Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:17, дипломная работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе многопланового и хронологически последовательного анализа внутренней политики правительств Э. Блэра и Г. Брауна выявить её характерные черты, механизмы реализации, способы корректировки и достигнутые результаты. Задачи: 1) дать характеристику состоянию британской экономики в период правления кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна, рассматривая полученные результаты в контексте долгосрочных тенденций развития британской экономической системы; 2) проанализировать действия правительства ЛПВ в сфере макроэкономического регулирования (бюджетная и фискальная политика и т. д.); 3) рассмотреть участие кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна в решении вопросов на мезо- и микроэкономическом уровне;
Введение …………………………………………………………………………………………….2
Глава I. Модернизация системы государственного управления и конституционная реформа11
1. Децентрализация управления государством ………………………………………………….11
2. Ирландский вопрос …………………………………………………………………………….17
3. Модернизация парламента и другие составляющие конституционной реформы …………22
Глава II. Экономическая политика ………………………………………………………………29
1. Экономическая политика первого и второго правительств Энтони Блэра …………………29
2. Антикризисная политика правительства Гордона Брауна и действия кабинета Кэмерона – Клегга …46
Глава III. Отдельные аспекты социальной политики …………………………………………..60
1. Гендерная политика ……………………………………………………………………………60
2. Сфера образования ……………………………………………………………………………..69
3. Проблема иммиграции …………………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………………………...84
Список источников и литературы ………………………………………………………………..87
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Модернизация системы государственного управления и конституционная реформа11
1. Децентрализация управления государством ………………………………………………….11
2. Ирландский вопрос …………………………………………………………………………….
3. Модернизация парламента и другие составляющие конституционной реформы …………22
Глава II. Экономическая политика ………………………………………………………………29
1. Экономическая политика
первого и второго
2. Антикризисная политика
правительства Гордона Брауна и действия
кабинета Кэмерона – Клегга …………..………………………………………………………………
Глава III. Отдельные аспекты социальной политики …………………………………………..60
1. Гендерная политика
……………………………………………………………………………
2. Сфера образования ………………………………
3. Проблема иммиграции …………………………
Заключение …………………………………………………
Список источников и литературы ………………………………………………………………..87
Введение
Процессы, обусловившие переход Великобритании
от индустриального к постиндустриальному
типу развития – новые принципы экономической
деятельности, сдвиги в социальной сфере,
различные ипостаси глобализации – затронули
все стороны жизни общества, включая политическое
и административно-
Во второй половине прошедшего столетия в социальной структуре британского общества особое значение приобрело снижение доли малоквалифицированных и неквалифицированных слоёв рабочего класса, которые изначально были ядром электората лейбористов. В результате начавшегося перехода страны от индустриального к постиндустриальному типу развития промышленность уступала место сфере услуг и высокотехнологичным производствам. Если в 1979 г. в промышленности было занято 32 % рабочих, то в 1997 г. – 18 %, в то время как в сфере услуг в тот же период занятость поднялась с 58 % до 75 %1. Соответственно увеличивалась доля средних слоёв. ЛПВ не была партией исключительно рабочего класса, но примерно 2/3 её электората до 1960-х гг. составляли работники физического труда, тогда как в электорате консерваторов их насчитывалось не более 1/3. Поэтому сокращение численности малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих сильнее всего ударило именно по позициям лейбористов. Положение осложнялось тем, что лейбористы теряли поддержку среди своих традиционных сторонников, которые всё активнее голосовали за тори и третьи партии.
К 1997 г. лейбористы добились успеха в привлечении на свою сторону широких социальных слоёв. Они могли рассчитывать не только на голоса своих обычных сторонников: квалифицированные рабочие, в 1980-е гг. голосовавшие за консерваторов, были склонны отдать предпочтение лейбористам. Крупные достижением была поддержка лейбористов со стороны низших и средних служащих, мелких предпринимателей, более двух третей которых до этого голосовали за тори. Наконец, более 30 % высших служащих, управленцев и средних предпринимателей оказались на стороне лейбористов. Для консерваторов они являлись таким же ядром электората, как для ЛПВ – малоквалифицированные и неквалифицированные рабочие.
Увеличение налоговых ставок, введение НДС на продукты питания, рост процентных ставок и цен на недвижимость, жёсткая позиция по вопросу предоставления автономных прав Шотландии и Уэльсу привели консерваторов к поражению на выборах в парламент2. На всеобщих выборах 1997 г. консерваторы получили 165 мест в парламенте, а лейбористы – 419 и большинство в 179 голосов. За ЛПВ проголосовали 43,2 % пришедших на избирательные участки, тори набрали 31 %. Общее число проголосовавших за ЛПВ превысило 13,5 млн. человек. При этом в пользу лейбористов сработали особенности мажоритарной системы голосования, благодаря которой лейбористы получили 65 % мест в парламенте при 43,2 % полученных голосов3. Пост премьер-министра Великобритании занял Энтони Блэр, возглавлявший ЛПВ с 1994 г. Победив на всеобщих выборах, лидер лейбористов заявил о своей приверженности идее «третьего пути», обладающей достоинствами как прежней лейбористской идеологии, так и концепций сторонников полной реализации принципов неоконсерватизма (в социальной политике) и неолиберализма (в экономике).
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе многопланового и хронологически последовательного анализа внутренней политики правительств Э. Блэра и Г. Брауна выявить её характерные черты, механизмы реализации, способы корректировки и достигнутые результаты.
Задачи:
1) дать характеристику состоянию британской экономики в период правления кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна, рассматривая полученные результаты в контексте долгосрочных тенденций развития британской экономической системы;
2) проанализировать действия правительства ЛПВ в сфере макроэкономического регулирования (бюджетная и фискальная политика и т. д.);
3) рассмотреть участие кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна в решении вопросов на мезо- и микроэкономическом уровне (в отношении отдельных отраслей и корпораций);
4)рассмотреть действия государства в социальной сфере, в том числе – в области высшего образования;
5) дать комплексный анализ сущности и основных тенденций реформы системы государственного устройства Соединённого Королевства (1997 – 2006 гг.). Для решения данной задачи следует решить следующие задачи:
5.1) выявить основное содержание политики государства в «ирландском вопросе»;
5.2) вскрыть проблемы взаимодействия центральных ведомств и региональных, местных органов власти в Шотландии, Уэльсе, английских районах;
5.3) проанализировать характер, тенденции и этапы модернизации палаты лордов;
5.4) выявить сущность и специфику реформирования палаты общин;
5.5) выявить особенности реализации доктрины разделения властей в Великобритании;
5.6) исследовать проблемы, с которыми столкнулась правящая партия при проведении реформ, оценить последствия преобразований;
5.7) определить отношение общественности к данным проблемам, а также отношение консервативной и либерально-демократической партий к политике реформ;
Объект исследования: наиболее важные аспекты внутренней политики Великобритании в 1997 – 2010 гг.
Предмет исследования: экономическая стратегия и тактика неолейбористских правительств. Они должны рассматриваться в контексте технологического прогресса и постиндустриального развития, а также с учётом внутренней и международной рыночной конъюнктуры данного периода.
Специальные исторические методы представлены, прежде всего, проблемно-историческим и сравнительно-историческим анализом.
Хронологические рамки основной части охватывают весь период деятельности правительств Э. Блэра и Г. Брауна (май 1997 г. – 11 мая 2010 г.). Такой подход позволяет дать комплексный анализ внутренней политики ЛПВ на протяжении нескольких парламентских циклов. Кроме того, следует затронуть вопрос о первых шагах кабинета Дэвида Кэмерона.
Источники
Первую группу источников составляют официальные документальные материалы. Необходимо отметить, что эта группа, в свою очередь, подразделяется на ряд подгрупп. Во-первых, это отчёты заседаний парламента. Они содержат обширный материал относительно направленности обсуждавшихся законопроектов, методики представления и хода обсуждения их в обеих палатах парламента, природы разногласий между правящей партией и оппозицией. Для исследователей представляют большой интерес выступления отдельных парламентариев, поскольку они дают представление о взглядах на проблему государственных реформ не только верхушки лейбористской и консервативной партий, но и «заднескамеечников». Полный текст дебатов палаты общин воспроизводится на парламентском сайте (www.parliament.uk).
Основным результатом парламентской работы являются законодательные акты, образующие следующую подгруппу источников. Представляют интерес официальные тексты парламентских актов периода 1997 – 2010 гг., касавшихся реформирования финансовой системы, развития конкурентной среды и т. д. (www.opsi.gov.uk). Представление о позиции лейбористской партии по проблеме децентрализации власти помогают составить следующие нормативно-правовые акты: Акт о референдумах в Шотландии и Уэльсе 1997 г., Акт о Шотландии 1998 г., Акт о региональных агентствах развития 1998 г., Акт об управлении Уэльсом 1998 г. и ряд примыкающих к ним статутов, Акт об управлении Уэльсом от 2006 г. Ценность этих документов заключается в том, что в них отражена легитимация идеи новых политических институтов (Национальной ассамблеи Уэльса и парламента Шотландии), даётся детальное описание процесса формирования принципиально нового уровня управления, отличного и от вестминстерской системы, и от системы местного самоуправления, и изложены принципы, на которых базируется данный процесс. Также данные акты отражают апробацию пропорциональной избирательной системы. Важным для понимания сущности новой системы управления и правительственного подхода к деволюции является изучение таких документов, как меморандум о взаимопонимании и соглашение Севелла. В них зафиксированы принципы, формы и направления сотрудничества центральных правительственных ведомств и национальных органов, механизм делегирования ряда полномочий. Наглядной иллюстрацией развития тактики и стратегии первого правительства Энтони Блэра в отношении местных властей являются акты о местном самоуправлении 1999 г. и 2000 г., в которых закреплены основополагающие постулаты – некоторое ослабление финансовой централизации, передача органам местного самоуправления отдельных функций, сотрудничество с представителями деловых кругов и общественностью. Билль о конституционной реформе представляет собой скорректированный вариант правительственных предложений по поводу
Следующая подгруппа - «белые книги». Для понимания проблемы модернизации палаты лордов наибольшую ценность имеют «белые книги» 2001 г. и 2003 г. В них приведены аргументы в пользу реформирования данного традиционного политического института, предложена модель его обновления. По проблеме реформы высшего звена судебной власти было издано три «белые книги», все они датируются 2003 г. «Белая книга» под названием «Усовершенствованное управление для Уэльса» (2005) позволяет проследить изменения в позиции центрального правительства в отношении степени допустимой автономии валлийского региона и проанализировать их значимость как для самого Уэльса, так и для всего процесса децентрализации в целом. «Усовершенствованным управлением для Уэльса» были предусмотрены три варианта расширения власти Национальной ассамблеи Уэльса – от простой передачи ей ряда функций отдельными центральными ведомствами до делегирования всей полноты законодательных полномочий. Содержащиеся в книге предложения о запрете «двойных кандидатур» и выделении из Ассамблеи отдельного исполнительного органа власти косвенно свидетельствуют о том, что такая цель деволюции, как создание новой системы управления, отличной от вестминстерской модели, не была успешно реализована на всех направлениях. Свет на деволюцию Англии проливает «белая книга» «Ваш регион, ваш шанс», позволяющая установить особенности английского варианта децентрализации власти, а именно доминирование экономической и административной форм деволюции. В книге чётко определено, что полномочия регионального властного уровня в области законотворчества существенно ограничены. В «белых книгах» «Современное местное самоуправление в контакте с людьми» и «Сильное местное руководство – высокое качество коммунальных услуг» речь идёт об органах местного самоуправления
Четвёртую подгруппу представляют собой отчёты парламентских комитетов и королевских комиссий. Данные материалы также дают возможность отследить, в каких вопросах кабинет министров высказывал единую точку зрения, а при обсуждении каких происходил раскол; каким образом эволюционировали установки лидеров правящей и оппозиционной партий в отношении реформ, изменился стиль поведения правительства от категоричного к компромиссному. Так, процесс обсуждения реформы судебной власти отражён в отчётах комитета палаты общин по конституционным вопросам и специально созданного для анализа данной проблемы комитета палаты лордов.
Пятая подгруппа – это материалы библиотеки парламента. Они содержат сводную информацию о работе парламентских комитетов и королевских комиссий разных лет, данные о количественном и качественном составе того или иного комитета или комиссии. Завершают первую группу источников материалы министерств и департаментов.
Вторую группу источников составляют документы политических партий. Предвыборные манифесты позволяют проанализировать, каковы изначально были целевые установки партий по проблеме, как они со временем развивались, как менялись партийные приоритеты. И хотя часто эти документы имеют пространный характер или грешат чрезмерным пафосом и эмоциональностью, они незаменимы при определении степени заинтересованности партий в разрешении назревших политических проблем и анализе многообразия подходов к их решению, настроенности на постепенные или радикальные реформы.
Доступ к большому массиву первичной информации открывают издания отдельных государственных учреждений Великобритании. Главное место в этом ряду принадлежит Банку Англии и Казначейству Её Величества (Министерству финансов). Центральный банк страны, а также тесно связанный с ним Комитет по монетарной политике, регулярно публикуют материалы об уровне инфляции, состоянии денежной массы, текущем значении базовой учётной ставки и мотивах её изменения (www.bankofengland.co.uk). Министерство финансов аналогичным образом открывает детальную информацию о государственных бюджетах и связанных с ними макроэкономических показателях (www.hm-traesury.gov.uk). Наряду с этими институтами, играющими ключевую роль в регулировании национального хозяйства, важные данные профильного характера публиковали и другие ведомства.
Следующая группа источников представлена материалами СМИ. Огромный массив первичной информации, а также важных оценок и комментариев содержит в себе пресса, исторически примыкающая как к лейбористам («The Guardian», «The Observer», «The Independent», «New Statesman»), так и к их противникам («The Times», «The Financial Times»). Особое место занимают материалы государственной теле- и радиовещательной корпорации Великобритании Би-би-си (www.bbc.co.uk).
Информация о работе Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг