Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:31, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 - 2 Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания.
Вопрос 3 Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
...
Вопрос 44 В последние десятилетия ХХ в. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказа-лась в центре внимания политиков и политологов.

Файлы: 1 файл

Ответы на политологию.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

Политическая социализация – вхождение  человека в мир политики, что выражает-ся:

1. в восприятии и усвоении  политических ценностей и установок,  характерных для данного общества  и выражающихся в нормах поведения,  традициях, исто-рическом опыте.

2. это накопление политических знаний и превращение их в убеждения

3. это приобретение навыков политического  поведения, овладение механизмами  управление обществом

Процесс политической социализации начинается в детстве и продолжается в  течение всей жизни. При этом ранние детские впечатления неполитического характе-ра могут оказать существенное влияние на всю политическую деятельность человека.

Факторы политической социализации:

1. формальные и неформальные  общественные институты, в рамках  которых человек непосредственно приобретает политические знания и опыт (семья, школа, трудо-вой или учебный коллектив, армия, церковь и т.д.)

2. СМИ, где знания получаются  опосредованно

Оба фактора играют определяющую роль на различных этапах социализации. В дет-стве сильнее первый, в зрелости – второй.

Выделяют три этапа социализации:

1. от 3-х до 13 лет, когда формируются  взгляды, тождественные со взглядами  ок-ружающих человека людей

2. 13-18 лет: формируются и высказываются  собственные взгляды, политические  ориентиры, эмоции и чувства

3. с 18 лет человек принимает  ту или иную позицию в своем  отношении к миру политики; часто  эта позиция не противоречит  общепринятой

Политическая социализация – процесс  бесконечный, но задача политических лиде-ров  может быть двоякой в отношении  этого процесса. Те, кто стремятся сохранить суще-ствующую структуру, акцентируют внимание и обеспечивают стабилизацию позитивных моментов социализации. Те, кто против существующей структуры, делают акцент на не-гативах политической социализации. То, насколько люди политически социализированы в

Вопрос 30

Политическая активность людей  обуславливает субъективные и объективные  факторы. Объективные – существующий в стране режим, жизненный уровень, ситуация в экономике и т.д. Субъективные – мотивы активности – носят личностный характер (ко-леблется от желания помочь до корысти и стремления к власти). Считается историческим фактом, что кризисное состояние в стране выступает причиной взлета политической ак-тивности. В этой связи есть понятие достижения предела терпения, за которым начинает-ся политическая активность ( например, 1905, 1917 Россия, 1929 США, 1985, 1991 Рос-сия). Взлет политической активности проявляется в митингах, демонстрациях, бунтах и росте и укреплении оппозиции. Исследования субъективных мотивов активности – очень скользкая тема.

В процессе политической социализации складываются и определенные типы поли-тического  сознания. Выделяют 3 общих типа такого сознания:

1. Консерватизм – идейно-политическое  оправдание и стабилизация изживших  себя структур. Одни пытаются  сохранить существующую структуру, другие – восстановить прежнюю форму и отношения.

2. Либерализм – выступают за  свободу личности, свободный рынок,  демократию и гражданские права.  Критика системы всегда конструктивна  и направлена на ее укрепление.

3. Радикализм – в целом, это  социальный критицизм; когда критика предполагает изменение. Левые радикалы ратуют за революционные изменения, не исклю-чают насилия. Это сознание охватывает нестабильные слои населения. Правый радикализм – построение иерархического общества путем воинственного на-ционализма, подрыва демократии.

В настоящее время различия политического  сознания имеют место во всех странах. Но в последние годы складывается тенденция, что политического сознание и политиче-ские отношения в целом  должны иметь гуманистическую направленность и использовать-ся прежде всего в интересах человека.

Вопрос 31

В условиях демократизации возрастает роль научного управления обществом, роль поли-тического лидерства и политических элит. Лидерство все больше выступает  как один из механизмов регулирования отношений социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следова-ния.

Лидерство – понятие многогранное; в нем можно выделить такие  главные моменты, как характер и  политическую социализацию самого лидера, свойства его сторонников, взаи-мосвязь его с массами, конкретную ситуацию и т.д. Однако у лидерства много аспектов

Лидерство в общем плане –  такой вид взаимодействия людей, когда личность (или груп-па) направляет других людей на организацию их совместной деятельности, осуществле-ние целевых установок. У определения лидерства много общего с определением власти, властных отношений, поскольку властные отношения существуют не только в политиче-ской жизни, но и в других общественных сферах. Лидер может быть определен как субъ-ект власти во всех видах социального развития общества. Он направляет ведомых; не про-сто ведет их, но и желает вести; ведомые также желают этого. Это отражает сущность со-циальной роли лидера, что конкретно проявляется в роли, в функции лидера.

Субъектом политического процесса его делает то, что по своим незаурядным  качествам он становится во главе  социально-политического движения для реализации его целей. С этой целью лидер наделяется властными  полномочиями, т.е. правом направлять людей и распоряжаться финансовыми ценностями.

Политический лидер одновременно является и объектом политики. Он должен обладать такими качествами, главным  критерием которых является эффективность  его деятельно-сти для удовлетворения интересов выдвинувшего его политического движения. Он испы-тывает влияние, давление различных заинтересованных сторон и должен воспринимать их предложения и требования, быть готовым к компромиссу.

Политические лидеры, выражая интересы определенных классов, слоев, партий, движе-ний, оказывают огромное влияние на развитие политических процессов в стране. Особен-но велика роль лидера в переломные периоды развития общества, когда требуется бы-строе принятие решений, высочайшая ответственность за их реализацию, способность оценить ситуацию и т.д.

Чтобы стать лидером, личности необходимо оправдать доверие объекта и  завоевать тем самым авторитет. За субъектом-лидером идут не потому, что приходится идти, а потому что  хочется идти. Претендентов на лидерство  бывает много, но история выбирает того, кто отвечает ее потребностям.

Различают индивидуальное лидерство  и коллективное (элита и массы). Индивидуальное политическое лидерство  в национальном масштабе представляет собой:

1. Дистанционное лидерство (лидер  и его последователи не имеют прямых контактов с народом, a опосредованно осуществляют их через организации и чиновников).

2. Многоролевое лидерство (лидер  ориентируется не только на  свое окружение, но и на чиновников  исполнительной иерархии, на широкие  массы. Его задача – сохранять равно-весие различных политических сил и ветвей власти).

3. Корпоративное лидерство (лидер  озвучивает то, что наработано  его "пирамидой"),

По видам деятельности лидерство  различают формальное и неформальное. Фор-мальное связано с управленческим статусом, с руководящей должностью. Неформальное – с влиянием, незаурядными качествами личности, что и делает ее лидером.

В традиционной ситуации лидерство  основано на вере в святость традиций, в закон-ность существующего порядка, в его "разумность".

Социальная сущность кризисной  ситуации состоит прежде всего в  том, что перестают действовать  функциональные общественные структуры, появляются люди, которые стре-мятся  их дестабилизировать, заменить новыми. В условиях особо резкого развития ситуа-ции может появиться харизматический лидер. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, сверхъестественные способности лидера.

Со стабилизацией социальной системы  часто приходит бюрократическое  лидерство. Оно возникает в том  случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности, а с помощью законных бюрократических структур.

Понимание роли, качества личности лидера преломляется в стиле деятельности. Стиль – это совокупность методов, которым отдает предпочтение субъект, и психологический ха-рактер деятельности (решительность, инициативность или наоборот). Стиль политиче-ской работы – это прежде всего особенности общения с людьми. Противоположно-стями являются стиль демократический и стиль авторитарный.

Авторитарный стиль требует монопольной власти, командования всем и вся админист-ративными методами. Его главное орудие – "железная требовательность", угроза наказа-ния.

Демократический стиль – это  децентрализация полномочий, максимальное участие "масс" в процессе принятия решений, атмосфера сотрудничества.

Вопрос 32

Отношения в социальной сфере развиваются  под влиянием социальной политики.

Социальная политика-это это  составная часть внутренней политики государства, вопло-щенная в его  социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается по-держанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; соз-данием условий для решения жилищной проблемы; удовлетворением населения спросом на количество и качество товаров и услуг; созданием базы для укрепления здоровья на-селения; роста его духовности, образованности и культуры.

На правительственном уровне основные цели и приоритеты социальной политики в совре-менных условиях сводятся к  тому, чтобы стабилизировать уровень  жизни граждан Россий-ской Федерации, не допустить дальнейшего обнищания населения страны. Для этой цели предусматривается создать экономические и правовые условия, стимулирующие активную часть общества на производительный труд как основу личного благосостояния и благополу-чия общества; поддержать соотношение между доходами трудоспособной части общества и нетрудоспособными гражданами; усилить адрестность социальной поддержки , ограничить и сократить масштабы бедности; обеспечить основные социальные гарантии в области до-ходов населения и сохранить на уровне действующих гарантии медицинского обслужива-ния, образования и культурного развития; стабилизировать положения в жилищной сфере; обеспечить сдерживание безработицы и поддерживать вынужденных мигрантов.

В соответствии с поставленными  целями правительство РФ намеренно сосредоточить свои усилия на ряде приоритетных направлений социальной политики. В их числе: предотвраще-ние снижение реальных денежных доходов населения; обеспечение баланса экономических интересов работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан; реформирование социальной сферы, прежде всего здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры; усиление воздействие государства на занятость населения и активизация работы по переподготовке кадров.

Для реализации основных направлений  социальной политики предусматривается разграни-чение полномочий, при разработке и осуществлении политики в социальной сфере между региональными и федеральными органами государственной власти.

Федеральные органы власти: принимают  законодательные нормативные акты, регули-рующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают систему федераль-ных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспече-ния, пособий, стипендий, медицинского обслуживание, образования, культуры. Разраба-тывают федеральные целевые социальные программы, принимают меры по реализации и определяют источники их финансирования; формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионные, социальное страхования, занятости населения, медицинского страхо-вания…); осуществляют финансирование объектов находящиеся в федеральном ведении; определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией; оказывают методическую и организационную помощь региональным органам власти и негосударственным структурам по вопросам социальной политики.

Региональные органы власти: с учетом местных условий и возможностей разрабатывают и реализуют региональные социональные программы, обеспечивают функционирование уч-реждений находящихся  в ведении органов местных властей, разрабатываются норматив-ные акты, определяют и реализуют порядок и обеспечения слабозащитных слоев населе-ния товарами, продуктами и услугами.

Установились и важнейшие направления  взаимодействия федеральных и регио-нальных  органов власти: это формирование единого рынка труда; содействие обеспече-нию занятости и поддержка работников, выработка механизмов регулирование внутрен-ней и межрегиональной миграции, нормализация демографической ситуации в стране, реформирование организационных структур управления и источников финансирования отраслей социальной сферы.

Реализация основных направлений  социальной политики требуют принятия ряда за-конов и нормативных документов, в которых методы и механизмы  решений важнейших социальных проблем  населения.

Вопрос 33

Термин политическая культура заключает  в себе такие фундаментальные  категории, как "политика" и "культура". В политологии существует достаточно много определений этой категории, анализируя которые можно выделить, по крайней мере, два принципиально различных подхода:

• первый сводит политическую культуру к совокупности политических ориентаций, установок, ценностей, верований;

 

 

• второй - наряду с политическими  идеями включает также и деятельностный аспект: социальную практику, политическаое  поведение.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"