Анализ маркетинговой деятельности на примере РУПП «МОГИЛЕВХЛЕБПРОМ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности предприятия на примере РУПП «Могилевхлебпром», и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на указанном предприятии.
Для реализации данной цели определены следующее задачи:
• рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
• дать экономическую характеристику предприятия, на материалах которого выполняется курсовая работа;
• глубоко изучить методику проведения анализа маркетинговой деятельности предприятия;

Содержание работы

Введение 3-4

1Теоретические основы анализа маркетинговой деятельности 5
1.1 Роль и место маркетинга в деятельности предприятия 5-6
1.2 Сущность маркетингового анализа 7
1.3 Сегодняшние проблемы и перспективы маркетинга
на предприятиях в условиях белорусской действительности 8-9
2 Характеристика предприятия, стратегия его развития 10-13
3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 14
3.1 Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов, анализ рынков сбыта продукции 14-22
3.2 Анализ ценовой политики предприятия 23-25
3.3 Анализ конкурентоспособности продукции 26-30
3.4 Анализ стратегии маркетинга 31-40
4 Пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 41
4.1Основные направления маркетинговой политики в 2011 году 41-43
4.2 Разработка новой стратегии маркетинга 44-46

Заключение 47-48

Список литературы 49

Приложение А – Паспорт предприятия
Приложение Б – Основные показатели развития на очередной год
Приложение В – Новые виды продукции
Приложение Г – Программа реализации продукции
Приложение Д – Цены на продукцию
Приложение Е – Сертифицированная продукция
Приложение Ж – Расчет прибыли от реализации

Файлы: 1 файл

1.doc

— 5.20 Мб (Скачать файл)
    • изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;
    • анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;
    • оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;
    • разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
    • оценка эффективности производства и сбыта продукции.

     С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.

     В целом анализ маркетинговой деятельности предприятия предполагает:

    • анализ спроса на продукцию;
    • анализ формирования портфеля заказов;
    • анализ риска невостребованной продукции;
    • анализ рынков сбыта продукции;
    • анализ ценовой политики предприятия;
    • анализ конкурентоспособности продукции; /7/
 

1.3 Сегодняшние проблемы и перспективы маркетинга на предприятиях

в условиях белорусской  действительности 
 

      Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора. Длительное игнорирование специфики товарного производства и роли рынка в условиях социализма привело к тому, что нынешнее поколение хозяйственных руководителей в большинстве своем не владеет необходимой теоретической базой и имеет слабый практический опыт работы на принципах экономической самостоятельности компаний. Оно имеет поверхностное знакомство с методами комплектования портфеля заказов, налаживания производства, товародвижения и сбыта продукции, ориентированной на запросы потребителя. Главная особенность традиционной сбытовой деятельности  - её направленность на приоритетное положение производителя по отношению к потребителю. Сначала разрабатывался и производился товар, затем шли активные поиски его потребителя и методов интенсивного сбыта.

     Одним из последствий  такого приоритета «рынка продавца» над «рынком покупателя» стал диктат производителя и соответствующее ему сужение круга выбора для потребителя или вообще дефицит. Поскольку рынок платежного спроса - величина относительно определенная, производителям приходилось прибегать к самым разным уловкам, чтобы отвоевать себе его долю, удержать и максимально упрочить свои позиции на рынке. Возникающий на рынке пресловутый дефицит не что иное, как следствие бесхозяйственности. Нехватки товаров, пользующихся спросом потребителей, сопровождались производством продукции, не пользующейся спросом. Потребности оставались неудовлетворенными, в то же время на производство ненужной продукции затрачивались материальные, энергетические и трудовые ресурсы.

