Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе теоретический раздел содержит раскрытие понятия финансовых результатов, структуру прибыли, раскрытие понятия рентабельности; методологический раздел включает обзор анализа состава и динамики прибыли, анализа финансовых результатов от реализации товаров и услуг, анализа прочих доходов и расходов, анализа рентабельности предприятия, анализа использования прибыли, определение резервов роста прибыли и рентабельности; практический раздел содержит анализ финансовых результатов предприятия.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Понятие финансовых результатов
1.2 Структура прибыли
1.3 Понятие рентабельности
2 Методологические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия
2.1 Анализ состава и динамики прибыли
2.2 Анализ финансовых результатов от реализации товаров и услуг
2.3 Анализ прочих доходов и расходов
2.4 Анализ рентабельности предприятия
2.5 Анализ использования прибыли
2.6 Определение резервов роста прибыли и рентабельности
3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение 1 Бухгалтерский баланс за 2008 год
Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках за 2008 год
Приложение 3 Бухгалтерский баланс за 2009 год
Приложение 4 Отчет о прибылях и убытках за 2009 год

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

 

На основе таблицы 1 проведем анализ динамики и состава прибыли (таблицы 2, 3).

 

Таблица 2 Анализ динамики прибыли

Показатель

2008 год

2009 год

Изменение

+ / –

%

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

3005485

3154200

+148715

+ 4,9

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг

1785640

1875420

+ 89780

+ 5,0

Валовая прибыль

1219845

1278780

+ 58935

+ 4,8

Коммерческие расходы

46870

47850

+ 980

+ 2,1

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

1172975

1230930

+ 57955

+ 4,9

Проценты к получению

19875

18754

– 1121

– 5,6

Проценты к уплате

19900

19900

Прочие операционные доходы

332540

332540

Прочие операционные расходы

194625

177609

– 17016

– 8,7

Внереализационные доходы

48750

58760

+ 10010

+ 20,5

Внереализационные расходы

200145

197540

– 2605

– 1,3

Прибыль (убыток) до налогообложения

1159470

1245935

+ 86465

+ 7,5

Текущий налог на прибыль

278273

299024

+ 20751

+ 7,5

Чистая прибыль (убыток) отчетного года

881197

946911

+ 65714

+ 7,5


 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей) увеличилась в 2009 году на 4,9%, то есть на 148 715 рублей. Себестоимость проданных товаров также увеличилась и составила 1 875 420 рублей, что на 5% больше, чем в предыдущем 2008 году. Прибыль до налогообложения возросла на 86 465 рублей (7,5%) за счет увеличения внереализационных доходов на 20,5% (10 010 рублей) и снижения прочих операционных и внереализационных расходов на 8,7% (17 016 рублей) и на 1,3% (2 065 рублей) соответственно.

Чистая прибыль в 2009 году увеличилась на 65 714 рублей (7,5%), что свидетельствует о положительных тенденциях на предприятии.

 

Таблица 3 Анализ состава прибыли

Показатель

2008 год

2009 год

Удельный вес

∆Уд

2008 год

2009 год

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей)

3005485

3154200

100

100

Валовая прибыль

1219845

1278780

40,6

40,5

– 0,1

Прибыль (убыток) от продаж

1172975

1230930

39,0

39,0

Прибыль (убыток) до налогообложения

1159470

1245935

38,6

39,5

+ 0,9

Чистая прибыль (убыток) отчетного года

881197

946911

29,3

30,0

+ 0,7


 

Валовая прибыль в 2008 году составляла 1 219 845 рублей, а в 2009 – 1 278 780 рублей, что занимает на 0,1% меньше от выручки в целом. Доля прибыли от продаж в структуре прибыли не изменилась за исследуемый период. Доли увеличения прибыли до налогообложения и чистой прибыли увеличились на 0,9 и 0,7 соответственно, что является положительной тенденцией развития предприятия.

Для анализа прибыли от реализации продукции в соответствии с формулой 1 составим факторную модель. Расчет влияния факторов на сумму прибыли выполним способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 4.

