Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности предприятия на примере РУПП «Могилевхлебпром», и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на указанном предприятии.
Для реализации данной цели определены следующее задачи:
• рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
• дать экономическую характеристику предприятия, на материалах которого выполняется курсовая работа;
• глубоко изучить методику проведения анализа маркетинговой деятельности предприятия;
Введение 3-4
1Теоретические основы анализа маркетинговой деятельности 5
1.1 Роль и место маркетинга в деятельности предприятия 5-6
1.2 Сущность маркетингового анализа 7
1.3 Сегодняшние проблемы и перспективы маркетинга
на предприятиях в условиях белорусской действительности 8-9
2 Характеристика предприятия, стратегия его развития 10-13
3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 14
3.1 Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов, анализ рынков сбыта продукции 14-22
3.2 Анализ ценовой политики предприятия 23-25
3.3 Анализ конкурентоспособности продукции 26-30
3.4 Анализ стратегии маркетинга 31-40
4 Пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 41
4.1Основные направления маркетинговой политики в 2011 году 41-43
4.2 Разработка новой стратегии маркетинга 44-46
Заключение 47-48
Список литературы 49
Приложение А – Паспорт предприятия
Приложение Б – Основные показатели развития на очередной год
Приложение В – Новые виды продукции
Приложение Г – Программа реализации продукции
Приложение Д – Цены на продукцию
Приложение Е – Сертифицированная продукция
Приложение Ж – Расчет прибыли от реализации
Районные предприятия, кроме хлебобулочных и кондитерских изделий, выпускают дополнительно: на Мстиславском хлебозаводе – вино плодово-ягодное; на Костюковичском – уксус, мармелад; на Горецком - солод; на Климовичском - повидло; на Костюковичском – розлив натуральных соков; на Осиповичском – ЗМЦ и экструзионную муку.
На
предприятии в г.Могилеве имеется
ряд вспомогательных
В условиях острой конкурентной борьбы на товарном рынке предприятие уделяет большое внимание развитию сети собственной торговли. В области имеется 61 торговая точка по реализации всего выпускаемого предприятием ассортимента продукции. Более 10 % его объема реализуется через сеть собственных магазинов (более 2,0 млрд. рублей товарооборота ежемесячно).
В инфраструктуре предприятия имеется объект социальной сферы –оздоровительный детский лагерь «Заря», однако из-за неудовлетворительного состояния его основных фондов и значительных денежных средств на их ремонт, предприятие пытается передать его на баланс города.
Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2008, 2009 и планируемый 2010гг. представлены в Приложении Б.
Анализируя данные Приложения Б, следует отметить следующее:
Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах в 2009г. по сравнению с 2008г. составил 107,7 %, при доведенном задании 107,5 %, при этом годовой объем производства в натуральном выражении по основным номенклатурным группам по хлебобулочным изделиям и б/а напиткам сократился на 2,6% или 1132 т и – 33,1 % или 42,6 тыс.дал. соответственно , по кондитерским изделиям и вину – возрос на 24,7% или 585 кг и 1,4 % или 2,2 тыс.дал. соответственно. При этом выручка от реализации возросла на 14% или 15631 млн.руб.
Рентабельность реализованной продукции в 2009г. составила 5,8% при 4,91% в 2008г, что существенно отразилось на прибыли от реализации продукции, темп роста которой в 2009г. составил 141,8%.
В условиях острой конкурентной борьбы за своего покупателя предприятие уделяет большое внимание расширению и обновлению выпускаемого ассортимента, который в 2009г. насчитывал более 300 наименований хлебобулочных и более 300 кондитерских изделий, из которых новые виды составили по хлебобулочным изделиям 160 наименований, по кондитерским – 215 наименований. Разработано новых видов 59 наименований кондитерских и 60 наименования хлебобулочных изделий. Освоено 19 наименований новых видов безалкогольных напитков, 4 наименования соков, 2 наименования муки экструзионной. Всего выпущено нового ассортимента на сумму 41,2 млн.рублей или 45,8% от всего выпуска товарной продукции, что на 15,3% больше, чем в предшествующем году.