     Миллиардные запасы неходовых товаров в торговле; отказы колхозов и совхозов от приобретения навязываемой им дорогостоящей и ненадежной техники. Система сбыта была ориентирована на продвижение на рынок уже выпущенных товаров, задачи исследования нужд и потребностей населения не ставились. Существующий на рынке дефицит порождал иллюзию высокой потребительной стоимости существующих на рынке товаров. На рынке товаров промышленного назначения отношения купли-продажи подменялись отношениями распределения. Сверху диктовалось, с кем компания будет вступать в контакт (покупать сырье, материалы, оборудование или кому продавать свою продукцию). Для большинства компаний устанавливался госзаказ, делающий ненужным поиск возможных потребителей. Монополизм в производстве товаров снимал необходимость в улучшении качества производимых товаров и услуг, поскольку товары-заменители, как правило, отсутствовали. Работа по повышению эффективности производства не носила системного характера. Существовала масса предприятий с плановой убыточностью, которая покрывалась за счет прибыли от работы других предприятий, отнимая тем самым у последних стремление работать над улучшением качества производимых товаров  и услуг, увеличением товарооборота.

     Существовавшая  система сбыта (отделение производителя  от распределения товаров) освобождала  производителя от анализа рынка производимого товара и услуг,  в то время как в системе сбыта создавались сверхнормативные запасы товаров, не пользующихся достаточным спросом. Ныне же политика предприятия полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга.

     В условиях рыночной экономики требования маркетинга не ограничиваются лишь созданием  высококачественного товара, отвечающего  запросам потребителей, и правильным установлением цены на него. Необходимо образом довести этот товар до конечных потребителей и сделать его доступным целевому сегменту рынка. Реальность белорусской практики управления промышленными предприятиями показала, что сбыт не является самым значимым элементом маркетинговой деятельности. Причины этому следующие: большинство предприятий до сих пор ориентировано на производство, а не на маркетинг; при выборе клиента основное внимание направлено на минимизацию издержек по сбыту, а не на максимальное удовлетворение потребностей клиента. Для белорусских организаций в сложных условиях современного бизнеса управление сбытом особенно актуально, - изменение ситуации в стране, постепенное освоение нового экономического порядка вынуждает все большее число предпринимателей и менеджеров осознавать необходимость достижения не только сиюминутных (получение немедленной прибыли), но и долговременных целей.

     Более того, опыт успешно функционирующих  предприятий убедительно свидетельствует, что сбыт товаров должен рассматриваться  не как разовое мероприятие, а  как элемент тщательно продуманной долгосрочной стратегии маркетинга. И все же недопонимание роли маркетинговых исследований в производственной жизни многих предприятий Беларуси на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем. В чем причина? Почему некоторые руководители недооценивают работу маркетинговых отделов, а, зачастую, и просто отказываются от них в целях «экономии»? Очевидно, одним из ответов является недостаточная информированность о прямой связи между вовремя проведенным маркетинговым исследованием и последующим удачным позиционированием предприятия в конкурентной среде и полученной прибылью. Каким образом руководитель может войти в сложный мир маркетинговых исследований, определить круг важнейших именно для его предприятия задач? Одним из методов более четкого структурирования своих проблем, целей и их оптимального решения является проведение семинаров по маркетингу и маркетинговым исследованиям. /1/

2 Характеристика предприятия, стратегия его развития 
 

     Кондитерская  отрасль относится к числу наиболее распространенных отраслей пищевкусовой промышленности. Указом президента от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчинённых правительству Республики Беларусь» образован Департамент по хлебопродуктам. Главной целью организации является совершенствование экономической политики и методов хозяйствования в Республике. К основным задачам относят централизацию закупок зерна, организацию производства муки, крупы, хлебобулочных изделий. /4/

       Кондитерская отрасль состоит из 7 специализированных предприятий республиканского подчинения (концерн «Белгоспищепром») и 7 предприятий и цехов коммунальной собственности. Еще 7 предприятий принадлежит частным или иностранным собственникам. Предприятия кондитерской отрасли выпускают практически весь ассортимент изделий, от шоколадной пасты до крекера. /2/

     В своей курсовой работе я буду анализировать маркетинговую деятельность предприятия. Исходными материалами для настоящей работы являются данные Хлебозавода №1 г.Могилева, входящего в состав РУПП «Могилевхлебпром», которое является монополистом на рынке Могилевской области, занимая более 73% его емкости по реализации хлебобулочных изделий.

