический
курс и являются проправительственными:
Аграрная партия (АП), Белорусская патриотическая
партия (БПП), Белорусская социально-спортивная
партия (БССП), Коммунистическая партии
Белоруссии (КПБ), Республиканская партия
(РП), Республиканская партия труда и справедливости
(РПТС).
Что касается Социал-демократической
партии народного согласия (ПНС), то она,
не примыкая к оппозиции, выступает за
объединение умеренных общественно-политических
сил, консолидацию белорусского общества.
Сущность идеи народного согласия заключается
в отказе от революционных скачков в пользу
эволюционного развития на основе продуманных
и последовательных реформ. В то же время
согласие не исключает политической борьбы,
но ограничивает ее строгими рамками закона
и нормами морали.
В оппозиции по отношению к власти
находятся 10 партий: Белорусская партия
женщин «Надзея», Белорусская партия «Зеленые»
(БПЗ), Белорусская социал-демократическая
партия (Народная Грамада), Белорусская
экологическая партия зеленых «БЭЗ», Консервативно-Христианская
партия – БНФ, Либерально-демократическая
партия (ЛДП), Объединенная гражданская
партия (ОГП), Партия «Белорусская социал-демократическая
Грамада», Партия БНФ, Партия коммунистов
Белорусская.
Следует подчеркнуть, что Либерально-демократическая
партия, провозглашая себя конструктивной
оппозицией к власти, в то же время выступает
в поддержку Президента Республики Беларусь
и с критикой действий ряда оппозиционных
партий.
Виды политических партий Беларуси.
В зависимости от политической
ориентации, идеологических доктрин белорусские
партии можно классифицировать следующим
образом: «левой» (коммунистической идеологии)
придерживаются Белорусская патриотическая
партия, Компартия Белоруссии, Партия
коммунистов Белорусская. В отличие от
ПКБ, руководители которой единым фронтом
с правыми силами выступили против существующего
режима, его внутренней и внешней политики,
Компартия Белоруссии поддержала экономический
курс А. Г. Лукашенко в его практической
работе по выводу экономики и социальной
сферы из кризиса, заняла принципиальную
позицию в отношениях к союзу с Россией,
реформам. Вместе с тем обе партии
отстаивают социалистический способ производства,
создание планомерных и регулируемых
государством товарно-денежных отношений
в интересах повышения благосостояния
народа. В социальной политике
они выступают за реализацию права
на труд, за обеспечение бесплатного
среднего и высшего образования,
бесплатной медицинской помощи, обеспечение
эффективной социальной защиты населения.
Ко второй группе (социал-демократические
партии) можно отнести: Аграрную партию,
Белорусскую партию женщин «Надзея», Белорусскую
социал-демократическую партию, Белорусскую
социально-спортивную партию, Партию «Белорусская
социал-демократическая Грамада», Республиканскую
партию, Республиканскую партию труда
и справедливости, Социал-демократическую
партию
народного согласия. Они выступают за
социально ориентированную рыночную экономику,
проведение реформ при сильной социальной
защите населения со стороны государства
и стремятся выразить позицию, объединяющую
национальные традиции с мировым опытом,
который избегает крайностей «правого»
и «левого» радикализма.
Третью группу составляют либеральные
партии: Либерально-демократическая партия
и Объединенная гражданская партия. Обе
партии подчеркивают приверженность либеральным
ценностям, рыночным отношениям, демократии,
многопартийности, гарантии гражданских
прав и свобод.
К четвертой группе (национально-демократические
партии) относятся Консервативно-Христианская
партия – БНФ и Партия БНФ. Разделение
БНФ на две самостоятельные организации
тесно связано с резким падением его авторитета
и влияния на политическую жизнь страны,
а также с противоположными взглядами
на происходящие в обществе и в партии
процессы. Разногласия внутри БНФ усилило
нежелание сторонников 3. Позняка менять
стратегию и тактику в национально-демократическом
движении, идти на компромиссы с потенциальными
сторонниками. Раскол БНФ, срыв сотрудничества
с политическими партиями демократического
направления, претензии на политическую
обособленность, слабость организационных
структур – все это привело к резкому
падению рейтинга обеих партий.
К пятой группе (экологические
партии) принадлежат Белорусская партия
«Зеленые» и Белорусская экологическая
партия зеленых «БЭЗ».
Следует заметить, что такая традиционная
классификация политических партий (левые,
правые, центристы) применительно к белорусским
партиям является условной, поскольку
белорусское общество находится на начальном
этапе многопартийности, когда еще не
сложились устойчивые социальные группы,
осознающие свои интересы и готовые отстаивать
их с помощью политических партий. Вместе
с тем можно предположить, что из вышеназванных
формирующихся политических групп именно
две первые способны занять доминирующее
положение в структуре общественно-политических
сил страны, потому что их социальные ценности
в большей мере соответствуют менталитету
белорусов.
Значимость партий.
В настоящее время партийная система
Республики Беларусь находится в стадии
формирования, отличается нестабильностью
и имеет свои особенности.
Не все партии способны разработать
научно-обоснованную, социально взвешенную,
конструктивную программу деятельности.
Программные документы многих партий
не содержат ясной концепции политического,
социально-экономического и духовного
развития, характеризуются эклектикой
идеологических выводов, расплывчатостью,
неопределенностью представлений о будущем
обществе. Несмотря на то, что большинство
партий выступает за переход к рынку, за
демократию и правовое государство, суверенитет
Беларуси, в их программах отсутствуют
механизм такого перехода, конкретная
разработка мер и способов достижения
поставленных задач. Программы ряда политических
партий устарели и не отвечают реалиям
современности. Со многими положениями
партийных документов нельзя согласиться.
Предложения, имеющиеся в арсеналах ряда
партий, требуют анализа, чтобы определить
их пригодность с точки зрения исторического
опыта.
Одним из факторов, сдерживающих
развитие партийного строительства в
Беларуси, является то, что сегодня партии
не представлены в органах реальной власти,
которую осуществляет назначенное Президентом
и подотчетное ему правительство. Не имея
представительства во властных структурах,
они лишены возможности играть роль посредника
и связующего звена, коммуникативного
моста между государством и обществом,
стать, наконец, формой участия граждан
в политических решениях и контроле за
властью. Так, в 2000 г. в Палату представителей
Национального собрания избраны 16 представителей
от шести политических партий (заметим,
однако, что ведущие оппозиционные партии
бойкотировали парламентские выборы).
В результате выборов в 2004 г. в парламент
республики прошли только 12 депутатов
от трех политических партий (от Компартии
Белоруссии – 8, Аграрной партии – 3, Либерально-демократической
– 1).
Гражданская активность в политических партиях.
В условиях размытости и неопределенности социального адресата, недифференцированности общества в социально-политическом плане, отсутствия полноценной политической базы для многопартийности трудно определить, кого реально представляют партии и их руководители. Крайняя степень разобщенности партийных сил, их неспособность к консолидации – все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий. Большинство из них малочисленны по составу. Так, 9 из 17 партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации рубеж в 1000 человек. Только пять партий имеют в своем составе более пяти тысяч членов, в том числе Либерально-демократическая партия – 22 374, Республиканская партия – 9779, Аграрная партия – 7692, Партия коммунистов Белорусская – 7154, Компартия Белоруссии – 5026 человек.