Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Для достижения поставленной цели мною предполагалось решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность использования материальных ресурсов и методику расчета основных показателей;
провести комплексный анализ деятельности ОАО «Завод «Навигатор» на основании официальной бухгалтерской отчетности за период с 2010 по 2012 гг.;
проанализировать состав и структуру имущества предприятия;
провести анализ ликвидности и платежеспособности;
дать оценку вероятности банкротства.
Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа эффективности использования материальных ресурсов……………......................................................................................................................5
1.1. Экономическая сущность использования материальных ресурсов...................................5
1.2. Методика расчета показателей эффективности использования материальных ресурсов.…………………………………………………………………….................................9
Глава 2. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия........16
2.1. Характеристика ОАО «Завод «Навигатор».......................................................................16
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ...17
2.3. Анализ объема, качества и конкурентоспособности продукции....................................20
2.4. Анализ эффективности использования основных средств.............................................28
2.5. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов...........................................32
2.6. Анализ себестоимости продукции.....................................................................................35
2.7. Анализ прибыли и рентабельности....................................................................................36
2.8. Анализ безубыточности......................................................................................................40
2.9. Анализ финансового состояния.......................................................................................42
Спецанализ..................................................................................................................................50
Заключение..................................................................................................................................55
Литература...................................................................................................................................58
По данным таблицы можно сделать вывод, что за отчетный год предприятие создало более благоприятные условия труда. Об этом говорит снижение текучести кадров и числа работников, уволившихся по собственному желанию. Так же наблюдается снижение числа уволенных сотрудников по инициативе администрации, это свидетельствует о том, что предприятием были приняты меры по повышению дисциплины.
В целом можно сказать, что ОАО «Завод «Навигатор» ведет стабильную кадровую политику, пополняя численность персонала квалифицированными кадрами, тем самым увеличивая производительность труда и повышая уровень прибыли.
2.6. Анализ себестоимости продукции
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. Одним из основных принципов учета и планирования себестоимости является группировка затрат.
Элементов затрат пять:
Затраты на производство продукции
Элементы затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Структура затрат, % | ||||
2009г. |
2010г. |
Отклон. (+; -) |
2009г. |
2010г. |
Отклон. (+; -) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Материальные затраты |
153 635 |
265 475 |
+111 841 |
54,6 |
55,8 |
+1,2 |
в т.ч.: |
||||||
Сырье и материалы |
104 393 |
181 265 |
+76 873 |
37,1 |
38,1 |
+1 |
Топливо |
29 545 |
54 237 |
+24 692 |
10,5 |
11,4 |
+0,9 |
Электроэнергия |
19 697 |
29 973 |
+10 276 |
7 |
6,3 |
-0,7 |
Затраты на оплату труда |
55 995 |
88 967 |
+32 972 |
19,9 |
18,7 |
-1,2 |
Отчисления на социальные нужды |
21 948 |
32 828 |
+10 880 |
7,8 |
6,9 |
-0,9 |
Амортизация основных средств |
22 792 |
39 488 |
+16 696 |
8,1 |
8,3 |
+0,2 |
Прочие расходы |
27 013 |
49 003 |
+21 991 |
9,6 |
10,3 |
+0,7 |
Полная себестоимость |
281 382 |
475 762 |
+194 380 |
100 |
100 |
- |
в т.ч.: |
||||||
Переменные расходы |
193 872 |
319 236 |
+125 364 |
68,9 |
67,1 |
-1,8 |
Постоянные расходы |
87 510 |
156 526 |
+69 016 |
31,1 |
32,9 |
+1,8 |
По данным таблицы можно сказать, что полная себестоимость продукции в 2011 году выросла на 194 380 тыс. руб. или на 69,08%. Это довольно большой рост. Значительную долю в себестоимости занимают материальные затраты и составляют 55,8 % от всех затрат, что характерно для предприятий машиностроения. В составе материальных затрат большой удельный вес приходится на сырье и материалы – 38,1%. Можно так же наблюдать увеличение всех показателей в динамике, однако если обратить внимание на процентное соотношение, то можно заметить и отрицательные показатели, хоть это и не влияет на увеличение суммы в тыс.руб., но это объясняется существенным увеличением общей стоимости полной себестоимости.
Доля переменных расходов, независящих от объема производства, снизилась на 1,8 %, а постоянных – увеличилась на 1,8 %. Увеличение постоянных затрат – отрицательная тенденция, но она компенсируется увеличением объема производства.
Увеличение себестоимости в большей степени обусловлено увеличением материальных затрат на 111841 тыс. руб., что объясняется закупкой более дорогих качественных материалов, что в итоге ведет к повышению качества всей продукции.
2.7. Анализ прибыли и рентабельности
Функционирование
предприятия независимо от видов
деятельности и форм собственности
в условиях рынка определяется его
способностью приносить доход и
прибыль. Прибыль является важнейшим
обобщающим показателем в системе
оценочных показателей
Динамика и структура прибыли ОАО «Завод «Навигатор»
Показатели |
2011г. |
2010г. |
Отклон. (+; -) |
Уровень в % к выручке 2011г. |
Уровень в % к выручке 2010г. |
Отклон. уровня, (+; -) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг) |
534 865 |
361 486 |
173 379 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
Продолжение таблицы 2.13. | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Себестоимость проданных товаров, продукции |
358 013 |
198 733 |
159 280 |
66,94 |
54,98 |
11,96 |
Валовая прибыль |
176 852 |
162 753 |
14 099 |
33,06 |
45,02 |
-11,96 |
Коммерческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Управленческие расходы |
117 749 |
82 649 |
35 100 |
22,01 |
22,86 |
-0,85 |
Прибыль (убыток) от продаж |
59 103 |
80 104 |
-21 001 |
11,05 |
22,16 |
-11,11 |
Доходы от участия в других организациях |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Проценты к уплате |
347 |
834 |
-487 |
0,06 |
0,23 |
-0,17 |
Проценты к получению |
508 |
2 096 |
-1 588 |
0,09 |
0,58 |
-0,48 |
Прочие доходы |
947 |
485 |
462 |
0,18 |
0,13 |
0,04 |
Прочие расходы |
2 629 |
10 280 |
-7 651 |
0,49 |
2,84 |
-2,35 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
57 582 |
71 571 |
-13 989 |
10,77 |
19,79 |
-9,03 |
Текущий налог на прибыль |
15 032 |
16 131 |
-1 099 |
2,81 |
4,46 |
-1,65 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
2 606 |
407 |
2 199 |
0,49 |
0,11 |
0,37 |
Изменение отложенных налоговых активов |
647 |
321 |
326 |
0,12 |
0,09 |
0,03 |
Прочее |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Чистая прибыль (убыток) |
40 591 |
55 354 |
-14 763 |
7,59 |
15,31 |
-7,72 |
Всего доходов |
536 967 |
364 388 |
172 579 |
|||
Всего расходов |
496 376 |
309 034 |
187 342 |
|||
Коэффициент соотношения доходов и расходов |
1,082 |
1,179 |
-0,097 |
Делая вывод по данным таблицы, можно сказать, что чистая прибыль ОАО «Завода «Навигатор» в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 14763 тыс. руб., это связанно с увеличением себестоимости продукции, управленческих и прочих расходов организации.
Значение коэффициента соотношения доходов и расходов больше единицы, но в динамике показатель уменьшается, это связано с увеличением управленческих расходов предприятия.
Проведем более полный анализ влияния факторов на прибыль.
Цены на продукцию в 2011 году возросли на 10 % по сравнению с 2010 годом.
Следовательно, выручка от продаж в сопоставимых ценах будет равна:
В1 – В`=534865 – 486240,91=48624,09
За счет роста цен выручка от продаж в 2011 году возросла на 48624,09 тыс. руб. А так как увеличилось количество проданных изделий, то выручка возросла на 124754,91 тыс. руб.