Доля сертифицированной продукции в 2009 году возросла на 2,8% и составила 13,4 % в объеме всего производства продукции.
Большое
внимание уделяется выпуску и
разработке хлебобулочных изделий,
предназначенных для
Заслуженным
вниманием не только в нашем регионе,
но и в других областях республики
пользуются кондитерские изделия на
основе вафельного полуфабриката. Их ассортимент
насчитывает 12 видов вафель и 10 наименований
тортов, 5 видов штучных вафельных изделий,
упакованных в «жемчужную» пленку, освоен
выпуск вафельных тортов развесом 0,55 кг
и наборы пирожных развесом 0,3 и 0,55.
3 Анализ маркетинговой
деятельности предприятия
3.1
Анализ спроса на продукцию
и формирование портфеля
заказов, анализ рынков
сбыта продукции
Основная цель маркетингового анализа - изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.
На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и т.д.
Степень
чувствительности спроса к изменению
цены измеряется при помощи коэффициента
ценовой эластичности (Ер):
Процентное изменение количества спроса i-го товара
Ер
= ------------------------------
Процентное
изменение цен на товар
Коэффициент
эластичности спроса по доходу (Ed)
характеризует степень чувствительности
спроса на товар при изменении дохода
потребителей:
Процентное изменение количества спроса i-го товара
Ed
=-----------------------------
Процентное изменение доходов покупателей
Спрос эластичный, если величина этих коэффициентов больше единицы, и неэластичный - если меньше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю, спрос абсолютно неэластичен: никакое изменение цены не влечет за собой изменение спроса на продукцию. Если коэффициент эластичности равен единице (единичная эластичность), то это значит, что темп роста спроса равен темпу снижения цены. Спрос бывает еще абсолютно эластичным, когда при неизменной цене или ее росте спрос на продукцию увеличивается до предела покупательских возможностей, что чаще всего бывает в условиях инфляции. /8/
Спрос на продукцию, независимо от того, каким он является, не существует вне рынка. От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д.
Анализировать рынок сбыта нашего предприятия начнем с детальной характеристики рынка производства хлебобулочных и кондитерских изделий Могилевской области за последние 3—5 лет.
Численность населения Могилевской области на 1 октября 2009 года составила 1121,1 тысяч человек, с 1995 года она уменьшилась на 9,1%, и на 0,92% меньше чем в прошлом году, из них городское население - 74,5%. В состав области входят 21 район, 15 городов, 9 поселков городского типа. Крупнейшие города – Могилев, Бобруйск, Осиповичи, Кричев. В 9 районах области размещены филиалы РУПП «Могилевхлебпром» (Могилев, Бобруйск, Быхов, Горки, Кричев, Мстиславль, Климовичи, Костюковичи, Осипововичи).
По данным Могилевского областного управления статистики емкость рынка хлебобулочных изделий за 2009г. составляет 63 303 тысяч тонн, что на 1,4 процента меньше прошлогодней и на 18 процентов меньше емкости 2007 года. То есть происходит сжатие рынка, частично это объясняется уменьшением численности населения области, а также особо следует отметить сокращение потребления хлеба семьями, в связи с изменением рациона питания, желанием потребителей покупать «полезные, здоровые продукты», увлечением разнообразными низкоуглеводными диетами. Сходная ситуация наблюдается и в целом по республике. Однако, темпы падения производства и потребления хлеба значительно замедлились и рыночная ситуация продовольственного рынка относительно стабилизировалась, рынок стал более «цивилизованным», а товары разнообразными. К примеру, отвечая потребительским ожиданиям, увеличился выпуск заварных сортов хлеба, улучшенных сортов хлеба, в рецептуру которого входят натуральные компоненты, придающие ему специфический аромат и вкус. Кроме того, солод, картофельная крупка, патока, тмин предотвращают черствение хлеба. Значительно возросло качество хлеба за счет его пищевой и биологической ценности, снижения количества сахара, жира, изменения формы и размера. Так, реализация диетических сортов хлеба производства РУПП «Могилевхлебпром» увеличилась на 46% по сравнению с прошлогодней, а диабетических на 10 %
Емкость рынка производства кондитерских изделий за 2009г. составляет 3167 тонн, что отражает рост на протяжении 4 последних лет по Могилевской области, доля рынка РУПП «Могилевхлебпром» также имеет положительную тенденцию. В 2009 году доля производства кондитерских изделий предприятиями Могилевской области составила 85,6%, то есть выше емкости 2008 года на 2,3%.
