Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:31, шпаргалка
Вопрос 1 - 2 Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания.
Вопрос 3 Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
...
Вопрос 44 В последние десятилетия ХХ в. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказа-лась в центре внимания политиков и политологов.
Этот подход представляется наиболее верным и научно обоснованным. Во-первых, поли-тическая культура - не изолированное явление, а одна из подсистем глобальной культуры, находящаяся в различных зависимостях с её частями: экономической, правовой, мораль-ной, религиозной, художественной и т.д.
Во-вторых, важнейшей характеристикой
политической культуры является уровень
овла-дения политическими
В-третьих, для достижения достаточно высокого уровня политической культуры большое значение имеет практическое обучение людей, благодаря их участию в управлении произ-водством, государственными и общественными делами, в политической жизни.
Итак, политическая культура - это
понятие, которое отражает уровень
воплощения и раз-вития общественно-
В объективном смысле политическая культура - есть исторический опыт, память общества в политической сфере, которая и определяет политическое сознание и поведение полити-ческих субъектов. В связи с этим типология политической культуры может иметь различ-ные основания. Один из подходов к её типологии связан с типологией политических ре-жимов. В самых общих чертах это выглядит следующими образом:
• тоталитарная политическая культура. Наследование политического опыта осущест-вляет по принципу: "Запрещено всё, кроме того, что разрешает и поощряет власть".
• авторитарная политическая культура близка тоталитарной в наследовании полити-ческого опыта. В ней действует принцип: "Разрешено всё, кроме политики". Авто-ритарная политическая культура монологична, привержена авторитету. Для данной культуры типичны ориентация на власть, силу, стереотипность, конформизм;
• демократическая культура. Ей свойственен принцип: "Разрешено всё, кроме того, что запрещено законом". Она диологична, плюралистична, гуманна. Человек в ней становится ценностью, активным и сознательным участником политической жизни.
Есть и другие подходы к типологии политической культуры, например, классовый, он долгое время господствовал в нашей политической науке, разделяя политическую культуру на пролетарскую и буржуазную.
Политическая культура вбирает в себя огромное число элементов, к основным из которых относятся: политическое сознание, установки, идеалы, ценности, знание, ориентации, нор-мы и т.д. В формировании массового политического сознания большую роль играют СМИ, авторитетные политические деятели. Политическая культура включает в себя:
• политические представления: представления о политической системе и её институ-тах, о режиме власти, о носителях власти, об идеальном политическом устройстве, о собственном месте в политической жизни
• характерные для данного
• типичные для общества или группы политические установки.
• образцы, стереотипы политического поведения, опирающиеся на политические тра-диции
Политическая культура имеет знаковый характер, который находит своё выражение в политической символике - в геральдике. Символы имеют ярко выраженную эмоцио-нальную окраску и способны играть значительную мобилизующую роль.
Вопрос 34
Политическая культура формируется
под воздействием многочисленных факторов,
что предо-пределяет и
Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:
1) в зависимости от уровня
общности: общая (наиболее устойчивые,
типичные признаки, ха-рактеризующие
политическое сознание и
2) в зависимости от степени
согласованности во
3) в зависимости от отношения
к, власти: господствующая и
4) в зависимости от отношения
к прогрессу: замкнутая (
5) в зависимости от степени
ориентации людей на участие
в политической жизни, в
6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных ин-ститутов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);
7) в зависимости от вида
8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуаз-ная и т.п.;
9) в зависимости от связи с
религией: божественно-традиционная (признающая
священную природу власти, неизменность
конкретной системы
10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной це-ли).
Вопрос 35
Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой веро-ваний, убеждений и взглядов, она отражает общественно-политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов. В содержание идео-логии вписываются элементы знания о действительности. Вместе с тем идеология — цен-ностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие, скажем, как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, солидарность. Оценка социальной реальности, что означает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами, — важнейшая функция идеологии. Так или иначе оценивая реалии, деятельность политических субъектов, ее результаты и последствия, идеология обретает регулятивно-ориентирующую силу. Она направляет практические действия в рамки целей, приемлемых в первую очередь для господствую-щих в обществе социальных групп и, по крайней мере, не отвергаемых большинством других слоев.
С помощью идеологии политические силы обосновывают свои цели и подбирают средства для их реализации. На основе идеологии разрабатываются политические концеп-ции, доктрины и программы. Идеология питает мотивационную базу коллективных поли-тических действий и поведения. Идеология также маскирует и мистифицирует (хотя и не всякая идеология) подлинные интересы и цели господствующих групп, элит.
Если суммировать рациональные оценки и подходы к толкованию данной формы политического сознания, то можно сказать, что политическая идеология представляет со-бой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищаю-щих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивиду-альных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. Коротко говоря, политическая идеология — это доктри-на, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий.
В отличие от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идеологии преж-де всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедре-нию в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определе
Вопрос 37
В России существует множество партий;
демократических, коммунистическо-
Партия «Яблоко»:Цели партии: сделать из России правовое, а не криминально коррумпированное государство. Создать эффективную рыночную экономику, а также сильную социальную политику государства. Сохранить целостность государства на осно-ве федерализма и интеграции, не допустить феодальной раздробленности и карательных акций. На первое место ставит правопорядок и безопасность граждан.
2. Партия ЛДПР Цели ЛДПР: ЛДПР
- это центристская
Демократическая партия России. Идеология: Высшая цель политики партии - общест-во, в котором обеспечено свободное развитие талантов, способностей и инициативы гра-ждан, царят социальный мир, справедливость и порядок, неукоснительно соблюдается за-конность, надежно защищены безопасность государства и личности. Партия выступает за сильное и ответственное перед народом демократическое государство.ДПР считает, так-же, что каждый гражданин, в свою очередь, ответствен за продуктивную работу государ-ственного организма, осознанно участвуя в выборах своих представителей в органы вла-сти, уплачивая налоги, содействуя развитию общества и укреплению государства, обеспе-чению правопорядка.Партия обещает сформировать высокоэффективную и социально ориентированную рыночную экономику, в которой государственное регулирование обес-печивает и контролирует работу механизмов рыночной конкуренции, создает условия для развития производительных сил общества и научно-технического прогресса, проводит справедливую политику доходов и гарантирует достойный
Вопрос 38
Политическая система общества (ПСО) – это единое целостное образование, эле-менты которого находятся в постоянном подвижном взаимодействии друг с другом, то есть реальная ПС всегда динамична и должна рассматриваться как процесс.
Именно ПП отражает действительное взаимодействие субъектов в политике, кото-рая складывается в результате действия различных внутренних и внешних факторов.
ПП показывает, как индивиды, институты власти, группы людей со всеми своими особенностями взаимодействуют друг с другом, взаимодействуют с государством, реали-зуя свои черты и функции.
Постоянное изменение всех факторов
исключает однозначное
Таким образом, ПП – это движение,
динамика, эволюция ПС, совокупность дейст-вий,
иституализированных и
Всё это, в конечном итоге, ведёт к развитию или упадку ПС.
ПП делят на:1)Базовые 2)Периферийные 3)Явные 4)Теневые.
Базовые ПП характеризуют различные
способы включения широких
Периферийные ПП раскрывают динамику формирования отдельных политических групп на уровне местного самоуправления.
Явный ПП имеет место, когда интересы группы систематически выявляются в их публичных высказываниях. Такими процессами можно руководить и управлять.
Теневой ПП базируется на деятельности публично неоформленных групп и полити-ческих институтов.
К ПП можно отнести: