Анализ эффективности использования материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Для достижения поставленной цели мною предполагалось решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность использования материальных ресурсов и методику расчета основных показателей;
провести комплексный анализ деятельности ОАО «Завод «Навигатор» на основании официальной бухгалтерской отчетности за период с 2010 по 2012 гг.;
проанализировать состав и структуру имущества предприятия;
провести анализ ликвидности и платежеспособности;
дать оценку вероятности банкротства.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа эффективности использования материальных ресурсов……………......................................................................................................................5
1.1. Экономическая сущность использования материальных ресурсов...................................5
1.2. Методика расчета показателей эффективности использования материальных ресурсов.…………………………………………………………………….................................9
Глава 2. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия........16
2.1. Характеристика ОАО «Завод «Навигатор».......................................................................16
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ...17
2.3. Анализ объема, качества и конкурентоспособности продукции....................................20
2.4. Анализ эффективности использования основных средств.............................................28
2.5. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов...........................................32
2.6. Анализ себестоимости продукции.....................................................................................35
2.7. Анализ прибыли и рентабельности....................................................................................36
2.8. Анализ безубыточности......................................................................................................40
2.9. Анализ финансового состояния.......................................................................................42
Спецанализ..................................................................................................................................50
Заключение..................................................................................................................................55
Литература...................................................................................................................................58

Файлы: 1 файл

Курсовая АХД яп.docx

— 269.87 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы можно сделать вывод, что за отчетный год предприятие  создало более благоприятные  условия труда. Об этом говорит снижение текучести кадров и числа работников, уволившихся по собственному желанию. Так же наблюдается снижение числа уволенных сотрудников по инициативе администрации, это свидетельствует о том, что предприятием были приняты меры по повышению дисциплины.

В целом  можно сказать, что ОАО «Завод «Навигатор» ведет стабильную кадровую политику, пополняя численность персонала  квалифицированными кадрами, тем самым  увеличивая производительность труда  и повышая уровень прибыли.

 

 

                    2.6. Анализ себестоимости продукции

 

Себестоимость продукции является важнейшим показателем  экономической эффективности ее производства. Одним из основных принципов  учета и планирования себестоимости  является группировка затрат.

Элементов затрат пять:

  1. Материальные затраты;
  2. Затраты на оплату труда;
  3. Отчисления на социальные нужды;
  4. Амортизация основных средств;
  5. Прочее.

 

                                                                                                           Таблица 2.11.

Затраты на производство продукции

Элементы затрат

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат, %

2009г.

2010г.

Отклон. (+; -)

2009г.

2010г.

Отклон. (+; -)

1

2

3

4

5

6

7

Материальные затраты

153 635

265 475

+111 841

54,6

55,8

+1,2

   в т.ч.:

           

Сырье и материалы

104 393

181 265

+76 873

37,1

38,1

+1

Топливо

29 545

54 237

+24 692

10,5

11,4

+0,9

Электроэнергия

19 697

29 973

+10 276

7

6,3

-0,7

Затраты на оплату труда

55 995

88 967

+32 972

19,9

18,7

-1,2

Отчисления на социальные нужды

21 948

32 828

+10 880

7,8

6,9

-0,9

Амортизация основных средств

22 792

39 488

+16 696

8,1

8,3

+0,2

Прочие расходы

27 013

49 003

+21 991

9,6

10,3

+0,7

Полная себестоимость

281 382

475 762

+194 380

100

100

-

   в т.ч.:

           

Переменные расходы

193 872

319 236

+125 364

68,9

67,1

-1,8

Постоянные расходы

87 510

156 526

+69 016

31,1

32,9

+1,8


 

По данным таблицы можно сказать, что полная себестоимость продукции в 2011 году выросла на 194 380 тыс. руб. или на 69,08%. Это довольно большой рост. Значительную долю в себестоимости занимают материальные затраты и составляют 55,8 % от всех затрат, что характерно для предприятий машиностроения. В составе материальных затрат большой удельный вес приходится на сырье и материалы – 38,1%. Можно так же наблюдать увеличение всех показателей в динамике, однако если обратить внимание на процентное соотношение, то можно заметить и отрицательные показатели, хоть это и не влияет на увеличение суммы в тыс.руб., но это объясняется существенным увеличением общей стоимости полной себестоимости.

Доля  переменных расходов, независящих от объема производства, снизилась на 1,8 %, а постоянных – увеличилась на 1,8 %. Увеличение постоянных затрат – отрицательная тенденция, но она компенсируется увеличением объема производства.

Увеличение себестоимости в большей степени обусловлено увеличением материальных затрат на 111841 тыс. руб., что объясняется закупкой более дорогих качественных материалов, что в итоге ведет к повышению качества всей продукции.

 

      2.7. Анализ прибыли и рентабельности

 

Функционирование  предприятия независимо от видов  деятельности и форм собственности  в условиях рынка определяется его  способностью приносить доход и  прибыль. Прибыль является важнейшим  обобщающим показателем в системе  оценочных показателей эффективности  производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия.

                                                                                                            Таблица 2.12.

Динамика и структура прибыли  ОАО «Завод «Навигатор»

Показатели

2011г.

2010г.

Отклон. (+; -)

Уровень в % к выручке 2011г.

Уровень в % к выручке 2010г.

Отклон. уровня, (+; -)

1

2

3

4

5

6

7

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг)

534 865

361 486

173 379

100,00

100,00

0,00

Продолжение таблицы 2.13.

1

2

3

4

5

6

7

Себестоимость проданных товаров, продукции 

358 013

198 733

159 280

66,94

54,98

11,96

Валовая прибыль

176 852

162 753

14 099

33,06

45,02

-11,96

Коммерческие расходы

-

-

-

-

-

-

Управленческие расходы

117 749

82 649

35 100

22,01

22,86

-0,85

Прибыль (убыток) от продаж

59 103

80 104

-21 001

11,05

22,16

-11,11

Доходы от участия в других организациях

-

-

-

-

-

-

Проценты к уплате

347

834

-487

0,06

0,23

-0,17

Проценты к получению

508

2 096

-1 588

0,09

0,58

-0,48

Прочие доходы

947

485

462

0,18

0,13

0,04

Прочие расходы

2 629

10 280

-7 651

0,49

2,84

-2,35

Прибыль (убыток) до налогообложения

57 582

71 571

-13 989

10,77

19,79

-9,03

Текущий налог на прибыль

15 032

16 131

-1 099

2,81

4,46

-1,65

Изменение отложенных налоговых обязательств

2 606

407

2 199

0,49

0,11

0,37

Изменение отложенных налоговых активов

647

321

326

0,12

0,09

0,03

Прочее

-

-

-

-

-

-

Чистая прибыль (убыток)

40 591

55 354

-14 763

7,59

15,31

-7,72

Всего доходов

536 967

364 388

172 579

     

Всего расходов

496 376

309 034

187 342

     

Коэффициент соотношения доходов  и расходов

1,082

1,179

-0,097

     

 

Делая вывод  по данным таблицы, можно сказать, что чистая прибыль ОАО «Завода «Навигатор» в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 14763 тыс. руб., это связанно с увеличением себестоимости продукции, управленческих и прочих расходов организации.

Значение  коэффициента соотношения доходов и расходов больше единицы, но в динамике показатель уменьшается, это связано с увеличением управленческих расходов предприятия.

Проведем  более полный анализ влияния факторов на прибыль.

Цены  на продукцию в 2011 году возросли на 10 % по сравнению с 2010 годом.

Следовательно, выручка от продаж в сопоставимых ценах будет равна:

В1 – В`=534865 – 486240,91=48624,09

За счет роста цен выручка от продаж в 2011 году возросла на 48624,09 тыс. руб. А так как увеличилось количество проданных изделий, то выручка возросла на 124754,91 тыс. руб.

Увеличение  цены так же привело к росту прибыли:

Увеличение числа проданных изделий привело к увеличению прибыли от продаж:

Увеличение  себестоимости привело к снижению прибыли:

 

Увеличение уровня управленческих расходов привело к снижению прибыли:

                                                                                                            Таблица 2.13.

Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль 2011 года

Показатели - факторы

Сумма, тыс. руб.

1

2

Количество проданной продукции

27 645,24

Изменение цен на реализованную продукцию

10 774,92

Себестоимость реализованной продукции

-63 961,98

Коммерческие расходы

0

Управленческие расходы

4 540,82

Доходы от участия в других организациях

0

Проценты к получению

487,00

Проценты к уплате

462,00

Прочие доходы

7 651,00

Прочие расходы

326,00

Отложенные налоговые активы

-2 199,00

Отложенные налоговые обязательства

1 099,00

Текущий налог на прибыль

-14 763,00

Прочее

0

Совокупное влияние факторов

0


 

В 2011 году предприятие ОАО «Завод «Навигатор»  увеличило объем выпускаемой  продукции по сравнению с 2010 годом, так же повысились цены на продукцию, однако, прибыль не возросла, а наоборот её уровень начал падать. Это можно объяснить резким ростом себестоимости продукции, а так же увеличением управленческих и прочих расходов.

Для сравнения эффективности деятельности предприятия используют относительные показатели. Такими показателями являются показатели рентабельности. Рентабельность измеряется в %-ах, и отражает долю прибыли с каждой денежной единицы затрат.

 

                                                                                                           Таблица 2.14.

Сводная система  показателей рентабельности ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ

Показатели

Способ расчета

2010г.

2011г.

1

2

3

4

Рентабельность продаж, %

22,16

11,05

Бухгалтерская рентабельность от обычных  видов деятельности, %

19,80

10,77

Чистая рентабельность, %

15,31

7,59

Экономическая рентабельность, %

9,43

4,83

Рентабельность собственного капитала, %

19,55

5,59

Валовая рентабельность, %

45,02

33,06

Затратоотдача, %

23,88

11,39


 

Исходя  из данных сводного анализа показателей рентабельности, можно сделать вывод, что предприятие находится в нестабильном состоянии, так как все его показатели в динамике уменьшаются, что является отрицательным фактором.

Проведем  факторный анализ рентабельности продаж приемом цепных подстановок.

1) Влияние  изменения выручки на рентабельность  продаж:

2) Влияние  изменения себестоимости на рентабельность  продаж:

3) Влияние  изменения коммерческих расходов  на рентабельность продаж:

4) Влияние  изменения управленческих расходов на рентабельность продаж:

 Факторный анализ показывает, что изменение выручки увеличило рентабельность продаж на 25,23%, изменение себестоимости и управленческих расходов снизило рентабельность на 29,78% и 5,56% соответственно.

2.8. Анализ безубыточности

 

Безубыточность  – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка  покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и  в количестве единиц продукции, которую  необходимо продать, чтобы покрыть  затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции  будет приносить прибыль предприятию.

                                                                                                          Таблица 2.15.

Безубыточный  объем продаж

№ п/п

Наименование показателей

2010г.

2011г.

1

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб.

361486

534865

2

Переменные затраты, тыс. руб.

193872

319236

3

Постоянные затраты, тыс. руб.

87510

156526

4

Прибыль от продаж, тыс. руб.

80104

59103

5

Маржа покрытия, тыс. руб.

167614

215629

6

Доля маржи покрытия к выручке, %

46,368

40,315

7

Безубыточный объем продаж, тыс. руб.

188729

388261


 

Анализ  безубыточности показал, что фактический  объем продаж больше безубыточного  на 37,8 %, однако, это величина на 53,7% меньше чем в предыдущем периоде. Безубыточный объем продаж в динамике увеличивается, а это несет за собой уменьшение зоны прибыли, но при этом заметно увеличение выручки, что является положительной тенденцией.

Информация о работе Анализ эффективности использования материальных ресурсов