Рассмотрим
приведенные в таблице 2 данные производства
отдельных видов продуктов питания по
городам областного подчинения и районами
Могилевской области.
Таблица 2 - Производство отдельных видов продуктов питания по городам областного подчинения и районам Могилевской области (тонн)
|
Анализируя данные производства отдельных видов продуктов питания по городам областного подчинения и районами Могилевской области, следует отметить, что доля рынка производства хлебобулочных и кондитерских изделий РУПП «Могилевхлебпром» составляет 73,4% по хлебобулочным изделиям и 85,6% по кондитерским изделиям, что по хлебу практически остается на том же уровне последние 2 года.
Данные показатели свидетельствуют о достаточно прочном положении РУПП «Могилевхлебпром» на рынке производителей Могилевской области. Однако ситуация осложняется следующими факторами:
Для выявления причин отрицательной динамики проведем детальный анализ рынка сбыта, в первую очередь изучив динамику и структуру исследуемого рынка.
Таблица 3 - Структура реализации х/б и кондитерской продукции | |||||||||||||||||||
Области РБ | хлебобулочные изделия | кондитерские изделия | |||||||||||||||||
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | отклон. От 2005г. (%) | отклон. От 2006г (%) | отклон. От 2007г (%) | отклон. От 2008г (%) | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | отклон. От 2005г. (%) | отклон. От 2006г (%) | отклон. От 2007г (%) | отклон. От 2008г (%) | ||
Могилевская область | 61643 | 57130 | 53759 | 51453 | 50234 | 93 | 94 | 96 | 98 | 1326 | 1279 | 1426 | 1798 | 2255 | 96 | 111 | 126 | 125 | |
в. т.ч. г.Могилев | 20015 | 19660 | 19267 | 18295 | 18413 | 98 | 98 | 95 | 101 | 524 | 585 | 564 | 688 | 815 | 112 | 96 | 122 | 119 | |
Минская область | 74 | 42 | 51 | 81 | 57 | 122 | 158 | 97 | 129 | 144 | 91 | 74 | 133 | 112 | 63 | 82 | |||
в т.ч. г.Минск | 70 | 42 | 49 | 49 | 60 | 117 | 100 | 53 | 37 | 50 | 25 | 20 | 70 | 135 | 50 | 80 | |||
Витебская область | 157 | 138 | 91 | 44 | 95 | 58 | 66 | 49 | 214 | 51 | 57 | 39 | 45 | 44 | 112 | 68 | 115 | 98 | |
Гомельская область | 29 | 12 | 5 | 17 | 34 | 28 | 20 | 340 | 200 | 82 | 71 | ||||||||
Брестская область | 42 | 328 | 337 | 336 | 375 | 521 | 103 | 100 | 112 | 139 | |||||||||
Гродненская область | 39 | 72 | 25 | 25 | 35 | 185 | 35 | 100 | 140 | ||||||||||
Экспортные поставки | 167 | 428 | 155 | 256 | 36 | 5 | 2 | 38 | |||||||||||
Итого | 61800 | 57371 | 54101 | 51988 | 50565 | 88 | 94 | 96 | 97 | 1845 | 1891 | 2004 | 2366 | 2951 | 102 | 106 | 118 | 125 |
Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности на примере РУПП «МОГИЛЕВХЛЕБПРОМ»