Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:31, шпаргалка
Вопрос 1 - 2 Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания.
Вопрос 3 Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
...
Вопрос 44 В последние десятилетия ХХ в. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказа-лась в центре внимания политиков и политологов.
Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный тер-роризм, среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.
К другой, не
менее важной, но гораздо более
трудно решаемой группе экологических
проблем следует отнести
Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими — с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию
Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных бо-лезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем.
Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и по-люса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе броже-ния, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.
Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все за-метнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регу-лирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.
Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от гос-подствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их есте-ственных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосос-тояния и качества жизни. Достижения постиндустриальной революции — спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интер-нет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых го-сударствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире. Резко рас-ширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реа-лизация внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных институтов, — как правительственных, так и неполитического характера.
Вопрос 44
В последние десятилетия ХХ в. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказа-лась в центре внимания политиков и политологов. Это следствие, с одной стороны, боль-шого числа попыток такого перехода, осуществляемых или провозглашаемых многими странами, а с другой - чрезвычайной сложности этого процесса, который нередко закан-чивается относительными неудачами, а то и полным провалом.
Образцовой
страной в плане смены
Во-первых, постепенность: когда испанский диктатор Франко передал власть королю Хуану Карлосу, а тот, в свою очередь, назначил премьер-министром Адольфо Суареса, это вызвало глубокое разочарование в обществе, поскольку Суарес имел прочную репута-цию консерватора; однако Суарес вел реформы хотя и медленно, но неуклонно, что и обеспечило им успех.
Во-вторых, законность: основные политические силы Испании договорились о том, что будут действовать на основе существующих законов, как бы плохи те ни оказались; зако-ны, принятые при диктаторе Франко, соблюдались до тех пор, пока не отменялись закон-ным же порядком; стремление не соблюдать Конституцию или законы на том основании, что они тормозят реформы, пресекалось; легитимность в ее веберовском понимании не противопоставлялась легальности (законности), а прочно основывалась на ней.
В-третьих,
опережение экономических реформ политическими:
поскольку экономика в
Характер политического процесса в странах Восточной Европы и бывшем Советском Союзе был совершенно иным: не постепенным, эволюционным, а революционным; осно-ванным главным образом не на легальности (законности), а на революционной целесооб-разности; не последовательным, а параллельным во всех сферах общественной жизни, что вызвало одновременно экономический кризис, крайнее социальное расслоение, политиче-ские потрясения, в ряде случаев - распад государственности, разрушение старых стерео-типов общественного сознания и замену их новыми.
Очевидно: испанский опыт в третьем его компоненте в Восточной Европе и России при-менен быть не мог. В Испании авторитарный режим сменялся демократическим при со-хранении типа экономической системы общества (рыночно-капиталистической), в Вос-точной же Европе и бывшем Советском Союзе главной составляющей процесса стала именно смена общественно-экономической системы. Что касается двух других компонен-тов испанского опыта (постепенности и законности), то отказ от их использования опре-делялся волей политических элит. При этом революционный характер политического процесса с неизбежностью породил, как минимум, две его особенности.
Первая - острые конфликты между политическими субэлитами и ветвями власти, особен-но вновь избранными президентами и парламентами, конфликты, разрешаемые с помо-щью политического и военного насилия, включая малые гражданские войны. Исключение из правила составляют либо малые страны с европейским типом политической культуры (Чехия), либо страны с декоративной парламентской властью (Туркменистан, Узбеки-стан).
Вторая особенность - резкие колебания политического «маятника» сначала в сторону не-ограниченной демократии и даже охлократии, а затем, как предсказывал еще Аристотель, в сторону нарастания авторитарных тенденций. Проявления этих тенденций - создание в большинстве стран с переходной экономикой суперпрезидентских республик, незаконный роспуск парламентов как «тормоза реформ», продление президентских полномочий путем референдумов, в ряде случаев - ущемление в правах национальных меньшинств, замена выборности всеобщим назначением руководителей исполнительной власти, ограничение роли власти судебной и т.д. и т.п.
Все это доказывает, что, во-первых, существует определенная закономерная связь между уровнем производства культуры и социальной стабильности в обществе, с одной стороны, и уровнем демократии - с другой. Обществу приходится жить «по средствам», имея столько демократии, сколько оно может себе позволить, чтобы не разрушить основ своей жизни. Во-вторых, переход от авторитаризма к демократии осуществляется в разных странах неодинаково, в том числе в большинстве посткоммунистических государств он, по-видимому, будет происходить волнообразно, сопровождаясь периодами реставрации авторитаризма.