Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:31, шпаргалка
Вопрос 1 - 2 Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания.
Вопрос 3 Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
...
Вопрос 44 В последние десятилетия ХХ в. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказа-лась в центре внимания политиков и политологов.
Таким образом, отношения государством н личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. Названные способы и средства ограничения государст-венной власти могут рассматриваться в самостоятельных принципов, так или иначе раз-вивающих и конкретизирующих второй основной принцип. Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведённых и создают для них обеспечивающий фон, Это: высокий уровень правосознаний и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т.п.
Идея правового государства — есть взаимоуправления гражданского общества и го-сударства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновремен-ным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и от-дельной личности.
При всем многообразии принципов правового государства два из них всё равно ос-тается основными, главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо оба они выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, её самоцель) без второй (формально–юридической, олице-творяющей собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально–юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так огра-ничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни из своих функций. И тогда тоже гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.
Идея правового государства в некотором роде носит универсальный характер в том смысле, что она практически присуща политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом метрическом процессе.
Вопрос 25
Партии являются неотъемлемой частью современного демократического общества. Формирование партий было длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в период избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной. Политические партии с оформ-лением партийных билетов, партийных взносов и дисциплины появились в Европе с воз-никновением массового организованного рабочего движения. Каждая партия созданная для защиты интересов определенных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции, то есть группы, выдвигающие про-граммы, несколько отличные от общей программы партии. Существование внутри партии фракций делает ее политику более гибкой, так как помогает сохранить свое влияние среди различных групп избирателей. Политика партий вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями. Руководящие органы партий часто складываются из представителей различных фракций. В программах политических партий обычно под-черкивается их намерение служить интересам определенных социальных групп или боль-ших групп всей страны. В политической практике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Таким образом, партия – организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения по определенным целям для участия в органах власти или для ориентации властей на дости-жение своих требований.
По этой модели считается, что люди
со скромным достатком, невысоким уровнем
об-разования, с статусом рабочего или
мелкого служащего тяготеют к
либеральным или ле-вым
1) Способность быстро
2) Предвидеть отдаленные
3) Способность находить
4) Определять наиболее
В современном демократическом
обществе важной функцией политических
партий является служить началом
связи между гражданским
Вопрос 26
Классификация партий:
• Либеральные
• Социал-демократические
• Парламентские
Парламентской партия становится тогда, когда партия по итогам общественных вы-боров преодолевает установленный законодательством страны порог поданных за нее го-лосов (чаще всего 5% электората). В этом случае партия получает 1 или более депутат-ских мандатов. Мелкие партии для этого могут объединяться в предвыборные союзы. Со-циал-демократические партии включают в свою программу в основном материально-земельные цели.
Партии могут
Исходя из этих классификаций, существует три вида партийных систем:
• Партии, включающие в себя одну или несколько партий, способных получать абсолютное большинство мест в парламенте
• Наличие доминирующей партии в парламенте
• Система, которая опирается на коалицию миноритарных партий
Опыт показывает, что первая система затрагивает деятельность парламента, так как не способна осуществлять принципа чередования власти.
Классификация партий:
1. Партии, предназначенные для
2. Партии-общины Такие партии
создаются не по
3. Карманные партии. Это небольшие
организации, которые
Вопрос 27
Анализ состояния и тенденций развития политической жизни позволяет сделать вывод, что на современном этапе одной из ключевых проблем становится более полное осуществление права на повседневное и действенное участие людей, производственных ор-ганизаций в решении вопросов государственной жизни.
В мировой социологической литературе описано немало исследований, касающихся различных общественных политических организаций. При всей их важности специфика этой проблемы в России очень велика.
В 90-е годы в политической жизни России участвуют социальные силы, различные по своему количеству и составу. Особое место среди них занимают политические партии, общественные движения, гражданские инициативы, любительские объединения по инте-ресам. К началу 1997 года, по оценкам экспертов, в России функционировало около 40 тыс. федеральных, межрегиональных и региональных организаций, и число их продолжа-ет расти.