 

Таблица 4 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, руб.

Показатель

Условные обозначения

2008 год

2009 год

Изменение

+ / –

%

Объем продаж

VРП

13979

15020

+ 1041

+ 7,4

Цена

Ц

215

210

– 5

– 2,3

Себестоимость

С

127,74

124,86

– 2,88

– 2,3


В 2009 году объем реализуемой продукции составил 13 979 шт., что 7,4% больше, чем в 2008 году. Цена в 2009 году снизилась на 2,3%, а себестоимость – на 2,88 рубля. Снижение себестоимости и увеличение объема продаж является положительным моментом в развитии предприятия.

 

Таблица 5 Расчет влияния факторов на сумму прибыли способом цепной подстановки

Показатель

2008 год

Данные 2008 года, пересчитанные на объем продаж 2009 года

2009 год

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)

13 979 × 215 = 3 005 485

15 020 × 215 = 3 229 300

15 020 × 210 = 3 154 200

Полная

себестоимость реализованной  продукции (С)

13 979 × 127,74 = 1 785 640

15 020 × 127,74 = 1 918 655

15 020 × 124,86 = 1 875 420

Прибыль (П)

1 219 845

1 310 645

1 278 780


 

В 2008 году прибыль от реализации продукции составила 1 219 845 рублей, а в 2009 году – увеличилась: за счет повышения объема продаж на 7,4% увеличилась на 90 800 рублей и за счет снижения себестоимости на 2,3% уменьшилась на 31 865 рублей. Общее изменение прибыли от реализации продукции составило 58 935 рублей, что для предприятия является положительной тенденцией.

На основе данных таблицы 2 можно сделать следующие выводы о прочих доходах и расходах предприятия:

  • отрицательным моментом является снижение процентов к получению на 5,6%;
  • проценты к уплате и прочие операционные доходы остались на прежнем уровне;
  • положительной тенденцией является увеличение внереализационных доходов и снижение внереализационных расходов на 10 010 рублей (20,5%) и 2 605 рублей (1,3%) соответственно.

Проведем анализ рентабельности деятельности предприятия.

Рентабельность производственной деятельности предприятия (окупаемость издержек) (формула 2):

Rз0 = 1 219 845 / 1 785 640 = 0,683

Rз1 = 1 278 780 / 1 875 420 = 0,682

В 2009 году рентабельность производственной деятельности предприятия снизилась на 0,001 рубля и составила 0,682 рубля.

Рентабельность продаж (оборота) (формула 5):

Rоб0 = 1 219 845 / 3 005 485 = 0,406

Rоб1 = 1 278 780 / 3 154 200 = 0,405

В 2008 году рентабельность продаж составила 0,406 рубля, а в 2009 году – 0,405 рубля, что на 0,001 рубля меньше, чем в предыдущем году.

Рентабельность (доходность) капитала (формула 9):

RKL0 = 881 197 / 5 739 000 = 0,15

RKL1 = 946 911 / 5 871 000 = 0,16

RСК0 = 881 197 / 3 356 000 = 0,26

RСК1 = 946 911 / 3 684 000 = 0,26

RЗС0 = 881 197 / 2 383 000 = 0,37

RЗС1 = 946 911 / 2 187 000 = 0,43

RУК0 = 881 197 / 500 000 = 1,76

RУК1 = 946 911 / 500 000 = 1,89

RПК0 = 881 197 / 1 112 000 = 0,79

RПК1 = 946 911 / 1 519 000 = 0,62

За исследуемый период рентабельность всего капитала предприятия увеличилась на 0,01 рубля. В 2009 году рентабельность собственного капитала не изменилась, это означает, что в эти года на 1 рубль, вложенного в собственный капитал, приходится 0,26 рубля прибыли. Рентабельность заемного капитала в 2009 году составила 0,43 рубля, что на 0,06 рубля больше, чем в предыдущем году. Положительной тенденцией является и увеличение рентабельности уставного капитала. В 2009 году на 1 рубль, вложенного в уставный капитал, приходится 1,89 рубля прибыли, что на 0,13 рубля, чем в 2008 году.

