Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:31, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 - 2 Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания.
Вопрос 3 Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
...
Вопрос 44 В последние десятилетия ХХ в. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказа-лась в центре внимания политиков и политологов.

Файлы: 1 файл

Ответы на политологию.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

4. В большой степени возрастает  роль исполнительных органов  государственной власти и основной военной силы - армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование - более или менее успешное - исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом.

5. Наконец, решающим условием  возникновения авторитаризма является  лидер, обладающий авторитетом,  признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями.

Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда в той или иной мере выражает историческую необходимость, постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с авторитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер, например), были и такие, которые играли прогрессивную роль в историческом развитии своей страны, например Наполеон Бонапарт, Бисмарк, Петр 1.

Вопрос 21

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществ-ляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на ос-нове права с помощью специального механизма (аппарата).

Центральным институтом политической системы является государство. В  его дея-тельности концентрируется  основное содержание политики. Сам  термин “государство” обычно употребляется  в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком госу-дарстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Примерно до XVII века государство  обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства  применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от тра-диций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения лю-бой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства  и общества было обоснованно в  договорных тео-риях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями  либерализма. В них эти понятия  разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утвер-ждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной вла-стью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими ор-ганизациями: партиями, профсоюзами и т.дДеятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления дея-тельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутрен-ние внешние.

Внутренние функции:

1. Охранительная. 

2. Экономическая.

3. Социальная.

4. Культурно-воспитательная.

5. Природоохранительная.

Внешние функции:

1. Защита государства от вооруженных  нападений других государств.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

3. Борьба с международной преступностью.

4. Участие в международной охране  окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными организация-ми. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними опреде-ляются функциями государства.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные  организации. Они непосредственно  охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подраз-деления вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некото-рые другие вооруженные государственные организации.

В экономической сфере действуют  государственные организации - предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечи-вающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются  широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

Внешние функции:

Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим  направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного  труда, суверенитета и территориальной целостности го-сударства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Функция сотрудничества с другими  странами:

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные  организации деятельность которых  направлена на улуч-шение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более  широкие масштабы приобретает международная  пре-ступность.

Торговля  и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Участие в  охране окружающей среды:

В настоящее  время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный во-прос постоянно  находится в центре внимания всего  мира. Охрана окружающей среды ста-новится составной частью программы завершения строительства материально - техниче-ской базы в государстве.

Вопрос 22

Под государственным  устройством понимается внутритерриториальная  организация государства. В настоящее  время встречаются следующие формы государственного уст-ройства.

Унитарное государство – единое государственное  образование, разделенное на ад-министративно-территориальные  единицы, имеющие одинаковый юридический  статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и т.д.

Федерация – союзное государство, в которое  входят составные единицы (республи-ки, земли, штаты и т.д.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней вла-сти (федеральной и республиканской), а такжедвойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенацио-нальные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государст-венная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава феде-рации.

Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия). История показывает, что федеративное устройство государств по национальному принципу часто оказывается весьма неустойчивым. Построенная таким образом федерация способна раз-рушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющей ее идеологии.

Конфедерация  – государственное правовое объединение (союз) юридически неза-висимых государств. Цель подобного объединения –  проведение единой политики, реше-ние  совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совмесные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфеде-рации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права.

В современной  истории примеров конфедерации немного. Среди них – ОАР (Объе-диненная Арабская республика – союз Сирии  и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамия (Сене-гал  и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые  другие. Швейцарская конфедерация по существу является федерацией, так как в ведение центральных органов переданы функции обороны, дипломатического представительства и др.

Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного уст-ройства  в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

В последние десятилетия мир  переживает тягу к мирному сосуществованию, объе-динению и интеграции стран не только в военном, но и в тесном политическом и эконо-мическом планах. Так, новая объединенная Европа с такими составляющими, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, бестаможенные и безвизовые границы, совместные проекты, единая валюта, открывает пути к широчайшему и перспективному сотрудничеству между государствами. Добровольное объединение в рамках такой новой интеграции способствует изживанию фактического неравенства государств, их более бы-строму развитию.

Вопрос 23

Гос.власть РФ. Президент-дума(верхняя  и нижняя палаты)-кабинет министров.

Вопрос 24

Из определения правового государства  выделить два главных принципа (две  сторо-ны сущности) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод че-ловека и гражданина (социальная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур пра-вового ограничения (фopмaльнo–юридическая сторона).

Первый принцип нашёл своё конституционное  закрепление в ст. 2 Конституции  РФ, где сказано, что “человек, его  права и свободы являются ценностью”. Правовое государ-ство должно последовательно  исполнять своё главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются пер-вичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государст-венной власти является вторичной, производной. Политической и правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономиче-ских, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декла-рации прав человека 1948 года и других международных актах.

Второй принцип воплощается  в жизнь с использованием всего  следующих способов и средств:

1) Ограничивают государственную  власть сами и свободы человека  и гражданина, то есть реальное  осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы “сдержек и противовесов”, правового ограничения для государства, не допуская тем излишнего регулирующего последнего в частную жизнь. “Индивидуальные права представляют вес одну черту: они ограничивают праве государства, — писал в начале XX века А. Эсмен. — Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные об-ласти, предоставляя известный простор личной деятельности…”.

2) Среди правоограничивающих мер  особое место проблема разделения  властей. Её главное требование, выдвинутое Л. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспече-ния законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой–либо социаль-ной группы учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путём принятия законов), исполнительную (назначаемую представи-тельным органом и реализацией данных законов и оперативно–хозяйственной деятельно-стью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедли-вого наказания виновных). Причём из них являясь самостоятельной и взаимосдерживаю-щей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

3) Федерализм тоже может внести  свой вклад в дело ограничения  государственной власти. Над своеобразное  государственное устройство “федерация  дополняет горизон-тальное разделение  власти еще и разделением её по вертикали и тем становится средством ограничения государственной власти, системой сдержей и противовесов”. Это создаёт своего рода “двойную безопасность” для прав человека и гражданина. При реально дейст-вующих федеративных отношениях различные государств структуры и ветви власти бу-дут контролировать друг друга, уменьшить вероятность злоупотреблений и произвола в отношений личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, понятой суверенизации, в рамках неустойчивых Федеративных отношений и национально–государственной нераз-берихи “двойная безопасность” может легко превратиться в “двойную опасность” для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации проис-ходит покушение на права человека и гражданина.

4) Еще один способ ограничения политической власти — верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменён, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народам, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и кото-рые выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и прика-зов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узко отраслевых или корпо-ративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать последний.

5) Взаимная ответственность государства  и личности — ещё один способ  ограниче-ния политической власти. Еще И. Кант данную идею так: каждый гражданин должен об-ладать той же возможностью в отношении властвующего к точному и безусловному ис-полнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. В условиях право-вого государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнёров, заключивших своеобразное со-глашение о сотрудничестве и ответственности. Это своеобразный способ ограничения по-литической власти, который нравственно–юридические начала в отношениях между госу-дарствам, как носителем политической власти, и гражданином, как участников её осуще-ствления.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"