Этот взлет общественной инициативы особенно четко проявился во второй половине 80-х годов. Наряду с традиционными общественными организациями (профсоюз, комсо-мол, научные, научно-технические, культурно-просветительные и спортивные общества и ассоциации) стали возникать многочисленные новые объединения, которые на первом этапе своего формирования были названы неформальным движением.
Широкий диапазон общественных интересов людей: от политических и экономических до досуговых, от национальных и националистических до космополитических, от про-блемных (экологических, например) до любительских объединений по интересам. Что ха-рактерно для этих движений?
Во-первых, они выявили многообразие установок людей на решение тех или иных общественных проблем. Над ними перестали довлеть заданность, различные ограничения и официальные регламентации. Создана реальная возможность реализовать свои цели, объединить себе подобных и бороться за выживание в этом меняющемся мире.
Во-вторых, новые общественные движения вступили в достаточно жесткую кон-фронтацию со старыми сложившимися структурами, и они в значительной мере проявили свои бойцовские качества, верность идее и, что особенно важно, эффективность своей ра-боты, способность увлечь за собой людей.
В-третьих, среди части общественных формирований появились организации, груп-пы риска, которые характеризуются не только позитивными целями, но и асоциальными, криминогенными устремлениями. Сюда можно отнести и организации профашистского, националистического толка, что, конечно, не способствует установлению благоприятной общественной атмосферы.
И наконец, идет глубокая трансформация существовавших общественных структур. Время обновления позволило достаточно четко проверить жизненность многих из них, их способность к развитию в новых условиях.
Иначе говоря, возникновение и
чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа по совер-шенствованию политической системы нового общества еще далеко не реализован. Воз-можности людей пока в основном проявляются стихийно и не всегда в оптимальном вари-анте, ибо нет механизма поддержки социальных инициатив.
Вопрос 28
Вопрос о субъекте и объекте политических отношений берет свое начало и пере-плетается с вопросом о роли личности в истории и роли народных масс в историческом процессе – кто, для чего, над кем и при помощи чего творит историю и осуществляет политические отношения. Долгое время ответы на эти вопросы носили идеалистиче-ский характер, то есть, что все процессы в обществе предопределены высшей силой и творятся кем-то извне (Бог, высшее сознание и т.п.) Но с середины 19 века и большин-ством современных исследователей признается материалистический взгляд, то есть все действующие стороны истории и политических отношений рассматриваются не от-дельно от общества, а рождаются в этом обществе и обусловлены реальными, матери-альными процессами.
Таким образом, субъектом и объектом
политических отношений выступает
сам чело-век. Когда мы рассматриваем
человека в рамках общества и государства,
следует иметь ввиду три
1. Человек как гражданин государства. Человек лишен своих индивидуальных ка-честв и объединен (уравнен) в своих правах и обязанностях с другими граждана-ми. Наряду с этим он имеет ряд обязанностей. Все права и обязанности являются юридической основой человека как субъекта политики.
2. Человек как член общества
(семья, коллектив и т.п.) Основания
действий и дея-тельности
3. Человек как личность и индивидуальность. То, что отличает и объединяет.
В силу того, что человек живет в обществе, он не может быть свободным от этого общества. (В этом смысле) Человек выступает объектом политических отношений. Но особенность ситуации в том, что из объекта политики человек превращается и в субъект политики.
Необходимые условия (превращения):
1. заинтересованность в
2. человек должен осознать свои
интересы и потребности;
3. человек должен понять связь
между его интересами и
4. человек должен быть
5. необходимо знать механизмы и правила политической игры
Все это сложно осуществить одному человеку. Именно поэтому даже сильная лич-ность становится субъектом политики, формируя вокруг себя команду, то есть группу единомышленников.
Вопрос 29
Большую роль в процессе превращения человека из объекта в субъект политики игра-ет политическая социализация, которая есть составная часть социализации личности в це-лом.
Социализация – это врастание (интеграция) личности в общество через различные типы социальных общностей путем усвоения определенных норм и ценностей через при-способление и вхождение человека в уже созданные социальные отношения и системы; дальнейшее развитие этих отношений.
Социализация идет двумя путями:
1. через социальную адаптацию
2. через интериоризацию
Социальная адаптация –