Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Для достижения поставленной цели мною предполагалось решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность использования материальных ресурсов и методику расчета основных показателей;
провести комплексный анализ деятельности ОАО «Завод «Навигатор» на основании официальной бухгалтерской отчетности за период с 2010 по 2012 гг.;
проанализировать состав и структуру имущества предприятия;
провести анализ ликвидности и платежеспособности;
дать оценку вероятности банкротства.
Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа эффективности использования материальных ресурсов……………......................................................................................................................5
1.1. Экономическая сущность использования материальных ресурсов...................................5
1.2. Методика расчета показателей эффективности использования материальных ресурсов.…………………………………………………………………….................................9
Глава 2. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия........16
2.1. Характеристика ОАО «Завод «Навигатор».......................................................................16
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ...17
2.3. Анализ объема, качества и конкурентоспособности продукции....................................20
2.4. Анализ эффективности использования основных средств.............................................28
2.5. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов...........................................32
2.6. Анализ себестоимости продукции.....................................................................................35
2.7. Анализ прибыли и рентабельности....................................................................................36
2.8. Анализ безубыточности......................................................................................................40
2.9. Анализ финансового состояния.......................................................................................42
Спецанализ..................................................................................................................................50
Заключение..................................................................................................................................55
Литература...................................................................................................................................58
Можно отметить,
что темпы роста
Так же можно наблюдать высокий рост себестоимости продукции, он составил 169,08% и 215,08% к 2009 и 2010 гг. Это объясняется сменой поставщиков материальных ресурсов и использованием более качественных материалов и сырья, что в конечном итоге поможет вывести продукцию на новый уровень. Этим же обуславливается рост стоимости основных производственных фондов на 81,79% и 258,98% в 2010 и 2009 гг. соответственно и рост фондовооруженности труда, которая возросла на 83,19% и 260,37% в 2010 и 2009 гг. соответственно.
Из-за повышения себестоимости возросли затраты на рубль товарной продукции на 0,11 руб. по сравнению с 2010 г. Так же, не смотря на увеличение реализованной продукции, прибыль от продаж в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 26,22%, это опять же связано со значительным ростом себестоимости продукции. Соответственно из-за уменьшения прибыли от продаж заметно и снижение рентабельности продаж (к 2010 году – 49,87%). Но такие изменения можно наблюдать, если соотносить 2011 и 2010 гг., если же взять в расчет ещё и 2009 год, то по сравнению с ним и 2011, и 2010 гг. отмечается рост показателей, перечисленных выше. Это может говорить о нестабильном положении предприятия.
2.3. Анализ объема, качества и конкурентоспособности продукции
Количественные задания по выпуску предприятием изделий, предусмотренных номенклатурой, является заданием по ассортименту.
План по ассортименту считается выполненным, только в случае если по каждой ассортиментной позиции план выполнен на 100%.
Сбалансированный ассортимент обладает следующими признаками:
Ассортимент выпущенной продукции в 2011 году
Наименование изделий |
Объем товарной продукции |
Засчитывается в пределах плана, тыс. руб. |
Выполнение плана по ассортименту, % | ||
План, тыс. руб. |
Факт, тыс. руб. |
Выполнен, % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Приемовычислительный модуль 2К-363 |
134325 |
132985 |
99,00 |
132985 |
× |
Навигационный приемник 1К-161 |
129387 |
129987 |
100,46 |
129387 |
× |
Навигационная аппаратура потребителей "АКВА-БОРТ-12" |
143566 |
143032 |
99,63 |
143032 |
× |
Приемоиндикатор «Кипарис К» |
131284 |
123888 |
94,37 |
123888 |
× |
Прочее |
11350 |
9869 |
86,95 |
9869 |
× |
ИТОГО: |
549912 |
539761 |
98,15 |
420 392 |
98,04 |
В отчетном году объемы товарной продукции отстают от запланированной величины на 1,85%. По выпускаемым изделиям план выполнен с некоторым избытком в 0,46% только по Навигационным приемникам 1К-161. Недовыполнение плана по остальным видам продукции связано с внеплановым ремонтом оборудования и задержками поставок материалов.
В общем выполнение плана по ассортименту составляет 98,04%, что говорит о достаточно эффективной работе предприятия, однако, у него все же имеются определенные проблемы с выполнением плана.
Большое значение для целей исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции.
Ритмичность производства продукции означает, что изготовление продукции и сдача ее на склад должны осуществляться в соответствии с графиком. Ритмичность производства имеет очень важное значение, так как в отчетном периоде продукция должна быть не только изготовлена, но и поставлена покупателям. Кроме того, ритмичность производства и реализации продукции необходимые условия своевременного осуществления организациями расчетов по своим платежным обязательствам.
Основные показатели ритмичности:
К прямым относится коэффициент ритмичности, который показывает удельный вес продукции, сданной без нарушения графика. Он определяется как отношение фактически выпущенной продукции в пределах плана к плановому выпуску продукции.
Коэффициент
аритмичности характеризует долю недоданной
продукции в установленные
Объем недовыпущенной продукции в связи с неритмичной работой:
ΔПар = Кар * Σвып. по плану.
Косвенные – оплата простоев по вине хозяйственных субъектов, потери от брака, штрафы за недоданную продукцию.
