Анализ маркетинговой деятельности на примере РУПП «МОГИЛЕВХЛЕБПРОМ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности предприятия на примере РУПП «Могилевхлебпром», и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на указанном предприятии.
Для реализации данной цели определены следующее задачи:
• рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
• дать экономическую характеристику предприятия, на материалах которого выполняется курсовая работа;
• глубоко изучить методику проведения анализа маркетинговой деятельности предприятия;

Содержание работы

Введение 3-4

1Теоретические основы анализа маркетинговой деятельности 5
1.1 Роль и место маркетинга в деятельности предприятия 5-6
1.2 Сущность маркетингового анализа 7
1.3 Сегодняшние проблемы и перспективы маркетинга
на предприятиях в условиях белорусской действительности 8-9
2 Характеристика предприятия, стратегия его развития 10-13
3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 14
3.1 Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов, анализ рынков сбыта продукции 14-22
3.2 Анализ ценовой политики предприятия 23-25
3.3 Анализ конкурентоспособности продукции 26-30
3.4 Анализ стратегии маркетинга 31-40
4 Пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 41
4.1Основные направления маркетинговой политики в 2011 году 41-43
4.2 Разработка новой стратегии маркетинга 44-46

Заключение 47-48

Список литературы 49

Приложение А – Паспорт предприятия
Приложение Б – Основные показатели развития на очередной год
Приложение В – Новые виды продукции
Приложение Г – Программа реализации продукции
Приложение Д – Цены на продукцию
Приложение Е – Сертифицированная продукция
Приложение Ж – Расчет прибыли от реализации

Файлы: 1 файл

1.doc

— 5.20 Мб (Скачать файл)

     С 2008 года на всех предприятиях РУПП «Могилевхлебпром»  внедрена и сертифицирована система  менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001. В 2010 году планируется расширение действия сертификатов и подготовка производств к внедрению и сертификации систем управления безопасностью пищевых продуктов HACCP.

     Так, основными планируемыми мероприятиями  по повышению качества и освоению импортозамещающей продукции на 2010г. я бы назвала следующие:

     - освоение новых технологий (4,5,6 стадий) производства заварных сортов хлеба с добавлением квасов хлебопекарных, сухофруктов, фитокомпозиций – для расширения ассортимента, увеличения сроков хранения;

     - производство вафельных изделий  с новыми развесами в новой  упаковке с красочной художественной отделкой, с использованием новых видов сырья – для расширения ассортимента импортозамещающей продукции, более полного удовлетворения спроса покупателей;

     - производство полуфабрикатов кондитерских  выпеченных – для увеличения объемов реализации кондитерских изделий;

     - производство тортов, пирожных, изделий  мучных кондитерских диетических  и обогащенных – для расширения  ассортимента изделий профилактического  назначения;

     - освоение хлебобулочных и кондитерских  изделий повышенной пищевой и биологической ценности – для расширения ассортимента изделий, обогащенных премиксами витаминно-минеральными, фитокомпозициями;

     - проведение работ по увеличению  сроков годности кондитерских  изделий.

     Анализ  последних 4 показателей представлен  в таблице 6. 
 
 
 
 

     Таблица 6 - Анализ показателей качества продукции 

Показатель Предшествующий 

год

Текущий год
план факт
Средневзвешенный  балл качества продукции 0,70 0,75 0,74
Удельный  вес, %:      
- продукции  высшей категории качества 75,0 76,0 78,0
- экспортируемой  продукции 0,76 0,20 0,23
- забракованной  продукции 0,55 0,40 0,50

 

     Как видно из таблицы за отчетный год  на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции  и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества.

     По  экспортируемой продукции в текущем  году, несмотря на то, что план был перевыполнен, в сравнении с прошлым годом этот показатель намного меньше.

     Косвенным показателем качества продукции  является брак. Удельный вес забракованной продукции фактически оказался больше на 0,1%, чем запланированный. А выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. Необходимо изучить причины понижения качества и допущенного брака продукции и разработать мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции могут быть, например, плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

     Кроме того, важными направлениями повышения конкурентоспособности продукции являются - совершенствование процесса товародвижения, организация торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции. Эти и некоторые другие инструменты стимулирования спроса будут рассмотрены в следующем разделе. 
 
 
 
 
 

 

3.5 Анализ стратегии  маркетинга  
 

      В данном разделе проанализируем существующую стратегию маркетинга по следующим  направлениям:

  • коммуникационная политика;
  • товарная политика;
  • политика распределения.
 
  1. Коммуникационная  политика:

     Каждый  человек является покупателем, приобретая ежедневно хлеб, молоко, газеты или  другие товары. При этом он делает свой выбор среди имеющихся предложений, по особым, известным только ему  причинам и лишь 10 % покупок совершает необдуманно, спонтанно. Выбирая для покупки тот или иной товар, покупатель, безусловно, отдает предпочтение тому из них, который, на его взгляд, изготовлен лучшей фирмой и поэтому, по его мнению, он несравненно лучше других имеющихся аналогичных товаров. У такого покупателя заранее сложился определённый образ данной фирмы и её товаров, сложилось мнение об их превосходстве над другими аналогичными товарами. Такое мнение покупателя может сложиться стихийно, и тогда, оно, безусловно, не всегда будет благоприятно для фирмы. Фирма поступит более благоразумно, если она сама побеспокоится о своём имидже, создаст мнение о престижности её товаров. Всё это обеспечивается путём разработки правильной реализации политики продвижения товара или коммуникационной политики фирмы. Эта политика реализуется благодаря использованию таких средств коммуникации как: - реклама; - личная продажа; - стимулирование продаж; - пропаганда.

     В 2009 году на рекламные цели РУПП «Могилевхлебпром» израсходовано более 80 миллионов рублей, это больше, чем в 2008 году на 60%. Наиболее масштабно осуществлялись следующие рекламные компании:

  1. «Пасхальная рекламная компания» - реклама пасхального ассортимента - в газете «Вестник Могилева», а также посредством демонстрации на баннерных конструкциях в фирменной торговле;
  2. Реклама, приуроченная ко Дню независимости;
  3. «Новогодняя и рождественская рекламная компания».

     С начала 2009г. проводились такие  маркетинговые мероприятия как:

       - выход на страницах газеты «Могилевская правда» рекламной статьи «Нескучное чаепитие с продукцией «Могилевхлебпром»;

       - прокат на канале «Могилев-2» сюжета о куличах и кексах в преддверии праздника «Пасхи», упор был сделан на свободное время хозяек и на традиции домашней выпечки; вкладыш в продукцию к празднику Пасхи – продукция выглядела значительно привлекательнее;

       - реклама новинок пирогов на радио с целью обеспечения максимальной аудитории слушателей;    

      - прокат на светодиодном экране, расположенном на ул. Первомайской, рекламных поздравительных роликов: новинки пирожных, сухарей, вафельных батончиков (ко Дню независимости); новогодние торты;

      -   реклама на телевидении методом BLT (непрямая реклама): сюжеты в новостях – человек видит не просто рекламу предприятия, а рассказ о предприятии со стороны, с оценкой журналистов – сюжет о производстве кваса;

    - реклама новинок вафельных батончиков в начале года;

    - реклама новогоднего ассортимента кондитерских изделий; поздравительный ролик;

    - информационный ролик об открытии кафетерия и нового торгового павильона;

     - информация на радио о снижении цен  (радиостанция  «Наше радио» г. Могилева);

     - использование поздравительных вкладышей в продукцию  с символом Нового 2010г.; использование красочной новогодней упаковки; реклама торговой марки предприятия на карманных календарях 2010 года;

     - участие в «постоянно-действующем центре «Приднепровье» способствует повышению уровня продаж и имиджа предприятия;

     - размещение рекламы продукции в электронном справочнике предприятий республики и города «Компасс Могилева»;

     - реклама и поздравления в газетах г. Могилева: «Веснiк Магiлева» «Могилевские ведомости», «Могилевская правда», статья «С весомым багажом в Новый год», «Днепровская неделя», «Могилевские ведомости», «Толока», «Народный доктор»; журналах: «Пищевая промышленность»; «Экономика Беларуси», «Хлебопек», «Белпродукт. Международные выставки».

                   - ООО «Дион-телесервис» (размещение  рекламы свадебных тортов в  специализированном  буклете для  новобрачных «Совет да любовь»;  тортов на лайт-постере);

     - акция - Рождественская распродажа кондитерских изделий;

     - участие в маскарадном костюмированном свето-перотехническом шествии «Католическое рождество» с распространением кондитерской продукции предприятия;

     - дегустации широкого ассортимента, ознакомление с новинками: при проведении дегустаций в торговой сети города многие горожане впервые знакомятся с продукцией предприятия, одновременно возникает возможность обратной связи, поскольку на дегустациях находится технолог и специалист из отдела сбыта. Удовлетворенность покупателей оценивается по отзывам, анкетам, анализ которых говорит об удовлетворенности потребителей качеством и ассортиментом продукции предприятия. Покупатели достаточно высоко оценивают вкусовые качества продукции, также внимание уделяют и  упаковке, этикетке и названиям продукции. Среди приоритетных для потребителя показателей продукции следует выделить – качество продукции (удовлетворенность покупателей - 80%); вкусовые характеристики (удовлетворенность - 75%), внешний вид продукции (удовлетворенность 65%). Среди конкурентов часто называют «Витьбу», «Спартак», «Слодыч» «Минскхлебпром», «Гомельхлебпром», «Родны хлеб» (г. Славгород), «ОРС», «Фиеста»: продукция данных предприятий отличается эффектной упаковкой, ценой, условиями поставки (маневренность и мобильность доставки позволяет предоставлять покупателю «самую свежую» продукцию).

     - Рекламные модули  в специализированных  изданиях – каталогах: «Бизнес-продовольствие 2008/2009»; «Индустрия пищевая» для организаций – позволяют подняться на новый уровень рекламы. 

  1. Товарная  политика

     Товарная  политика включает в себя проведение статистических исследований от идеи создания нового товара до его сбыта  и технического обслуживания. Причем объектом исследования является не товар  как таковой,  а потребитель с его запросами по отношению к данному товару, т.е. спрос на товар. При разработке товарной политики основными направлениями являются:

     - инновации (создание новых товаров или обновление существующих);

     - обеспечение количества и конкурентоспособности товаров;

     - создание и оптимизация товарного ассортимента;

     - вопросы о товарных марках;

     - создание эффективной упаковки;

     - анализ жизненного цикла товара и управление им;

     - позиционирование товаров на рынке.

     Фирма, осуществляющая товарную политику, преследует цель производить такие товары, которые были бы конкурентоспособны и имели бы соответствующее качество. Для этого необходимо не только определить оценку конкурентоспособности товара, повышать качество продукции как одной из форм конкурентной борьбы, завоевание и удержание позиций на рынке, но придерживаться  стратегий, позволяющих добиться конкурентных позиций.

     Итак, ассортимент выпускаемой продукции РУПП «Могилевхлебпром» широк и разнообразен: более 400 видов хлебобулочной и 500 – кондитерской продукции (таблица 7, таблица 8, таблица 9). /5/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 7 – Каталог продукции хлебобулочных  изделий 

Хлеб  серый, черный, тостовый  
Батон, багет, сайки, караваи, витушки  
Булочки, пышки, рогалики, крендели
Лепешки для пиццы, лаваш, булочки для хот-догов
Бублики, сушки, сухари

       
 

     Таблица 8 - Каталог продукции кондитерских изделий 

Пряники  
Вафельные батончики  
Печенье овсяное  
Вафельные торты  
Пирожные  
Вафли  
Печенье  
Торты  

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности на примере РУПП «МОГИЛЕВХЛЕБПРОМ»