Увеличение цены так же привело к росту прибыли:
Увеличение числа проданных изделий привело к увеличению прибыли от продаж:
Увеличение
себестоимости привело к
Увеличение уровня управленческих расходов привело к снижению прибыли:
Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль 2011 года
Показатели - факторы |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
2 |
Количество проданной продукции |
27 645,24 |
Изменение цен на реализованную продукцию |
10 774,92 |
Себестоимость реализованной продукции |
-63 961,98 |
Коммерческие расходы |
0 |
Управленческие расходы |
4 540,82 |
Доходы от участия в других организациях |
0 |
Проценты к получению |
487,00 |
Проценты к уплате |
462,00 |
Прочие доходы |
7 651,00 |
Прочие расходы |
326,00 |
Отложенные налоговые активы |
-2 199,00 |
Отложенные налоговые |
1 099,00 |
Текущий налог на прибыль |
-14 763,00 |
Прочее |
0 |
Совокупное влияние факторов |
0 |
В 2011 году предприятие ОАО «Завод «Навигатор» увеличило объем выпускаемой продукции по сравнению с 2010 годом, так же повысились цены на продукцию, однако, прибыль не возросла, а наоборот её уровень начал падать. Это можно объяснить резким ростом себестоимости продукции, а так же увеличением управленческих и прочих расходов.
Для сравнения эффективности деятельности предприятия используют относительные показатели. Такими показателями являются показатели рентабельности. Рентабельность измеряется в %-ах, и отражает долю прибыли с каждой денежной единицы затрат.
Сводная система показателей рентабельности ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ
Показатели |
Способ расчета |
2010г. |
2011г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рентабельность продаж, % |
22,16 |
11,05 | |
Бухгалтерская рентабельность от обычных видов деятельности, % |
19,80 |
10,77 | |
Чистая рентабельность, % |
15,31 |
7,59 | |
Экономическая рентабельность, % |
9,43 |
4,83 | |
Рентабельность собственного капитала, % |
19,55 |
5,59 | |
Валовая рентабельность, % |
45,02 |
33,06 | |
Затратоотдача, % |
23,88 |
11,39 |
Исходя из данных сводного анализа показателей рентабельности, можно сделать вывод, что предприятие находится в нестабильном состоянии, так как все его показатели в динамике уменьшаются, что является отрицательным фактором.
Проведем факторный анализ рентабельности продаж приемом цепных подстановок.
1) Влияние
изменения выручки на
2) Влияние
изменения себестоимости на
3) Влияние
изменения коммерческих
4) Влияние
изменения управленческих
Факторный анализ показывает, что изменение выручки увеличило рентабельность продаж на 25,23%, изменение себестоимости и управленческих расходов снизило рентабельность на 29,78% и 5,56% соответственно.
2.8. Анализ безубыточности
Безубыточность
– такое состояние, когда бизнес
не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка
покрывает только затраты. Безубыточный
объем продаж можно выразить и
в количестве единиц продукции, которую
необходимо продать, чтобы покрыть
затраты, после чего каждая дополнительная
единица проданной продукции
будет приносить прибыль
Безубыточный объем продаж
№ п/п |
Наименование показателей |
2010г. |
2011г. |
1 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
361486 |
534865 |
2 |
Переменные затраты, тыс. руб. |
193872 |
319236 |
3 |
Постоянные затраты, тыс. руб. |
87510 |
156526 |
4 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
80104 |
59103 |
5 |
Маржа покрытия, тыс. руб. |
167614 |
215629 |
6 |
Доля маржи покрытия к выручке, % |
46,368 |
40,315 |
7 |
Безубыточный объем продаж, тыс. руб. |
188729 |
388261 |
Анализ безубыточности показал, что фактический объем продаж больше безубыточного на 37,8 %, однако, это величина на 53,7% меньше чем в предыдущем периоде. Безубыточный объем продаж в динамике увеличивается, а это несет за собой уменьшение зоны прибыли, но при этом заметно увеличение выручки, что является положительной тенденцией.
Информация о работе Анализ эффективности использования материальных ресурсов