Основные причины неритмичной работы:
Ритмичность выпуска продукции
Кварталы |
Выпуск продукции, тыс. руб. |
Фактический объем, % |
Зачтено в выполнении плана по ритмичности, тыс. руб. |
Отклонение фактического выпуска от плана, (+; -) | ||
План |
Факт |
К плану на квартал |
К плану на весь объем | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I |
136 251 |
136 523 |
100,19 |
24,83 |
136 251 |
+ 272 |
II |
138 532 |
134 489 |
97,08 |
24,46 |
134 489 |
– 4043 |
III |
137 596 |
133 801 |
97,24 |
24,33 |
133 801 |
– 3795 |
IV |
107 533 |
134 848 |
98,12 |
24,54 |
134 848 |
– 2582 |
Итого |
549 912 |
539 761 |
× |
98,16 |
539 489 |
– 10151 |
Кр = 539 761/ 549 912 = 0,981
Предприятие работает неритмично. Во втором, третьем и четвертом кварталах наблюдается недовыполнение плана на 2,92%; 2,76% и 1,88% соответственно. Только в первом квартале предприятие работает в нормальном для него ритме, незначительно опережая план. Причинами недовыполнения плана являются поломки основного технологического оборудования и несвоевременные поставки материальных ресурсов.
Кар = 1 – 0,981= 0,019
ΔПар = 0,019* 549 912= 10 448
Объем недовыпущенной продукции из-за неритмичной работы производства составил 10 448 тыс. руб.
Квар = = 0,0223
Таким образом,
на анализируемом предприятии
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, которые обуславливают ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с определенным назначением.
Качество
продукции – это фактор, позволяющий
повысить объем реализованной продукции
и уровень ее конкурентоспособности.
Однако, повышение качества ведет
за собой дополнительные затраты
и повышение себестоимости
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения. К ним относится:
Индивидуальные показатели качества характеризуют одно из ее свойств: полезность, надежность, технологичность и т.д.
Косвенные показатели характеризуют качество продукции по части штрафов за некачественную продукцию, ее возврат, аннулирование заказов и др.
Качество и уровень
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Темпы роста, % | |
к 2010г. |
к 2009г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объем реализованной продукции, тыс. руб. |
229076,0 |
361486,0 |
534865,0 |
148,0 |
233,5 |
в т.ч. новой, тыс. руб. |
6872,3 |
14459,4 |
26743,3 |
159,0 |
389,1 |
Стоимость сертифицированной продукции, тыс. руб. |
18326,1 |
46993,2 |
74881,1 |
159,3 |
408,6 |
Стоимость продукции на экспорт, тыс. руб. |
1603,5 |
2891,9 |
5348,7 |
185,0 |
333,6 |
Стоимость зарекламированной продукции, тыс. руб. |
916,3 |
1807,4 |
3209,2 |
177,6 |
350,2 |
Стоимость потерь от брака, тыс. руб. |
458,2 |
723,0 |
1069,7 |
148,0 |
233,5 |
Коэффициент обновления, доля |
0,030 |
0,040 |
0,050 |
125,0 |
166,7 |
Коэффициент сертификации, доля |
0,080 |
0,130 |
0,140 |
107,7 |
175,0 |
Коэффициент экспортизации, доля |
0,007 |
0,008 |
0,010 |
125,0 |
142,9 |
Коэффициент рекламации, доля |
0,004 |
0,005 |
0,006 |
120,0 |
150,0 |
Коэффициент забракованности, доля |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
100,0 |
100,0 |
За 2011 год предприятием были проведены мероприятия по улучшению качества производимой продукции. Об этом свидетельствует увеличение общего объема реализованной продукции и экспорта в частности. Темп роста экспорта составил 25 % к 2010 году. Кроме того, наблюдается рост новой продукции, что характеризует повышение конкурентоспособности предприятия. Коэффициент забракованности не увеличивается в динамике, что также свидетельствует об улучшении качества.
Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает ее от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Оценка
конкурентоспособности
Для оценки
конкурентоспособности
Единичные показатели (g) – отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта – конкурента (Р100), принимаемого за 100 %:
.
Групповой показатель (G) – объединяет единичные показатели по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (а), определяемых экспертным путем:
.
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
.
Показатели
конкурентоспособности
Показатели |
Ед. измерения |
Анализируемое изделие |
Изделие - конкурент |
Отношение, (g) |
Вес параметра, (а) |
G |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Технические параметры | ||||||
Кол-во каналов |
16 |
15 |
1,07 |
0,18 |
0,1926 | |
Точность определения скорости |
м/с |
0,05 |
0,04 |
1,25 |
0,09 |
0,1125 |
Скорость обмена |
бит/с |
98000 |
99000 |
0,98 |
0,28 |
0,2744 |
Частота выдачи результатов |
ГЦ |
2 |
2 |
1 |
0,35 |
0,35 |
Потребляемая мощность |
ВТ |
0,8 |
0,9 |
0,89 |
0,10 |
0,089 |
ИТОГО |
1,00 |
1,0185 | ||||
Экономические параметры | ||||||
Цена изделия |
руб. |
550 |
590 |
0,93 |
0,70 |
0,42 |
Гарантийный срок службы |
год |
5 |
3 |
1,67 |
0,30 |
0,501 |
ИТОГО |
1,00 |
0,921 |
Информация о работе Анализ эффективности использования материальных ресурсов