Отрицательным моментом является снижение рентабельности перманентного (инвестиционного) капитала на 0,17 рубля.

Факторная модель рентабельности производственной деятельности предприятия (формула 11):

Rз0 = [13 979 × (215 – 127,74)] / [13 979 × 127,74] = 1 219 807,54 / 1 785 677,46 = 0,683

Rзусл1 = [15 020 × (215 – 127,74)] / [15 020 × 127,74] = 1 310 645,2 / 1 918 654,8 = 0,683

∆ Rз (VРП) = 0,683 – 0,683 = 0

Rзусл2 = [15 020 × (210 – 127,74)] / [15 020 × 127,74] = 1 235 545,2 / 1 918 654,8 = 0,644

∆ Rз (Ц) = 0,644 – 0,683 = – 0,039

Rз1 = [15 020 × (210 – 124,86)] / [15 020 × 124,86] = 1 278 802,8 / 1 875 397,2 = 0,682

∆ Rз (С) = 0,682 – 0,644 = 0,038

∆ Rзобщ = 0,682 – 0,683 = – 0,001

В 2008 году рентабельность производственной деятельности предприятия составила 0,683 рубля прибыли на 1 рубль, вложенный в себестоимость продукции. В 2009 году рентабельность уменьшилась на 0,001 рубля, в том числе из-за снижения цены на 5% рентабельность уменьшилась на 0,039 рубля и из-за снижения себестоимости продукции на 2,3% – увеличилась на 0,038 рубля.

Примерно таким же образом произведем факторный анализ рентабельности оборота (формула 12):

Rз0 = [13 979 × (215 – 127,74)] / [13 979 × 215] = 1 219 807,54 / 3 005 485= 0,406

Rзусл1 = [15 020 × (215 – 127,74)] / [15 020 × 215] = 1 310 645,2 / 3 229 300 = 0,406

∆ Rз (VРП) = 0,406 – 0,406 = 0

Rзусл2 = [15 020 × (210 – 127,74)] / [15 020 × 210] = 1 235 545,2 / 3 154 200 = 0,392

∆ Rз (Ц) = 0,392 – 0,406 = – 0,014

Rз1 = [15 020 × (210 – 124,86)] / [15 020 × 210] = 1 278 802,8 / 3 154 200 = 0,405

∆ Rз (С) = 0,405 – 0,392 = 0,013

∆ Rзобщ = 0,405 – 0,406 = – 0,001

  

В 2008 году рентабельность продаж (оборота) составила 0,406 рубля прибыли на 1 рубль выручки. В 2009 году рентабельность уменьшилась на 0,001 рубля, в том числе из-за снижения цены на 5% рентабельность уменьшилась на 0,014 рубля и из-за снижения себестоимости продукции на 2,3% – увеличилась на 0,013 рубля.

На рассматриваемом предприятии  существуют следующие резервы увеличения  прибыли:

  • увеличение объема производства и реализации выпускаемой  продукции;
  • снижение  себестоимости  выпускаемой  продукции;
  • повышение  качества  выпускаемой  продукции.

Также представляется необходимым  сделать ряд предложений по улучшению  финансовых результатов предприятия, которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном,  так и в долгосрочном  периоде:

  • рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие  расходы;
  • усовершенствовать  управление  предприятием,  а  именно:
  • выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;
  • внедрить на предприятии системы управленческого   учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат  и отдельных групп товарной  продукции;
  • повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой  продукции;
  • осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное  качество;
  • осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям  покупателей;
  • совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность  отдельных  рекламных  мероприятий;
  • осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска  бракованной  продукции;
  • при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за  низкой  квалификации;
  • повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом  производительности  труда;
  • разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией  ресурсов;
  • использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;
  • разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности  труда;
  • осуществлять постоянный контроль  за  условиями хранения  и  транспортировки  сырья  и  готовой продукции.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия