Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 15:04, дипломная работа
Цель предпринимаемого исследования:
• выявить и оценить тенденции развития финансовых процессов на предприятии;
• определить недостатки, имеющиеся при использовании денежных
• средств;
• дать рекомендации для устранения недостатков и улучшения положения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и методика анализа финансового состояния
субъекта хозяйствования…………………………………………….6
1.1 Структура финансового анализа……………………………………………..6
1.2 Бухгалтерская отчетность как информационный
источник анализа……………………………………………………………...8
1.3 Методы финансового анализа………………………………………………10
1.4 Показатели, используемые для анализа……………………………………14
1.4.1 Порядок расчета и анализа показателей……………………………….16
1.5 Метод агрегированного баланса…………………………………………….27
Глава 2. Анализ финансового состояния ООО «БЭСТ»…………………….31
2.1 Организационная и технико-экономическая характеристика
организации………………………………………………………….............31
2.2 Методика проведения анализа в ООО «БЭСТ»……………………………33
2.3 Анализ финансовой устойчивости…………………………………………40
2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности…….…………………………49
2.5 Комплексный анализ финансовых ситуаций по степени
устойчивости и ликвидности баланса………………………………………59
2.6 Анализ финансовых коэффициентов……………………………………….64
2.7 Анализ уровня и структуры финансовых результатов
деятельности предприятия…………………………………………... ……..72
2.8 Оценка деловой активности и рентабельности…………………………….74
2.9 Анализ использования трудовых ресурсов предприятия………………….81
Глава 3. Оценка полученных результатов анализа хозяйственной деятельности………………………………………...…………………………….87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...102
Список используемой литературы…………………………………….............109
Приложения……………………………………………………………………..111
Обеспеченность кадрами, особенно производственными рабочими, зависит от движения в течение анализируемого периода. Интенсивность движения рабочих кадров характеризуется коэффициентами:
Для анализа динамики показателей движения рабочих кадров рекомендуется таблица 2.11
Коэффициенты движения кадров не планируются, поэтому их анализ производится сравнением показателей отчетного года с показателями предыдущего года или лучше за ряд лет.
Текучесть рабочих играет большую роль в деятельности предприятия. Постоянные кадры, длительное время работающие на предприятии, совершенствуют свою квалификацию, осваивают смежные профессии, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке, создают определенную деловую атмосферу в коллективе и активно влияют, поэтому на уровень производительности труда. Для изучения причин текучести кадров следует периодически проводить социологические исследования и наблюдения с целью изучения происходящих изменений в качественном составе рабочих, руководителей и специалистов, т. е. в квалификации, стаже работы, специальности, образовании, возрасте и т. п. Увольнение рабочих при сокращении объема производства при расчете показателей текучести кадров не учитываются.
Таблица 2.11
Динамика показателей движения рабочих кадров
№ стр |
Показатели |
Пред-ий год |
Отче-ый год |
Темп роста,% |
1 |
Среднесписочная численность рабочих, чел. : |
150 |
165 |
110 |
2 |
Принято рабочих - всего |
5 |
15 |
300 |
3 |
Выбыло рабочих - всего |
10 |
8 |
80 |
|
в том числе: |
|
|
|
4 |
в связи с сокращением численности |
0 |
0 |
0 |
5 |
по собственному желанию |
10 |
8 |
80 |
6 |
уволено за прогул и др. нарушения трудовой дисциплины |
0 |
0 |
0 |
|
Коэффициенты: |
|
|
|
7 |
оборота по приему (стр.2:стр.1) |
0,03 |
0,09 |
|
8 |
оборота по выбытию (стр.3:стр.1) |
0,06 |
0,04 |
|
9 |
общего оборота [(стр.2+стр.3):стр. 1] |
0,1 |
0,14 |
|
10 |
сменяемости кадров min (стр.2 или стр.3:етр.1)
|
0,06 |
0,04 |
|
11 |
текучести кадров [(стр.5+стр,6):стр1] |
0,06 |
0,04 |
|
ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подводя итоги проделанной работы, хочется обратить внимание не только на актуальность выбранной темы и сделать выводы по проведенному исследованию, но и отметить важность выполнения дипломной работы по данной теме вообще, то есть в вопросе повышения собственной квалификации и профессионализма.
Обсуждение проблем финансового состояния предприятия, как правило, сводится к обсуждению нюансов расчета того или иного коэффициента. Таким образом, происходит подмена целей, исходящих при решении задач финансового менеджмента, на цели, исходящие от самого расчета.
