Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности предприятия на примере РУПП «Могилевхлебпром», и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на указанном предприятии.
Для реализации данной цели определены следующее задачи:
• рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
• дать экономическую характеристику предприятия, на материалах которого выполняется курсовая работа;
• глубоко изучить методику проведения анализа маркетинговой деятельности предприятия;
Введение 3-4
1Теоретические основы анализа маркетинговой деятельности 5
1.1 Роль и место маркетинга в деятельности предприятия 5-6
1.2 Сущность маркетингового анализа 7
1.3 Сегодняшние проблемы и перспективы маркетинга
на предприятиях в условиях белорусской действительности 8-9
2 Характеристика предприятия, стратегия его развития 10-13
3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 14
3.1 Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов, анализ рынков сбыта продукции 14-22
3.2 Анализ ценовой политики предприятия 23-25
3.3 Анализ конкурентоспособности продукции 26-30
3.4 Анализ стратегии маркетинга 31-40
4 Пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 41
4.1Основные направления маркетинговой политики в 2011 году 41-43
4.2 Разработка новой стратегии маркетинга 44-46
Заключение 47-48
Список литературы 49
Приложение А – Паспорт предприятия
Приложение Б – Основные показатели развития на очередной год
Приложение В – Новые виды продукции
Приложение Г – Программа реализации продукции
Приложение Д – Цены на продукцию
Приложение Е – Сертифицированная продукция
Приложение Ж – Расчет прибыли от реализации
Анализ структуры и динамики реализации х/б изделий за последние 5 лет показал, что с 2005 года объем продаж по объединению упал на 11 235 тонн (или 18%). Учитывая, что основным рынком сбыта х/б продукции является рынок Могилевской области (99,3% всего сбыта), подробнее проанализируем ситуацию.
Подобная отрицательная тенденция характерна не только в Могилевской области и республике в целом, но и в государствах Балтии, Украины, России. Это вполне закономерно, потому что такого потребления хлеба, как в бывшем Советском Союзе, нет ни в одной европейской стране. Так если раньше каждый человек употреблял до 800 гр. В сутки, то теперь – не больше 200 гр. Сейчас продукция идет по прямому назначению, она не скармливается на корм скоту, как это было раньше, поэтому само по себе снижение объемов производства и реализации не стоит воспринимать как негативный факт. Хлеб не тот продукт, который должен лежать на складе, он тем и дорог, что будет всегда свежим и в меру. Главное, чтобы население было обеспечено продукцией в полном объеме, заявки торговых организаций выполнялись в полной мере и своевременно.
Для определения основных тенденций изменения рынка в будущем и изучения динамики развития рынка сбыта проанализируем соотношение объемов реализации хлебобулочной продукции по группам потребителей за 2006, 2007, 2008 и 2009 году на примере Могилевских производств №2, №3, №4 РУПП «Могилевхлебпром», что позволит выявить резервы на 2010 год.
Анализ структуры реализации х/б изделий за последние 5 лет позволяет сделать вывод о продолжающемся свертывании реализации продукции в секторе рынка государственных торговых предприятий, так за 2006-2009 год произошло сокращение данного сектора на 10%, причем сектор розничной торговли частной формы собственности увеличился на 10%. Т.о., частная торговля является самым крупным рыночным сектором сбыта хлебобулочной продукции РУПП «Могилевхлебпром». Следует обратить внимание, что в динамике за 5 последних лет абсолютный объем хлебобулочной продукции, реализуемый через государственную торговлю сократился на 18%, в то время как, объем продаж через частную торговлю обеспечил «перекачивание» утраченных объемов лишь на 10%. Данная ситуация сложилась в результате сложности контроля за деятельностью предприятий с негосударственной формой собственности, имеющих возможность реализовывать через свою торговую сеть продукцию предприятий-конкурентов предлагающих более дешевую продукцию, но уступающую по качеству продукции РУПП «Могилевхлебпром». Кроме того, конкуренты привлекают к сотрудничеству торговую сеть негосударственной формы собственности условиями оплаты, возврата по черствости и удобными графиками доставки. Немаловажным фактором является цена.
Основными конкурентами РУПП «Могилевхлебпром» по г.Могилеву по булочным изделиям является хлебозавод ОРСа железной дороги (в среднем на 50-70 рублей с одного изделия), продукция Белыничского хлебозавода кооперативной промышленности привлекает покупателя внешним видом (хорошо поднявшиеся, мягкие, не крошливые хлеба), а ОДО «Родны хлеб» г.Славгород завоевал часть рынка, упущенную РУПП «Могилевхлебпром», удобными графиками завоза и мобильностью реакции на дополнительные заявки торговых организаций. Рынок хлебов частично завоеван ЧТУП «Паранит», чья продукция сильно уступает по качеству продукции РУПП «Могилевхлебпром», но более дешевая, и Чаусским хлебозаводом кооперативной промышленности, формовые хлеба которого весьма привлекательны по своим органолептическим характеристикам, хотя и немного дороже РУПП «Могилевхлебпром».