     Начало  образования предприятия относится  к 1939г., когда в г.Могилеве был открыт хлебозавод №1. К 1972г. В г.Могилеве функционировало 3 хлебозавода и кондитерско-пищевой цех, которые объединялись в Могилевский хлебокомбинат. Областное производственное объединение «Могилевхлебпром» было создано в апреле 1972г. и подчинялось своей деятельности Минпищепрому БССР и облисполкому. С 25.01.2001г. предприятие переименовано в Республиканское унитарное производственное предприятие (РУПП) «Могилевхлебпром». Вышестоящей организацией, осуществляющей руководство и контроль за его деятельностью, является Департамент по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ. Имущество РУПП «Могилевхлебпром» находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (паспорт предприятии представлен в Приложении А).

     Филиалы РУПП «Могилевхлебпром» специализируются по выпуску продукции пищевого назначения, а именно:

     - хлеба пшеничные, ржаные, ржано-пшеничные,  с использованием зерновых культур, зерновых добавок;

     - булочные и сдобные изделия, вырабатываемые из пшеничной муки, а также из пшеничной муки с добавлением муки других зерновых культур или зерновых добавок;

     - бараночные изделия;

     - сухари;

     - макаронные изделия;

     - пироги, пирожки, пончики и берлинеры;

     - кондитерские изделия (торты, пирожные, пряники, коврижки, кексы, бисквиты, рулеты, вафли, вафельные торты, печенье сдобное, печенье овсяное, сладости мучные и сахарные, полуфабрикаты кондитерские выпеченные, изделия кондитерские диетические и обогащенные и др.);

     - сухой хлебный квас;

     - солод ржаной сухой;

     - сухари панировочные;

     - мармелад;

     - повидло;

     - безалкагольные напитки (газированные  и негазированные);

     - вино плодово-ягодное;

     - заменитель цельного молока (ЗЦМ);

     - соки фруктовые.

     За  время работы продукция предприятия была удостоена многих дипломов, наград, а главное – общественным признанием. В результате участия в конкурсе «Хлебное и кондитерское дело» Республиканском смотре качества кондитерских изделий «Ласунак-2008» получены:

     а) диплом и Гран-при за вафли «Пацеха» и «Соло»;

     б) диплом и золотая медаль:

     - за сладости мучные: «Магiлеускi пачастунак», «Медуница», «Дружная семейка», «Шоколадная симфония»; кекс «Апельсинка»;

     - за вафли: «Услада», «Сезам», «Звездочет»,  «Кроха», «Флирт», «Хрустишка»;

     - за пряники: «Ключики», «Смачныя»;

     в) диплом и серебряная медаль за пряники  заварные «Березинские», «Подсолнушек».

     Лауреатами  конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» в номинации «Продовольственные товары 2008 года» утверждены: набор  пирожных «Гурман», хлеб «Детковский», торт вафельный «Соблазн».

     В ноябре 2008 года на ежегодной выставке «Продэкспо - 2008» был получен диплом  за активное участие, дизайн стенда и  широкий ассортимент представленной продукции.

     На  фестивале «Могилевская область  – территория здоровья» награждены Дипломом за активное участие.

     На  конкурсе профессионального мастерства кондитеров хлебопекарной промышленности Республики Беларусь заказные торты  «Магия любви» и «По страницам  Редъярда Киплинга» удостоены первых мест.

     Предприятие имеет 7 филиалов, осуществляющих хозяйственную деятельность по месту нахождения: Бобруйский, Быховский, Горецкий, Кричевский, Климовичский, Костюковичский и Мстиславльский хлебозаводы. Оно является также учредителем дочернего унитарного производственного предприятия «Осиповичский хлебзавод».

     В структуру предприятия на территории г.Могилева входят следующие производства:

     - производство №1 – выпускает  пряники, печенье, кондитерские  изделия на вафельной основе, а также хлебный квас;

     - производство №2 – выпускает подовые улучшенные заварные хлеба и бараночные изделия;

     - производство №3 – выпускает  формовые хлеба, булочные изделия;

     - производство №4 – выпускает  подовые заварные хлеба, булочные  изделия, а также участок по  производству мягких кондитерских  изделий.

     С 3-го квартала 2007г. производство №4 было остановлено на техперевооружение и установку новых технологических линий. С вводом его в эксплуатацию в 1-м квартале 2009г. производство №2 было ликвидировано, как морально и технически устаревшее.

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности на примере РУПП «МОГИЛЕВХЛЕБПРОМ»