При рассмотрении финансового состояния предприятия можно были обнаружены следующие проблемы:
На практике низкая финансовая устойчивость грозит проблемами в погашении обязательств в будущем, другими словами - зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности. О растущей зависимости компании от кредиторов придется задуматься при снижении коэффициентов автономии (коэффициентов финансовой независимости).
Коэффициент рентабельности всего капитала - отношение заработанной за период чистой прибыли к итогу баланса - свидетельствует о способности предприятия зарабатывать дополнительные деньги, наращивать свой капитал.
Говоря языком финансового анализа, рентабельность компании определяется прибыльностью деятельности и оборачиваемостью активов.
Зависимость рентабельности от величины получаемой прибыли очевидна. Понятие "насколько быстро получаем заработанное" возвращает нас все к тем же оборотным активам. Чем дольше исходное сырье хранится на складе до запуска в производство, тем длиннее цикл изготовления продукции; чем дольше готовая продукция хранится на складе и чем дольше покупатели не оплачивают счета за отгруженную продукцию, тем дольше нам придется ждать получения заработанного (окончания цепочки: Деньги - Товар - Деньги новые). Действительно, чем дольше приходится ждать будущих доходов, тем менее приятна ситуация для собственника, вложившего деньги.
Среди показателей, характеризующих финансовую устойчивость, основным считается коэффициент автономии - отношение собственного капитала к заемным средствам (Итог разд.III баланса / (Итог разд.IV + Итог разд.V баланса)).
Снижение показателя означает опережающий рост заемных средств по отношению в росту собственного капитала компании (зарабатываемой прибыли). Почему приходится все больше налегать на заемные средства? Мало зарабатываем прибыли (еще хуже, имеем убытки) либо живем не по средствам - значит перебираем с капитальными вложениями или пустили на самотек рост оборотного капитала.
2. Дефицит денежных средств. Низкая платежеспособность.
На практике это означает, что у компании в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для того, чтобы своевременно расплатиться по своим обязательствам, то есть появились "финансовые дыры". О низкой платежеспособности свидетельствуют также сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом, кредиторами, угрожающий рост привлекаемых кредитов, возникающие как следствие "затыкания" этих "финансовых дыр".
Так, например, о возможных
проблемах с погашением
Снижение коэффициента ликвидности свидетельствует о том, что возможностей у предприятия по погашению обязательств становится меньше, поэтому необходимо найти причины ухудшения ситуации и варианты ее исправления.
Причина снижения коэффициента ликвидности, если обратиться к вышеуказанной формуле, - опережающий рост знаменателя по сравнению с ростом числителя. Очень часто этим математическим ключом пытаются раскрыть экономический смысл, например: "Снижение показателя общей ликвидности вызвано слишком большой кредиторской задолженностью. Для повышения коэффициента общей ликвидности необходимо сокращать кредиторскую задолженность и наращивать величину оборотных активов".
Этот вывод на "управленческом языке" означает, что для улучшения платежеспособности компании следует отказаться от авансов покупателей, платить кредиторам как можно скорее, а зарплату и налоги чаще, чем это требуется (все это касается сокращения обязательств). Однако наращивать оборотные активы значит закупать запасы на много лет вперед, затоваривать склад готовой продукции, позволять покупателям не платить по счетам, выплачивать поставщикам большие авансы.
На самом деле причины изменения ликвидности лежат глубже. Почему кредиторская задолженность предприятия стала расти или почему оно было вынуждено привлечь кредит? Возможно, главный бухгалтер предприятия крайне рассеян и по забывчивости не оплачивает счета поставщиков, поэтому кредиторская задолженность бесконтрольно растет.
Но в большинстве случаев решение потянуть с оплатой того или иного счета принимается осознанно по простой причине - не хватает собственных средств на ведение текущей деятельности компании. Осталось внести последние штрихи: заработанные собственные средства - это, безусловно, прибыль. Ведение производственной деятельности - это создание оборотного капитала и приобретение внеоборотных активов. (Что нужно, чтобы производить продукцию? Материалы, из которых продукция изготавливается, и станки, на которых она создается.)
