Анализ эффективности использования материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Для достижения поставленной цели мною предполагалось решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность использования материальных ресурсов и методику расчета основных показателей;
провести комплексный анализ деятельности ОАО «Завод «Навигатор» на основании официальной бухгалтерской отчетности за период с 2010 по 2012 гг.;
проанализировать состав и структуру имущества предприятия;
провести анализ ликвидности и платежеспособности;
дать оценку вероятности банкротства.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа эффективности использования материальных ресурсов……………......................................................................................................................5
1.1. Экономическая сущность использования материальных ресурсов...................................5
1.2. Методика расчета показателей эффективности использования материальных ресурсов.…………………………………………………………………….................................9
Глава 2. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия........16
2.1. Характеристика ОАО «Завод «Навигатор».......................................................................16
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ...17
2.3. Анализ объема, качества и конкурентоспособности продукции....................................20
2.4. Анализ эффективности использования основных средств.............................................28
2.5. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов...........................................32
2.6. Анализ себестоимости продукции.....................................................................................35
2.7. Анализ прибыли и рентабельности....................................................................................36
2.8. Анализ безубыточности......................................................................................................40
2.9. Анализ финансового состояния.......................................................................................42
Спецанализ..................................................................................................................................50
Заключение..................................................................................................................................55
Литература...................................................................................................................................58

Файлы: 1 файл

Курсовая АХД яп.docx

— 269.87 Кб (Скачать файл)

 

Можно отметить, что темпы роста производительности труда в динамике значительно  увеличились и к 2009 и 2010 гг. составили 145,17% и 225,99% соответственно, однако, это рост не зависит от увеличения численности персонала предприятия, так как хоть и наблюдается увеличение данного показателя в динамике, но оно не слишком значительно и к тем же годам составляет 100,87% и 101,09% соответственно. Из этого следует, что рост объемов производства был обеспечен интенсивными факторами, так как темпы роста численности ниже темпов роста производительно труда. Так же нельзя объяснить рост производительности труда повышением уровня механизации производства, так как он составил к 2009 и 2010 гг. 100,37% и 100,49% соответственно, что существенно ниже показателей роста производительности труда.

Так же можно  наблюдать высокий рост себестоимости  продукции, он составил 169,08% и 215,08% к 2009 и 2010 гг. Это объясняется сменой поставщиков материальных ресурсов и использованием более качественных материалов и сырья, что в конечном итоге поможет вывести продукцию на новый уровень. Этим же обуславливается рост стоимости основных производственных фондов на 81,79% и 258,98% в 2010 и 2009 гг. соответственно и рост фондовооруженности труда, которая возросла на 83,19% и 260,37% в 2010 и 2009 гг. соответственно.

Из-за повышения  себестоимости возросли затраты  на рубль товарной продукции на 0,11 руб. по сравнению с 2010 г. Так же, не смотря на увеличение реализованной продукции, прибыль от продаж в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 26,22%, это опять же связано со значительным ростом себестоимости продукции. Соответственно из-за уменьшения прибыли от продаж заметно и снижение рентабельности продаж (к 2010 году – 49,87%). Но такие изменения можно наблюдать, если соотносить 2011 и 2010 гг., если же взять в расчет ещё и 2009 год, то по сравнению с ним и 2011, и 2010 гг. отмечается рост показателей, перечисленных выше. Это может говорить о нестабильном положении предприятия.

 

 2.3. Анализ объема, качества и конкурентоспособности продукции

 

Количественные  задания по выпуску предприятием изделий, предусмотренных номенклатурой, является заданием по ассортименту.

План  по ассортименту считается выполненным, только в случае если по каждой ассортиментной позиции план выполнен на 100%.

Сбалансированный  ассортимент обладает следующими признаками:

  1. Полное использование производственной мощности в соответствующей продукции;
  2. Эффективная программа сбыта продукции, наличие надежных клиентов и продавцов;
  3. Снижение постоянных затрат по сравнению с конкурентами;
  4. Минимальные запасы материалов и готовой продукции.

                                                                                                                               Таблица 2.2.

Ассортимент выпущенной продукции  в 2011 году

Наименование изделий

Объем товарной продукции

Засчитывается в пределах плана, тыс. руб.

Выполнение плана по ассортименту, %

План, тыс. руб.

Факт, тыс. руб.

Выполнен, %

1

2

3

4

5

6

Приемовычислительный модуль 2К-363

134325

132985

99,00

132985

×

Навигационный приемник 1К-161

129387

129987

100,46

129387

×

Навигационная аппаратура потребителей "АКВА-БОРТ-12"

143566

143032

99,63

143032

×

Приемоиндикатор «Кипарис К»

131284

123888

94,37

123888

×

Прочее

11350

9869

86,95

9869

×

ИТОГО:

549912

539761

98,15

420 392

98,04


 

В отчетном году объемы товарной продукции отстают  от запланированной величины на 1,85%. По выпускаемым изделиям план выполнен с некоторым избытком в 0,46% только по Навигационным приемникам 1К-161. Недовыполнение  плана по остальным видам продукции связано с внеплановым ремонтом оборудования и задержками поставок материалов.

В общем выполнение плана по ассортименту составляет 98,04%, что говорит о достаточно эффективной работе предприятия, однако, у него все же имеются определенные проблемы с выполнением плана.

Большое значение для целей исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции.

Ритмичность производства продукции означает, что изготовление продукции и сдача ее на склад должны осуществляться в соответствии с графиком. Ритмичность производства имеет очень важное значение, так как в отчетном периоде продукция должна быть не только изготовлена, но и поставлена покупателям. Кроме того, ритмичность производства и реализации продукции необходимые условия своевременного осуществления организациями расчетов по своим платежным обязательствам.

Основные показатели ритмичности:

    1. Прямые;
    2. Косвенные.

К прямым относится коэффициент ритмичности, который показывает удельный вес продукции, сданной без нарушения графика. Он определяется как отношение фактически выпущенной продукции в пределах плана к плановому выпуску продукции.

Коэффициент аритмичности характеризует долю недоданной продукции в установленные плановые сроки. Определяется как 1 – коэффициент  ритмичности.

Объем недовыпущенной продукции в связи с неритмичной работой:

ΔПар = Кар * Σвып. по плану.

Косвенные – оплата простоев по вине хозяйственных  субъектов, потери от брака, штрафы за недоданную продукцию.

Основные  причины неритмичной работы:

    1. Трудности сбыта продукции;
    2. Низкий уровень организации и технологии производства;
    3. Недостаточное планирование и контроль.

                                                                                                                                 Таблица 2.3.

Ритмичность выпуска продукции

Кварталы

Выпуск продукции, тыс. руб.

Фактический объем, %

Зачтено в выполнении плана по ритмичности, тыс. руб.

Отклонение фактического выпуска  от плана, (+; -)

План

Факт

К плану на квартал

К плану на весь объем

1

2

3

4

5

6

7

I

136 251

136 523

100,19

24,83

136 251

+ 272

II

138 532

134 489

97,08

24,46

134 489

– 4043

III

137 596

133 801

97,24

24,33

133 801

– 3795

IV

107 533

134 848

98,12

24,54

134 848

– 2582

Итого

549 912

539 761

×

98,16

539 489

– 10151


 

Кр = 539 761/ 549 912 = 0,981

Предприятие работает неритмично. Во втором, третьем и четвертом кварталах наблюдается недовыполнение плана на  2,92%; 2,76% и 1,88% соответственно. Только в первом квартале предприятие работает в нормальном для него ритме, незначительно опережая план. Причинами недовыполнения плана являются поломки основного технологического  оборудования и несвоевременные поставки материальных ресурсов.

Кар = 1 – 0,981= 0,019

ΔПар = 0,019* 549 912= 10 448

Объем недовыпущенной продукции из-за неритмичной работы производства составил 10 448 тыс. руб.

Квар = = 0,0223

Таким образом, на анализируемом предприятии уровень  ритмичности производства равен  0,981со средним отклонением по кварталам 0,0223 %.

Качество  продукции – это совокупность свойств продукции, которые обуславливают ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с определенным назначением.

Качество  продукции – это фактор, позволяющий  повысить объем реализованной продукции  и уровень ее конкурентоспособности. Однако, повышение качества ведет  за собой дополнительные затраты  и повышение себестоимости продукции.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные  показатели качества продукции.

Обобщающие  характеризуют качество всей произведенной  продукции, независимо от ее вида и  назначения. К ним относится:

  1. Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска;
    1. Удельный вес экспортированной продукции;
    1. Удельный вес зарекламированной продукции;
    2. Удельный вес забракованной продукции.

Индивидуальные  показатели качества характеризуют  одно из ее свойств: полезность, надежность, технологичность и т.д.

Косвенные показатели характеризуют качество продукции по части штрафов за некачественную продукцию, ее возврат, аннулирование заказов и др.

                                                                                                              Таблица 2.4.

Качество и уровень прогрессивности  продукции

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Темпы роста, %

к 2010г.

к 2009г.

1

2

3

4

5

6

Объем реализованной продукции, тыс. руб.

229076,0

361486,0

534865,0

148,0

233,5

в т.ч. новой, тыс. руб.

6872,3

14459,4

26743,3

159,0

389,1

Стоимость сертифицированной продукции, тыс. руб.

18326,1

46993,2

74881,1

159,3

408,6

Стоимость продукции на экспорт, тыс. руб.

1603,5

2891,9

5348,7

185,0

333,6

Стоимость зарекламированной продукции, тыс. руб.

916,3

1807,4

3209,2

177,6

350,2

Стоимость потерь от брака, тыс. руб.

458,2

723,0

1069,7

148,0

233,5

Коэффициент обновления, доля

0,030

0,040

0,050

125,0

166,7

Коэффициент сертификации, доля

0,080

0,130

0,140

107,7

175,0

Коэффициент экспортизации, доля

0,007

0,008

0,010

125,0

142,9

Коэффициент рекламации, доля

0,004

0,005

0,006

120,0

150,0

Коэффициент забракованности, доля

0,002

0,002

0,002

100,0

100,0


 

За 2011 год предприятием были проведены мероприятия по улучшению качества производимой продукции. Об этом свидетельствует увеличение общего объема реализованной продукции и экспорта в частности. Темп роста экспорта составил 25 % к 2010 году. Кроме того, наблюдается рост новой продукции, что характеризует повышение конкурентоспособности предприятия. Коэффициент забракованности не увеличивается в динамике, что также свидетельствует об улучшении качества.

 

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая  отличает ее от товара - конкурента как  по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и  по затратам на ее удовлетворение.

Оценка  конкурентоспособности продукции  основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка.

Для оценки конкурентоспособности продукции  необходимо сопоставить параметры  анализируемого изделия и товара – конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели.

Единичные показатели (g) – отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта – конкурента (Р100), принимаемого за 100 %:

 

                             .

 

Групповой показатель (G) – объединяет единичные показатели по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (а), определяемых экспертным путем:

 

                            .

 

Интегральный  показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

 

                            .

 

 

 

                                                                                                                                    Таблица 2.5.

Показатели  конкурентоспособности Навигационного приемника 1К-161

Показатели

Ед. измерения

Анализируемое изделие

Изделие - конкурент

Отношение, (g)

Вес параметра, (а)

G

1

2

3

4

5

6

7

Технические параметры

Кол-во каналов

 

16

15

1,07

0,18

0,1926

Точность определения скорости

м/с

0,05

0,04

1,25

0,09

0,1125

Скорость обмена

бит/с

98000

99000

0,98

0,28

0,2744

Частота выдачи результатов

ГЦ

2

2

1

0,35

0,35

Потребляемая мощность

ВТ

0,8

0,9

0,89

0,10

0,089

ИТОГО

       

1,00

1,0185

Экономические параметры

Цена изделия

руб.

550

590

0,93

0,70

0,42

Гарантийный срок службы

год

5

3

1,67

0,30

0,501

ИТОГО

       

1,00

0,921

Информация о работе Анализ эффективности использования материальных ресурсов