Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:31, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 - 2 Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания.
Вопрос 3 Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
...
Вопрос 44 В последние десятилетия ХХ в. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказа-лась в центре внимания политиков и политологов.

Файлы: 1 файл

Ответы на политологию.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

Этот подход представляется наиболее верным и научно обоснованным. Во-первых, поли-тическая культура - не изолированное  явление, а одна из подсистем глобальной культуры, находящаяся в различных  зависимостях с её частями: экономической, правовой, мораль-ной, религиозной, художественной и т.д.

Во-вторых, важнейшей характеристикой  политической культуры является уровень  овла-дения политическими знаниями и опытом, накопленными предшествующей историей. Причём, усвоенные политические знания, принципы, нормы, только тогда могут рассмат-риваться как элементы культуры (отдельного человека, группы), когда они воплощаются в их деятельности, вошли в привычку.

В-третьих, для достижения достаточно высокого уровня политической культуры большое значение имеет практическое обучение людей, благодаря их участию в управлении произ-водством, государственными и общественными делами, в политической жизни.

Итак, политическая культура - это  понятие, которое отражает уровень  воплощения и раз-вития общественно-политического  исторического опыта и знаний в процессе деятельно-сти людей, групп, а так же способ использования ими этого опыта.

В объективном смысле политическая культура - есть исторический опыт, память общества в политической сфере, которая  и определяет политическое сознание и поведение полити-ческих субъектов. В связи с этим типология политической культуры может иметь различ-ные основания. Один из подходов к её типологии связан с типологией политических ре-жимов. В самых общих чертах это выглядит следующими образом:

• тоталитарная политическая культура. Наследование политического опыта осущест-вляет по принципу: "Запрещено всё, кроме того, что разрешает и поощряет власть".

• авторитарная политическая культура близка тоталитарной в наследовании полити-ческого опыта. В ней действует принцип: "Разрешено всё, кроме политики". Авто-ритарная политическая культура монологична, привержена авторитету. Для данной культуры типичны ориентация на власть, силу, стереотипность, конформизм;

• демократическая культура. Ей свойственен  принцип: "Разрешено всё, кроме того, что запрещено законом". Она диологична, плюралистична, гуманна. Человек в ней становится ценностью, активным и сознательным участником политической жизни.

Есть и другие подходы к типологии  политической культуры, например, классовый, он долгое время господствовал в нашей политической науке, разделяя политическую культуру на пролетарскую и буржуазную.

Политическая культура вбирает  в себя огромное число элементов, к основным из которых относятся: политическое сознание, установки, идеалы, ценности, знание, ориентации, нор-мы и т.д. В формировании массового политического сознания большую роль играют СМИ, авторитетные политические деятели. Политическая культура включает в себя:

• политические представления: представления  о политической системе и её институ-тах, о режиме власти, о носителях власти, об идеальном политическом устройстве, о собственном месте в политической жизни

• характерные для данного общества или социальной общности политические ценно-сти и ценностные ориентации.

• типичные для общества или группы политические установки.

• образцы, стереотипы политического  поведения, опирающиеся на политические тра-диции

Политическая культура имеет знаковый характер, который находит своё выражение  в политической символике - в геральдике. Символы имеют ярко выраженную эмоцио-нальную окраску и способны играть значительную мобилизующую роль.

Вопрос 34

 

 

Политическая культура формируется  под воздействием многочисленных факторов, что предо-пределяет и многообразие ее видов, моделей.

Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня  общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, ха-рактеризующие  политическое сознание и политическое  поведение основной массы населения)  и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени  согласованности во взаимодействии  политических субкультур в той  или иной стране: интегрированная  (характеризуемая тенденцией к единству в представле-ниях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низ-ким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, раз-витой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фраг-ментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического уст-ройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенно-стью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной на-пряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения  к, власти: господствующая и контркультура;

4) в зависимости от отношения  к прогрессу: замкнутая (нацеленная  на восстановление по об-разцу,  установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения,  легко ус-ваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени  ориентации людей на участие  в политической жизни, в обеспече-нии  функционирования политической  системы: патриархальная (для которой  характерно от-сутствие интереса  граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активи-стская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о про-явлении ими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных ин-ститутов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического  режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового  подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная,  буржуаз-ная и т.п.;

9) в зависимости от связи с  религией: божественно-традиционная (признающая  священную природу власти, неизменность  конкретной системы политических  отношений и ее политиче-ских  норм) и светская (характеризуемая  прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной це-ли).

Вопрос 35

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой веро-ваний, убеждений и взглядов, она отражает общественно-политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов. В содержание идео-логии вписываются элементы знания о действительности. Вместе с тем идеология — цен-ностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие, скажем, как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, солидарность. Оценка социальной реальности, что означает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами, — важнейшая функция идеологии. Так или иначе оценивая реалии, деятельность политических субъектов, ее результаты и последствия, идеология обретает регулятивно-ориентирующую силу. Она направляет практические действия в рамки целей, приемлемых в первую очередь для господствую-щих в обществе социальных групп и, по крайней мере, не отвергаемых большинством других слоев.

С помощью идеологии политические силы обосновывают свои цели и подбирают  средства для их реализации. На основе идеологии разрабатываются политические концеп-ции, доктрины и программы. Идеология питает мотивационную базу коллективных поли-тических действий и поведения. Идеология также маскирует и мистифицирует (хотя и не всякая идеология) подлинные интересы и цели господствующих групп, элит.

Если суммировать рациональные оценки и подходы к толкованию данной формы политического сознания, то можно сказать, что политическая идеология представляет со-бой систематизированную  совокупность идейных воззрений, выражающих и защищаю-щих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивиду-альных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. Коротко говоря, политическая идеология — это доктри-на, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий.

В отличие от науки, чьей задачей  является поиск истины, функции идеологии  преж-де всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедре-нию в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определе

Вопрос 37

В России существует множество партий; демократических, коммунистическо-социалистических, националистических и т.д. Все они защищают чьи- то интересы. Пар-тии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые. Рассмотрев все известные партии, мы можем сделать вывод, что демо-кратические партии созданы для защиты интересов буржуазии, богачей и собственников. Все эти партии являются проводниками идей капитализма и выражают, как правило, ин-тересы международных финансовых групп, так как в России большинство крупных капи-талов было создано при помощи зарубежья. Партии классового характера (коммуно-социалисты) являются партиями не общенациональными, а узкоклассовыми, то есть они учитывают интересы только рабочего класса. Партии национального толка защищают ин-тересы нации и народа, откидывают идею классового строения общества, считая ее вы-думками Маркса и подобных ему.

Партия «Яблоко»:Цели партии: сделать  из России правовое, а не криминально  коррумпированное государство. Создать  эффективную рыночную экономику, а также сильную социальную политику государства. Сохранить целостность государства на осно-ве федерализма и интеграции, не допустить феодальной раздробленности и карательных акций. На первое место ставит правопорядок и безопасность граждан.

2. Партия ЛДПР Цели ЛДПР: ЛДПР - это центристская демократическая  партия. В отличие от прозападно-демократических  партий и общественных движений  это партия российских демократов. Главная цель ЛДПР - возрождение  демократического Российско-го государства. В современных условиях ЛДПР выдвигает принцип патриотизма на пер-вый план, что связано, прежде всего, с необходимостью добиваться восстановления наше-го государства в его исторических и геополитических границах. Это связано также и с тем, что в течение последних десятилетий идет процесс угнетения и сокращения русского населения страны. В своей деятельности ЛДПР руководствуется идеями либерализма и демократии. В ее понимании либерализм - это подлинная, а не мнимая свобода. Это, пре-жде всего защита гражданских прав и свобод отдельных личностей. Это свобода выбора экономической, политической, научной, культурной и иной деятельности, свобода мнений и идейных воззрений, терпимость к другим взглядам.

Демократическая партия России. Идеология: Высшая цель политики партии - общест-во, в котором обеспечено свободное развитие талантов, способностей и инициативы гра-ждан, царят социальный мир, справедливость и порядок, неукоснительно соблюдается за-конность, надежно защищены безопасность государства и личности. Партия выступает за сильное и ответственное перед народом демократическое государство.ДПР считает, так-же, что каждый гражданин, в свою очередь, ответствен за продуктивную работу государ-ственного организма, осознанно участвуя в выборах своих представителей в органы вла-сти, уплачивая налоги, содействуя развитию общества и укреплению государства, обеспе-чению правопорядка.Партия обещает сформировать высокоэффективную и социально ориентированную рыночную экономику, в которой государственное регулирование обес-печивает и контролирует работу механизмов рыночной конкуренции, создает условия для развития производительных сил общества и научно-технического прогресса, проводит справедливую политику доходов и гарантирует достойный

Вопрос 38

Политическая система общества (ПСО) – это единое целостное образование, эле-менты которого находятся в постоянном подвижном взаимодействии друг с другом, то есть реальная ПС всегда динамична и должна рассматриваться как процесс.

Именно ПП отражает действительное взаимодействие субъектов в политике, кото-рая складывается в результате действия различных внутренних и внешних факторов.

ПП показывает, как индивиды, институты  власти, группы людей со всеми своими особенностями взаимодействуют  друг с другом, взаимодействуют с  государством, реали-зуя свои черты и функции.

Постоянное изменение всех факторов исключает однозначное определение  и пред-заданность ПП.

Таким образом, ПП – это движение, динамика, эволюция ПС, совокупность дейст-вий, иституализированных и неиституализированных  субъектов политики по осуществле-нию своих особых функций в сфере власти.

Всё это, в конечном итоге, ведёт  к развитию или упадку ПС.

ПП делят на:1)Базовые 2)Периферийные 3)Явные 4)Теневые.

Базовые ПП характеризуют различные  способы включения широких социальных слоёв в отношения с государством. Именно здесь говорят о политическом участии и госу-дарственном управлении.

Периферийные ПП раскрывают динамику формирования отдельных политических групп на уровне местного самоуправления.

Явный ПП имеет место, когда интересы группы систематически выявляются в их публичных высказываниях. Такими процессами можно руководить и управлять.

Теневой ПП базируется на деятельности публично неоформленных групп и  полити-ческих институтов.

К ПП можно отнести:

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"