Одна из причин сокращения коэффициента общей ликвидности состоит в том, что организация по всей видимости перебирает с капитальными вложениями - строительством цехов, приобретением оборудования, то есть осуществить приобретения, которые ей сейчас не по карману (карманом в этом случае является опять же прибыль). Капитальные затраты, превышающие прибыль компании, потребуют привлечения дополнительных заемных средств. Опережающий рост заемных средств приведет к снижению показателей ликвидности. (См. рис.3.1 схема 1)
С финансированием затрат на приобретение основных фондов связана еще одна причина снижения коэффициента ликвидности. Правила финансового менеджмента просты: долгосрочные кредиты должны привлекаться на финансирование капитальных затрат, краткосрочные - на финансирование оборотного капитала. Можно сказать и по-другому: для сохранения приемлемой ликвидности величина капитальных затрат не должна превышать сумму заработанной за период прибыли и привлеченного за период долгосрочного кредитования. Реалии жизни таковы, что строить, перевооружать, модернизировать нужно практически всем, а получить долгосрочное кредитование удается далеко не каждому предприятию. Приходится искать выход - привлекать краткосрочные кредиты на финансирование капитальных затрат. В этом случае можно ожидать снижения показателей ликвидности.
Таким образом, в большинстве случаев причиной снижения коэффициента ликвидности является то, что предприятие мало заработало, то есть получило недостаточно прибыли или, еще хуже, убыток, либо потратило на текущую деятельность больше, чем смогло заработать.
3. Недостаточное удовлетворение интересов собственника.
Данную проблему чаще всего называют "низкой рентабельностью собственного капитала".
На практике это означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые его вложениям. Следствием такой ситуации является и недовольство и менеджментом организации, и желание выйти из компании. О снижающейся отдаче на вложенный в компанию капитал скажет снижение показателей рентабельности.
Распространенный штамп финансового анализа - поиск причин изменения показателя в его расчетной формуле, при этом часто имеется в виду динамика изменений. Самым "многострадальным" в этом плане является коэффициент общей ликвидности.
Как выяснилось, проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют единые корни: либо у компании нет возможности сохранять приемлемое финансовое положение (компания зарабатывает недостаточно для того, чтобы быть финансово здоровой), либо она нерационально распоряжается результатами своей деятельности. По аналогии с нашим персональным бюджетом: нехватка денег (низкая ликвидность), недовольство своим уровнем жизни (низкая рентабельность), долги знакомым (зависимость от кредиторов) связаны либо с тем, что мы мало зарабатываем, либо с тем, что много тратим или вообще кидаем деньги на ветер. (См. рис. 3.2 схема 2)
Однако просто сказать, что мы плохо живем, потому что мало зарабатываем или нерационально распоряжаемся заработанным, - не означает провести полноценный финансовый анализ. Необходимы, во-первых, дальнейшие уточнения причин, во-вторых, предложения по исправлению ситуации.
Начнем разбираться с недостаточной прибылью. Величину прибыли на предмет достаточности можно оценить по абсолютной величине, динамике изменений (растет, падает) и коэффициенту прибыльности продаж (отношение прибыли к выручке от реализации).
Заработанная прибыль определяется не только объемами продаж и ценами, как кажется на первый взгляд. Безусловно, мысль об объемах реализации приходит в первую очередь: при низких объемах продаж заработанная прибыль действительно будет невелика. Почему сложилась такая ситуация? В большинстве случаев можно услышать: "Нет спроса, нашу продукцию не берут". Однако нередко причиной являются недостаточные усилия по продвижению продукции. Речь идет не об отсутствии рекламы, а о пассивности отдела маркетинга либо отдела с другим названием, отвечающего за привлечение заказов. Вместо поиска клиентов, участия в выставках, рассылки информации такой отдел дублирует функции отдела сбыта: просто фиксирует полученные и выполненные заказы. То есть вместо отдела маркетинга - отдел статистики текущих продаж.
Если рыночная ситуация такова, что спрос на продукцию предприятия ограничен и расширение рынка сбыта в ближайшее время не прогнозируется, можно говорить о необходимости выпуска новых видов продукции, налаживании новых видов услуг либо о сокращении производственных фондов. Выпуск нового вида продукции, пользующегося спросом на рынке, позволит увеличить объемы реализации, но потребует вложения средств в приобретение нового оборудования, know-how и придется задуматься о допустимой величине капитальных затрат, которые не приведут к ухудшению состояния компании. Сокращение масштабов производственных фондов позволит увеличить прибыль за счет сокращения постоянных затрат (сокращения затрат на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений).
Возможно, что продвижение продукции организовано блестяще, а прибыль все равно невысока. Причиной этого могут быть высокие затраты. В первую очередь приходит мысль о поставщиках, повышающих цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги. В этом случае вариант снижения затрат - поиск поставщиков, предлагающих более низкие цены.
Причиной высоких затрат могут быть не только поставщики, но и само предприятие. Так, большие затраты на освещение, отопление, потребление воды могут возникать потому, что они просто не контролируются. Это особенно характерно для крупных предприятий. В данном случае снижения затрат можно добиться, усилив контроль.
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО «БЭСТ»