Открытие
в г.Могилеве гипермаркета «Гиппо»,
насыщенного преимущественно
Прогнозируемый объем поставок за пределы области не был выполнен из-за прекращения во втором полугодии экспортных поставок, в связи с использованием предприятиями отрасли в основном сырья отечественного производства (мука, сахар, маргарин и другие), цены на которое выше действующих в РФ и Украине. Это и приводит к неконкурентоспособности отечественной продукции по ценовому фактору. Вторая и, пожалуй, основная причина падения экспорта – это сложность взыскания платежей за продукцию, отгруженную по контракту с отсрочкой платежа.
Определив
тенденцию изменения
Таблица 4 – Выполнение плана реализации 2009-2010 гг.
Группы потребителей | Выполнение 2009 год | План реализации на 2010 год | Планируемый прирост тыс. тонн + / - |
Предприятия системы ОПС | 3191 | 3250 | 59 |
ТОРИ | 5142 | 5245 | 103 |
Торговля государственная | 2255 | 2300 | 45 |
Торговля частная | 7874 | 8050 | 176 |
Тюрьмы, в/части | 201 | 205 | 4 |
Общепит | 301 | 305 | 4 |
Фирменная торговля | 711 | 740 | 29 |
Районы Могилевской области | 997 | 1035 | 38 |
Реализация за пределы Могилевской обл. в т.ч. РФ | 291 | 350 | 59 |
ИТОГО: | 20962 | 21480 | 518 |
Исчисленная ранее доля рынка хлебобулочной продукции Могилевской области, занимаемая РУПП «Могилевхлебпром» (порядка 73,4%) и стабилизация рыночных сегментов, дает возможность более точного и обоснованного планирования реализации в 2010 году.
На следующем этапе рассмотрим рынок кондитерских изделий.
Данные, приведенные в Приложении В, свидетельствуют о том, что динамика продаж кондитерских изделий РУПП «Могилевхлебпром» по республике положительная (+585 тонн по отношению к 2008 году и 160% за последние 5 лет), хотя наблюдаются структурные изменения: потеряна часть рынка сбыта Минской области, Гомельской и Витебской области, а наибольший прирост объемов обеспечен за счет торговых организаций Могилевской и Брестской областей.
|
|||||
По статистическим данным отдела хлебопекарной промышленности департамента по хлебопродуктам за первое полугодие 2009 года темп роста составил 128,1%, с 2000 года наблюдается постоянное повышение потребления кондитерских изделий на душу населения в Беларуси - 12,6 кг в 2009 г. (хотя в 1995 году был 5,9 кг.) Среди мучных кондитерских изделий наибольшим спросом пользуются печенье 34%, вафли 21%, пряники 15%, торты и пирожные 15%. В целом программа реализации продукции представлена в Приложении Г.
В
свете вышеизложенного можно сделать
вывод, что производство РУПП «Могилевхлебпром»
сработало с темпом 125%, то есть показатель
является средним по Республике, а структурное
соотношение по видам продукции отличается
от среднего – вафельных изделий и тортов
производится меньше (в половину), а пряники
в нашей структуре производства занимают
около 80%.
3.2
Анализ ценовой политики
предприятия
Глобальных исследований вкусов и предпочтений потребителя кондитерских изделий в РБ не проводилось, по крайней мере, они не известны. Проведенный собственными силами опрос покупателей показал, что основным критерием при выборе кондитерских изделий является ее доступность - цена. Качеству продукта с течением времени потребители уделяют все больше внимание. В настоящее время потребитель хочет получить дешевый, но качественный продукт.
Именно поэтому одним из наиболее существенных направлений маркетингового анализа является ценовая политика предприятия на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.
Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.).
В изучении ценовой политики и анализе обоснованности цен на продукцию предприятия важными вопросами являются следующие:
- установление, насколько цены отражают уровень издержек;
- используется ли политика стимулирующих цен;
- привлекательны ли цены предприятия в сравнении с ценами конкурентов;
- чем отличается политика ценообразования на данном предприятии от ценовой политики конкурентов;
- как действует предприятие при изменении цен конкурирующими фирмами;
- какова государственная политика в области ценообразования на аналогичные товары? /7/
Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счёт снижения своих затрат, а так же улучшения качества товара стремиться обогнать конкурентов. Как показал анализ Приложения Ж, цены, установленные РУПП «Могилевхлебпром» полностью отражают уровень издержек на выпускаемую продукцию. Так, при себестоимости реализованной продукции в 2009г. 106 100 млн.руб., выручке от реализации – 128 959 млн.руб., чистый доход предприятия составил 9 053 млн.руб. В целом, рентабельность продаж по 2009г. составила 4,3%, что в условиях экономического кризиса в нашей стране является довольно высоким показателем рентабельности.
Привлекательность
цен предприятия в сравнении с ценами
конкурентов выясним при сравнительном
анализе уровня цен на основную продукцию,
выпускаемую РУПП «Могилевхлебпром»,
на основе Приложения Д.
Таблица 5 – Сравнительный анализ уровня цен на продукцию
|
Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности на примере РУПП «МОГИЛЕВХЛЕБПРОМ»