Шпаргалка по политологии в аспирантуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка

Описание работы

1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.

Файлы: 1 файл

otvety_po_politologii_dlya_vstupitelnogo_ekzamena_v_aspirant.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)

Элементом мощи нации является дипломатия. Дипломатия должна быть в состоянии обеспечить национальные интересы мирными средствами. Четыре основных правила дипломатии таковы: 1) нужно быть свободным от доктрин, способных вызвать дух войны, от одержимости абстрактными идеями; 2) внешнеполитические цели должны формулироваться через призму национального интереса и быть поддержаны адекватной мощью; 3) дипломатия должна видеть политическую ситуацию с точки зрения других стран; 4) страны должны быть готовы к компромиссу по всем вопросам, которые не являются для них жизненно необходимыми.

Моргентау разработал классификацию национальных интересов — от основополагающих до мелких, локальных. Он назвал систему факторов, определяющих мощь государства. К их числу он отнес в первую очередь качество дипломатии, а также географическое положение, природные ресурсы, военный и промышленный потенциал, численность населения, национальный характер и мораль.

Среди современных направлений в политологии можно выделить теории политических изменений, в частности теорию политической транзитологии, которая разворачивается в западной политологии с начала 1970-х годов.

Одним из первых политологов, предпринявших попытку разработки модели демократического перехода был Д. Растоу.

Растоу выделяет три основные фазы переходной динамики. Во-первых подготовительная (preparatory) фаза, характеризующаяся развёртывающимся конфликтом, борьбой основных социальных сил и их коалиций (в Швеции фермеры, рабочий класс и городские средние слои борются на рубеже XIX - XX вв. с консервативным альянсом бюрократии, крупных землевладельцев и промышленников). Во-вторых, фаза принятия решений (decision phase), на которой вырабатывается формула 'великого компромисса между основными акторами', исторического соглашения, определяющего основные правила демократической игры. И в-третьих, фаза закрепления (habituation), когда происходит утверждение новых форм общения людей и становление демократических институтов.

Демократических волн в нынешнем столетии было всего три: пик первой волны пришелся на завершение первой мировой войны, когда рухнули многие автократические режимы, развалились Австро-Венгерская, Германская, Оттоманская и Российские империи. Затем последовал мощный откат назад и установление авторитарных и фашистских режимов (Германия, Италия и др.). В 1922 году в мире насчитывалось 32 демократические страны, а спустя двадцать лет их осталось только 12. Пик второй волны попал на 1950-е годы, но к началу 1970-х их число снова уменьшается. Начиная с 1974 года в границах третьей волны около 40 государств постепенно переходят от авторитарного к демократическому правлению. Возможны три разных пути демократизации: 1) трансформация (transformation), при которой сильная правительственная группировка диктует оппозиции условия пакта о демократизации страны; 2) перегруппировка (transplacement), когда существует баланс сил между правительством и оппозицией, в результате которого замена руководителей происходи путем переговоров и 3) замена (replacement), в ходе которой под давлением масс 'снизу' оппозиция сменяет правительство.

 

 

4. Методология и  методы политического анализа.

Политический анализ является особой прикладной дисциплиной со своим предметным полем и иными особенностями. политический анализ рассматривается как прикладная дисциплина, которая формулирует основные требования изучения конкретных проблем, поиска их наиболее приемлемых решений и определения необходимых для этого технологических средств и приемов деятельности.

Разработкой политического анализа как прикладной области научных знаний занимается особая группа специалистов: технологи, аналитики, эксперты, консультанты, пиармены (специалисты в области налаживания информационных связей политических структур с общественностью), работники партийных аппаратов, помощники публичных политиков – словом, все те, кто занимается разнообразными видами обслуживания профессиональной деятельности публичных политиков, корпоративных политических структур (например, консультативных агентств), органов государственного управления. Итогом деятельности этой группы лиц являются разнообразные советы и рекомендации, прогнозы, планы и программы деятельности государственных и партийных органов, аналитические справки для совершенствования деятельности органов управления и другие материалы, направленные на оптимизацию решения конкретных политических проблем.

Методология – это совокупность приёмов, методов и принципов, регулирующих познавательную и практическую деятельность человека.

Методы политического анализа – приёмы, способы изучения политики.

Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет. Наиболее важные и часто используемые ею методы можно подразделить на три группы. Первая из них – общие методы исследования политики (нередко их называют подходами):

  • исторический метод, т.е. описание личностей, событий, политических кризисов и внешней политики в хронологическом порядке
  • институциональный метод придает особое значение изучению институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: исполнительные, законодательные, судебные органы, административные учреждения и т.д.
  • культурологический метод ориентируется на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.
  • деятельный метод предполагает рассмотрение политики как специфического вида деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии: определение целей, принятие решений, организация масс и мобилизация ресурсов, регулирование деятельности, анализ результатов, постановка новых целей.
  • нормативно-ценностный метод предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы и др. ценностей.
  • антропологический метод выявляет иррациональные, инстинктивные, биологические и др. мотивы политического поведения, обусловленные человеческой природой.
  • функциональный метод предполагает изучение зависимостей между политическими явлениями (Н. Макиавелли).
  • сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, электоральных систем и т.д.
  • социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. (А. Бентли)
  • психологический метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических процессов и типичных механизмов психологических мотиваций (З. Фрейд).
  • системный метод состоит в трактовке политики как целого, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы (Парсонс, Истон, Алмонд, Дойч)
  • диалектический. Предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, противоречивости политических процессов, взаимосвязи частей и компонентов политической жизни;
  • формализации. Дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.

Вторая группа методов носит инструментальный характер и относится к организации и процедуре познавательного процесса. Это

  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • мысленный эксперимент
  • моделирование (описательные, объяснительные, критериальные, предсказательные модели)
  • математические  и кибернетические методы

Третью группу изучения политической жизни составляют эмпирические методы, т.е. получение первичной информации о политической жизни. К ним относятся:

  • использование статистики
  • контент-анализ (анализ документов)
  • анкетные опросы
  • лабораторные эксперименты
  • анализ выгод и издержек
  • наблюдение, осуществляемое исследователем
  • методы семиотики (науки о знаковых системах), которые продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стили политических документов) представляет собой знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;
  • методы герменевтики. Их цель состоит не столько в фиксации объективной стороны существования политических явлений, сколько в понимании, выявлении того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.

 

 

5. Понятие политики. Политический процесс, политические  отношения, политические институты.

Первые определения политики появились в Древней Греции (от греч. «искусство управления государством). Тогда же наметились и первые разногласия, получившие развитие в дальнейших дискуссиях. Существует множество подходов к определению политики, в зависимости от интересующих аспектов.

  1. Определенный общественный процесс, взаимоотношения между группами, сообществами и обществами, а также внутри этих объединений людей по поводу различных проблем и прежде всего по поводу власти.
  2. Определенный набор согласованных и взаимно приемлемых процедур выработки решений, обязательных для групп и сообществ внутри страны и между государствами на международной арене.
  3. Процесс урегулирования конфликтных ситуаций.

Итак, в общем виде политика – это деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции и удовлетворению коллективных интересов и решению общественных проблем путём формирования, поддержания или изменения государственной власти и управления обществом через выработку обязательных для всего общества решений.

Неотъемлемыми элементами политики являются политический процесс, политические отношения и политические институты.

Политический процесс. Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. В узком смысле – деятельность политических субъектов по осуществлению политических решений.

Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

  1. Представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.
  2. Выработка и принятие политических решений.
  3. Реализация политических решений.

Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь

    • революционных и реформаторских начал
  • сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс
  • восходящих и нисходящих тенденций развития.

Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти. Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

 Еще одним структурным элементом политики выступают политические отношения.

Политические отношения – отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, целей, установок, ценностных ориентации, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности.

ПО проявляются в формах: согласие, партнерство, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.

Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.

Политические институты – государство, партии, профсоюзы и др. общественные организации – обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

 

6. Типология и режимы протекания политических процессов.

Политический процесс – это вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы.

На политические процессы внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. Поэтому можно сказать, что политические процессы бывают двух видов: внешнеполитические и внутриполитические.

С точки зрения системных качеств организации политической власти они различаются на два крупных класса:

демократические, где сочетаются  различные формы прямого и представительного народовластия 

недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется нахождением у власти теократических или военных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа.

С точки зрения публичности осуществления элитой и электоратом своих функций можно выделить

  • открытый (явный) политический процесс, в котором политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д.
  • скрытый (теневой) политический процесс, который базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти.

С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют те разнообразные изменения в различных областях политической жизни, которые касаются модификации ее базовых, системных свойств. В то же время периферийные политические процессы выражают изменения в не столь значимых для общества областях.

Политические процессы разделяются также на открытые и закрытые. Последние означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой – позитивный или негативный для субъекта – характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна.

Информация о работе Шпаргалка по политологии в аспирантуру